Формирование толерантности у школьников на уроках музыки

  • Лекции
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование толерантности у школьников на уроках музыки Толерантность происходит от английского слова - tolerate - «терпеть, переносить». Толерантность означает терпимость человека к мнению, взглядам, верованиям других людей. Толерантный человек терпимо относится к представителям иных религий, ко всем людям, которые по мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям не похожи на него.Во все времена актуальна проблема терпимого отношения к людям разных национальностей, и дети этих национальностей посещают в нашей стране образовательные учреждения
Иконка файла материала разработка.docx
Трушина Светлана Юрьевна учитель музыки высшей категории Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"  с.Знаменка, Нерчинский район,  Забайкальский край           Формирование толерантности у   школьников на уроках музыки                   Современные социокультурные изменения, которые происходят в обществе, обуславливают необходимость взаимодействия человека с другими людьми   на   основе   толерантности.   Толерантность   является   важнейшим качеством   человека,   неотъемлемой   частью   поведения   человека   в   любом цивилизованном   обществе.   Целенаправленно   формировать   толерантность призваны   образовательные   учреждения,   которые   закладывают    основы мировоззрения   человека   в   процессе   взаимодействия   ее   субъектов.            Толерантность происходит от английского слова ­ tolerate ­ «терпеть, переносить».   Толерантность   означает   терпимость   человека   к   мнению, взглядам, верованиям других людей. Толерантный человек терпимо относится к представителям иных религий, ко всем людям, которые по мировоззрению, образу   жизни,   поведению   и   обычаям   не   похожи   на   него. Проблеме толерантности личности посвящены исследования как зарубежных психологов   (Г. Айзенка,   С. Баднера,   Дж. Келли,   Р. Кеттела,   К. Лоренца, Г. Олпорта,   К. Поппера,   Б.Э. Риэрдон,   К. Роджерса   и   др.),   так   и отечественных   учёных     В.В. Бойко, С.К. Бондыревой,   И.Б. Гриншпуна,   А.А Реан,   Т.Г. Стефаненко,   Е.С. Сухих, А.Н. Татарко, др.).                         Понятие «толерантность» активно  используется  в психологии развития   личности,   здесь   этот   термин   рассматривается   как   личностное образование   (A.M.   Байбаков,   Г.У.   Солдатова,   О.Б.   Скрябина   и   др.), включающее   в   себя   следующие   свойства:   адекватную   самооценку;   знание себя, признание других; ответственность за свои поступки; чувство юмора; расположенность   к   другим;   самообладание;   терпение;   способность   к рефлексии; отсутствие тревожности; высокий уровень общительности; умение выражать свое несогласие, уметь аргументировать отказ от сотрудничества; отсутствие предрассудков.                    Обсуждая   вопрос   о   границах   толерантности,   Т.П.   Скрипкина выделяет, пять толерантных личностных позиций,   которые различаются   по степени толерантности: ­   толерантность   как   внутренняя   установка,   как   принятие   и   терпимость   к   Л.А. Шайгеровой Е.И. Шлягиной, (А.Г. Асмолова,   Г.Л. Бардиер, стереотипов, допустимой   ино   нам до     нет дела   этого уровень внешнего самооценку,   кто   может   нанести иному, чужому; ­   толерантность   как   культурологическая   норма   (иными   словами ­толерантность выражения); ­   толерантность   как   беспристрастность,   как   равнодушие   к   иному; ­   толерантность   к   тому,   нам   вред; ­ толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому­то другому, . Р.В. Габдреев выделяет семь уровней развития толерантности личности, на каждом   из   которых   толерантность   проявляется   по­   своему: 1) уровень, характеризующий культуру осознанного отражения, опирается на индивидуальные   особенности   человека,   тип   нервной   системы; 2)   уровень   культуры   переживания   –   развитость   эмоционально­волевых навыков;   умение   выдерживать   сильные   эмоциональные   нагрузки; 3)   уровень   культуры   деятельности   –   проявляется   в   учебной,   трудовой, общественно­полезной   деятельности,   в   общении;   отражает   уровень интеллектуального развития; 4) уровень культуры поведения – внешнее отражение внутренних личностных образований   человека,   к   которым   принято   относить   направленность,   Я­ концепцию, притязаний; 5) уровень, характеризующий культуру общения, – коммуникативные навыки личности; 6)   уровень   управления   культурой   активности.   Этот   уровень   основан   на мотивационной   сфере   (переживания,   деятельность,   общение,   поведение); 7)   уровень   социально­политической   культуры   –   это   высший   уровень психологической   активности   (позиции,   убеждения,   идеалы   личности).               Во все времена актуальна проблема терпимого отношения к людям разных  национальностей,  и  дети этих национальностей   посещают  в нашей стране   образовательные   учреждения.   Поэтому,   перед   педагогами   школы встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности ученика   в   процессе   поликультурного   образования.   Школа   должна   стать фундаментом,   где   создаются   благоприятные   условия   для   межэтнического общения. Учащимся педагог должен прививать уважение не только к своей культуре, народов.                    