Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
13.02.2019
Одной из ведущих тем творчества И.Бродского была тема христианства. В "Рождественских стихах", в стихотворении "Сретение" автор не просто обращается к библейским сюжетам, он обращается к общечеловеческим ценностям, ищет вместе с читателем ответы на вечные вопросы, ответы на которые мы нахобим в вечной книге, в жизни Христа, о котором боль и радость И.Бродского. В стихотворении "Сретение", посвященном Анне Ахматовой, автор обращается к историчнской встрече младенца Христа со старцем Симеоном, проводя параллельс Евангелием от Луки. Но это произведение - не только поэтическое переложение библейского сюжета, это, прежде всего, обращение к вечным вопросам , ответить на которые хочется на данном уроке.
Методическая разрвботка И.Бродский Сретение Опыт прочтения .docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
«Владикавказский многопрофильный техникум»
учреждение
И.Бродский
Стихотворение «Сретенье»
Опыт прочтения
( Методическая разработка открытого урока
литературы)
Преподаватель литература
высшей квалификационной категории
Еналдиева А. К.
г. Владикавказ, 2015г.
1 Русская литература литература высоких требований к человеку, постоянных
исканий смысла жизни, духовных ориентиров, погружения во внутренний мир человеческой
души, серьезных поисков истины. Это литература страдания и сострадания, вечных вопросов
и мучительных ответов.
«Что дурно, что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно
жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет нами?» Эти
вопросы мучают не только героя Л. Н. Толстого, но и всех нас. В чем сущность духовной
личности? Что такое христианская совесть?
Есть ли без этих вопросов Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Горький, Булгаков и
вообще вся русская литература?
Опыт искания ответов на эти вопросы находим мы у классиков. Приобщение к
величайшим образцам русской литературы создает в человеке особый духовный мир и
постоянное стремление к духовной красоте. Велик духовный потенциал литературы, задача
учителя словесника использовать его в полной мере для духовнонравственного воспитания
ученика.
Наверное, не нужно говорить, как важны правильные уроки литературы в
формировании духовного мира ребенка. Что должно составлять основу такого урока?
Русская литература и русская жизнь на протяжении многих веков были тесно связаны с
православием.
« Вся наша литература ранена христианской темой. Вся она ищет спасения
для человеческой личности», писал Н.Бердяев.
Действительно, вся русская литература пронизана библейскими сюжетами,
образами и идеями, в центре ее внимания христианские ценности: вера в человека, любовь к
ближнему, сострадание и милосердие. Любая тема на уроках литературы ориентирована на
пробуждение и обогащение духовного мира ученика. А задача учителя – через произведения
с высоким содержанием духовновеликого приобщать учащихся к национальной духовной
культуре.
Но по каким критериям проводить этот отбор программных, а порой и
внепрограммных произведений? Чем должен руководствоваться учительсловесник в этом
нелегком деле: личным «вкусом» или следовать предложенной программе?
Думаю, стоит доверят учителю, его учительской интуиции, опыту и, наконец,
литературному «вкусу».
Такой урок, на котором звучат любимые стихи, поднимаются волнующие душу
проблемы, особенно дорог, я думаю, и учителю, и ученику. Мы увлекаем и увлекаемся тем,
2 к чему стремится наша душа, о чем мы не можем молчать: о духовном и душевном на
страницах любимых книг.
« И. Бродский. Стихотворение « Сретенье». Опыт прочтения» .
С такой темой, ставшей для меня знаковой и, безусловно, очень личной, я пришла
на урок. Хотелось найти такой стиль и тон урока, чтобы мои мысли и чувства нашли
понимание у ребят, чтобы мои размышления и толкования остались в их памяти.
Говорить о поэзии Бродского непросто. Такой разговор, конечно, требует особой
Но
интеллектуальной подготовленности и определенного читательского опыта.
соприкосновение с серьезным поэтическим миром Бродского, обращение к его стихам на
библейские сюжеты дает богатую пищу уму и сердцу современного человека. И поэтому
стихотворение « Сретенье», как и « Рождественские стихи», способно пробудить в ученике
«свет веры в Христа, в человека, в бессмертие его души».
«Каждый пред Богом наг, жалок, наг и убог.
В каждой музыке Бог. В каждом из нас Бог».
Эти слова принадлежат Иосифу Александровичу Бродскому, русскому поэту,
прозаику, переводчику, Лауреату Нобелевской премии, чье творчество получило мировое
признание.
Бродский и христианство. Это особая тема его творчества, к которой поэт
обращался в своих « Рождественских стихах» и в других произведениях на библейские
сюжеты.
« Я совершил свой выбор в пользу христианства. Эта та сфера или те
параметры, которыми определяется моя какаято душевная деятельность», писал
Бродский.
Впечатления от Священного писания поэт признавал самыми сильными в своей
жизни. Отсюда и высокая духовность его поэзии, и высокий нравственный потенциал, и,
конечно же, религиозный настрой стихов.
Одно из таких произведений « Сретенье», написанное перед самым отъездом в
Америку в 1972 году, и стало предметом нашего анализа.
«Прикоснувшись с Библией, взяв библейский сюжет для стихотворения,
Бродский вступил в священное пространство и священное время, более того, он
соприкоснулся с вечностью»
В этих словах критика заявлена цель нашего урока: понять и раскрыть духовное
содержание произведения, увидеть его художественное пространствовремя, а затем, следуя
за авторской мыслью на протяжении всего повествования, определить темы произведения,
3 поразмышлять о духовном и нравственном смысле стихотворения, осмыслить главное понятие
стихотворения « вечная жизнь».
Размышляя с поэтом о глубинном духовнонравственном смысле произведения,
открывшемся в результате анализа, о степени вечности поднятых проблем, ученики приходят
к выводу, что для поэта «вечная жизнь» это прежде всего вечная светлая память, как
заслуженная награда тем, кто озаряет путь людям светом любви.
В контексте стихотворения учащиеся называют святого старца Симеона. « Кончина
праведника прекрасна», сказано в Писании. Он заслужил вечную память, живя, как и Анна, и
Мария, в смирении, вере, любви.
Христианская культура называет самыми главными человеческими ценностями
веру в Бога, любовь к ближнему. Превратить смерть в бессмертие именно это, по мнению
Бродского, и составляет смысл человеческой жизни.
Но для поэта, считал Бродский, «погружение в божественную стихию языка», над
которым не властно ни время, ни расстояния, становится единственной возможностью
преодоления времени, а значит и смерти. И посвящено это стихотворение А.А. Ахматовой,
знакомство с которой стало для Бродского судьбоносным, поворотным.
Вывод для учеников очевиден: поэзия Ахматовой и Бродского всегда востребована,
«пока есть такой язык как русский».
