Методический материал. Панорама педагогического опыта.
Оценка 5

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
Взрослым
13.02.2019
Методический материал. Панорама педагогического опыта.
Данная работа-плод длительной апробации в своем педагогическом опыте проблемно-поискового метода. На мой взгляд, этот методический способ дает учителю и обучающемуся широкое поле для творческой работы на уроке. Используя поисковый метод, проблемную ситуацию, я стараюсь заинтересовать художественным произведением на уроках литературы, создать оптимальные условия для развития творческой личности.
Панорама педагогического опыта.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева» ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: «Формирование эмоционального личностного восприятия и  интеллектуального понимания обучающимися  художественного произведения с использованием технологии проблемного обучения». Выполнила Еналдиева Алла Константиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории г. Владикавказ,2019г. 1.Информация об опыте. Тема   опыта:   «Формирование   эмоционального   личностного   восприятия   и   художественного   произведения   с интеллектуального   понимания   обучающимися   использованием технологии проблемного обучения». Сведения об авторе опыта       В   1985   году   окончила   Северо­Осетинский   государственный   университет   по специальности «Филолог. Преподаватель». Моя педагогическая деятельность началась в 1985 году. В настоящее время работаю в ГБПОУ «ВМТ»  Преподаю русский язык и литературу.  Имею высшую квалификационную категорию. 2. Актуальность и перспективность опыта    Сегодня духовно­нравственные ориентиры молодежи в большей мере определяют СМИ, компьютерные игры, интернет ­ сообщества, что приводит   к снижению общего уровня речевой   и   духовной     культуры.     Всеобщая   цифровизация   общества   сказывается   и   на характере   читательской   деятельности   и   вносит   качественные   изменения   и   в   самом процессе чтения и в восприятии художественного текста.       Основная цель современного обучения ­ это не только формирование качественных знаний,  но   и   формирование   активной   учебно­познавательной   деятельности  и   развитие творческих   способностей  обучающихся,   успешная   их   социализация.  Традиционные педагогические   приёмы,   методы   и   средства   обучения     на   уроках   литературы   в   этих условиях недостаточно эффективны. Необходимо подходить к решению этой проблемы на уроках литературы комплексно, с учетом художественных, эмоциональных, эстетических особенностей обучающихся при  восприятии литературных произведений, делая акцент на создание проблемной ситуации на уроке литературы, потому что:  во­первых,  в создании национальной духовной культуры особая роль принадлежит художественной литературе. На   ее   страницах,   в   созданных   ею   образах   и   картинах  оживают   страницы   прошлого   и настоящего.   Она   ­   неисчерпаемый   источник   благородных   человеческих   чувств, заставляющих читателя волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Она помогает формировать нравственные оценки, влияет на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.       Во­вторых, достижение   таких личностных результатов как «нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей», метапредметных – «владение навыками   познавательной   рефлексии   как   осознания   совершаемых   действий   и мыслительных процессов,  границ своего знания и незнания»  невозможно без системного подхода,   в   том   числе   без   практической   реализации   проблемного   метода   на   уроках литературы в изучении обучающимися  художественного произведения. 1 В­третьих,     Федеральная   целевая   программа   "Русский   язык"     на   2016   ­   2020   годы указывает   на   необходимость   качественного   аналитического   сопровождения   итогового сочинения.   Поэтому   разработка   системы   эмоционального   и   интеллектуального   чтения через   использование   проблемного   анализа   произведения   позволит   сформировать   такие предметные результаты как: «владение навыками анализа художественных произведений с учетом   их   жанрово­родовой   специфики;   осознание   художественной   картины   жизни, созданной   в   литературном   произведении   в   единстве   эмоционального   личностного восприятия   и   интеллектуального   понимания».  Поэтому   ведущим   методом   для   своей педагогической   деятельности   я   выбираю  проблемный   метод.  