Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—4 кл
06.05.2017
В начальной школе, должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться. Это предполагает не только овладение элементарными коммуникативными умениями и навыками (умение читать, писать, рассказывать и т.д., но и необходимое развитие интеллектуальных важнейших умений анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования и др.), обеспечение общего развития ребенка.
Школа должна готовить учащихся к самообразованию, сформировать у них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой деятельности. Школа должна научить мыслить, мыслить самостоятельно, творчески. А в условиях развивающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и современными способами познания.ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе не только математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами. Логическое мышление следует тренировать.
логич. р.яз..docx
Формирование умения учиться.
Развитие логического мышления у детей
младшего школьного возраста
на уроках русского языка.
В начальной школе, должна быть выполнена основная часть работы по формированию
умения учиться.
Это предполагает не только овладение элементарными
коммуникативными умениями и навыками (умение читать, писать, рассказывать и т.д., но и
необходимое развитие интеллектуальных важнейших умений анализа, синтеза, обобщения,
конкретизации, абстрагирования и др.), обеспечение общего развития ребенка.
Школа должна готовить учащихся к самообразованию, сформировать у них
постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в
учебной и трудовой деятельности. Школа должна научить мыслить, мыслить
самостоятельно, творчески. А в условиях развивающего обучения это значит не только
воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и
навыков, но и современными способами познания.
По мнению преподавателей, для дальнейшего успешного обучения учащимся,
приходящим из начальной школы в среднее звено, недостает следующих качеств:
развития речи (на это указывают 70% опрошенных учителей);
техники чтения;
памяти (отмечают 53% опрошенных учителей);
внимания (33% опрошенных);
самостоятельности (23% опрошенных);
наблюдательности;
организованности;
способности сосредоточиться;
обязательности;
познавательного интереса (18% опрошенных);
старания;
желания преодолевать трудности в учебе.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем
школьном возрасте. Развитие мышления приводит в свою очередь, к качественной
перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные
процессы.
Ребенок 78 лет обычно мыслит конкретными категориями.
Начиная обучаться в школе должен обладать достаточно развитым конкретным
мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его
дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть
существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное
понятие. Если учащиеся 12 классов отмечают, прежде всего наиболее наглядные внешние
признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к третьему классу
школьники уже больше опираются на знания, представленные в процессе обучения.
Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более
широкие и более узкие, находить связи между понятиями.
Если ученик 12 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым
указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то
ученик 34 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть
аргументацию. Аналитическая деятельность учащегося 34 класса должна основываться на представлениях и понятиях. Мышление младшего школьника в своем развитии идет от
способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями.
Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно
следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к
следствию, чем от следствия к причине.
К окончанию 3го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как
выделение и других связей между явлениями и понятиями; противоположность, наличие
тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе.
Сначала у первоклассников формируется интерес к самому процессу учебной
деятельности. Затем формируется интерес к результату своего труда. После
возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется
интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Это связано с переживанием школьниками чувства, удовлетворения от своих
достижений. И, конечно, если ребенок на уроке хоть на шаг продвинулся в решении
логической задачи, чувство гордости охватывает его.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность,
склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств;
общая недостаточность воли; капризность, упрямство. Капризность и упрямство –
своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему
предъявляет школа.
К окончанию начальной школы у ребенка формируется трудолюбие, прилежание,
дисциплинированность, аккуратность.
Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения,
формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться
импульсам, растет настойчивость.
В целом за время обучения ребенка в начальной школе у него должны сформироваться
следующие качеств: произвольность, рефлексия, мышление в понятия, успешное освоение
программы; основные компоненты учебной деятельности, качественно новый более
«взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Все эти психические процессы развиваются успешно только параллельно с развитием у
детей операций логического мышления.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе не только
математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а
размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым
строятся отношения между любыми предметами. Логическое мышление следует
тренировать.
Уроки русского языка тоже могут и должны содержать логические упражнения и
задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические задания показала, что дети,
регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы,
успешнее и быстрее справляются с задачами по другим учебным дисциплинам.
Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности –
умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение
детей. Потому для решения логических задач необходимо использовать каждый урок.
Задание 1.
Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:
Яблоко | 3ю согласную из 1го слова. Вишня | (……..) ? 3ю согласную из 2го слова.
Слива | 1ю гласную из 3го слова.
Груша | 1ю согласную из 4го слова.
Арбуз | 1ю гласную из 5го слова.
Подбери к этому слову родственное слово, чтобы оно отвечало на вопрос «какой?»
Задание 2. Кроссворды
К
О
Р
К
А
Придумайте слова и впишите их по клеткам. Количество клеток соответствует количеству
букв в слове.
г
г
г
г
Б
И
Б
Л
И
О
Т
Е
К
А
Т
Р
А
К
Т
О
Р
Задание 3. Буквенные матрицы.
Буквенные матрицы бывают разного вида и задания к ним разнообразные.
А)
1
м
о
2
е
у
4
5
т
3
д
к
ц
р
6
Составь слово по адресам букв: 1 2 3 1 2 3
4 5 4 6 4 6 ( м у д р е ц )
Полученное слово разбери фонетически.
Б)
у
3
8
13
18
ю
4
9
14
19
е
5
10
15
20
а
1
6
11
16
о
2
7
12
17
б
г
д
ж
Придумай как можно больше слов, которые бы начинались с шифра клетки № 1( ба баран,
барабан …).Которые бы начинались с шифра клетки № 13 и это были существительные 1 склонения
(ду дудочка, душа, дума …)
В)
Члены
предложения
Ч А С Т И Р Е Ч
И
Существ.
1
6
11
16
21
Подлежащащее
Сказуемое
Определение
Дополнение
Обстоятельств
о
Придумайте и напишите предложение по шифру: 9, 13, 1
( Наступила холодная зима.)
Придумай и подчеркни главные члены предложения, если его шифр:
2, 25, 9, 16
( Она крепко сковала реки.)
Местоимение Прилагат. Глагол Наречие
2
7
12
17
22
3
8
13
18
23
4
9
14
19
24
5
10
15
20
25
Задание 4. Догадайся, какой слог пропущен. Допиши слова, сколько в них слогов?
Мо…ко бу…ник че….век та…ка са…лёт
Задание 5. Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.
Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (автомобиль).
Даны слова: урожай, почемучка, садовник.
Из первого слова возьмите первый слог, из второго второй, из третьего третий. Запишите слово (у
ченик).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.
Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
1) автомобиль, тормоз (автор)
2) колос, рота, ваза (корова)
3) молоко, нерест, таракан (монета)
4) кора, лото, боксёр (монета)
5) баран, рана, ,банщик (барабан)
Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
1) соловей, (лото)
2) змея, рама (яма)
3) пуговица, молоток, лава (голова)
4) укор, бузина, тина (корзина)
5) поворот, пороша, канава (ворона)
Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:
1) мебель, ружьё (бельё)
2) соломка, пора, мель (карамель)
3) лиса, бельмо, буклет (самолёт)
4) пуловер, пальто, билет (вертолёт) 5) молоко, реле, берет (колесо)
6) смола,cлеза, берет (лазарет)
Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы
получилось слово:
1) пластинка, картинка, павлин (пластилин)
2) пастух, плотина, лагерь (пастила)
3) сапоги, парашют, фантазия (сарафан)
4) косари, заморозки, лётчик (самолёт)
5) мука, рагу, диван (караван)
6) карта, паутина, налёт (картина)
7) вода, дорога, проба, невод (водопровод)
Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.