Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время
Оценка 4.7

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
2 кл
12.06.2019
Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Поэтому опыт работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время как средство формирования творческих способностей младших школьников» приобретает особую актуальность.
Воропаева М.Л. Формирование творческих способностей (2).doc
Воропаева Марина Леонидовна, учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Образовательный комплекс «Лицей №3» имени С.П. Угаровой» Старооскольского городского округа Белгородской области «Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время» В   настоящее   время   все   более   актуальным   в   образовательном   процессе   становится использование   в   обучении   приемов   и   методов,   которые   формируют   умения   самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Поэтому опыт работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время как средство   формирования   творческих   способностей   младших   школьников»   приобретает   особую актуальность. Ведущая педагогическая идея заключается  в создании условий для формирования творческих способностей у младших школьников посредством организации исследовательской и проектной деятельности.  Диапазон опыта  представлен единой системой урочной и внеурочной деятельности.  У   младших   школьников   ярко   проявляется   потребность   в   исследовательской   и поисковой   активности   –   это   одно   из   условий,   которое   позволяет   учащимся   погрузиться   в творческий процесс обучения и воспитывает жажду знаний, стремление к открытию новых знаний, активному умственному труду, самопознанию. По определению Г.С. Виноградовой, творчество – это процесс деятельности, который создает новые материальные и духовные ценности или итог создания   объективно   нового.   Результат   творчества   невозможно   прямо   вывести   из   начальных условий.   [6].   Для   определения   уровня   творческой   активности   Г.С.   Виноградова   выделила шестнадцать типов интеллектуальных способностей, характеризующих творческую активность [1]. Среди них: беглость мысли ­ количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли ­ способность переключаться с одной идеи на другую; оригинальность ­ способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; любознательность ­ чувствительность к проблемам в окружающем мире; способность к разработке гипотезы; ирреальность ­ логическая независимость реакции  от стимула;  фантастичность  ­ полная оторванность ответа от реальности  при наличии логической связи между стимулом и реакцией; способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу; способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д. Е.Н. Степанов предложил  в практике  обучения и воспитания  творческих  способностей в  школе  опираться  на следующие критерии [17, с. 42]: Чувство новизны. Способность преобразовать структуру объекта. Направленность   на   творчество.   Критичность.   Исходя   из   этого,   можно   определить   основные направления в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста: 1. Развитие воображения.  2. Развитие качеств мышления, которые формируют творчество. Именно они должны проявляться   и   формироваться   у   детей   младшего   школьного   возраста   в   процессе   творческой деятельности [17, с. 139]. Организм ребенка восстанавливается физически и духовно благодаря приобщению   к   творчеству   и   проявлению   личности   в   творчестве   [1,с.   54].   А.   В.   Леонтович определяет  исследовательскую   деятельность   учащихся  как   образовательную   технологию, использующую   в   качестве   главного   средства  учебное   исследование[7].  Авторами   опыта разработаны и апробированы на практике:   система уроков исследовательского характера по учебным предметам (УМК «Начальная школа XXI века»);  цикл интеллектуальных игр для младших школьников;  цикл внеурочных занятий по освоению приёмов исследовательской деятельности;  исследовательские работы младших школьников   представлены на Всероссийских конкурсах:   «Я – исследователь», «Первые шаги в науку», Фестивале «Дети исследуют мир».  Цель   педагогической   деятельности:  обеспечение   положительной   динамики   формирования творческих   способностей   младших   школьников   посредством   внедрения   технологии   проектно­ исследовательского  обучения в образовательный процесс и внеурочную деятельность. Педагоги рассматривают   организацию   работы   по   формированию   творческих   способностей   на   примерах урочной   и   внеурочной   деятельности.   Отличительной   чертой   урока   ­   исследования   является связность всех его этапов и подчинённость одной функции – открытию или доказательству нового знания,   идее   урока.   