Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Оценка 4.8

Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—4 кл
06.05.2017
Формирование умения учиться.  Развитие логического мышления  у детей  младшего школьного возраста на уроках русского языка
В начальной школе, должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться. Это предполагает не только овладение элементарными коммуникативными умениями и навыками (умение читать, писать, рассказывать и т.д., но и необходимое развитие интеллектуальных важнейших умений анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования и др.), обеспечение общего развития ребенка. Школа должна готовить учащихся к самообразованию, сформировать у них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой деятельности. Школа должна научить мыслить, мыслить самостоятельно, творчески. А в условиях развивающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и современными способами познания.ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе не только математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами. Логическое мышление следует тренировать.
логич. р.яз..docx
Формирование умения учиться.  Развитие логического мышления  у детей  младшего школьного возраста на уроках русского языка.     В   начальной школе, должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения   учиться.   Это   предполагает   не   только   овладение   элементарными коммуникативными умениями и навыками (умение читать, писать, рассказывать и т.д., но и необходимое  развитие интеллектуальных важнейших умений анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования и др.), обеспечение общего развития ребенка.         Школа   должна   готовить   учащихся   к   самообразованию,   сформировать   у   них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной   и   трудовой   деятельности.   Школа   должна   научить   мыслить,   мыслить самостоятельно, творчески. А в условиях развивающего обучения это значит не только воспитывать   потребность   в   знаниях,   вооружать   учащихся   системой   знаний,   умений   и навыков, но и современными способами познания.         По   мнению   преподавателей,   для   дальнейшего   успешного   обучения   учащимся, приходящим из начальной школы в среднее звено, недостает следующих качеств:             развития речи (на это указывают 70% опрошенных учителей); техники чтения; памяти (отмечают 53% опрошенных учителей); внимания (33% опрошенных); самостоятельности (23%  опрошенных); наблюдательности; организованности; способности сосредоточиться; обязательности; познавательного интереса (18% опрошенных); старания; желания преодолевать трудности в учебе.    Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном   возрасте.   Развитие   мышления   приводит   в   свою   очередь,   к   качественной перестройке   восприятия   и   памяти,   превращению   их   в   регулируемые,   произвольные процессы.         Ребенок 7­8 лет обычно мыслит конкретными категориями.  Начиная   обучаться   в   школе   должен   обладать   достаточно   развитым   конкретным мышлением.   Чтобы   сформировать   у   него   научное   понятие,   необходимо   научить   его дифференцированно   подходить   к   признакам   предметов.   Надо   показать,   что   есть существенные  признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие.   Если учащиеся 1­2 классов отмечают, прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к третьему классу школьники уже больше опираются на знания, представленные в процессе обучения.         Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие, находить связи между  понятиями.         Если  ученик  1­2  класса   часто  подменяет  аргументацию   и  доказательство  простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик   3­4   класса   должен   уметь   дать   обоснованное   доказательство,   развернуть аргументацию. Аналитическая деятельность учащегося 3­4 класса должна основываться на представлениях и понятиях. Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями.         Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно­ следственных   связей.   Младшему   школьнику   легче   устанавливать   связь   от   причины   к следствию, чем от следствия к причине. К   окончанию   3­го   класса   учащийся   должен   научиться   таким   элементам   анализа,   как выделение и других связей между явлениями и понятиями; противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе. Сначала   у   первоклассников   формируется   интерес   к   самому   процессу   учебной деятельности.   Затем   формируется   интерес   к   результату   своего   труда.   После возникновения   интереса   к   результатам   своего   учебного   труда   у   детей   формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.         Это   связано   с   переживанием   школьниками   чувства,   удовлетворения   от   своих достижений. И, конечно,     если ребенок на уроке хоть на шаг продвинулся в решении логической задачи, чувство гордости охватывает его.         Характер   младшего   школьника   имеет   следующие   особенности:   импульсивность, склонность   незамедлительно   действовать,   не   подумав,   не   взвесив   всех   обстоятельств; общая   недостаточность   воли;   капризность,   упрямство.   Капризность   и   упрямство   – своеобразная   форма   протеста   ребенка   против   тех   твердых   требований,   которые   ему  предъявляет школа.         К   окончанию   начальной   школы   у   ребенка   формируется   трудолюбие,   прилежание, дисциплинированность, аккуратность.         Постепенно   развивается   способность   к   волевой   регуляции   своего   поведения, формируется   умение   сдерживать   и   контролировать   свои   поступки,   не   поддаваться импульсам, растет настойчивость.         