Методическая разработка А.Блок. Поэма Соловьиный сад. Трудное обретение счастья.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
13.02.2019
Тема Родины-одна из ведущих тем творчества А.Блока. Через всю "Трилогию вочеловечивания" автор идет к пониманию этой вечной тмы в русской литературе. В маленькой поэме "Соловьиный сад", предваряющей цикл "Родина", вершинный цикл всего творчества поэта, она несет в себе глубокий философский смысл: путь героя в сад и обратно - это символическая потеря Родины и новое ее обретение. неслучайно теме урока -"Трудное обретение счастья". Герой идет по сложному тернистому пути к счастью, которое , по мнению Блока, е единении с Родиной.
Методическая разработка А.Блок. Поэма Соловьиный сад. Трудное обретение састья.docx
Министерство образования и науки Республики
Северная Осетия – Алания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Владикавказский многопрофильный техникум имени кавалера
ордена Красной Звезды Георгия Калоева»
Методическая разработка урока.
Тема. « А.Блок. Поэма» Соловьиный сад». Трудное
обретение счастья».
Преподаватель литературы
Еналдиева Алла Константиновна
г. Владикавказ, 2018 г. Аннотация
Как не ошибиться? Как избежать потерь и ошибок на этом тернистом и
Нам всем свойственно стремление к счастью и гармонии. Но всегда ли
мы выбираем правильный путь, единственно верный, настоящий? Может это
лишь иллюзия счастья, самообман?
нелегком пути? На эти непростые вопросы у каждого свой неоднозначный
ответ. Над этими вечными вопросами размышлял и А.Блок. «Не забывай
долга. Это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет». В этих
словах поэта четкое понимание своего предназначения, исполнение своего
человеческого и гражданского долга перед родиной. Актуальность и
современность этой проблемы очевидна: человек не может быть по
настоящему счастлив вне родины, дома.
Тема родины, России — сквозная блоковская тема. «Этой теме я
сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь жизнь или смерть,
счастье или погибель», писал А.Блок.
Выбор темы урока « А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Трудное
обретения счастья» был неслучаен. Сложная, многогранная поэма, с глубоким
философским содержанием, помогает увидеть и понять трагедию лирического
героя на пути к достижению счастья, путь, по которому шел и сам поэт к
своему главному подвигу жизни – к созданию цикла «Родина»;
неразрывную вневременную связь понятий «счастье» и «родина» в жизни
человека.
Задачи, которые ставлю перед собой и перед обучающимися:
научиться видеть за сложной символикой и аллегорией второй план поэмы,
помогающий в раскрытии темы исследования;
исследовать проблему счастья в поэме;
увидеть сквозь временной пласт живое и непреходящее значение поэмы для
современного читателя.
А. Блок в своем небольшом произведении обращается к сложным
вечным вопросам бытия, предлагая читателю вместе с ним на них
ответить. Что может сделать человека счастливым? В чем главное условие
обретения счастья? Можно ли достичь гармонии и счастья в нашем
негармоничном и несовершенном мире? Чем грозит человеку утрата
нравственных ориентиров и потеря связи с родиной? Что важнее: долг
перед родиной или личное счастье? Должен ли человек сохранять верность
долгу? Стоит ли отказываться от счастья во имя долга? Возможно ли
отгородиться от мировых катастроф и уйти в мир «чистого» искусства?
Почему герой покидает чудесный соловьиный сад, где ему так рады?
Почему он хочет опять вернуться к своей тяжелой, однообразной жизни?
Неужели его «хижина бедная» лучше сладкоголосого сада, а бедный осел
предпочтительнее, чем хозяйка сада? Эти и другие вопросы составляют
содержательный аспект урока. Обучающимся предлагаю составить план
поэмы, пройти вместе с героем путь в сад и обратно и ответить на вопрос: где счастлив герой? Ответ очевиден: герой, как и сам автор, не может быть
счастлив вдали от родины. Блок искушает своего героя соловьиным садом,
личным счастьем, лишая его друга, работы, дома, Родины. Эти понятия для
каждого человека священны, они составляющие счастья и гармонии в жизни.
Итак, делаем обобщения: в центре поэмы судьба бедного труженика,
покидающего свой каменистый путь ради прекрасного соловьиного сада и
вновь возвращающегося на свой пустынный берег. Герой уклонился от
тяжелого труда, достиг счастья, к которому так стремился, но разочаровался
и ушел из "соловьиного сада.
Чтобы понять главную идею произведения. Предлагаю обратиться к ее
символическому звучанию. Находим образысимволы и отвечаем на вопросы.
Но главный символ –символ соловьиного сада.
Что же символизирует утонченный романтический сад? В поэме
Блока образ сада многозначен. Сад это и образ недостижимого для
человека счастья, и образ манящей мечты, и образ искусства для
искусства, лишенного какихлибо гражданских интересов. Соловьиный сад
это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в
жизни каждого человека. Поэма показывает трагический разрыв между
тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознание
невозможности забыть о страшном мире. Только так можно прийти к
пониманию авторского замысла.
В чем, по мнению поэта, главное обретения счастья? Долг перед
Родиной, перед своим народом вот что делает человека понастоящему
счастливым. Это и есть, на наш взгляд, главная, ключевая мысль поэмы.
Герой понимает весь трагизм ситуации. Он потерял все, что имел. А что
приобрел?
Финал поэмы открытый. Очевидно одно: герой понял, что
соловьиный сад – это «чуждый край незнакомого счастья». Душа
лирического героя раздваивается между любовью, узким миром личного
счастья, замкнутого в границах «соловьиного сада», и долгом перед
Родиной. А выполнение долга, каким бы тяжелым, однообразным и
скучным он ни казался, единственный шанс прожить честно свою жизнь.
Сложным был этот процесс для А.Блока. Он не скрывает от
читателей трудных, мучительных переживаний, открывает перед нами
свою душу. Предельная искренность и откровенность, умение передать
тончайшие оттенки душевной жизни – это, быть может, самая сильная
сторона поэзии Блока.
Итак, на уроке мы пришли к выводу, что поэма «Соловьиный сад»
глубокое, многозначное произведение, в котором автор ставит перед
читателем сложные проблемные вопросы, ведет своего героя по тернистому
жизненному пути. Этот путь познания самого себя, сложный путь обретения
счастья. Прав А.Блок, утверждая, что истинное, настоящее, цельное счастье
человек испытывает только на родине. Благополучие, сытость, материальные
блага принесут человеку удовлетворение только на родине.
Жить на родине и для родины! К такому выводу мы пришли, прочитав
поэму. Эту непреложную истину и проповедует Блок. Эту мысль хотел
донести до нас автор.
Тема родины всегда была и остается главной в русской литературе.
Список используемой литературы.
1. Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIXначала XX
веков. М., 1964.
2. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1975.
3. Ильенков А.И. Лирическая трилогия Блока. М., 1976.
4. Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А. Блока. М., 1967; Сапогов В.А
5. Сапогов В.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла.
Русская советская поэзия и стиховедение. М.,1969.
6. 5.Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2009
Методическая разработка А.Блок. Поэма Соловьиный сад. Трудное обретение счастья.
Методическая разработка А.Блок. Поэма Соловьиный сад. Трудное обретение счастья.
Методическая разработка А.Блок. Поэма Соловьиный сад. Трудное обретение счастья.
Методическая разработка А.Блок. Поэма Соловьиный сад. Трудное обретение счастья.
Методическая разработка А.Блок. Поэма Соловьиный сад. Трудное обретение счастья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.