Для учащихся « Сретенье» Бродскогоэто не только радость встречи с высокой
поэзией, но и приобщение к христианским ценностям.
« За стихами Бродского, не всегда благозвучными, слышится тихая мелодия,
которая поет о той неведомой стране, где человек способен плакать не о себе, а потому,
что плачет другой. Вера Бродского – вера в Христа и в человека, страждущего со всеми,
кто страждет.»
И в этом смысле стихи Бродского воспитатели душ наших юных читателей,
проводники в мир Вечной Красоты и Духовной Культуры. Поэзия, считал Бродский,
«защищает от уродства мира и спасает чувство красоты».
« Только тень и свет нас превращают в людей», писал Бродский. Главный свет в
жизни поэта – свет веры в Христа, в человека, в дело его рук, ума. Вера в будущее. Вера в
бессмертие души.
Все творчество Бродского пронизано общей мыслью: христианство есть спасение
человечества, потому что любовь и прощение это вечные христианские ценности.
«Нет разлук – существует громадная встреча». В этих словах Бродского –
надежда на встречу с новым читателем его произведений, потому что
Бог сохраняет все: особенно – слова
4 Прощенья и любви, как собственный свой голос.
И задача уроков русской литературы и прежде всего учителей словесности через
произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовную культуру личности. И
поэтому поэзия И.Бродского и есть тот нравственный ориентир, который поможет спасти
если не весь мир, то хотя бы «отдельного человека».
Воспитывает человека, а если нужно и спасает его, вся мировая литература, с ее
колоссальным потенциалом и опытом, накопленным тысячелетиями. Неотъемлемой частью
этого воспитательного процесса является и наша национальная осетинская литература, ее
вершинные образцы с их высоким уровнем духовнонравственного содержания.
«Национальная духовная культура творится из поколения в поколение», писал
известный русский философ И. Ильин. Можно добавить, что формирование духовной
культуры каждого народа также немыслимо без тесного контакта с культурами других
народов. Это взаимопроникновение и взаимообогащение и составляет духовнонравственное
единство всех культур.
Духовное сотворчество разных народов, несомненно, должно быть озарено светом
одной религиозной веры. Мне кажется, что христианские мотивы в поэзии Бродского и
Ахматовой понятны и близки в равной степени как русскому читателю, так и православному
осетину.
Осетины народ со своей богатейшей многовековой культурой, сформировавшейся
на нравственных ценностях как национальных верованиях, так и христианства, которое в
Осетии имеет глубокие древние корни.
У истоков национальной осетинской литературы стояли православные писатели
Аксо Колиев, Сека Гадиев, Блашка Гурджибеков и, наконец, Коста Хетагуров, чья духовная
лирика станет предметом наших дальнейших серьезных уроковразмышлений.
Поэзия Коста явление двух культур: осетинской и русской. Произведения,
написанные и на родном языке, и на русском, пронизаны народным горем, которое не имеет
национальности. «Я пишу то, что уже не в силах бываю сдержать в своем изболевшем
сердце», писал Коста.
Духовная поэзия К. Хетагурова это прежде всего обращение к образу Христа,
кто был примером служения людям, воплощением добра и любви.
Когда тебя, мой друг,
Порой гнетет недуг
И не находишь облегченья,
Ты вспомни о Христе
страданья на кресте
5 Ослабят вмиг твои мученья.
Когда же радость грез
Отравит горечь слез,
Когда тебя постигнет горе,
Ты вспомни лишь народ
Среди его невзгод
Твои страданья капля в море.
В этом стихотворении великого осетинского поэта – и безмерная скорбь, и плачь о
судьбе родного народа, и напоминание о крестных страданиях Христа, принявшего
мученическую смерть за грехи человеческие, за новую жизнь.
Коста никогда не отказывался от христианской веры. По убеждению он был
православным человеком и в поступках, и в мыслях, и в творчестве.
Красный плащ, венец терновый.
Крест…Голгофа… Кровь…
Смерть за призыв к жизни новой!
Пытка за любовь!
Христос для Коста олицетворение всепрощения и беспримерной любви к людям.
Описанию последних дней жизни Иисуса Христа посвящена поэма Коста
Хетагурова « Се человек».
Христа судили!.. Каждый взор
Злорадно предвещал позор
Распятья, как убийцы брата,
Тому, кто братские объятья
Раскрыл всем людям без изъятья,
Кто в жертву отдавал себя
Спасенью нашему, любя…
Творческое наследие Коста Хетагурова – это прежде всего национальное достояние
осетинского народа. Но Коста также явление общечеловеческое, так как его духовное
самовоспитание достигло такой высоты, что он имел полное право сказать:
Весь мир мой храм,
Любовь моя святыня.
Вселенная – отечество мое.
«У человечества есть немного поэтов, которые становятся как бы нравственной
совестью народа, в чьих именах сливается и надежда на будущее, и память о прошлом, и
6 постоянное мерило настоящего». За этими словами М. Шагинян масштаб личности Поэта,
его творчества, «которое учит чувствовать сердцем и созерцать из сердца».
И встреча с таким Поэтом станет для нас, учителей и учеников, как писал И. Ильин,
« духовной ценностью и душеобразующей силой, заполнит все внутреннее пространство нашей
души».
«Читать значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый
писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте присвоить его себе. Это есть
творческий процесс, ибо воспроизводить значит творить. Это есть борьба за духовную
встречу». Эти слова И. Ильина обращены к нам « к далеким, но таким близким читателям»,
для которых и создает Художник слова свое «чтото значительное о чемто важном и
драгоценном».
И наша задача, учителей словесности, понять самим и вызвать в себе и своем
ученике « духовную установку», с которой всегда начинается знакомство с книгой, « которая
написана от сердца»!
Цели
урока:
раскрыть духовное содержание стихотворения, понять его
религиозный настрой, особенность авторского взгляда на эту тему, увидеть художественное
пространство произведения, проследить движение авторской мысли на протяжении всего
повествования, определить темы, поразмышлять о нравственном, философском смысле
произведения, открывшемся нам после прочтения и анализа, поговорить о художественных
особенностях стихотворения « Сретенье».
Оборудование урока:
музыкальное оформление (муз.
С.Рахманинова
«Божественная литургия. Херувимская»), презентация к уроку; стихотворение «Сретенье»,
текст 2 главы Евангелия от Луки ( встреча Симеона с Младенцем Иисусом).
Ход урока.
1. Слово учителя
7 1. О сущности поэзии
«Читая стихи любимого поэта, мы редко или почти никогда не анализируем их, мы
просто проваливаемся в поэтический мир поэта, начиная незаметно для себя шевелить
губами, перечитывая наиболее понравившиеся мысли и неожиданные образы или строчки,
пропитанные искренностью и правдой.»
