Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Оценка 4.8

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература
3 кл
09.05.2018
Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения
Учебный курс «Литературное чтение» в первую очередь решает задачи формирования личностных УУД и имеет большую воспитательную направленность. В основе его преподавания лежат такие ценности как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество. Эти ценности лежат в основе формирования личностных универсальных действий, поскольку без нравственности невозможно достичь положительных результатов в воспитании подрастающего поколенияУчебный курс «Литературное чтение» в первую очередь решает задачи формирования личностных УУД и имеет большую воспитательную направленность. В основе его преподавания лежат такие ценности как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество. Эти ценности лежат в основе формирования личностных универсальных действий, поскольку без нравственности невозможно достичь положительных результатов в воспитании подрастающего поколения
Сережкина.docx
Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения Литературное   чтение   –   базовая   учебная   дисциплина,   формирующая духовный   облик   и   нравственные   ориентиры   молодого   поколения.   Ей принадлежит   ведущее     место   в   эмоциональном,   интеллектуальном   и эстетическом   развитии   школьника,   в   формировании   его   миропонимания   и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.   Приоритетной   целью   обучения   литературному   чтению   в   начальной школе   является   формирование   читательской   компетенции   младшего школьника,   осознания   себя   как   грамотного   читателя,   способного   к использованию читательской деятельности как средства самообразования.     Учебный   курс   «Литературное   чтение»   в   первую   очередь   решает   задачи формирования   личностных   УУД   и     имеет   большую   воспитательную направленность.   В   основе   его   преподавания   лежат   такие   ценности   как: патриотизм,   социальная   солидарность,   гражданственность,   семья,   труд   и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа   и   человечество.   Эти   ценности   лежат   в   основе   формирования личностных универсальных действий, поскольку без нравственности невозможно достичь положительных результатов в воспитании подрастающего поколения.  Можно выделить три вида личностных действий:  самоопределение  –   сформированность   внутренней   позиции   школьника   – принятие   и   освоение   новой   социальной   роли   ученика;   становление   основ российской   гражданской   личности,   чувство   гордости   за   свою   родину   и народ, развитие самоуважения и адекватно оценивать себя и свои достиже­ ния, видеть сильные и слабые стороны своей личности  1 Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося   заключается   в   его чётком представлении о себе как ученике школы. Для того, чтобы сформиро­ вать данное представление, необходимо выработать в нём такие понятия, как «Я – ученик», проанализировать, чем ситуация дошкольного детства отличается от ситуации ученической, какие новые правила появляются в жизни школьника, как их надо выполнять, как взаимодействовать в школе со старшими и товарищами по классу.                На первых уроках литературного чтения выясняем, какие мотивы у ребенка уже   сформировались,   а   какие   еще   предстоит   сформировать.   Для   этого используем   такие   вопросы:   «Как   ты   думаешь,   зачем   человеку   нужно   уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую­нибудь книгу?». «А ты бы хотел   научиться   читать?»,   «А   для   чего   тебе   это   нужно?»   и   др.   Всё   это обсуждаем, читая произведения в курсе литературного чтения А. Введенского «Учёный Петя», Л. Толстого «Филиппок», А. Барто «В школу» и другие.     Основным   условием   для   развития   учебных   мотивов   является   игровая деятельность,   которая   ещё   на   протяжении   всего   первого   класса   является приоритетной для младшего школьника. Поэтому произведения, предлагаемые авторами учебника по литературному чтению, носят игровой и занимательный характер.   Пробуждению   мотивов   и   смыслов   учебной   деятельности способствуют рубрики «Как хорошо уметь читать!»,  «Наши проекты».      Формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в   его   органичном   единстве   и   разнообразии   природы,   народов     способствует работа   по   таким     разделам   учебника   как     «О   братьях   наших   меньших», «Природа   и   мы»,   "Родина".         Произведения,   которые   в   них   включены, направлены   на   формирование   нравственных   ценностей   учащихся:   доброты, любви, честности, отзывчивости, доброжелательности. 2 смыслообразование  – поиск и установление личностного смысла учения на  основе системы учебно – познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, "что я знаю",   "что я не знаю" и стремление к преодолению этого разрыва.       Формированию     личностного   смысла   учения   способствует   работа   с пословицами   и   поговорками.   Чтение   пословиц   и   поговорок     заставляют учащихся   задуматься   над   осмыслением   этических   понятий   и   нравственных норм,   отраженных   в   них.   В   первом   классе   —   это   пословицы   о   труде   и трудолюбии, о друзьях и дружбе, о терпении и понимании. Во втором классе продолжаем раскрывать смысл пословиц и поговорок, но уже это пословицы о родине, о книгах – духовном богатстве российского народа, о труде, об учении и   т.д.   В   третьем   и   четвертом   классах   знакомство   и   осмысление   народной мудрости   средствами   пословиц   продолжается.   