Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах
Оценка 5

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология
3 кл
24.03.2017
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах
В ряду метапредметных УУД одна из ведущих ролей отводится смысловому чтению. Задача учителя - представить изучаемый материал таким образом, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о работе с текстом (алгоритм действий). На примере рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?» рассматривается, как на уроках литературного чтения у учащихся с нарушением слуха формируются универсальные учебные действия.
Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальных классах.docx

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Голубева Н.Н.

 

      Согласно содержания  образования, определенному ФГОС НОО для детей с ОВЗ наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них УУД.

      В зависимости от вида мыслительной деятельности существуют личностные УУД: знание моральных норм; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; высказывание своего отношения к героям и оценивание их поступков и метапредметные УУД:

регулятивные: умение управлять своей работой, планировать, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать учебные действия.

коммуникативные: умение работать в парах, группах; владение диалогической и монологической формой речи.

познавательные: умение работать с текстом с целью извлечения необходимой информации, составлять схемы, таблицы, ориентироваться в книге.

      В ряду метапредметных УУД одна из ведущих ролей отводится  работе с текстом (смысловому чтению). При его формировании учитываются особенности развития познавательных процессов учащихся  с нарушением слуха (отставание в развитии словесно-логического и образного мышления и т.д.). Учащиеся испытывают трудности в понимании описанных фактов, явлений  и событий, они недостаточным образом владеют умением использовать наглядные средства для запоминания. Поэтому перед нами стоит задача – представить изучаемый материал таким образом, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о работе с текстом (алгоритм действий).

     При работе с текстом выделяют три основных этапа.

1 этап – целостное эмоциональное первичное восприятие текста  произведения.

2 этап – углубленное восприятие текста произведения.

3 этап – целостное эстетическое восприятие произведения, обобщение воспринятого.

      К концу обучения начальной школы учащиеся должны научиться:

- определять название текста, его автора.

- понимать содержание текста.

- соотносить прочитанное с иллюстрацией, предметом или  подбирать к прочитанному тексту подходящие иллюстрации.

- отвечать на вопросы и задавать вопросы.

- определять логическую последовательность событий прочитанного.

- определять тему и главную мысль текста.

- делить текст на смысловые части, составлять план текста.

- пересказывать прочитанное.

- оценивать поступки действующих лиц читаемого произведения.

- устанавливать причинно-следственные, временные связи.

- читать правильно, слитно, с соблюдением пауз и ритмико-интонационной структуры речи.

         Рассмотрим на примере рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?», как на уроках литературного чтения у учащихся младших классов формируются универсальные учебные действия.

      Формирование УУД при работе с текстом предполагает:

       • предварительную работу до чтения текста;

•  первичное (самостоятельное) чтение текста:

       •  чтение текста с целью уточнения понимания содержания;

•  деление на части и составление плана;

• анализ текста, характеристика героев;

• пересказ текста.

        Большое значение приобретает предварительная работа. Главная ее цель – это предупредить трудности в понимании содержания и вызвать интерес к читаемому произведению. Для актуализации знаний учащихся необходимо использовать активные приемы работы, опираясь на житейский опыт детей, чтобы уже с первой минуты заинтересовать их. Можно познакомиться с автором произведения, прочитать заголовок, рассмотреть иллюстрации.

       Например, при знакомстве с рассказом В.Осеевой «Кто хозяин?» была проведена предварительная работа с заголовком. На столе учителя лежали различные личные вещи учащихся (тетрадь, расческа, шапка и др.). – Чья шапка? – Моя. Можно спросить по-другому. – Кто хозяин шапки? – Ира.

       На этапе первичного восприятия текста необходимо сразу включать детей в совместную деятельность с использованием иллюстраций, фигурок, отражающих содержание текста с присутствием лишних деталей, а также составлять подвижные аппликации (макеты) и выполнять схематичные зарисовки.