« Поэзияиное слово, говорящее об иной жизни, вроде бы теми же словами, теми
же образами, что и проза, но сам строй поэтической речи настраивает читателя на восприятие
чегото необычного, чегото, что выпадает из обыденной реальности. Подлинная поэзия, ее
вершины вызывают удивлениеудивление мыслью, удивлением словом. Это удивление
рождается от иного взгляда на мир, и в этом проявляется и внешнее отличие поэзии те же
слова, но в ином порядке, тот же мир, но по иному рассмотрен», писал священник Николай
Ким.
« Поэзия это не лучшие слова в лучшем порядке, это высшая форма
существования языка».
Эти слова принадлежат Иосифу Александровичу Бродскому, русскому поэту,
прозаику, переводчику, Лауреату Нобелевской премии, чье творчество получило мировое
признание. (Слайд 2.)
2. Бродский и христианство
В русской поэзии 20 века имя Иосифа Александровича Бродского занимает
особое, исключительное место – русский поэтэмигрант оказался в изгнании не по своей воле.
В 1963 году он был арестован по обвинению в тунеядстве, приговорен к 5 годам ссылки. Но
через полтора года благодаря волне протеста таких известных советских писателей как
А.Ахматова, К.Чуковский, С.Маршак, К.Паустовский Бродский был освобожден. В 1972 г.
ему было предложено покинуть страну. С этого года он стал гражданином США. В январе
1996 года он умер в НьюЙорке от инфаркта в возрасте 55 лет. Похоронен в Венеции.
Поэзия Бродского это особый мир, глубокий и сложный для восприятия.
Бродского не спутаешь ни с кем у него свой голос, свои интонации.
(звучит музыка С. Рахманинова)
Книга книг. Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной
краткостью ее значение в нашей жизни, ее место в культуре. История творения мира, вечные
вопросы жизни и смерти, света и тьмы, войны и мира сходят со страниц Библии. Вся мировая
культура – музыка, живопись, поэзия – пронизаны образами и идеями Книги книг. Для
поэтов, музыкантов, художников Библия была и останется неисчерпаемым источником
вдохновения.
8 «У кровати рядом с аспирином и Библией должен лежать томик стихов». Вот
такое необычное утверждение, и принадлежит оно И. Бродскому.
Да, именно с Библией, потому что христианство, по мнению поэта, лучше других
философских систем способно утешить одинокого страдальца. Он восхищался личностью
Христа. И не случайно Бродский автор цикла «Рождественских стихов», которые писал в
течение 25 лет в канун этого праздника. Есть у Бродского и другие стихи на библейские
сюжеты.
3. К истории замысла стихотворения « Сретенье» (Слайд 3.)
В 1972 г. поэт был выслан из СССР. Формальным поводом послужило обвинение
советских властей поэта в тунеядстве. Уже перед самым отъездом, подводя итоги, Бродский
создает несколько вершинных произведений. Одно из них стихотворение «Сретенье». Это
последнее стихотворение, написанное на родине.
Об этом произведении и пойдет сегодня речь. Оно будет предметом нашего
исследования, анализа. Живая ткань стихотворения обладает некой тайной, зашифрованной в
словах, однако мы попытаемся разгадать эту тайну.
Цель нашего урока раскрыть духовное содержание стихотворения, понять его
религиозный настрой, особенность авторского взгляда на эту тему, увидеть художественное
пространство произведения, проследить движение авторской мысли на протяжении всего
повествования, определить темы, поразмышлять о нравственном, философском смысле
произведения, открывшемся нам после прочтения и анализа, поговорить о художественных
особенностях стихотворения « Сретенье». ( Слайд 4)
«Сретенье» Бродского это поэтическое переложение библейского сюжета о
праведном старце Симеоне – богоприимце, о его встрече с Младенцем Иисусом. В переводе
со старославянского это слово означает «встреча»
( видео «Сретенье Господне. Закон Божий»), ( чтение текста 2 главы ЕВАНГЕЛИЯ
ОТ ЛУКИ.)
Евангелие от Луки
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и
благочестивый… и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не
увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И,
когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он
взял Его на руки, благословил Бога и сказал: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко , по
слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал перед лицеем
всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.” Иосиф же и
Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери
9 Его: ”Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и
Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец.” Тут была
также Анна пророчица… которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу
день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим
избавления в Иерусалиме…”
Выбор автором этой темы был не случаен. Сретенье это библейский сюжет,
конечно же. Но кроме религиозного содержания оно несет в себе общечеловеческий смысл: у
каждого человека когдато случается ВСТРЕЧА, меняющая его жизнь на 180 градусов. Такая
встреча у Бродского случилась встреча с А.Ахматовой. Во многом неожиданная, но
именно она стала поворотной в судьбе поэта.
( Слайд 5)
Для Бродского знакомство с Анной Ахматовой, с ее христианским
мировоззрением станет одним из главных событий в его жизни. Между ними сразу возникнет
духовное притяжение. Когда произошло знакомство, Бродскому было чуть больше 20, а
Ахматовой 72. Бродский, вспоминая тот период короткого знакомства (всего 23 года)
говорил, что нашел в ней духовного наставника, а она – своего приемника.
«Думаю, что больше всего я обязан Анне Андреевне в чисто человеческом
отношении. Она для меня была прежде всего примером духовным, нравственным. Ей я обязан
90 % взглядов на мир, умением прощать. Может быть, это единственное, чему я как следует
научился в жизни», скажет И. Бродский.
2. Сюжет стихотворения ( Слайд 6)
1. Выразительное чтение стихотворение « Сретенье».
2. Содержание произведения. Его художественное пространство. Сравнение с
текстом Евангелия.
В стихотворении задается сразу 2 пространства, на которых разворачивается
повествование. Каких?
Реальное храм, церковь, мир конкретный, земной
Читаем: 1, 2, 3…11 строфы
Ирреальное пространство (нереальное) мир потусторонний, неземной, обитель
душ ( «глухонемые владения смерти»)
Читаем: 16, 17, 18 строфы
Сколько частей можно выделить в стихотворении?
10 На каком пространственном фоне происходит действие каждой части?
1ая часть : 111 строфы чудесная встреча благочестивого старца Симеона с
Младенцем Иисусом в Иерусалимском храме.
Эти строфы строго следуют развитию евангельского сюжета.
Какие действия совершают персонажи произведения?
а) Прочитать 14 строфы.
(Мария с Младенцем входят в Храм, их встречают Симеон и Анна, старец Симеон
берет спящего Младенца на руки.)
Найдите соответствие данному поэтическому отрывку в тексте Евангелия
б) Прочитать 5,6,7 строфы.