Актуальность  темы «Формирование   эмоционального   личностного   восприятия   и   интеллектуального понимания   обучающимися     художественного   произведения   с    использованием технологии проблемного обучения»   также  обусловлена современными требованиями к уровню   и   качеству   образования   в   области   филологических   дисциплин,   политикой государства   в   области   образования,   развитием   общества;   Законом   об   образовании   РФ; инновационным   подходам   современной   педагогики   и   психологии;   профессиональным интересам педагогической общественности.     Современному   обществу   нужны   образованные,   нравственные,   творческие   люди,   способные   самостоятельно   принимать   ответственные   решения.   что перспективность  моего   опыта   именно   в   воспитании   такой   личности,   активной, коммуникабельной,     читающей,   мыслящей,   что   позволит   ей   успешно   адаптироваться   в современном   мире.   Это   позволит   ей   в   «дальнейшем    самостоятельно   оценивать   и принимать   решения,   определяющие   стратегию   поведения,   с   учетом   гражданских   и нравственных ценностей».   Считаю, 3. Концептуальность В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о том, что необходимо не просто   вооружать   ребёнка   знаниями,   а   учить   разрешать   его   различные   жизненные проблемы.   В   настоящее   время   широко   обсуждается  компетентностная  модель образования, которая отказывается от знаний «на всякий случай». Положенное в её основу содержание   образование   «предполагает   целостный   опыт   решения   жизненных   проблем, выполнения   ключевых  (то  есть   относящихся  ко  многим   социальным   сферам)   функций, социальных ролей, компетенций» У   современных   школьников   зачастую   нет   мотивации,   интереса   к   учению,   к познавательной деятельности, не сформированы мыслительные механизмы, связанные как с творчеством, так и с восприятием информации, но более всего вызывает беспокойство отсутствие у детей представлений о ценностях, лежащих в основе мировой культуры. В начале XXI века перед школой встали вопросы не столько образовательного характера, сколько воспитательного. Образование – основа духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, включать изучение философии, этики, эстетики, истории, религии. Одновременно   необходимо   учить  детей   разрешать   самые   разнообразные   проблемы:     от 2 личных до глобальных. Всё это возможно при проблемном и культурологическом подходах к   изучению   словесности.   Основными   ценностями   в   проблемном   и   культурологическом подходах   к   воспитанию   и   образованию   выступают:  «человек   как   предмет   воспитания; культура   как   среда,   растящая   и   питающая   личность;   творчество   как   способ   развития человека в культуре». Сегодня  главной образовательной задачей преподавания литературы является   подготовка   квалифицированного   читателя,   то   есть   человека,   обладающего эстетическим   вкусом,   воспринимающим   худ   текст   в   единстве   формы   и   содержания, способного   извлекать   глубинный   смысл   из   художественного   текста.   «Цель   воспитания человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном куль­ турном   пространстве.   Выпускник   современной   школы   готовится   к   жизни   в   условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни». В   этом   ему,   несомненно,   помогают   уроки   литературы,   на   которых   «работа» эстетически и духовно развитого читателя заключается не просто в чтении и получении удовольствия,   но   и   в   постоянном   вычитывании,   интерпретации,   толковании   текста,   в формировании и формулировании собственной читательской позиции.        Таким   образом,     главной   задачей   преподавателя­словесника     является   подготовка духовно развитого читателя, умеющего  не просто  получать удовольствие  от чтения, но и способного   извлекать глубинный смысл из прочитанного произведения,   т.е. подготовка квалифицированного читателя,  с собственной читательской позицией. 4. Ведущая педагогическая идея смысл   художественного   произеведения,     Приобщение  обучающихся   к богатствам отечественной художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. На этом этапе важно научить их постигать общечеловеческий и конкретно­исторический     давать самостоятельную   оценку   литературных   произведений;   формировать   умения   и   навыки владения литературным языком.       Необходимо   строить   весь   образовательный   процесс   так,   чтобы   каждый   урок   литературы     обучающихся   о   скрытых   возможностях художественного текста,   развивал в нем творческое мышление, помогал разобраться в сложном   переплетении   тем   и   проблем,   ориентировал   его     на   понимание   конкретно­ предметного  мира и мира условного;  развивал  умение обобщать изученное и видеть за видимым внешним содержанием его второй сложный философский план. Роль учителя  в системе   развивающего   обучения   –   развивать   познавательное   отношение   к действительности,   способность   мыслить,   выражать   эмоции   и   мысли   в   слове.  