Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
21.02.2019
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу вечных педагогических проблем. Фундаментальной задачей педагогики всегда было, есть и будет взаимодействие знаний и морали. Сегодня функции учебного заведения становятся всё многообразнее и выполнять их педагогам становится всё труднее.
Деятельность учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников осложнена тем, что результат его труда виден не сразу. Каким станет человек в жизни – покажет время. И только спустя годы учитель увидит, настоящего ли человек он воспитал.
Феномен исторической памяти является одной из самых малоисследованных сфер. Историческая память обладает большой силой, способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей. Академики Д.С. Лихачев и Г.Н. Волков заметили это очень давно. Откликом на это оказались книга «Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачёва и педагогические труды Г. Волкова.
В суете современного мира мы живём молниеносно, отрывисто, часто не помня о том, что сохранение и развитие традиций самобытного народа Чувашии и великого русского народа России – это дань «исторической памяти». В своё время русский академик Д. С. Лихачёв писал, что «генетическая память» — это память, заложенная в веках, переходящая от одного поколения живых существ к следующим. Уместно было бы вспомнить и этнопедагогическое кольцо известного чувашского академика Г. Н. Волкова: «Без исторической памяти - нет традиции. Без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания. Без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности». Не помня и не ценя истории родины прародителей, собственной семьи, человек не может состояться как личность.
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников.docx
Тафаева Надежда Ильинична,
Учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»,
г. Чебоксары, Чувашская Республика
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ДУХОВНОНРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу
вечных педагогических проблем. Фундаментальной задачей педагогики всегда было, есть и
будет взаимодействие знаний и морали. Сегодня функции учебного заведения становятся
всё многообразнее и выполнять их педагогам становится всё труднее.
Деятельность учителя по духовнонравственному воспитанию школьников
осложнена тем, что результат его труда виден не сразу. Порою ученик может хорошо
учиться, быть исполнительным и послушным, но затем неожиданно выясняется, что он
двуличен, корыстен и эгоистичен. Другой ученик, может, не слишком преуспевать в учёбе
и не всегда быть дисциплинированным, но в будущем он может стать хорошим
тружеником, честным и добрым человеком. Каким станет человек в жизни – покажет
время. И только спустя годы учитель увидит, настоящего ли человек он воспитал.
Наряду с трудностями духовнонравственного воспитания школьников необходимо
говорить о достоинствах. Наибольшим является готовность ко всем видам деятельности,
которые делают его взрослым в собственных глазах. Вот здесь нужно учителю поставить
перед собой задачу воспитать детей так, чтобы они наследовали и приумножили
материальные и духовные ценности, созданные человеком.
С чего начинается личность? Всё начинается с человека, с его внутреннего мира. И. А.
Ильин писал: «Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного
спасения». Есть такие ценности, которые во многом объемлют многое другое, – это
этнопедагогика и историческая память, рациональной основой формирования которых
является увязывание преподавания истории, литературы, географии с краеведением,
чувашского языка с краеведением, с культурой русского и чувашского народов. Мы,
учителя, используем разнообразные методы. Одним из них и является опора на
этнопедагогические методы воспитания. В нашей практике неисчерпаемым кладезем тому
выступают школьные Музеи Боевой Славы и Этнографический, которые имеются в школе
№37. Они дают возможность каждому школьнику ощутить себя звеном передачи
человеческого опыта. Важно всё: и экскурсии, и беседы, и встречи, где страницы,
наполненные добрым и вечным, перемежаются и переплетаются со страницами,
наполненными болью и скорбью. Как тут не вспомнить пушкинские строки: «Два чувства
близки нам. В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к
отеческим гробам». Духовнонравственное воспитание на основе духовного наследия
предков – достойный ответ и на интеллектуальные вызовы эпохи.
Феномен исторической памяти является одной из самых малоисследованных сфер.
Историческая память обладает большой силой, способностью сохранять в массовом
сознании членов общества оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные
ориентации, определяющие поступки и действия людей. Изучив исследования института
психологии Российской академии наук я обратила внимание на результаты их опросов.