В целом за время обучения ребенка в начальной школе у него должны сформироваться следующие качеств: произвольность, рефлексия, мышление в понятия, успешное освоение программы;   основные   компоненты   учебной   деятельности,   качественно   новый   более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.         Все эти психические процессы развиваются успешно только параллельно с развитием у детей операций логического мышления. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ         Мышление   по   правилам,   то   есть   логическое,   лежит   в   основе   не   только математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся   отношения   между   любыми   предметами.   Логическое   мышление   следует тренировать.         Уроки  русского   языка   тоже  могут  и  должны  содержать  логические   упражнения  и задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические задания показала, что дети, регулярно   решающие   логические   задачи,   точнее   рассуждают,   легче   делают   выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по другим учебным дисциплинам.         Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей. Потому для решения логических задач необходимо использовать каждый урок.      Задание 1. Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите: Яблоко |        ­ 3­ю согласную из 1­го слова. Вишня  |         (……..) ?  ­ 3­ю согласную из 2­го слова. Слива   |                       ­ 1­ю гласную из 3­го слова.    Груша  |    ­ 1­ю согласную из 4­го слова. Арбуз   |        ­ 1­ю гласную из 5­го слова. Подбери к этому слову родственное слово, чтобы оно отвечало на вопрос «какой?»             Задание 2.  Кроссворды К О Р К А Придумайте  слова и впишите их по клеткам. Количество клеток соответствует количеству  букв в слове. г г г г Б И Б Л И О Т Е К А Т Р А К Т О Р Задание  3.  Буквенные матрицы. Буквенные матрицы бывают разного вида и задания к ним разнообразные.  А) 1 м о 2 е у 4 5 т 3 д к               ц р 6 ­­Составь слово по адресам букв: 1       2        3       1       2       3       4       5        4       6       4       6       ( м  у  д  р  е  ц )                                                             ­­Полученное слово разбери фонетически.       Б)          у 3 8 13 18 ю 4 9 14 19 е 5 10 15 20 а 1 6 11 16 о 2 7 12 17 б г д ж ­Придумай как можно больше слов, которые бы начинались с шифра клетки № 1( ба­ баран,  барабан …).Которые бы начинались с шифра клетки № 13 и это были существительные 1 склонения (ду­ дудочка, душа, дума …)            В) Члены  предложения         Ч  А  С  Т  И            Р  Е  Ч  И Существ. 1 6 11 16 21 Подлежащащее Сказуемое Определение Дополнение Обстоятельств о ­Придумайте и напишите предложение по шифру: 9, 13, 1         ( Наступила холодная зима.) ­Придумай и подчеркни главные члены предложения, если его шифр:         2, 25, 9, 16               ( Она  крепко  сковала  реки.) Местоимение Прилагат. Глагол Наречие 2 7 12 17 22 3 8 13 18 23 4 9 14 19 24 5 10 15 20 25 Задание 4.   Догадайся, какой слог пропущен. Допиши слова, сколько в них слогов? Мо…ко     бу…ник        че….век        та…ка       са…лёт       Задание 5.  Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд. Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав­то­мо­биль).  Даны слова: урожай, почемучка, садовник. Из первого слова возьмите первый слог, из второго­ второй, из третьего­ третий. Запишите слово (у­ че­ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные. Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:         1) автомобиль, тормоз                     (ав­тор)                 2) колос, рота, ваза                     (ко­ро­ва)         3) молоко, нерест, таракан           (мо­не­та)         4) кора, лото, боксёр                (мо­не­та)         5) баран, рана, ,банщик        (ба­ра­бан)    Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:         1) соловей,         (ло­то)         2) змея, рама        (я­ма)         3) пуговица, молоток, лава        (го­ло­ва)         4) укор, бузина, тина        (кор­зи­на)         5) поворот, пороша, канава        (во­ро­на)    Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:         1) мебель, ружьё                (бель­ё)         2) соломка, пора, мель                (ка­ра­мель)         3) лиса, бельмо, буклет                (са­мо­лёт)         4) пуловер, пальто, билет        (вер­то­лёт) 5) молоко, реле, берет        (ко­ле­со)         6) смола,cлеза, берет        (ла­за­рет) Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы                                                                      получилось слово:         1) пластинка, картинка, павлин        (плас­ти­лин)         2) пастух, плотина, лагерь        (пас­ти­ла)                 3) сапоги, парашют, фантазия        (са­ра­фан)         4) косари, заморозки, лётчик                (са­мо­лёт)         5) мука, рагу, диван        (ка­ра­ван)         6) карта, паутина, налёт        (кар­ти­на)         7) вода, дорога, проба, невод        (во­до­про­вод)

Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться.  Развитие логического мышления  у детей  младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться.  Развитие логического мышления  у детей  младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться.  Развитие логического мышления  у детей  младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться.  Развитие логического мышления  у детей  младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Формирование умения учиться.  Развитие логического мышления  у детей  младшего школьного возраста на уроках русского языка