Он   – собеседник и соавтор урока. Это помогает превратить урок в творческую мастерскую, в которой обучающиеся,  как и сам учитель,  переживают минуты вдохновения, открытий и познания. Работа над содержательным аспектом  произведения неразрывно связана с его   расширял   представление   3 эмоциональным воздействием на читателя, поиском новых форм общения с автором и его произведением. Таким образом, формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.     Но проблемы следующего характера, как: низкая мотивация при выполнении творческих заданий;   отсутствие   читательского   интереса,   не   сформированность   УУД,   не подготовленность обучающихся к серьезным размышлениям  о прочитанном, непонимание практической  направленности уроков литературы, ­  побудили меня  к поиску таких форм обучения,   методов   и   приёмов,   что   позволили   бы   обучающимся   воспринимать художественное   произведение   в   единстве   его   формы   и   содержания,       помогли   бы распознать   в   каждом   учащемся   его   индивидуальные   особенности   и   на   этой   основе воспитывать   у   него   стремление   к   познанию   и   творчеству.   Это   возможно   только   при использовании  проблемно­тематического  подхода к анализу урока литературы.      Я   работаю над   методами     и приемами,   формирующими     у молодого человека личностное интеллектуальное   восприятие литературного произведения,   через создание проблемной ситуации, которая является «началом мышления» ( С.Л.Рубинштейн) Мною были поставлены следующие задачи:    приобщение   обучающихся     в   процессе   изучения   художественного произведения к законам художественного мышления;  развитие самостоятельности в достижении поставленной цели урока;    восприятие   и   понимание     содержания   изученного   произведения     через создание проблемной ситуации на уроке;  повышение читательского интереса;    развитие       критического       мышление,   умения   искать   пути   решения поставленной задачи;  расширение методов и приемов анализа произведения. 5. Описание сути опыта      Чтение и анализ художественного произведения ­ важнейшее средство литературного развития   обучающихся.   Чтобы   понять   уровень   восприятия   произведения,   степень   его эмоционального   воздействия,   интеллектуальный     потенциал,   учителю   надо   выбрать основной путь разбора и анализа произведения, приемы изучения текста, формирующие личностный  подход к изучаемому произведению.     Художественная литература ­ литература высоких требований к человеку, постоянных исканий   смысла   жизни,   духовных   ориентиров,   погружения   во   внутренний   мир человеческой души, серьезных поисков истины. Это  литература страдания и сострадания, вечных вопросов и мучительных ответов. 4 «Что дурно, что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть?  Для чего нужно жить и что   такое   я?   Что   такое   жизнь,   что   такое   смерть?   Какая   сила   управляет   нами?»   Эти вопросы мучают не только героя Л. Н. Толстого, но и всех нас. В чем сущность духовной личности?        Опыт   искания   ответов   на   эти   вопросы   находим   мы   у   классиков.   Приобщение   к величайшим  образцам мировой   литературы создает в человеке особый духовный мир и постоянное   стремление   к  духовной   красоте.   Велик   духовный   потенциал   литературы,   и задача учителя ­ словесника использовать его в полной мере для духовно­нравственного воспитания   ученика.   Наверное,   не   нужно   говорить,   как   важны     правильные   уроки литературы   в   формировании   духовного   мира   ребенка.   Что   должно   составлять   основу такого урока?       В   центре   внимания уроков   литературы   ­ общечеловеческие       ценности: вера в человека,   любовь   к   ближнему,   сострадание   и   милосердие.     Любая   тема   на   уроках литературы ориентирована на пробуждение   и обогащение духовного мира ученика.   А задача учителя – через произведения с высоким содержанием духовно­великого приобщать учащихся к национальной духовной культуре.     Но по каким критериям проводить этот отбор программных, а порой и внепрограммных произведений? Чем должен руководствоваться учитель­словесник в этом нелегком деле: личным   «вкусом»   или     следовать   предложенной   программе?   Какие   методы   и   приемы разбора   художественного   произведения   использовать   на   уроках   литературы,   чтобы заинтересовать обучающихся темой урока, «погрузить» его в сложный многоплановый мир авторского замысла?     