Учащимся   предлагается самостоятельно сочинить сказку или рассказ по пословице, придумать рассказ, заканчивающийся выбранной пословицей.      Работа над  заданиями  учебника формирует умение искать и находить  информацию, перерабатывать полученную информацию и создавать собственные тексты. Практически в каждом разделе учебника есть задания типа «Найди в  библиотеке книгу», «Найди в библиотеке материалы о писателе», «Найди в  словаре слово». Обучающиеся, при выполнении таких заданий, работают  в  парах постоянного и сменного состава, учатся  прислушиваться к иному  мнению, договариваться, приспосабливаться друг к другу, вместе выполнять  задание, относится к чужому мнению уважительно, учитывать его при  выполнении заданий – это  способствует развитию коммуникативных УУД.  3 нравственно–этическая ориентация – знание и выполнение основных  моральных норм на  основе понимания их  социальной необходимости, развитие  этических чувств – стыда, вины, совести.              Произведения  Е. Благининой "Подарок", Н.Носова "На горке", Л.Толстого  "Правда всего дороже", В.Осеевой "Волшебное слово", "Хорошее", "Почему?" и  другие  учат находить выход из сложной ситуации без ссоры и конфликта, пойти  на компромисс. Такие ситуации часто встречаются и в жизни, поэтому работа с  этими произведениями помогает детям найти способы выхода из конфликтных и  тупиковых ситуаций. Формированию эстетических потребностей, ценностей и  чувств способствует художественное оформление учебников, иллюстративный и  текстовый материал. Работа с текстом  художественных произведений  формирует потребность обучающихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном,  эмоционально­образно воспринимать слово в художественном тексте.  В  содержание учебников включены иллюстрации сюжетов к произведениям,  репродукции картин известных русских художников, фотографии  старинных  городов, монастырей.Каждое классическое произведение обращено к вечным  человеческим ценностям. Ребенок осваивает основные нравственно–этические  ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа  положительных и отрицательных действий героев, событий. Многие изучаемые на уроке художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации,  решение которых активизирует мысль ребенка. На уроке возникают  определенные деловые и нравственные отношения между учащимися.   Работа по формированию основных моральных норм продолжается на  библиотечных уроках, на которых педагог ­ библиотекарь знакомит детей с  другими произведениями и авторами. 4 Личностные универсальные действия формируем на уроках литературного   чтения через задания: ­ на интерпретацию текста;  ­высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; ­ анализ характеров и поступков героев; ­ формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость сказки? Найди   слова,   где   выражена   главная   мысль   произведения.   Для   чего   писатель решил рассказать нам эту историю? Как можно поступить в этой ситуации?)           Многие   произведения   по   литературному   чтению   несут   духовно   – нравственный смысл, и, работая с ним, невозможно пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, "Цветик ­ семицветик" В.Катаева, "Тайное становится   явным"   В.   Драгунского.   На   этих   произведениях   развивается действие   самопознания   ­   "Не   было   ли   в   твоей   жизни   похожей   ситуации?" Сердечность, забота друг о друге, человечность воспитывается в произведении Н.М.Артюхова "Большая береза", в произведении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" – ответственность  за красоту природу, за животных и птиц.     Для развития   личностных   универсальных   учебных   действий   используем     разные образовательные технологии: ­ технология проблемного диалога – стимулирует мотивацию учения, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность и убеждения; ­ технология ситуативного обучения – формирует умение демонстрировать свою позицию,   принятие   чужого   мнения,   адекватную   оценку   других,   навыки конструктивного взаимодействия; 5 ­   ИКТ   –   технологии   –   позволяют   формировать   адекватную   самооценку, осознанность   учения   и   учебной   мотивации,   формируется   основа   правовой культу­ры в области использования информации; ­ проектная деятельность – формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.           Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье.   Читают родители – читает ребенок. Семейное чтение играет главенствующую роль в  приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей.        Родителям рассказываем и рекомендуем  различные приемы совместной  деятельности с ребенком, такие как:  ­ спрашивать у ребенка, «нравится ли ему книга» ­давать рассмотреть 2­3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору  ребенок читает охотнее ­ почаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать  и читать; ­ устраивать комбинированное чтения (по очереди),  ­   переключение   с   текста   на   иллюстрацию   и   наоборот   (для   общения   с художником и писателями в сравнении).      Чтение ­ это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Все,   кто   работает   с   младшими   школьниками,   знают,   как   нелегко   обучить ребёнка технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать   читателем.  Три   составляющих   –   семья,   школа,   библиотека,   создают окружение формирующие человека читающего. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. 6

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование у младших школьников личностных универсальных  учебных действий на уроках литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018