     Получив установку: прочитай и нарисуй (выбери нужные фигурки, картинки), учащиеся сначала под руководством учителя, а в дальнейшем самостоятельно читают текст и делают схематичные зарисовки (выбирают нужные фигурки, картинки). Затем учитель организует работу по анализу зарисовок путем сравнения с образцом, представленным на слайде или на доске. Таким образом, учащиеся получают возможность наглядного восприятия содержания текста.

      При повторном чтении с целью уточнения понимания содержания текста продолжается работа с зарисовками (аппликациями и т.п.) под руководством учителя. Например, при чтении предложений «Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. Однажды мальчики шли лесом. Жук бежал впереди»  составили подвижную аппликацию.

      Затем проводится работа по выделению основных смысловых частей текста. Получив установку: подумай, что было сначала, потом, затем учащиеся восстанавливают последовательность событий и находят в тексте опорные слова и словосочетания, соответственно смысловой части, которые в дальнейшем используют для пересказа:

  Сначала: - подобрали, ухаживали, выздоровел;

  Потом: - шли, бежал, спорили;

  Затем: - выскочили, бросились, вскарабкался, схватил, бросился;

  После: - прибежал, отогнал, закричал, молчал.

       Находить нужные предложения (составлять предложения) учащимся помогает демонстрация действий с помощью фигурок. Например, получив установку: найдите в тексте предложение и, посмотрев слайд, учащиеся прочитали: «На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок». Учащимся предлагается составить вопросы к предложениям с помощью вопросных слов: кто? что? где? куда? как? и т.д.

- Кто прибежал на шум? Лесник.

- Кого отогнал лесник? Овчарок.

        После выделения смысловых частей текста и разбора каждой из них подбираются названия (либо в виде предложений из текста, либо из предложенного деформированного плана). К рассказу «Кто хозяин?» был составлен план:

1. Коля и Ваня нашли Жука. 

2. Мальчики горячо спорили.

3. Собаки бросились на Жука.

4. Лесник отогнал собак.

     В процессе работы проводится анализ поступков героев  (выделение отдельных черт характера - элементы характеристики). При этом широко используется наглядные средства.

       Заполнение таблицы помогает учащимся сравнить поступки героев. При анализе рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?» учащиеся выписали, что Коля увидел Жука и подобрал его, а Ваня перевязал ему лапу и кормил. Когда же на собаку набросились две овчарки, Ваня залез на дерево, а Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку.  На вопрос, кто же хозяин собаки, учащиеся без труда ответили, что Коля.

      На заключительном этапе работы с текстом проводится его пересказ, который является эффективным средством проверки усвоения и закрепления содержания текста и  способствует развитию связной речи учащихся. При пересказе текста можно использовать подвижную аппликацию, макет, план (картинный или словесный),  опорные слова.

      На всех этапах работы с текстом осуществляется  формирование  навыка правильного чтения: слитного, с соблюдением пауз, норм орфоэпии, ритмико-интонационной структуры речи в целом с использованием образца речи учителя (учащихся).

      В конце  предлагаю вашему вниманию алгоритм работы с текстом для учащихся.

       • прочитай и нарисуй (выбери фигурки, картинки).

•  прочитай и подумай, что было сначала, потом, затем.

        •  выбери из текста предложения (слова, словосочетания).

 •  составь вопросы.

•  расскажи по плану.


 

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

К концу обучения начальной школы учащиеся должны научиться: - определять название текста, его автора

К концу обучения начальной школы учащиеся должны научиться: - определять название текста, его автора

Можно познакомиться с автором произведения, прочитать заголовок, рассмотреть иллюстрации

Можно познакомиться с автором произведения, прочитать заголовок, рассмотреть иллюстрации

Затем: - выскочили, бросились, вскарабкался, схватил, бросился;

Затем: - выскочили, бросились, вскарабкался, схватил, бросился;

На всех этапах работы с текстом осуществляется формирование навыка правильного чтения: слитного, с соблюдением пауз, норм орфоэпии, ритмико-интонационной структуры речи в целом с использованием образца…

На всех этапах работы с текстом осуществляется формирование навыка правильного чтения: слитного, с соблюдением пауз, норм орфоэпии, ритмико-интонационной структуры речи в целом с использованием образца…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017