Что это?
(поэтическое переложение молитвы – откровения Симеона)
На каком эмоциональном фоне произносит Симеон слова своей молитвы? Почему?
(Он произносит их с восторгом и радостью, обращаясь к Богу с замечательными
словами. Он прикоснулся ко Христу, увидел свое спасение своими очами. Годы терпения,
верности Богу позволили старцу произнести эти замечательные слова: « Сегодня, реченное
некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня» .)
Соотнесите данный отрывок с текстом Евангелия.
в) Прочитать 10, 11 строфы.
Что это? К кому обращены эти слова старца? Каким содержанием наполнены эти
слова?
(Эти слова старца, обращенные к Деве Марии, означали, что о Сыне Божьем будут
идти споры, что многие найдут в нем для себя восстание ( воскрешение) и спасение, а многие
– соблазн и гибель. Симеон, указывая на Младенца, продолжает свои пророчества, которые
становятся предсказаниями о Страстях Господних. Вероятно, в этом двойственная природа
праздника Сретенья радость от встречи с сыном Божьим и скорбь, заключенная в этих
словах старца, обращенных к матери. Ей предстоит неоднократно страдать, видя страдания
своего божественного сына, особенно когда она будет стоять при кресте Христовом. Старец
обращается к Божьей Матери с пророчеством, что ее сердце пронзит меч скорби. Кто
больше любит, тот больше страдает.)
На этом параллелизм текста стихотворения и текста Евангелия заканчивается, и
условно можно сказать, что заканчивается 1 часть стихотворения.
2ая часть последние 7 строф уход Симеона в глухонемые владения смерти.
Это авторское развитие темы, которая отсутствует в евангельском тексте.
11 2ая часть это человек пред ликом смерти, путь Симеона из жизни в глухонемые
владения смерти. Симеон несет весть об уже начавшемся спасении мира, о Спасителе.
3. Анализ поэтического текста.
1. Поговорим о предмете повествования, о художественном пространстве
произведения ( Слайд 7 ).
а)Что является предметом повествования?
б)Где и когда происходит эта чудесная встреча?
Предметом повествования является Сретенье (встреча) Бога (Младенца Иисуса) с
человечеством в лице праведного старца Симеона и пророчицы Анны, встреча новой и старой
жизни, встреча нового и старого заветов.
Эта встреча происходит в конкретном историческом временном пространстве
более 2000 лет назад. На 40 день рождения Христа. В Иерусалимском храме.
в) Ограничено ли художественное пространство этого стихотворения этими
конкретными образами времени и места?
Попробуем раздвинуть пространственновременные рамки стихотворения!
Продолжите утверждение!
Храм – место таинственной встречи Симеона и Анны с Сыном Божьим.
Храм также мистический центр, где сходятся все нити, связывающие землю и
небеса.
Храм преддверие вечности.
Вначале это пространство замкнуто3 строфа
Затем перетекает в разомкнутое12, 13 строфы
И в конце максимально открытое17, 18 строфы
Итак: храм условноконкретное время, где происходит действие
стихотворения.
Описание событий в последних строфах(1218) выходит за пределы Храма. Храм в
стихотворении оказывается открытым в вечность (17 18), куда уходит Симеон, « уменьшаясь
в значенье и теле» из храма в вечность.
Художественное время также не укладывается в конкретно исторические
временные рамки.
г) Почему?
Дата встречи Симеона и Младенца это конкретная и одновременно символическая
дата! Это дата встречи человечества со своим Спасителем! Это начало отсчета НОВОЙ ЭРЫ
12 человечества, которой вот уже более 2000 лет. Время у Бродского – это символ
ВЕЧНОСТИ!
Вечность это понятие вневременное.
Автору важно показать надвременное пространство, бессмертие, куда уходит
старец, а затем уйдут Мария, Анна. Их путь в вечность будет освещен светом любви и веры.
Итак: художественное пространство стихотворения –условно –конкретное, оно
многомерное.
2) Создайте смысловые пары. ( Слайд 8)
Храм –…. (вечность)
Герои – ….(встреча)
Бессмертие –….(светлая вечная память)
Вывод: встреча героев происходит в определенном месте и в определенное время.
Но эти временные и пространственные образы – условноконкретные, многомерные. Автору
важно показать надвременное пространство, бессмертие, куда уходит Симеон и уйдут после
него Анна, Мария. Их путь в вечность будет освещен светом любви и веры. Они заслужили
светлую память!
2. Сюжетные и внесюжетные образы.
Уже в 1 и 2 строфах ( читать) заявлены все центральные образы стихотворения.
Сюжетные образы. Назовите их.
Очень важным достоинством Бродского является его простота и точность в
изображения характеров и эмоциональных переживаний.
Подтвердите правильность этой мысли.
Образ СИМЕОНА (Слайды 9, 10)
а)Найдите в тексте
эпитеты, описательные обороты, глаголы действия,
относящиеся к образу Симеона.
(святой старец, крепкие руки Симеона, поступь стариковски тверда)
б)Каким видится вам герой?
( Он не дряхлый немощный старичок, идущий шаркающей походкой, а крепкий
старец, мужественно и твердо идущий навстречу смерти.)
в) В чем счастье Симеона?
(В смирении, в вере, в надежде, в любви!)
Важный момент в изображении старца: автор фиксирует двойственность пребывание
своего героя сразу в настоящем и будущем времени.
Найдите в тексте пример такого двойственного пребывания.
13 (Он еще здесь, в храме, с Младенцем на руках, в окружении Марии и Анны, но мыслями он
там, в «глухонемых объятиях смерти» строфа 5,6
г) Что видит герой, вступая « в пространство лишенное тверди»?
(Свет, который он несет в душе от встречи с Сыном Божьим строфа 17)
д) Какой была поступь героя в « смертную тьму»? Почему?
(« И поступь была стариковски тверда» 14 строфа
Он не боится смерти. « Кончина праведника благословенна», сказано в Писании.
Праведный святой Симеон благословляет смерть, потому что узрел СВЕТ
ИСТИНЫ!)
Образ МАРИИ
(Слайды 11, 12)
«И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус»
а) Какой видится автору Мария: Богородицей или просто Матерью?
(Она прежде всего Мать – 1 строфа. «Дитя – внесла»)
б) Как она изображена? Объясните авторский замысел?
в) Какие действия совершает Мария на протяжении всего повествования?
(Внесла сына, передала старцу, стояла молча, смущенна, смотрит вслед Симеона. Находится в
тени старца и своего сына. Скромно –9 строфа
г) Какие чувства вызывает в читателе этот образ?
(Благоговение, жалость, сочувствие)
д) Пророчество Симеона, его смысл 1011строфы
(Симеон предсказал ей путь скорби и страдания.)
