Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл
07.06.2018
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего
через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые высту-
пают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых зна-
ний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения
учиться .Наибольший интерес представляют по-
знавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, по-
строение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность
операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полу-
ченной информации
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
ПО МАТЕМАТИКЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
На первое место в федеральном государственном образовательном стан
дарте (ФГОС) второго поколения поставлен компетентностный подход. Главной
установкой в нем является формирование у школьников «умения учиться»,
обеспечивающего освоение новых компетенций. Актуальной задачей образова
ния становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД)
наряду с традиционным изучением предметного содержания конкретных учеб
ных дисциплин.
По материалам ФГОС, в широком значении термин «универсальные учеб
ные действия» означает умение учиться, иначе способность субъекта к само
развитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного при
своения нового социального опыта, а в более узком – это комплекс действий
учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, в том числе
организацию этого процесса.
Теория развития УУД разрабатывается на основе системно
деятельностного подхода следующими авторами: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурмен
ской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым и Н.Г. Салминой.
В ФГОС содержится характеристика личностных, регулятивных, познава
тельных, коммуникативных универсальных учебных действий
Приоритетными универсальными учебными действиями, которые наибо
лее эффективно формируются через содержание учебного предмета «матема
тика», являются познавательные универсальные учебные действия.
Под познавательными универсальными действиями понимают такие, ко
торые обеспечивают познание – умственный творческий процесс получения и
постоянного обновления знаний, необходимых человеку [4, c. 44].
Проблема формирования познавательных универсальных учебных дейст
вий учащихся достаточно актуальна, и особенно остро она стоит для слабоус
певающих обучающихся.
Требования, которые предъявляются обучающимся по математике, рас считываются, как правило, на так называемых «средних» учащихся. Однако уже
первый класс характеризуется резким расслоением коллектива школьников:
тематике, дети, которые добиваются при изучении предмета только удовлетво
рительных результатов, и дети, которым успешное изучение математики дается
с большим трудом.
Обучение категории учащихся, для которых изучение математики являет
ся сложным процессом, является значительной проблемой, что обусловлено
следующими причинами.
Вопервых, ученые имеют расхождения во взглядах на сущность таких по
нятий, как «слабоуспевающий», «дети с трудностями в обучении», «ребенок
риска», «дети с пониженной обучаемостью». Устоявшееся понятие «ребенок с
трудностями в обучении» отсутствует.
Вовторых, общество имеет разноплановое отношение к процессу обуче
ния детей данной категории.
Втретьих, отсутствует специальная методика обучения детей с трудно
стями.
Вчетвертых, явно ощущаются недостатки знаний учителей о психологиче
ских и физиологических особенностях детей, испытывающих трудности при
обучении.
Н.И. Мурачковская выделяет следующие типы групп неуспевающих детей:
1) неуспевающие школьники, которые характеризуются низким качеством
мыслительной деятельности в условиях положительного отношения к учению и
сохранения позиции ребенка;
2) школьники, имеющие относительно высокий уровень развития мысли
тельной деятельности в условиях отрицательного отношения к учению и час
тичной или полной утраты позиции ученика;
3) школьники, характеризующиеся низким качеством мыслительной дея
тельности в условиях отрицательного отношения к учению и полной утраты по
зиции ученика, которая проявляется в стремлениях покинуть школу [2].
Из классификации А.А. Столяра можно выделить следующие типы учени
ков: 1) школьники, у которых неверно сформировано отношение к учению; 2)
дети, имеющие слабые способности; 3) школьники, у которых неверно сформи
рованы навык и способность учебной работы; 4) школьники, не умеющие рабо тать; 5) учащиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы
[3, c. 76].
Можно констатировать тот факт, что типы, к которым относятся неуспе
вающие школьники рассмотренных классификаций, пересекаются, вследствие
чего Г.Ф. Кумариной предложена следующая типология [1]:
1) школьники со слабыми способностями вследствие низкого уровня мыс
лительной деятельности. Эта категория включает детей с особенностями пси
хофизического развития («Слабые»);
2) школьники, которые не желают учиться изза неправильно сформиро
ванных навыков учебной работы и отношения к учебе. К данной категории уча
щихся относят выполняющих ту деятельность, которая им интересна, то есть
эти школьники не выполняют задания в непривлекательной для них форме
(«Неустойчивые»);
3) школьники, для которых характерно отсутствие познавательных интере
сов и желания учиться. К данной категории относят детей, характеризующихся
отсутствием мотивации к учению и нежеланием выполнять какиелибо упраж
нения в любых формах («Сложные»).
Все вышесказанное указывает на необходимость индивидуального обуче
ния математике, одной из форм которого является внеклассная работа.
К видам внеклассной работы по математике можно отнести: работу со
школьниками, которые отстают от других, изучая программный материал (до
полнительное внеклассное занятие); работу со школьниками, которые прояв
ляют при изучении математики повышенный интерес и способности (собствен
но внеклассную работу в традиционном понимании смысла термина).
Внеклассная работа проводится учителем со слабоуспевающими обучаю
щимися. Могут быть использованы следующие формы внеклассной работы:
школьные олимпиады, математический кружок; неделя или месячник математи
ки; математические вечера; соревнования, игры, викторины, конкурсы, команд
ные соревнования; клубы веселых математиков; экскурсии на математическую
тему и киноэкскурсии; внеклассное чтение математической литературы; школь
ные научные конференции; подготовка учащимися докладов, рефератов и со
чинений по математике; изготовление математических моделей и др.
Определим виды заданий по математике, формирующие познавательные универсальные учебные действия у слабоуспевающих школьников во вне
классной работе: чтение текста с выделением в нем определений и формули
ровок теорем; объяснение решения задач; составление краткой записи, кон
спекта, схемы, работа с таблицами, диаграммами и графиками; определение
различий между математическими объектами; задания на поиск лишнего; вы
явление нестандартных способов решения задач; работа со словарями.
При планировании внеклассной работы следует учитывать выше перечис
ленные виды заданий.
Приведем пример упражнения, которое предназначено для детей из кате
гории «слабые» и представлено в виде карточки «Доктор Заяц».
Данная карточка предназначена для изучения темы «Умножение и деле
ние целых чисел». В результате изучения данной темы у школьника возникает
проблема выбора знаков, а с помощью карточки «Доктор Заяц» эта проблема
легко решается. Карточка имеет две части, на каждой из которых на обеих сто
ронах изображен рисунок («Доктор» – положительные числа, «Заяц» – отрица
тельные числа). В результате стыка соответствующих частей читается слово
«плюс» («минус»), которое символизирует знак числа, полученного в итоге вы__ «плюс»
(«минус»), которое символизирует знак числа, полученного в итоге вы
полнения тех или иных действий (умножение, деление).
Таким образом, в настоящее время как в теории, так и в практике образо
вания проблема формирования познавательных универсальных учебных дей
ствий у слабоуспевающих школьников является недостаточно разработанной,
для ее решения, помимо урочной деятельности, необходимо использовать по
тенциал внеклассной работы.
Литература
1. Кумариная Г.Ф. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоус
певающими школьниками: пособие для учителей. М., 2011. 315 с.
2. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.
Минск : Народная асвета, 2010. 80 с.
3. Практикум по педагогике математики / под. общ. ред. А.А. Столяра.
Минск: Высш. школа, 2007. 192 с.
4. Середа Т.Ю. Формирование познавательных универсальных учебных
действий на уроках математики (Moscow State Regional University) // Вестник МГОУ. 2013. №4. С. 43 – 51.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.