Обычно выделяют три  пути анализа литературного произведения: «вслед за автором», «по образам», и проблемно ­ тематический.  Я использую все виды разбора в зависимости от целесообразности их применения на уроке. Но основным ведущим методом изучения произведения   на   моих   уроках   является   проблемно­тематический,   помогающий активизировать   приемы   сотворчества   учителя   ­   обучающегося   и   автора   произведения. Главная цель, которую я ставлю перед собой сегодня, ­ воспитание вдумчивого читателя, умеющего   критически   мыслить,   решать   нестандартные   проблемные   ситуации, воспринимать прекрасное.     Так,  чтобы обучающиеся поняли главную идею сложного для  понимания произведения И.Бродского «Сретение», (https://multiurok.ru/files/konspekt­uroka­i­brodskii­stikhotvorenie­ sretene­o.html)   я   использую   все     три   вида   анализа   стихотворения,     что   позволяет обучающимся  понять особенность авторского взгляда на тему стихотворения; сюжетные и внесюжетные образы, заявленные в произведении, помогают     расширить художественное пространство   текста,   на   котором     разворачивается   повествование;   многозначность художественного   произведения,   его   сложный   философский   аспект   требуют   от обучающихся     погружения   в   проблематику.   И   понять   главную   идею стихотворения,   идею бесконечности времени и пространства, идею вечной памяти, идею бессмертия   слова,   способного   победить   время,   помогает   проблемный   анализ.   Верно поставленные   проблемные   вопросы,   создающие   проблемную   ситуацию   стимулируют   глубокого   5 восприятие произведения и подключают эмоциональную и интеллектуальную  деятельность обучающихся.      Оправданность   использования   проблемного   подхода   к   анализу   произведения подтвердилась и на уроке   «А.Блок . Поэма «Соловьиный сад . В поисках гармонии и счастья».  (https://multiurok.ru/files/a­a­blok­poema­solovinyi­sad­v­poisа   kakh­garmonii­ i.html)       В начале урока предлагаю   обучающимся вернуться к сюжету поэмы и ответить на вопросы, составляющие эмоциональный и содержательный аспекты урока.   ­Какие чувства, ощущения испытали вы после прочтения поэмы?  ­С какими трудностями вы столкнулись?  ­Что осталось за гранью вашего понимания?  ­Что бы вы хотели понять?  ­Какие вопросы вы задали бы А.Блоку?      Чтобы понять общечеловеческий, философский смысл произведения, определить место поэмы в контексте «Трилогии вочеловечивания», ее связь с главной блоковской темой – темой Родины  предлагаю  начать  размышления над проблемным  вопросом, на который предстоит ответить всем ходом  урока. ­Но где же выход? Что делать? Есть ли выход из нравственного тупика? Куда идти?     Восприятие художественного произведения требует от учащихся интенсивной работы, в ходе которой необходимо осмыслить и понять глубину авторского замысла.      Обучающимся предлагается сравнить два мира, в котором  живет герой, поставить себя на его место, помочь герою найти выход из нравственного тупика, ответить на его вопрос: где же дом? Эти о другие задания проблемного характера  побуждают обучающихся   не только сравнивать, но и обобщать, делать выводы, активизирует    его самостоятельную деятельность,  в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыкам, формируется личностный интеллектуальный подход к произведению.     Обучающимся  предлагаются по итогам урока следующие темы домашних  сочинений: 1. Какая мысль автора мне особенно дорога? 2. С чем я не могу согласиться с А.Блоком? 3. Каким мне представляется  дальнейший путь героя? 4.Уроки поэмы. Как надо? Что нельзя? 5. Согласны ли вы, что путь утрат приводит к духовному прозрению?        Эти  проблемные  темы сочинений формируют    умение самостоятельно, критически   умения  обосновывать   и оценивать   и   интерпретировать   информацию,   формируют   доказывать свою точку зрения,  развивать готовность и способность к самостоятельной, творческой   и   ответственной   деятельности,   заставляют   их   обращаться   к   своему   опыту, оперировать своими знаниями  жизни.     Обучающиеся, знакомясь  с творчеством  Достоевского, сталкиваются с определенными трудностями   понимания   его   произведений.     Поэтапное     вдумчивое   погружение   в   мир произведений писателя     позволяет система   проблемных уроков.   Это достигается на протяжении всех уроков по Достоевскому. Но для более глубокого осмысления творчества  «Детская   тема   в   творчестве писателя   провожу   урок   по   теме 6 Ф.М.