Процент таких качеств, как злоба, агрессивность и враждебность вырос, а таких как
порядочность, человечность и доброта уменьшился. Хотя для того, чтобы увидеть это
достаточно просто быть внимательнее на улице и в общественных местах, и увиденное вас
огорчит. В чем же причина роста негативных тенденций в обществе? Такая динамика
наблюдается в последние 1015 лет. Академики Д.С. Лихачев и Г.Н. Волков заметили это очень давно. Откликом на это оказались книга «Письма о добром и прекрасном» Д.
Лихачёва и педагогические труды Г. Волкова.
Сегодня люди, живущие реалиями нового мира, иногда ошибочно полагают, что всё
сложилось просто и естественно: и культура, и границы, и устройство в целом. Однако за
словом “просто” скрывается огромное количество великих свершений, великих людей, не
только создавших ценности, но и проливших кровь за нас, потомков. А потомки их просто
забыли... Легко уничтожили многие храмы, надругались над памятниками, выбросили из
истории имена, посчитав, что всю свою жизнь надо начинать с чистого листа, без остатков
“рабского прошлого”. Да! Человека необходимо постоянно возвращать с тернистой
дороги, указывать на ошибки и промахи, и делать это прямо, честно, бескорыстно
(“...поняв другого человека, помочь ему, не проявив грубости, равнодушия, злорадства,
зависти...”). Взяли на себя столь важную миссию такие известные академики XX века
Дмитрий Сергеевич Лихачёв и Геннадий Никандрович Волков. Кто же они? Чем интересна
их жизнь? Это люди совершенно разные, с разными судьбами. Д.С. Лихачёв выходец из
интеллигентной петербургской семьи, а Г. Н. Волков наш земляк, уроженец села Большие
Яльчики. Каждый из них посвоему понимал слово “родина”, каждый искал своё место в
жизни. Но в результате своих нравственных исканий оба они приходят к одной
благородной цели: не дать исчезнуть “исторической памяти”, сохранить культуру народа.
На традициях родного народа дать достойное воспитание будущему поколению. У
академиков Д.С. Лихачёва и Г. Н. Волкова боль за Россию одна. На пути борьбы “за
память и правильное воспитание личности” академики терпели неудачи, гонения,
получали признание, а с ним награды и титулы: Д.С. Лихачёв за свои первые работы был
репрессирован (19281932 гг.), затем фундаментально исследовал “Слово о полку Игореве”
и другие старинные летописи, получил звание Героя социалистического труда и академика
РАН и многих зарубежных академий, Государственные премии СССР и РФ, а потом уж и
председательство
культуры.
Г. Н. Волков всю свою жизнь, не порывая связи с малой родиной, исследовал традиции
родного народа, родной страны, создавал, работал над проблемами исследования
традиционной культуры воспитания, этнопедагогики. Это стало делом всей его жизни. Г.
Волков провозгласил самое простое и народное: «Педагогика должна быть педагогикой
любви и свободы. Он является основателем этнопедагогической научной школы на основе
синтеза лучших достижений академического образования и народной системы воспитания.
Этнопедагогика изучает такие темы, как педагогика семейного быта, поговорки и
пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим
поколениям, загадки – как средство умственного воспитания, народные сказки – как
блестящие создания народного педагогического гения, народные песни и их роль в
эстетическом воспитании детей, самодельные игрушки и творчество детей, детская и
молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира – как
выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики. Историческая память
воспитывает чувство любови к родным корням, связывает людей в историческое единство.
Какова «историческая память» в видениях академиков Д. С. Лихачёва и Г. Н.
Волкова. Обратимся к публицистическому произведению Д. С. Лихачёва: “Письма о
добром и прекрасном” В ней содержится 47 писем. В письме сороковом «О памяти»,
говорится, что «память — одно из важнейших свойств любого бытия: материального,
духовного, человеческого...Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся
складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам:
бумага «обладает памятью»... Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором
остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям
птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. А что и говорить о
Советском
фонде
в дорого
«генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного
поколения живых существ к следующим. Запоминается то, что нужно; путем памяти
накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные
навыки, трудовые навыки, общественные институты...Память противостоит уничтожающей
силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы
предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени,
преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» —
это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и
неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается
отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий
недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в
памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать,
чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем
все будет позабыто. Совесть — это в основном память, к которой присоединяется
моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно
воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти
культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий»
морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их
трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все
это
нам».
