Урок литературного чтения
Тема. Ф.И.Тютчев. Весенние воды.
Цели: Знакомство учащихся с творчеством поэта. Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с приемом олицетворения. Развитие образного и логического мышления. Пополнение активной лексики учащихся. Воспитание любви к природе.
Планируемые результаты:
• учащиеся должны уметь определять главную тему и мысль произведения;
• уметь находить в тексте примеры тропов;
• уметь правильно выбирать средства выразительности речи: темп, интонационное ударение, тон.
Оборудование: портрет Ф. Тютчева, М.Глинки, музыкальная запись М. И. Глинки "Весна.Фантазия", репродукции картин художников о весне, аудиозапись.
Ход урока
1. Организационный момент.
Речевая разминка.
- Сегодня мы с вами продолжим работу в Зеленой страничке учебника. Почему она так называется? Для начала мы проведем речевую разминку.
Самолет взлетает: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется о стекло: з-з-з.
2. Сообщение темы и целей урока
- Итак, пришла весна. В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему? (Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)
Весну очень любят поэты. Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем и в мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красоту природы весной.
- Фёдор Иванович Тютчев (портрет) - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах.
Правильно указали, что большинство его стихов о природе. Тютчев умел необыкновенно тонко передать весеннее настроение. Умел наблюдать, описывать и подмечать красоту в любом, даже самом отдаленном уголке России.
А весна – самое любимое время года многих поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться наши сердца.
Послушайте стихотворение "Весенние воды" (аудиозапись)
3. Работа с текстом
А) Восприятие поэтического текста
Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное)
Какие признаки наступления весны описывает поэт? (звон капели, журчание ручьев, таяние снега)
Б) Словарная работа
• Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными.
Брег - берег
Гласят – говорят, кричат, возвещают
Гонцы – те, кто несет весть, новость.
• Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)
• Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)
Учитель читает стихотворение, подчеркивая интонацию.
4. Физкультминутка
1.Давайте попробуем с вами изобразить вешние воды. Я называю слово, вы передаете движениями, мимикой. Итак, ручьи бегут, шумят, будят, блещут, гласят.
2.А теперь мы ручейки.
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру бежим,
Станет озеро большим.
Посидим мы, отдохнем
И опять урок начнем!
5.Визит в поэтическую мастерскую
А) Работа по развитию творческого воображения
• Прочитайте стихотворения про себя. Какие картины вы себе представили?
Для великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (портрет) музыка была не только основным делом жизни — она была самой жизнью. Еще мальчиком, потрясенный первыми музыкальными впечатлениями, сказал он о себе: “Музыка—душа моя!” Так она и осталась навсегда его судьбою, целью и смыслом его существования. Потому-то в творениях великого композитора нам слышен и голос самого художника, и голос времени, самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел.
Прослушайте творение русского композитора М. И. Глинки "Веснянка". (прослушивание музыки)
Какие звуки наступающей весны вы услышали? (Трели соловья, журчание ручьев, звон капели.)
Соответствует ли музыка стихотворению Тютчева? (Да, она тоже передает звуки весенних вод)
Как вы думаете, о каком месяце идет речь? (Конец марта – начало апреля. Это время, когда тает снег.)
Какие весенние месяцы вы знаете? Расскажите о них. (Учащиеся описывают явления природы, характерные для весенних месяцев.)
Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому что он еще во власти зимней спячки.)
Б) Введение нового понятия: олицетворение
В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)
• Зачем поэт использует олицетворение?
• Прочитайте вторую строфу стихотворения. Кого славят ручьи?
• Как они себя называют?
• А как вы понимаете последние три строчки?
• Какие чувства вызывают эти строки? Почему? Какое настроение они придают всему произведению?
Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней. Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана – землю и воду. В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.
Вторая часть стихотворения – это
ожидание майских дней.
Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые
водят хороводы и у них румяные щёки.
6. Развитие эстетического восприятия текста
Весну любили не только музыканты и поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин русских художников, посвященных весне. Всмотритесь в краски весны. Это похоже на волшебный напиток. Один глоток – и вы понимаете, о чем кричат грачи, вы слышите звон капели, понимает, о чем шепчут лист деревьев. Каждая из картин по-своему иллюстрирует стихотворение Тютчева.
7. Выразительное чтение стихотворения
8. Подведение итогов урока и выставление оценок
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие приметы весны описывает поэт?
• Каким приемом он пользуется для передачи настроения?
• Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
9. Домашнее задание
Выучить стихотворение "Весенние воды" наизусть.
Самоанализ урока
Урок проведен в 3 классе. Данный урок является вторым уроком литературного чтения раздела «Зелёная страничка». Эта тема очень легко воспринимается учениками. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения, на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.
Цели: Знакомство учащихся с творчеством поэта. Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с приемом олицетворения. Развитие образного и логического мышления. Пополнение активной лексики учащихся. Воспитание любви к природе.
Планируемые результаты:
• учащиеся должны уметь определять главную тему и мысль произведения;
• уметь находить в тексте примеры тропов;
• уметь правильно выбирать средства выразительности речи: темп, интонационное ударение, тон.
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока. Основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, фронтальная форма организации учебной деятельности школьников, применение словесных, наглядных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по произведению. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. Качественную оценку деятельности школьников я сделала в конце урока. Для эмоционального восприятия материала я использовала демонстрационный материал, аудиозаписи, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была эффективной.
Кабулова Гульмира Кусмановна
ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат №3 г. Аксу»
Павлодарская область
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.