На иконе Божьей Матери « Умягчение злых сердец» изображена Богоматерь с
воткнутыми в сердце ножами. Их 7. Число 7 в Священном Писании означает полноту чего
либо, а в данном случае полноту ГОРЯ, которое было предсказано Симеоном и перенесено
Пречистой Девой с ее Божественным Сыном.
Образ АННЫ пророчицы
(Слайд 13)
Сопоставьте текст Евангелия, где говорится об этом персонаже, и найдите
упоминание о ней в стихотворении ( прочитать – отрывок Евангелия и строфы 12, 14)
Образ МЛАДЕНЦА
( Слайд 14, 15)
« Боже, видели очи мои свет», скажет Симеон в своей речи!
Найдите в тексте текстуальные синонимы, перифразы к слову «Младенец».
( Дитя. Он . Сын Господен. Его продолжение. Света источник. Слава Израиля.
Светильник.)
а) Каким видится вам Младенец?
14 (Он спит на руках матери, затем на руках Симеона. Посапывает, сияние вокруг
пушистого детского темени означает святость, избранность, величие этого Младенца).
б) Младенец – светильник! Чей путь освещает ОН? В чем глубинный смысл этой
строфы?
в) Почему Симеон не называет Младенца по имени?
( Иисусспасение, Христос титул, « помазанник»Царь Мира)
Это имя выше всякого имени!!
Внесюжетные образы. Назовите их.
(Слайды 16, 17)
В стихотворении наряду с центральными
сюжетными образами действуют
внесюжетные.
Но это не деление на главные и второстепенные.
Бродский повествует о чудесной встрече героев. И в этой встрече принимает
участие всё, что их окружает Храм, Тишина, Свет, Тьма.
Они живые, меняющиеся образы свидетели.
Образ ТИШИНЫ.
«И тихо так, господи, тихо, что слышно, как Время идет»(А.Ахматова)
Тишина фон и одновременно еще одно действующее лицо.
Попробуем доказать это утверждение.
Найдите описание Тишины.
Странная Тишина обступила героев!—
а)Попробуйте расширить образ Тишины с помощью понятий, относящихся к этому
образу.
(безмолвно глядели 12, шел молча по этому храму пустому13, глухонемые
владения смерти16, время утратило звук17)
б) В какой композиционной части возникает, расширяется образ Тишины?
(Во 2 части Симеон вступает в многоликое царство образов Тишины.)
Докажите.
Тишина храмовая, святая, благоговейная!
Тишина в смысле сосредоточенности, напряженного ожидания!
Тишина когда уже все сказано. «Симеон умолкнул. И всех тишина обступила»
олицетворение, автор придает этому образу – свидетельнице этой чудесной встречи черты
живого существа.
Тишина за которой угадываются
грядущие драматические события
общечеловеческого масштаба.
15 Тишина как символ смерти, вечности.
Итак, Тишина не только фон, но и действующее лицо, живое. Меняющаяся,
непостижимая, вбирающая, поглощающая в себя звуки живого мира.
Образ ХРАМА (Церковь)
а) Свидетелем чего является ХРАМ?
(Это не просто место, где проходит действие произведения.)
В контексте стихотворения это:
место встречи и разлуки,
место , где сконцентрированы самые сильные человеческие чувства радость и
печаль
Образ СВЕТА.
а) Найдите в тексте контекстуальные и лексические синонимы слова СВЕТ
(Утро, свет, луч света, источник света, белевший дверной проем, сияние,
светильник.)
Свет то неясный утренний, то как случайный луч, и наконец свет, исходящий от
образа Младенца как некого Светильника, наполняет и оформляет стих с 4 строфы – по 18.
С 4 строфы начинается тема света, автор потоком света выхватывает Младенца и
Симеона , акцентируя на них внимание.
б) Почему?
Они центральные образы, эта встреча определила дальнейший ход всей истории
христианства.
Встреча, которую старец так долго ждал, состоялась! Встреча Бога и Человека,
встреча Старого и Нового заветов. « Это был взгляд Отца», скажет позднее Бродский в
своих «Рождественских стихах».
в) Какой глубинный смысл приобретает ОБРАЗ СВЕТА в стихотворении?
Христос говорил: « Ходите в свете и будете сынами света».
Но мы канем во тьму, если светить будет нечем, утверждал поэт. Единственный
способ существования в свете – стать светлой памятью для следующих поколений.
Так возникает в стихотворении тема света, образ СВЕТА, символа светлой памяти,
добрых светлых дел, символ чистоты и святости
Образ ТЬМЫ
а) Из чего начинает вырастать ТЬМА?
(Образ тьмы начинает вырастать из СУМРАКА ХРАМА).
б) Почему?
в) Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ?
16 (Сумрак храма – граница между светом и тьмой, промежуточный образ. Сумрак
граница между реальным и ирреальным, бытием и небытием.)
г) С какой строфы начинает возникать в стихотворении образ ТЬМЫ? ( с 1718)
д) Что видит читатель, следуя за Симеоном в 1718 строфах стихотворения?
е) Что знает старец, во что верит автор?
(Благочестивый старец стремится к встрече с Богом, так же как и душа поэта,
закончив свой земной путь, обязательно встретится с родственной душой Ахматовой).
ж) Кому не страшна тьма смерти, чей последний путь будет светел и прям?
( Страх перед смертной тьмой дано преодолеть не каждому, а лишь тем, в ком
горит свет истины, веры и творчества.)
3. Проследим движение авторской мысли от начала до конца стихотворения.
Определим темы произведения. ( Слайд 18)
а)Чего в стихотворении больше: радости или грусти? И с чем она связана?
( Библейское сказание, лежащее в основе стихотворения, есть лишь отправная
точка для размышлений поэта о жизни, смерти, воскресении, о сложностях поиска смысла
жизни. Стихотворение раздвигает рамки библейского сказания, и поэтому наряду с темой
долгожданной радостной ВСТРЕЧИ Симеона и Младенца Иисуса, раскрывающей смысл
смерти, а значит и жизни, возникает и тема РАССТАВАНИЯ как естественное продолжение
темы встречи.
Но у Бродского это не прощание. Там за порогом смерти, куда уходит Симеон,
вечная жизнь, где опять обязательно встретятся наши герои, чтобы уже никогда не
расставаться.
Тема ВЕРЫ центральная тема произведения.
Как эта тема раскрыта в произведении?
(Герои ждут, надеются и веруют в Мессию, в Спасителя человечества.
И встреча с Младенцем Иисусом – награда за это!)
Тема СМЕРТИ одна из центральных тем творчества Бродского.