Воспитание, по мнению академика Г. Н. Волкова, это положительный пример старших,
сохранение традиций семьи и родного народа. В завещании и благословении академика
Г.Н. Волкова говорится: «Без исторической памяти нет традиций, без традиций нет
культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности
нет личности, без личности нет народа как исторической личности. Личностисимволы
нужны каждому народу, так как о народе судят не по низинам, а по вершинам. А эту
вершину сохранить». Это и есть “историческая память”, которая способствует
стремлению к независимости.
“Человек явление социальное, национальное,
историческое, ... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих
слагаемых... его просто нет. В воспитании и в становлении личности важным и
необходимым элементом является семья и члены семьи. Особенно влияние старшего
поколения на молодых. Человек, не знающий своего прошлого, не ищущий в нём мудрости,
обречён на новые ошибки. Книги и монографии Геннадия Никандровича, посвященные
чувашскому просветителю, традиционной педагогической культуре родного народа,
народов СССР, этнопедагогике «Этнопедагогика», «Педагогика любви», «Педагогика
жизни», «Созвездия земли», «Обыкновенное дело педагога», «Педагогика национального
спасения», «Судьба патриарха», «Дуб и солнце» и др.), составляют золотой фонд
отечественной и мировой педагогической науки.
В суете современного мира мы живём молниеносно, отрывисто,
часто не помня о том, что сохранение и развитие традиций
самобытного народа Чувашии и великого русского народа России – это
дань «исторической памяти». В своё время русский академик Д. С.
Лихачёв писал, что «генетическая память» — это память, заложенная в
веках, переходящая от одного поколения живых существ к следующим.
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие
новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к
нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать
только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются
птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и
летовья – всегда одни и те же. Это и есть “историческая память. Уместно было бы вспомнить и этнопедагогическое кольцо известного
чувашского академика Г. Н. Волкова: «Без исторической памяти - нет
традиции. Без традиций – нет культуры.
Без культуры – нет
воспитания. Без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет
личности». Не помня и не ценя истории родины прародителей,
собственной семьи, человек не может состояться как личность.
Пример тому приезд в школу №37 г. Чебоксары студентки из
Германии Карины Фрис. Приехала она по приглашению «Центра
мониторинга и развития образования» города Чебоксары, чтобы
изучить историю, традиции, культуру русского и чувашского народов, и
вместе с тем научиться свободно общаться на русском. Карина учится в
университете города Тюбинген на 3 курсе филологического
факультета. Её будущая профессия – учитель английского, немецкого
и русского языков. Кроме этих языков ещё изучает испанский.
В Чебоксарах Карина, посещая уроки, активно принимала участие
в школьной жизни. Дети с первых дней потянулись к ней, т.к. Карина
неплохо говорила по-русски,
владела английским языком.
Небезынтересно было ученикам, изучающим немецкий язык, услышать
живую речь носителя этого языка.
Много интересного рассказала она о себе и о своей родине. Что
двигает желанием изучать русский язык? Какие ожидания и
представления иностранцев о русском менталитете?
-В какой семье Вы родились и какими запомнились Вам
детские годы?
- Родилась я в Германии, в маленьком городе Нагольд.
Бабушка, со стороны матери, - русская. Дед был русский немец из
Одессы. Они жили в Советской Киргизии. 35 лет назад решили
переехать в Западную Германию. Отец – коренной немец. В детстве
много времени проводила с бабушкой. Её зовут Валентина. Я знаю, что
она росла в Сибири. Жила в большой семье. Мы с ней вместе готовили
пельмени, вареники, манты. Я очень люблю борщ. Бабушка мне много
рассказывала о России, о русской культуре, искусстве и, вообще, о
жизни. Зимой выпадало много снега и зимние забавы оставили в её
памяти неизгладимый след. Бабушка Валентина часто впоминала, как
избы, в которых они жили, часто заметало, и они катались на крышах
домов.