Достоевского»https://multiurok.ru/files/detskaia­tema­v­tvorchestve­f­m­ dostoevskogo.html) Так в начале урока предлагаю  вчитаться в эпиграф: «А коли  захочешь послужить   Господу,   обласкай   ребеночка   и   помоги   ему»   и   ответить   на   вопросы, являющиеся завязкой проблемного подхода к уроку.  ­ Кто  автор этих слов? ­Чьими устами говорит автор? ­Почему эти слова старца Зосимы стали эпиграфом к нашему уроку? ­Почему эта тема  так волнительна? ­В чем ее непреходящее значение?      На каждом этапе урока прошу определить значение следующего эпиграфа, его роль в понимании темы и идеи произведения. Нацеливаю обучающихся на решение определенной проблемной   ситуации,   предлагаю   ответить   на   вопросы   к   каждому   прочитанному произведению(«Братья   Карамазовы»   «Униженные   и   оскорбленные»   «Преступление   и наказание» «Неточка Незванова»). Эти художественные произведения требуют от читателя неравнодушного   отношения   к   вечно   больной   теме   человечества   –   детской   теме, формируют   эмоциональное     личностное   восприятие   художественного   произведения     и требуют полного погружения в сложный полный детских страданий мир.     Проблемная ситуация, созданная на уроке, ставит обучающихся перед необходимостью самостоятельного поиска выхода  из созданных противоречий с   помощью известных УУД: умение  обосновывать и доказывать свою точку зрения, поиск и выделение необходимой информации, которая нацеливает обучающихся на саморазвитие и самосовершенствование.      Вопросы особенностей национального характера , самобытности осетинского народа в единстве   с   общечеловеческими   вопросами   чести   и   достоинства   зачастую   остаются   за рамками   школьного   обучения,   их   трудно   разглядеть,   лишь   следуя   содержательной составляющей произведения. Проблемный метод анализа урока дает большие возможности в   осмыслении,     близком   понимании   читателем   такого   сложного   многопланового произведения   современного   осетинского   писателя  А.Черчесова   «И   будет   лето…». (https://infourok.ru/metodicheskaya­razrabotka­po­literature­po­stranicam­rasskaza­alana­ cherchesova­i­budet­leto­2236724.html)       В теме урока «Наука жить достойно» уже заявлена проблема ­ как постичь нелегкую науку жить достойно? Что такое свобода и как уберечь свое счастье? Как сохранить в себе память прошлого, без которого нет настоящего?  Размышляя над судьбой героев, пытаясь   понять   логику   их   поступков,   обучающиеся   отвечают   на   сложные   проблемные вопросы. Но создание проблемной ситуации, побуждающей   их строить свой анализ под эмоциональным   углом зрения,   на этом уроке было бы   невозможно без традиционного разбора образов героев рассказа, без  стремления обучающихся к нравственной оценке их поведения, к объяснению их характеров и объяснения неоднозначной авторской позиции.      Таким образом, проблемные ситуации можно создавать  и при рассмотрении эпизодов в рамках анализа «вслед за автором», и при изучении образов персонажей.        Итак, используя метод   проблемного обучения на своих уроках, я стремлюсь через создание   проблемной   ситуации   находить   оптимальное   решение   для   выхода   из   этой ситуации, опираясь на свой опыт и умения, находить  способ разрешения новой проблемы. 7 Еще   один   важный   момент:   проблемная   ситуация   заставляет   обучающихся     осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно   из   главнейших   условий   развития   творческого   мышления.   Кроме   того,   такое построение урока работает на мотивацию к обучению.  12. Литература. 1.Доклад Государственного совета Российской Федерации «Об образовательной политике  России на современном этапе». 2.Закон об образовании РФ; 3.Требования ФГОС СОО к условиям реализации основной образовательной программы  среднего общего образования 4. Федеральная целевая программа "Русский язык"  на 2016 ­ 2020 годы. 1.Бабанский   Ю.К.   Проблемное   образование   как   средство   повышения   эффективности учения школьников. Ростов­на­Дону, 1970 г. 2. Бондаревская Е.В. Проблемно­аналитический материал. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания . 1995 г. 3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение; истоки, обучение, перспективы. ­ М.: Знание, 1991г.  4.   Мельникова   Е.Л.   Технология   проблемного   обучения.   Школа   2100.   Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 19999г. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.­ М.: Просвещение, 1977 г. 6. Федяй Э.В.  Проблемное обучение как ведущий метод современного занятия  литературы. 8

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.

Методический материал. Панорама педагогического опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019