Формирование социокультурной компетенции в современной школе
Оценка 4.6
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.02.2019
В статье раскрывается понятие социокультурной компетенции, отмечается необходимость уделять внимание развитию этой компетенции, ведь современным школьникам приходится жить в поликультурном мире, а значит, они должны уметь принимать культурные ценности другого народа. Важным средством формирования социокультурной компетенции являются Интернет-технологии, поэтому в статье уделяется прежде всего внимание возможностям сети Интернет.
Вязьмина. Статья — копия.docx
Вязьмина Ирина Юрьевна. СОШ №32 г. Рыбинска
Формирование социокультурной компетенции в современной школе.
Какими качествами должен обладать современный школьник? Прежде всего, он
должен быть способен к поиску, освоению и осмысленному использованию значимой
информации. Он должен обладать обширными коммуникативными умениями и вариативно
мыслить. Особое значение в данном контексте приобретает проблема формирования
социокультурной компетенции как одной из форм общей культуры личности. В
педагогической теории и практике социокультурную компетенцию чаще всего понимают
как совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств,
формируемых в процессе языковой подготовки к межкультурному общению. Иными
словами, современный человек должен быть готов жить в поликультурном мире, он
должен, прежде всего, быть способным к межнациональному общению, то есть обладать
социокультурной компетенцией.
Важно отметить, что социокультурная компетенция необходима еще и для лучшего
понимания собственной культуры. Иногда человек не имеет четкого представления о той
или иной социокультурной ситуации, пока не посмотрит на нее с новой точки зрения или
не столкнется с ней в процессе межкультурного общения. В таком случае человек будет
анализировать не только иноязычную, но и родную культуру. Таким образом, каждый
контакт с иноязычной культурой повышает осведомленность о собственной, что также
важно для развития личности в целом.
Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными
целями образования: практической, развивающей и воспитательной. И воспитательная
задача наиболее значима, поскольку от решения этой задачи зависит формирование в
современном молодом человеке чувства патриотизма и чувства интернационализма.
Необходимым условием, на наш взгляд,
формирования социокультурной
компетенции является включение обучающихся в проектную деятельность на основе
развивающего потенциала интернет – технологий, которые предполагают использование
передовых коммуникационных технологий и средств взаимодействия пользователей,
создавая условия «для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования,
умения принимать ответственные решения в ситуации выбора» 1
В школе СОШ №32 ученики активно участвуют в интернет – проектах, способствующих
формированию социокультурной компетенции. Начиная с 2010 года, постоянно участвуем
в творческих Интернет – проектах, проводимых Ярославским центром телекоммуникации2.
Чем привлекательны эти проекты? Они доступны, вариативны. Каждый может найти себе
задание по душе. Рисунки, социальные практики и акции, исследовательские работы,эссе,
фотоконкурсы, мультимедиа. Это дает возможность ребятам осознанно подойти к выбору
и проявить свои способности в полной мере. Работы победителей и призеров из разных
уголков нашей страны и других стран размещены на сайте центра телекоммуникации, что
вызывает несомненный интерес у всех участников и позволяет детям приобщиться к другой
культуре.
В 2016 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки был
организован Межрегиональный образовательный интернет проект «Мост дружбы» в
целях оказания поддержки образовательным организациям Республики Тыва. За 36
образовательными организациями Республики Тыва закреплены 15 регионов Российской
Федерации. Наша школа попала в число участников этого проекта.
1 Гольдин А. Образование 2.0: взгляд педагога // Компьютерра Online: электрон. журн.
[Электронный ресурс] / URL: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/
2
2010 год – Творческий Интернетпроект к 1000летию Ярославля. 2011 год – Проект «Школу
будущего строим вместе». 2012 год (фотоконкурс «Улыбки наших мам», «С чего начинается
Родина», Виртуальная экскурсия о родном крае). 2013 год – Международный Интернетпроект
«Мосты дружбы». 2015 год Интернетпроект «Диалог культур» (конкурс эссе, виртуальная карта
«Аллея дружбы») Интернетпроект предусматривал организацию и проведение образовательных и
воспитательных мероприятий в дистанционной форме: онлайнвстречи, онлайнуроки,
онлайнмастерклассы,
открытое интернет
онлайнлаборатории,
онлайнлекции,
тестирование, интерактивные акции, фотоконкурсы, конкурсы рисунков, вебсеминары,
вебконференции, презентации лучших практик, конкурсы открытых уроков и внеклассных
мероприятий и др.
Предметники, участвуя в этом проекте, прежде всего, акцентировали внимание на
трудных темах при подготовке учащихся к ГИА, на темах, требующих методической
поддержки со стороны наших учителей. Работа эта была эффективной, о чем говорят и
показатели, определённые Министерством образования и науки Республики Тыва. Это
повышение среднего бала ЕГЭ выпускниками 11 классов школ Республики Тыва по всем
предметам, по которым проводились консультации, и оказывалась методическая помощь.
Совместные проекты русских и тувинских школьников тоже были очень плодотворны. За 2
года их было много. Особого внимания заслуживают те, которые позволяли развивать
социокультурную компетенцию. Это прежде всего мультимедиа – проекты «Дерево
дружбы», «Широка страна моя родная», «Край ты мой, родимый край», «Край родной,
навек любимый». Чем необычны эти проекты? Они должны были быть совместными. То
есть одну конкурсную работу должны были делать участники из школпартнеров. Мы
сотрудничали с коллегами и обучающимися школы из села с. ЧааХоль. По скайпу или
электронной почте необходимо было обсуждать замысел, обмениваться материалами,
потом монтировать ролик. Такая работа как нельзя лучше способствовала формированию
социокультурной компетенции.
У участников образовательного процесса была
возможность познакомиться с реальностью другой культуры, получить информацию из
первых рук, без чьихлибо комментариев. При этом деятельность и учителей, и учеников
была направлена на решение конкретной проблемы. При работе над проектом собирали
необходимую информации, обсуждали ее с партнерами, т. е. погружались не только в
исследуемую проблему, но и в другую культуру, узнавали много интересного друг о друге.
Работа в рамках этого проекта позволяла развивать у ребят умение адекватно
оценивать культурнозначимые события в жизни нашей страны и культурные реалии Тывы,
с которой поддерживались дружественные отношения в рамках образовательного
проекта. Знакомясь с работами других участников, ребята учились находить общее и
различное в культуроведческих аспектах жизни представителей культур стран родного и
тувинского языков. Читая тексты народа – побратима, обучающиеся развивали умение извлекать социокультурную информацию из данных текстов с позиции ценностей именно
этой страны. Бесспорно, что совместные проекты способствовали развитию толерантности
у ребят.
Итак, Интернет – технологии мощный ресурс, который надо использовать в целях
улучшения и образовательных результатов, и развития социокультурной компетенции.
Формирование социокультурной компетенции в современной школе
Формирование социокультурной компетенции в современной школе
Формирование социокультурной компетенции в современной школе
Формирование социокультурной компетенции в современной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.