Систематизация   разных   вариантов   обстоятельств   выполнения   действия, которые   могут   являться   условиями   создания   проблемных   ситуаций   на   уроке   ­   исследования. Учитель   создает   проблемные   ситуации   в   процессе   обучения,   обеспечивающие   постоянное включение   учеников   в   поисковую   деятельность,   направленную   на   разрешение   возникающих проблем, что ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности обучающихся. В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Сначала   –   это   доступные   творческие   задания,   выполняемые   на   уроках   окружающего   мира, технологии, изо, литературного чтения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Уже в 3­4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты,   под   руководством   учителя   проводят   коллективное   научное   исследование,   в   которое могут быть включены результаты проектно­исследовательской  работы одного ученика. Так в 1 классе, изучая тему по окружающему миру «Звери ­ млекопитающие», появился вопрос «Бывает ли птичье молоко?». Разделились на группы, провели исследование, в которое вошли и опрос, и чтение восточных сказок и легенд, иллюстрирование, изучение продукции нашей кондитерской фабрики, работа со словарями и энциклопедиями. Интересно было всем, а часть проекта – исследовательская работа,   стала   победителем   на   муниципальном   и   призёром   на   региональном   уровне   конкурса «Первые шаги в науке». На уроке по окружающему миру «Из жизни крокодилов», ребята сами выбирали, в какой группе они будут проводить исследование: туристы, малыши, крокодилы, рыбы, животные Африки. Находили интересные факты из жизни крокодилов, создавали ландшафтный рисунок на доске, ходили группами  друг другу в гости, задавая интересующие вопросы. Например, «Рыбы» в гостях у «Малышей». ­ Как вас находит ваша мама? ­ Мы в яйце уже издаём звуки, она слышит и раскапывает. ­ А, так вы в песке? ­ Да, нам здесь теплее. ­ Но вы без воды погибнете! ­ А нас мама в пасти переносит в воду, чтобы мы вылупились! ­ (смеются) Иногда вместе с яйцами черепах. ­ А вы чего боитесь? ­ Что нас найдут раньше чужие крокодилы… «Крокодилы» в гостях у «Туристов».  ­ Зачем вы приехали? ­ Чтобы узнать о вас интересные факты. ­ Что понравилось больше всего? ­ Что вы умеете прыгать и глотаете камни! ­ У вас ружья есть? ­ Нет, мы – туристы. ­ А вы нас есть не будете? ­ Нет, мы же из России. Мы вас не едим, а исследуем. ­ Тогда зачем вы нас убиваете? ­… Это плохо, но из вашей кожи люди шьют сумочки! Мы никогда так делать не будем! В   работе   над   проектом   ученики   выполняют   доступные   для   себя   задания.   Они   имеют возможность   воспользоваться   помощью   одноклассников,   получить   консультацию   от   учителя. Слабые   ученики   могут   почувствовать   свою   значимость   в   общем   деле.   У   них   появляется уверенность, что они могут быть тоже успешными. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении предмета, могут выйти за рамки выполняемых учебных упражнений.  Одно из условий раскрытия творческих способностей учащихся – практическое решение творческих задач. Одно из условий передачи творческого опыта ­ необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, создающие условия для творческого решения. Учителя обращают внимание на важность групповой формы организации исследования.  Для этого организовывают  работу так, чтобы в ходе разговоров у детей появлялись вопросы, возникали споры. Чтобы информация была бы не просто информацией, а ответами на возникшие у них вопросы. [17]. Материал, подобранный на первых этапах   организации   групповой   работы,   должен   быть   знакомым,  не   простым;   нести   в   себе интеллектуальную   интригу.  В   организации   внеурочной   деятельности   учитель   применяет современные образовательные технологии: игровые; проблемное обучение; здоровьесберегающие; исследовательскую и проектную деятельность.  Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Составляя календарно­тематическое планирование, уже летом учитель для себя определяет темы учебных проектов. Проект по предмету может носить и социальный характер. Так в прошлом году, изучая тему по окружающему миру «Моя семья», в классе зародился проект с таким же названием. В работу включились все: и ученики, и родители, и даже бабушки с дедушками. Это  очень   хорошо,  когда   видишь   отклик  и   понимание.  Класс  разделился  на  3  группы,  которые проводили работу в 3 направлениях: социальное, познавательное, героическое. Работа по реализации проекта началась в День матери, а его презентация состоялась 15 мая во Всемирный день семьи. 1 группа работала со словарями и другими источниками, составила свой социальный паспорт класса, провела опросы у одноклассников и родителей. Вторая группа провела конкурсы рисунков на темы «Герб моей семьи» и «Наши увлечения», «Мама милая моя»,  выделила самые важные увлечения в каждой семье: учёба, чтение книг, здоровье и спорт. На основе полученной информации составили Герб школьной семьи 2 «А» класса.  3 группа начала свою работу в январе. Ребята подготовили презентацию   «Страница   семейной   славы»   о     прадедушках,   участниках   Великой   Отечественной войны. Для этого провели опрос в классе, узнали о героических битвах в Белгородской области, изучили историю Воинской славы Старого Оскола, побывали в краеведческом музее и зале Воинской славы лицея. Итогом нашей работы над проектом является то, что дети смогли проявить себя в совместной   деятельности,   как   члены   одной   большой   семьи.   