Уроки музыки в школе обладают особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности. Цель музыкального обучения   в современной школе заключается   в знакомстве с музыкальным искусством, воспитании   гражданской   позиции,   любви   к   своему   краю   и   России,  взаимоуважении  всех народов мира. На уроках музыки дети  расширяют свои представления о самобытности культуры разных народов и особенностях их музыкального языка.            Уроки  музыки  накапливают  знания учащихся   о великих музыкантах и   композиторах,   которые   внесли   свой   весомый   вклад   в   становление музыкальной   культуры   и   составляют   основу   музыкального   искусства   о культурам   других   но   и   ки   ряд   других   народах, населяющих страну.  Музыкальное искусство любой страны обладает не   столько   различиями   своего   языка,   сколько   его   общностью.   Можно привести   такие   примеры   как   образ   любви,   образ   Родины,   образ   матери, которые воспеты в музыкальной культуре каждого народа. Учитель, знакомит  учащихся   с   музыкальной   культурой   какой­либо   страны,   помогает   глубже раскрыть   материал   урока   по   этим   темам,   знакомит   с   народными промыслами,  с архитектурой той или иной страны.                       Есть темы в музыке,   где   можно   на   музыкальных   примерах   рассматривать   толерантные отношения:   о   жизни   и   творчестве   композиторов   С.В.   Рахманинова, Н. Паганини,  И.С. Баха,  о  вечной  теме  в  искусстве  – любви, на  примерах С.С. Прокофьева,   балет   «Ромео   и   Джульетта»,   А.Л.   Рыбников   «Юнона   и Авось» сочинений.                Также,   например,   П.   И.   Чайковский   в   своем   «Детском   альбоме» отправляет   ребенка   в  увлекательные   музыкальные   путешествия   по   Италии («Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»), Франции («Старинная французская песенка») и Германии («Немецкая песенка»). Некоторые пьесы цикла построены на фольклорном материале. В «Неаполитанской песенке», а также   в   «Итальянской   песенке»   Чайковским   использованы   народные итальянские мелодии. Еще один итальянский (венецианский) мотив взят за основу в пьесе «Шарманщик поет». В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». На одном из   вариантов   известной   русской   фольклорной   темы   построена   пьеса «Камаринская».   Подлинно   народная   французская   мелодия   звучит   в «Старинной   французской   песенке».   Фольклорный   мотив    использован   в «Немецкой песенке». В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные   обороты   и   гармонические   ходы,   характерные   для   русских однорядных гармоник. В пьесе «В церкви» использован церковный мотив так называемого   «шестого   гласа».   Эта   пьеса   завершает   сборник.   Тем   самым, первый («Утренняя молитва») и последний («В церкви») номера соединяются своего   рода   аркой.   Общим   в   обоих   случаях   является   торжественное просветленное начало.                          Знакомясь с пьесами из «Детского альбома» на уроках музыки, ребёнок учится понимать музыку других народов, воспринимать «чужое» как «своё», через эмоциональное переживание приобщается к чужому опыту и получает стимул узнать что­нибудь ещё о жизни и культуре других народов. Появление у ученика такого стойкого и удовлетворяемого интереса – залог успешного плана.                   Учитель на уроках музыки мы разъясняет   учащимся, что «старая» музыка обретает «новую» жизнь в современных стилях, что музыка великих композиторов   живет   в   сердцах   слушателей   много   лет,   что   нужно   всегда уважать   музыкальные   вкусы   и   взгляды   других   людей   и   относиться   к   ним толерантно.   Подбирая   соответствующий   материал   к   уроку,   педагог, способствует   воспитанию   толерантности,   выработке   преемственности   формирования   широкого   толерантности религиозноедуховном мышления, приверженности национальному наследию и осознанию его роли в мировом развитии.           Таким образом, музыка в жизни общества и, в частности, при обучении детей способствует развитию социально ценного и всё более необходимого качества   –   толерантности,   делая   человека   более    терпимым   и   способным понимать   культуру   и   искусство   других   народов.   Можно   сказать,   что   в широком   смысле   толерантность   –   это   умение   видеть   гармонию   в разнообразии.            В свою очередь, культура обладает огромными ресурсами по воспитанию толерантности обществе. Знакомство   с   культурой,   религией,   искусством   разных   стран   и   народов поможет каждому ребенку в становлении собственного мировоззрения, даст импульс «я». осмыслению   собственного своего к в                                                                                              Литература.       ­ этнокультурные   и толерантности: 1. Теория   и   практика межконфессиональные   аспекты:   материалы   Всероссийской   научно­ практической конференции, Нижнекамск, 5 декабря 2008 г. / отв. ред. О.Д. Агапов. с. 2.   Скрипкина   Т.П.   Доверие   к   миру   как   фундаментальное   условие толерантности/   Т.П.   Скрипкина.  Ростов­на­Д.:   РГУ,   2002   ­   158   с. 3.  http://www.proshkolu.ru/user/IrinaF­S/blog/219401/ 4.https://infourok.ru/formirovanie_tolerantnosti_u_shkolnikov_na_urokah_muzyki ­185332.htm Познание, 2009.­380 Казань:

Посмотрите также