« Нас ждет не смерть, а новая среда» . В этих словах – вера автора в то, что
смерть – иная форма существования. Но не человеческой плоти, а его духа.
На чем основана вера поэта в вечную жизнь?
( Если происходит слияние чистейшего в человеке его души и вечного
божественного источника света.)
Что чувствует Симеон, для которого весть о рождении Христа была
одновременно и вестью о собственной смерти?
17 ( Ему не страшно смертную тьму освещает светильник образ Младенца, образ
Спасителя человечества. «Светильник светил и тропа расширялась». Симеон знает, что они
встретятся строфы 14,17,18.)
Одна из важнейших тем стихотворения
— завершение земной жизни, переход из
мира физического в «пространство, лишенное тверди», где «время утратило звук».
При каком условии, по мнению автора, можно стать частью Высшего мира,
не кануть в вечность, а обрести бессмертие, как святой старец Симеон?
( Главное условие продолжения жизни, считает Бродский, нести в себе свет и
делиться им с людьми.)
« Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии», писал
Бродский.
Как вы понимаете эти слова?
( Память вбирает в себя и прошлое и настоящее. Память, в отличие от времени, не
имеет категории времени. И носителем этой памяти является человек. Человек хранитель
времени, вобравший в себя опыт, знания всех поколений.)
Отсюда понимание ключевой темы произведения темы ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ
БЕССМЕРТИЯ.
В ком сконцентрированы временные и пространственные образы: храм,
бессмертие, вечная память?
( В человеке! В нем есть то, что не подвластно времени – память!!!
Память не имеет ни пространственных, ни временных границ!!!)
Кто заслужил эту высшую вечную награду – благодарную память?
( Анна праведной жизнью, Симеон глубоким знанием Ветхого Закона, смирением,
терпением и святостью, Мария чистотой и непорочностью).
И еще –Поэты, своим творчеством способные обессмертить свое имя. Поэтические
памятники приближают смертного человека к бессмертию.
« Сретенье» поэтический памятник Ахматовой!
Это также поэтический ГИМН ЧЕЛОВЕКУ!
Тема ПРЕЕМСТВЕЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ
Как в тексте произведения раскрывается эта тема?
(Младенец приходит в мир Симеон уходит в смерть. Совершается естественный
жизненный цикл.)
Но каким содержанием наполнена эта тема?
( Божественным!! В этом евангельском эпизоде встрече святых душ Симеона и
Анны с воплотившимся Богом есть и напоминание о неуклонном законе жизни одно
18 поколение приходит на смену другому. Как Ахматова завещала Бродскому хранить и беречь
СЛОВО. В этом грусть разлуки.
Тема СТРАДАНИЯ и СОСТРАДАНИЯ
О чьих будущих страданиях идет речь?
Что является символом страданий?
( В сердцевине стихотворения – пророчество Симеона о Голгофских страданиях
Христа и о страданиях Матери).
Что завещали они человечеству? Чему учили?
( состраданию и милосердию)
Итак: в Сретенье есть и печаль и радость печально напоминание о распятии
Христа, но радостно верить в спасение Человека!
4. Рассмотрим лексический рисунок стихотворения, взаимосвязь содержания
стихотворения и его художественной формы.
Поговорим о лексическом, словесном рисунке текста.
а) Чтобы передать свое видение известного фрагмента Библии, создать целый мир,
автор использует БИБЛЕИЗМЫ.
Именно они основа расширенного, но в целом сохраненного сюжета писания. Они
ассоциируются не только с религией, но и со всей христианской культурой.
Найдите их в тексте
К ним также нужно отнести имена персонажей Ветхого и Нового Заветов.
Мария, Симеон, Анна.
б) Наряду с библеизмами автор употребляет и архаизмы и старославянизмы,
книжнопоэтическую лексику.
Выпишите из текста архаизмы и старославянизмы. Подберите к ним синонимы!
Вывод: естественно, что торжественность момента встречи Симеона с
Младенцем автор передает торжественным стилем, используя слова книжно
поэтического стиля.
в) Автор широко использует следующие языковые средства выразительности:
Метафора перенесение свойств одного предмета или явления на другой по
принципу их сходства
Лексический повтор
Антонимы слова, понятия противоположные по смыслу.
Сравнение сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из
них при помощи другого.
19 Перифраз описательный оборот
Обратимся к тексту:
Метафоры: « эхо кружилось слегка шелестя», «шел уменьшаясь в значенье и теле»
( умирает), «пространство лишенное тверди», пространство уже не этого мира, как и Симеон,
утративший плоть ( душа несла Светильник).И вместе с тем это пространство духовное
( душа)!
Симеон покидает замкнутое пространство храма и уходит в черную тьму смерти.
Образ Младенца, светильник, освещающий пусть святого старца в вечность, в бессмертие.
Сравнения образ Младенца, как некий светильник, храм «как замерзший лес», эхо
как «взлетевшая птица».
Яркие, образные метафоры и сравнительные обороты помогают автору
достичь предельной точности изображения!
Повторы 1, 16, 18, 23 строфы. Бродскому важна мысль, которую он повторяет в
разных вариантах. Повторение слова приводит к умножению его первоначального смысла,
тогда оно становится большим, чем оно есть. Повторяемое слово увеличивается в значении и
значимости!
Перифразы 5, 6, 7 строфы. Автор использует эти обороты, чтобы показать величие,
масштаб образа Христа, избегая прямого называния.
( «Сына увидит Господня» «Твое продолженье и света источник» «слава Израиля»)
Антонимы – 10, 1518 строфы. Все в стихотворении подчинено сравнению и
противопоставлению.( Светтьма, жизньсмерть, встречаразлука, паденьевозвышение,
уличный гул глухонемые владения смерти)
Итак: богатство различных выразительных средств языка помогли автору
создать атмосферу торжественной,
удивительной ВСТРЕЧИ,
освещенной
Божественным и человеческим светом ЛЮБВИ и ВЕРЫ.
5. Поразмышляем о глубинном
нравственном, философском смысле
произведения, открывшемся в результате анализа, о степени вечности поднятых
проблем ( Слайд 19)
Любая лирика философична.
Бродский более философичен, чем любой современный поэт. Он вовлекает читателя
в серьезные размышления о мире, о жизни, о смерти, о времени, о пространстве.
Главная идея данного стихотворения, как мне видится, идея бесконечности
времени и пространства: за расставанием будет встреча, одно поколение сменяет другое, за
20 порогом смерти вечность, свет добра и веры освещает мир, такой бесконечный и
неповторимо бесконечный!
Осмысление понятия «вечная жизнь» также в центре философских раздумий
Бродского.
Это прежде всего вечная память, как заслуженная награда тем, кто озаряет путь
людям, это то, что остается от человека после смерти.
