ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Голубева Н.Н.
Согласно содержания образования, определенному ФГОС НОО для детей с ОВЗ наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них УУД.
В зависимости от вида мыслительной деятельности существуют личностные УУД: знание моральных норм; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; высказывание своего отношения к героям и оценивание их поступков и метапредметные УУД:
• регулятивные: умение управлять своей работой, планировать, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать учебные действия.
• коммуникативные: умение работать в парах, группах; владение диалогической и монологической формой речи.
• познавательные: умение работать с текстом с целью извлечения необходимой информации, составлять схемы, таблицы, ориентироваться в книге.
В ряду метапредметных УУД одна из ведущих ролей отводится работе с текстом (смысловому чтению). При его формировании учитываются особенности развития познавательных процессов учащихся с нарушением слуха (отставание в развитии словесно-логического и образного мышления и т.д.). Учащиеся испытывают трудности в понимании описанных фактов, явлений и событий, они недостаточным образом владеют умением использовать наглядные средства для запоминания. Поэтому перед нами стоит задача – представить изучаемый материал таким образом, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о работе с текстом (алгоритм действий).
При работе с текстом выделяют три основных этапа.
1 этап – целостное эмоциональное первичное восприятие текста произведения.
2 этап – углубленное восприятие текста произведения.
3 этап – целостное эстетическое восприятие произведения, обобщение воспринятого.
К концу обучения начальной школы учащиеся должны научиться:
- определять название текста, его автора.
- понимать содержание текста.
- соотносить прочитанное с иллюстрацией, предметом или подбирать к прочитанному тексту подходящие иллюстрации.
- отвечать на вопросы и задавать вопросы.
- определять логическую последовательность событий прочитанного.
- определять тему и главную мысль текста.
- делить текст на смысловые части, составлять план текста.
- пересказывать прочитанное.
- оценивать поступки действующих лиц читаемого произведения.
- устанавливать причинно-следственные, временные связи.
- читать правильно, слитно, с соблюдением пауз и ритмико-интонационной структуры речи.
Рассмотрим на примере рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?», как на уроках литературного чтения у учащихся младших классов формируются универсальные учебные действия.
Формирование УУД при работе с текстом предполагает:
• предварительную работу до чтения текста;
• первичное (самостоятельное) чтение текста:
• чтение текста с целью уточнения понимания содержания;
• деление на части и составление плана;
• анализ текста, характеристика героев;
• пересказ текста.
Большое значение приобретает предварительная работа. Главная ее цель – это предупредить трудности в понимании содержания и вызвать интерес к читаемому произведению. Для актуализации знаний учащихся необходимо использовать активные приемы работы, опираясь на житейский опыт детей, чтобы уже с первой минуты заинтересовать их. Можно познакомиться с автором произведения, прочитать заголовок, рассмотреть иллюстрации.
Например, при знакомстве с рассказом В.Осеевой «Кто хозяин?» была проведена предварительная работа с заголовком. На столе учителя лежали различные личные вещи учащихся (тетрадь, расческа, шапка и др.). – Чья шапка? – Моя. Можно спросить по-другому. – Кто хозяин шапки? – Ира.
На этапе первичного восприятия текста необходимо сразу включать детей в совместную деятельность с использованием иллюстраций, фигурок, отражающих содержание текста с присутствием лишних деталей, а также составлять подвижные аппликации (макеты) и выполнять схематичные зарисовки.
Получив установку: прочитай и нарисуй (выбери нужные фигурки, картинки), учащиеся сначала под руководством учителя, а в дальнейшем самостоятельно читают текст и делают схематичные зарисовки (выбирают нужные фигурки, картинки). Затем учитель организует работу по анализу зарисовок путем сравнения с образцом, представленным на слайде или на доске. Таким образом, учащиеся получают возможность наглядного восприятия содержания текста.
При повторном чтении с целью уточнения понимания содержания текста продолжается работа с зарисовками (аппликациями и т.п.) под руководством учителя. Например, при чтении предложений «Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. Однажды мальчики шли лесом. Жук бежал впереди» составили подвижную аппликацию.
Затем проводится работа по выделению основных смысловых частей текста. Получив установку: подумай, что было сначала, потом, затем учащиеся восстанавливают последовательность событий и находят в тексте опорные слова и словосочетания, соответственно смысловой части, которые в дальнейшем используют для пересказа:
Сначала: - подобрали, ухаживали, выздоровел;
Потом: - шли, бежал, спорили;
Затем: - выскочили, бросились, вскарабкался, схватил, бросился;
После: - прибежал, отогнал, закричал, молчал.
Находить нужные предложения (составлять предложения) учащимся помогает демонстрация действий с помощью фигурок. Например, получив установку: найдите в тексте предложение и, посмотрев слайд, учащиеся прочитали: «На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок». Учащимся предлагается составить вопросы к предложениям с помощью вопросных слов: кто? что? где? куда? как? и т.д.
- Кто прибежал на шум? Лесник.
- Кого отогнал лесник? Овчарок.
После выделения смысловых частей текста и разбора каждой из них подбираются названия (либо в виде предложений из текста, либо из предложенного деформированного плана). К рассказу «Кто хозяин?» был составлен план:
1. Коля и Ваня нашли Жука.
2. Мальчики горячо спорили.
3. Собаки бросились на Жука.
4. Лесник отогнал собак.
В процессе работы проводится анализ поступков героев (выделение отдельных черт характера - элементы характеристики). При этом широко используется наглядные средства.
Заполнение таблицы помогает учащимся сравнить поступки героев. При анализе рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?» учащиеся выписали, что Коля увидел Жука и подобрал его, а Ваня перевязал ему лапу и кормил. Когда же на собаку набросились две овчарки, Ваня залез на дерево, а Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На вопрос, кто же хозяин собаки, учащиеся без труда ответили, что Коля.
На заключительном этапе работы с текстом проводится его пересказ, который является эффективным средством проверки усвоения и закрепления содержания текста и способствует развитию связной речи учащихся. При пересказе текста можно использовать подвижную аппликацию, макет, план (картинный или словесный), опорные слова.
На всех этапах работы с текстом осуществляется формирование навыка правильного чтения: слитного, с соблюдением пауз, норм орфоэпии, ритмико-интонационной структуры речи в целом с использованием образца речи учителя (учащихся).
В конце предлагаю вашему вниманию алгоритм работы с текстом для учащихся.
• прочитай и нарисуй (выбери фигурки, картинки).
• прочитай и подумай, что было сначала, потом, затем.
• выбери из текста предложения (слова, словосочетания).
• составь вопросы.
• расскажи по плану.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.