-Какие первые русские слова Вы запомнили?
-Первые русские слова, которые я запомнила,- это девочка, мальчик,
бабушка, дедушка. Я так же, как и все дети, была непослушной. Тогда
бабушка часто повторяла: «Я тебе по попе дам!»
- Вы неплохо говорите по-русски. Как долго Вы его учите?
И почему выбор пал именно на него? С какой целью изучаете
русский язык?
-Во-первых, у меня есть русские корни. Это и побудило меня
изучить русский язык, русскую культуру. С детства мне так или иначе
приходилось слышать русскую речь. А поступив в университет, я
выбрала как дополнительный предмет - русский язык. И изучаю уже
третий год. Преподаватель – русская. Освоив профессию учителя, я
хочу работать с детьми.
- За 3 года так хорошо говорить на русском языке? Ведь всем
известно, что он непростой. В чем секрет успеха? - Главное – это, конечно же, практика. Это не первая моя поездка в
Россию. До этого я приезжала с бабушкой и дедушкой на их родину.
Это было в 2012 году. Тогда мне было очень трудно. Я не понимала по-
русски. Сейчас я стараюсь совершенствовать полученные знания.
- А популярен ли русский язык в плане изучения среди
немцев?
- Конечно же, среди языков наибольшим спросом пользуются
английский, французский, испанский, итальянский. В Восточной
Германии немцы изучали русский язык со времен ГДР. Они часто берут
русский для изучения в университете, т.к. сдать им его довольно
просто. Поэтому если хочешь выучить русский, нужно общаться с ними,
они всегда помогут, и эта будет хорошей практикой. Знание языков
играет большую роль в современном мире.
- Каждому интересно узнать, чем отличается учеба в
немецких школах от российского образования.
- Да, обучение сильно отличается. У нас больше направлено на
самостоятельную работу учеников. Да, учителя дают какую-то основу,
могут посоветовать литературу по теме, но все остальное достигаешь
ты сам. Поэтому многие и проводят дни напролет в библиотеке. А
здесь очень много знаний даёт учитель. Я не могу сказать, что это
хорошо или плохо. У российских школьников длинные летние каникулы.
А немецкие школьники учатся и в июне, и в августе. Но зато зимой
подольше отдыхают. Здесь учатся не меньше, также стараясь получать
хорошие знания. Просто отличаются формы обучения. И поэтому
сначала, когда видишь пустую библиотеку, немец, конечно, подумает,
что никто не учит ничего. Но многие учатся дома, просто у вас так
удобнее.
-Как оценивают знания учеников?
-У нас шестибальная система оценивания знаний, а в Росси –
пятибальная. Если у нас самая хорошая оценка «1», а плохая «6», то
здесь наоборот: «1» - самая плохая оценка.
- Пользуется ли большим спросом профессия учителя в
Германии?
- Да, профессия учителя в Германии - одна из престижных, потому
что учитель получает очень хорошую зарплату. Поэтому сразу найти
работу учителя молодым специалистам довольно-таки трудно.
- Скажите, сильно отличаются будни в Чувашии и Германии?
- Да, это два совершенно разных общества. В Чувашии люди более
приветливые и открытые. Я не могу сказать, что люди в Германии не
отличаются гостеприимством, просто с немцами труднее найти общий
язык.
- А что из достопримечательностей города Чебоксары тебе
больше всего понравилось?
- Думаю, никого не удивлю, если скажу, что это - Залив. Очень
красивое место. Впечатлило и монумент Матери. Также побывала в
Краеведческом музее. А посетив Музей пива, я нашла много общего
между нашими народами в искусстве пивоварения.
-Как проводила свой досуг в Чебоксарах?