Смысл человеческого призвания превратить смерть в бессмертие, слово – в
поэзию!
Из этого следует глубинный смысл стихотворения вера в бессмертие языка , над
которым не властны ни время, ни расстояния.
« Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его»,
сказано в книге притчей Соломоновых.
Только язык, слово может обуздать, победить время. Процесс поэтического
творчества становится единственной возможностью преодоления времени, а значит
смерти.
Бродский это знал и настаивал на божественном происхождении языка.
«Всякое творчество есть по сути молитва, направленная в ухо Всевышнего.
В этом сущность искусства. Стихотворение если и не молитва, то приводимо тем
же механизмом молитвы», писал И.Бродский.
А стихосложение считал высшей формой погружения в божественную стихию
языка
6. Особенности поэтики Бродского на примере стихотворения « Сретенье».
(Слайд 20)
« Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем
они подобны друг другу» писал Блок.
Об особенностях поэтики Бродского об искусстве создавать стихи наш
следующий разговор.
Поэтика «превращение речи в поэтическое произведение».
«Создается впечатление, что стих творится сейчас на наших глазах
параллельно движению нашего взгляда. Вся эта утонченная духовность и огромная
энергия тратятся на то, чтобы доказать нам, что ни нас, ни автора этих строк на
самом деле не существует»
В этих
словах Михаила Лотмана суть поэтического магнетизма этого
стихотворения, как и всего творчества поэта.
21 Как создается неповторимый сложный языковой узор произведения, с помощью
каких поэтических приемов?
В чем своеобразие поэтики Бродского?
Первая особенность, которая бросается в глаза нет смысловой завершенности
стихотворной строфы.
Перенос поэтической строки на следующую строфу! Такого
количества переносов нет ни у кого. Перенос для Бродского как бы естественная форма
организации стихотворения! Бродский так естественно разговаривает с читателем, что
просто не замечает конца строфы. Для него лишь все стихотворение в целом представляет
собой вполне оформленную, законченную мысль.
Приведите пример. Найдите подтверждение этой мысли в тексте.
« Он шел…..» (строфа16). Отрывок наглядно показывает смысловую
незаконченность строфы, которая приобретает свой законченный смысл лишь в союзе с 18
строфой.
Вторая особенность поэт даже не пишет каждое новое четверостишие с большой
буквы, поскольку дробление на строфы и строчки в стихотворении имеет не смысловую, а
ритмическую нагрузку. (Пример)
Другая особенность стиля Бродского это протяженность строки и большой объем
стихотворения.( Пример)
Поэт разворачивает мысль не торопясь, постепенно обрисовывая предмет сразу с
нескольких сторон.
Стихи монотонны. Поэт считал, что стихи должны вести за собой поэта, а не
наоборот. (Пример)
Отсюда сложный синтаксис, с множеством придаточных предложений в
сложноподчиненном. (Привести пример).
Вывод.
Вот так возникает особая форма воздействия на читателя.
Внутреннее движение в стихотворении нарастает, усиливается с каждой строфой, и
чем длиннее стих, тем это движение стремительнее.
Так создается напряжение между тем, что говорится, и формой, в которой
это воплощено!
7. Поговорим о красоте в контексте данного произведения.
( Слайд 21)
Особое свойство, которое присуще стихотворению КРАСОТА
Возвращаясь к прочитанному, можно с уверенностью сказать красота этого стихотворения,
как видим, неоспорима.
22 Необычность рифмы, совершенство композиции, размеренный ритм, строгость и
глубина образов все это позволяет причислить «Сретенье» Бродского, имеющее духовную,
эстетическую ценность, к шедеврам русской и мировой литературы.
Понимание Красоты, по мнению Бродского, неразрывно связано с духовным строем
человека, его нравственной позицией.
«Красота спасет мир» писал Достоевский. Как хочется в это верить!
Но поэт, как бы полемизируя с писателем в своей Нобелевской речи, высказался на
этот счет немного иначе. «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, а вот отдельного
человека всегда можно».
И поэзия, считал Бродский, «защищает от уродства мира и спасает чувство
красоты».
Поэзия востребована всегда. Возможно, сейчас поэзия, нам
читателям 3
тысячелетия, как никогда нужна больше она спасает наши души!
« Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна», говорил Бродский
8. Эпилог. (Слайд 22)
«Поэзия дарит нам почти физиологическое наслаждение самим своим
фонетическим , интонационным завораживающим обликом. И в этом смысле мало что
сравниться с тем наслаждением которое способна внушить поэзия Б. Изумление радость
благодарность вот чувства которые испытываешь читая его стихи»
Можно соглашаться или нет с мнением критика, можно восхищаться поэзией
Бродского или нет, можно читать его стихи или нет.
Но ясно одно – Бродского нельзя читать бесстрастно, он заставляет думать.
«За стихами Бродского, не всегда благозвучными, слышится тихая мелодия,
которая поет о той неведомой стране, где человек способен плакать не о себе, а потому, что
плачет другой. Вера Бродского вера в Христа и в человека, страждущего со всеми, кто
страждет».
«Нет разлук существует громадная встреча». В этих словах поэта надежда на
встречу с новым читателем его произведений, потому что
Бог сохраняет все; особенно слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
4. Бродский и Рембрандт.
23 Описание картины «Симеон в храме». Диалог поэта и художника.
( Слайд 23)
Но наше знакомство с этим поэтическим шедевром будет неполным, если мы не
увидим картину Рембрандта «Симеон в храме». Первоисточник стихотворения очевиден – 2
глава Евангелия от Луки. Но есть еще и другой источник. Сам поэт подтвердил, что его
изображение библейской сцены в немалой степени основано на картине Рембрандта на тот же
сюжет « Симеон в храме».
Это последнее из дошедших до нас произведений художника. Картина осталась
незавершенной. И даже в этом незаконченном виде можно судить о глубине замысла и
огромном художественном таланте голландского живописца 17 века, крупнейшего
представителя золотого века голландской живописи Рембрандта Харменса ван Рейна.
Обратимся к картине и постараемся найти сходство со стихотворением в решении
общей темы.
Кто изображен на 1 плане картины?
(Симеон, бережно держащий на костлявых, но сильных руках спеленатого
Младенца.)
Каким увидел святого Симеона художник?
(Художник подчеркнул выразительность благоговейно закрытых глаз старца. Годы
согнули его, но Симеон сохранил еще старческую твердость и внутреннюю силу.)
Какие черты воплощены в этом образе?
( В образе Симеона воплощены изумительная духовность, святость, нежность к
Младенцу.)
Что прозрел Духом святым Симеон? Что он понял?
( Он понял, что высшее счастье человека верить и ждать, любить и надеться.)
Как это передано на картине?