А   помогали   им   подружиться   и поддерживали   во   всём   учитель   и   родители.   Самое   главное   –   они   сами   достигли   того,   что запланировали.     Проблема   проекта   или   исследования   должна   быть   в   области   познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Массовый характер носят различные конкурсы, викторины, интеллектуальные игры. Успешно проходят в классе конкурсы на самую лучшую стенную газету, лучший альманах, лучшее чтение стихов, лучшую тетрадь. Нравятся детям создание книжек­малышек, сочинение загадок и стихов. Школьники активно участвуют в устном журнале, театральных постановках. Учащиеся являются постоянными   участниками   школьных   и   муниципальных   мероприятий.  Учителями   созданы комфортные   условия   для   активной   самореализации   младших   школьников   и   развития   их познавательной   активности.   Сформирована   развивающая   среда,   интегрирующая   учебную   и внеурочную деятельность, обеспечивающая рост и положительную динамику учебных достижений, и   личностное   развитие   обучающихся.   Педагогами   разработана   и   внедрена   система   проблемных дифференцированных заданий развивающего характера. Использование разных методов познания дает возможность учащимся самим находить пути решения исследовательских и творческих задач. Активная   исследовательская   работа   (индивидуальная,   парная   и   групповая)   формирует   умение использовать разные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя, в сети Интернет); умело представлять свой материал и отвечать на заданные вопросы, умение   слушать   одноклассника   и   делать   выводы.   Анализ   участия   в   научно­практических конференциях,   творческих   конкурсах   учащихся  показывает   позитивную   динамику   высоких результатов внеурочной деятельности по русскому языку, окружающему миру, математике. Во время осуществления на практике исследовательской деятельности, презентации и защиты работы формируется исследовательская позиция ученика, происходит формирование и развитие ключевых компетенций.  Одним   из   показателей   эффективности   работы   по   формированию   творческих способностей является участие обучающихся в конкурсах исследовательских работ и проектов. Результаты   свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, 56% учащихся в 2017­2019 годах приняли участие в конкурсах исследовательских работ и проектов муниципального, регионального и всероссийского уровней, при этом 42% учащихся класса стали победителями и призёрами, что свидетельствует о высоком уровне сформированности творческих способностей.  Интеллектуальная   игра   помогает   учащимся   закрепить   полученные   на   уроках   знания, формирует   их   УУД.   Формирование   ключевых   компетенций   становится   основным   результатом образовательной   деятельности.   Универсальные   учебные   действия   тесно  связаны   с   достижением метапредметных   результатов,   когда   учащиеся   могут   принимать   решения   не   только   в   рамках учебной   задачи,   но   и   в   различных   жизненных   ситуациях.   Данная   форма   проведения   уроков   и внеклассных   мероприятий     направлена   на   самостоятельное   выделение   и   формулирование познавательной   цели,   поиск   необходимой   информации,   применение   методов   информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, а также прогнозирование – предвосхищение результата. Во время командной игры у детей развивается умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников   и   строить   продуктивное   сотрудничество   с   одноклассниками.   Учителями   созданы комфортные   условия   для   активной   самореализации   младших   школьников   и   развития   их познавательной   активности.   Сформирована   развивающая   среда,   интегрирующая   учебную   и внеурочную   деятельность   и   обеспечивающая   рост   учебных   достижений   и   личностное   развитие обучающихся. Использование различных методов познания дает возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.  Таким образом, полученные в ходе мониторингов результаты свидетельствуют о том, что используемые педагогами  методы и приёмы технологии исследовательского обучения  качественно изменили   уровень   творческих   способностей   младших   школьников,   содействовали   росту   их успешности и социализации в обществе. Исходя из этого, можно сделать вывод  о перспективности дальнейшей  работы по формированию творческих способностей младших школьников. Литература:  1. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятель­ность учащихся:  формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003 – №  4. 2. Аронов А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004 – № 2.  3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников – М.: Вако –  2014.  4. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Методические рекомендации  – М.: ТЦ «Стефа» – 2000

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019