- У меня в Чебоксарах появилось много друзей. Я вместе с ними
принимала участие на первых Димитриевских чтениях, на Фестивале
Шотландского искусства, где читала стихотворение Роберта Бёрнса
«Любовь как роза расцвела» на русском языке и получила Понравилось
поощрительный приз –билет на концерт Шотландской музыки. Вместе
с ученицей 10 класса школы №37 Васильевой Татьяной участвовала на
научно-практической конференции школьников «Поисках истины» в
секции «Отечество». Мы провели исследовательскую работу по теме
«Историческая память» по книгам русского академика Д.С.Лихачёва
«Письма о добром и прекрасном» и чувашского академика Г.Н.Волкова
«Асанне калавесем» (Бабушкины рассказы»). И мы заняли первое
место. Также посетила Русский драматический театр, где посмотрела
спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание». Этот
роман я читала ещё в школьные годы в немецком переводе. Побывала
в ДК «Салют».
выступление группы «Асамат»:
впечатлили чувашские песни, задорная плясовая музыка.
- Чего вы ожидали от поездки в Россию? Оправдались ли
твои ожидания или наоборот?
- Еще до приезда в Чувашию я знала по рассказам бабушки о
российской культуре, истории, читала русскую литературу, правда на
немецком языке, – поэтому в целом представляла, что меня может
ожидать. Но о чувашской культуре, традициях и обычаях я практически
не знала. Для меня это целое открытие. Хотя слышала, что Россия
многонациональная страна и проживает много разных народов.
Многие немцы, которые никак не связаны с российской историей,
никогда не читали русских классиков, конечно, имеют свои
представления о российском быте. Некое заранее сформировавшееся
мнение. Но на самом деле все по-другому. Чтобы иметь реальное
представление, необходимо увидеть это своими глазами. В целом я
рада поездке в Россию, особенно в Чувашию. Увиденное мною в
Чувашии превзошло все мои ожидания. Я получила огромный опыт,
который мне пригодится в будущем.
-Есть ли желание изучать чувашский язык.
-О! Да, было бы хорошо. Хотя я уже знаю много чувашских слов:
салам, тавтапусь, анне, атте, сьакар. Умею считать по-чувашски до 10.
а также запомнила такие фразы: «Эпе Карина ятла», «Киль кунта!»,
«Кай кунтан!»
- И последний вопрос, какие Ваши планы на будущее?
- Я продолжу изучать российскую культуру и русский язык. По
приезде в университет, конечно, расскажу о России, особенно о
Чувашии, т.к. о России знают многие. Но о таком народе, как чуваши,
знают не все. Это пока мои основные планы на будущее.
-Спасибо за интервью. Мы надеемся, что Вы ещё приедете к
нам.
- Да, я планирую приехать ещё раз в Чувашию в октябре этого же
года на Дни Германской культуры.
Таким образом, семья и школа играют практически главенствующую роль в
формировании личности и исторической памяти ребёнка. Хранить память, беречь память
— это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше
богатство». Сейчас слова Дмитрия Сергеевича Лихачева и Геннадия Никандровича
Волкова о памяти, воспитании, культуре звучат как духовное завещание всему народу.
Список литературы 1. Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Т 2 /
Г.Н. Волков. – М.: Издательский Дом МАГИСТРПРЕСС, 2002. – 460 с.
2. Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика / Г.Н. Волков. – Чебоксары, 2004. – 488 с.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: Монография / Под научной редакцией Г.М.
Борликова.– Элиста: Калм. гос. унтет, 2009. – 576 с.4. Волков Г.Н. Асанне калавесем.–
Чебоксары; Изд.: Чувашское книжное издательство, 2004. 35с
4. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985.
5. Лихачев Д.С. Русская культура.М.: Искусство, 2000.
6. Лихачев Д.С. Раздумья о России СПб.: Ш008, 2001.
7. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983.
8. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1988.
9. Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991.
10. Лихачев Д.С. Письма о добром Л.: "Нотабене", 1994, с. 224225.
11. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д.С. Избранное. СПб.: ИЭ008, 1997.
12. Филиппова Л.И. Пророк земли чувашской. Академик Г.Н.Волков: докхудожественное
повествование. Чебоксары, 2013.15Вли6с.
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.