( Мощный светоносный поток света озаряет лицо старца, обращенное в молитве к
Небесам.)
Что общего у Бродского и Рембрандта в изображении Симеона?
( Герой излучает Свет, он обращен к свету, его озаряет свет свет святости, веры и
любви)
Кто изображен на 2 плане? Как?
( Дева Мария. Мать, погруженная во тьму темного покрывала, грустно улыбается
Младенцу, стоя в тени Симеона)
24 Что скрыто за этой грустной улыбкой Матери, стоящей в тени Симеона?
Что общего у художника и поэта в изображении Марии?
(Трагические предчувствия, пророчества Симеона о страданиях ее Сына)
Поговорим о символике света на картине. Сравним решение этой темы у Бродского
и Рембрандта.
Чем является Свет на картина, чему он служит?
( Поражает в картине освещение изображаемой сцены. Освещение двойное! С
высоты на центральную группу( Симеон и Младенец) падает солнечный свет! Ему как бы
отвечает внутренний свет, исходящий из облика Младенца. Можно предположить, что этим
сочетанием двух источников света—источника свыше и источника света в человеке—
художник и поэт выразили идею встречи Нового и Ветхого заветов, идею встречи Бога со
своим сыном и с человечеством в лице Симеона. « Боже, видели очи мои свет», скажет
Симеон.
Бродскому было близко творчество Рембрандта. И поэтому не случайно у поэта
есть поэтическое посвящение художнику.
Отрывок:
Ты произнес свой монолог. Она земля,
переживет твои слова, твой голос
и гром аплодисментов, и молчанье,
столь сильно осязаемое после
аплодисментов. А потом тебя,
все это пережившего.
V
Ну, что ж,
ты это знал и раньше. Это тоже
дорожка в темноту.
Но так ли надо
страшиться мрака? Потому что мрак
всего лишь форма сохраненья света
от лишних трат, всего лишь форма сна,
подобье передышки.
А художник
художник должен видеть и во мраке.
25 Что ж, он и видит. Часть лица.
Клочок какойто ткани. Краешек телеги.
Затылок чейто. Дерево. Кувшин.
Все это как бы сновиденья света,
уснувшего на время крепким сном.
Но рано или поздно он проснется.
Да, художник должен видеть и во мраке, не страшась мрака. Творец, мастер
источник света, проводник в мир красоты!
« Только тень и свет нас превращают в людей», писал Бродский.
Главный свет в жизни Бродского это свет веры в Христа, в человека, в дело его
рук, ума. Вера в будущее, вера в бессмертие души.
5. Домашнее задание.
Прочитать поэму Коста Хетагурова « Се человек».
Осмыслить содержание произведения.
Рецензия на методическую разработку.
1 Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Еналдиева Алла Константиновна.
2 Должность: преподаватель литературы.
3 Название методической разработки: Методическая разработка урока русской
литературы. «Иосиф Бродский. Стихотворение « Сретенье». Опыт прочтения»
26 4 Полное название образовательного учреждения :Государственное бюджетное
«Владикавказский
образовательное
учреждение
профессиональное
многопрофильный техникум»
5 Фамилия, имя, отчество рецензента: Опарина Наталья Васильевна
6 Должность, место работы: старший методист ГБПОУ «ВМТ» .
Автор работы
Автор методической разработки урока литературы на II курсе подробно раскрывает
тему соприкосновения поэзии И. Бродского с христианством. Это особая тема в творчестве
поэта, к которой он обращался в своих «Рождественских стихах» и в других произведениях
на библейские сюжеты. Духовность этой поэзии, высокий нравственный потенциал
продемонстрированы автором разработки на примере стихотворения «Сретенье».
анализирует сюжетные и внесюжетные художественные образы
стихотворения Бродского, раскрывает религиозный настрой стихотворения, не ограничивая
художественное пространство конкретными образами времени и места. Автор верит, что
стихотворение «Сретенье» способно пробудить в ученике «свет веры в Христа, в человека, в
бессмертие его души».
Тема раскрыта глубоко и доказательно.
Текст урока структурированный и
аргументированный, он подкрепляется строками из стихотворения и Евангелия, что
несомненно делает текст актуальным применительно к уроку литературы.
Актуальность данной разработки в том, что она помогает глубже понять нравственные
ориентиры, заданные русской поэзией, в то время как на почве бездуховности снижается
планка морали, растет ожесточенность, в том числе и против православия, вместо родной
речи язык засоряется иностранными словами и нецензурной бранью.
Методическая разработка состоит из 3 частей: вступительной части, описания урока и
списка использованной литературы.
Во вступительной части разработки автор стремится донести до читателя мысль о том,
что формирование духовного мира человека должно основываться на приобщении к
величайшим образцам русской литературы. Основу урока литературы, по мнению автора,
должны составлять произведения с высоким содержанием духовновеликого, вызывающие
пробуждение и обогащение духовного мира ученика. Автор отмечает, что русская
литература и русская жизнь на протяжении многих веков были тесно связаны с православием.
Во вступительной части к уроку говорится о значении Библии в нашей жизни, о ее месте в
мировой культуре, о бессмертных образах и идеях этой Вечной Книги, которые нашли
отражение в музыке, живописи, литературе.
В ходе анализа стихотворения перед учащимися раскрывается сложный, многомерный
пространственный и временной мир, где происходит встреча Симеона с Младенцем Иисусом.
Место (Иерусалимский храм) и время ( более 2000 лет назад) принимают в стихотворении
условноконкретные формы. Автору важно показать надвременное пространство, вечность,
куда уходит Симеон. Его путь в бессмертие освещен светом любви и веры. Этот путь не в
небытие, а через смерть и последующее воскресение в жизнь вечную. В разработке
достаточно полно рассматривается глубинный смысл художественных образов и смысловая
нагрузка, которую несут они в себе.
В разработке показан опыт работы учителя с электронными образовательными
ресурсами и мультимедийными средствами обучения. Безусловно, использование
интерактивной доски интенсифицирует процесс обучения. Использование в данной теме
27 удачно составленной презентации дает высокую степень наглядности, тем самым помогая
учащимся проникнуть в мир поэтического пространства произведения.
Данная разработка
является уникальной. Однако, стоит отметить умелое
использование автором первоисточников и критической литературы.
Методическая
разработка Еналдиевой А.К.
заслуживает высокой оценки и
рекомендуется для использования как на уроках литературы, так и для широкого
читательского спроса. Опыт применения электронных средств обучения в данной разработке
также может быть использован на уроках теоретического и практического обучения.
Ст. методист ГБПОУ «ВМТ» Н.В. Опарина
26.03.2015 г.
28
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Методическая разработка урока "И.Бродский. Стихотворение "Сретение". Опыт прочтения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.