Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые высту- пают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых зна- ний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться .Наибольший интерес представляют по- знавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, по- строение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полу- ченной информации
Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ На первое место в федеральном государственном образовательном стан­ дарте (ФГОС) второго поколения поставлен компетентностный подход. Главной установкой в нем является формирование у школьников «умения учиться», обеспечивающего освоение новых компетенций. Актуальной задачей образова­ ния становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) наряду с традиционным изучением предметного содержания конкретных учеб­ ных дисциплин. По материалам ФГОС, в широком значении термин «универсальные учеб­ ные действия» означает умение учиться, иначе способность субъекта к само­ развитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного при­ своения нового социального опыта, а в более узком – это комплекс действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, в том числе организацию этого процесса. Теория развития УУД разрабатывается на основе системно­ деятельностного подхода следующими авторами: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурмен­ ской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым и Н.Г. Салминой. В ФГОС содержится характеристика личностных, регулятивных, познава­ тельных, коммуникативных универсальных учебных действий Приоритетными универсальными учебными действиями, которые наибо­ лее эффективно формируются через содержание учебного предмета «матема­ тика», являются познавательные универсальные учебные действия. Под познавательными универсальными действиями понимают такие, ко­ торые обеспечивают познание – умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку [4, c. 44]. Проблема формирования познавательных универсальных учебных дейст­ вий учащихся достаточно актуальна, и особенно остро она стоит для слабоус­ певающих обучающихся. Требования, которые предъявляются обучающимся по математике, рас­считываются, как правило, на так называемых «средних» учащихся. Однако уже первый класс характеризуется резким расслоением коллектива школьников: тематике, дети, которые добиваются при изучении предмета только удовлетво­ рительных результатов, и дети, которым успешное изучение математики дается с большим трудом. Обучение категории учащихся, для которых изучение математики являет­ ся сложным процессом, является значительной проблемой, что обусловлено следующими причинами. Во­первых, ученые имеют расхождения во взглядах на сущность таких по­ нятий, как «слабоуспевающий», «дети с трудностями в обучении», «ребенок риска», «дети с пониженной обучаемостью». Устоявшееся понятие «ребенок с трудностями в обучении» отсутствует. Во­вторых, общество имеет разноплановое отношение к процессу обуче­ ния детей данной категории. В­третьих, отсутствует специальная методика обучения детей с трудно­ стями. В­четвертых, явно ощущаются недостатки знаний учителей о психологиче­ ских и физиологических особенностях детей, испытывающих трудности при обучении. Н.И. Мурачковская выделяет следующие типы групп неуспевающих детей: 1) неуспевающие школьники, которые характеризуются низким качеством мыслительной деятельности в условиях положительного отношения к учению и сохранения позиции ребенка; 2) школьники, имеющие относительно высокий уровень развития мысли­ тельной деятельности в условиях отрицательного отношения к учению и час­ тичной или полной утраты позиции ученика; 3) школьники, характеризующиеся низким качеством мыслительной дея­ тельности в условиях отрицательного отношения к учению и полной утраты по­ зиции ученика, которая проявляется в стремлениях покинуть школу [2]. Из классификации А.А. Столяра можно выделить следующие типы учени­ ков: 1) школьники, у которых неверно сформировано отношение к учению; 2) дети, имеющие слабые способности; 3) школьники, у которых неверно сформи­ рованы навык и способность учебной работы; 4) школьники, не умеющие рабо­тать; 5) учащиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы [3, c. 76]. Можно констатировать тот факт, что типы, к которым относятся неуспе­ вающие школьники рассмотренных классификаций, пересекаются, вследствие чего Г.Ф. Кумариной предложена следующая типология [1]: 1) школьники со слабыми способностями вследствие низкого уровня мыс­ лительной деятельности. Эта категория включает детей с особенностями пси­ хофизического развития («Слабые»); 2) школьники, которые не желают учиться из­за неправильно сформиро­ ванных навыков учебной работы и отношения к учебе. К данной категории уча­ щихся относят выполняющих ту деятельность, которая им интересна, то есть эти школьники не выполняют задания в непривлекательной для них форме («Неустойчивые»); 3) школьники, для которых характерно отсутствие познавательных интере­ сов и желания учиться. К данной категории относят детей, характеризующихся отсутствием мотивации к учению и нежеланием выполнять какие­либо упраж­ нения в любых формах («Сложные»). Все вышесказанное указывает на необходимость индивидуального обуче­ ния математике, одной из форм которого является внеклассная работа. К видам внеклассной работы по математике можно отнести: работу со школьниками, которые отстают от других, изучая программный материал (до­ полнительное внеклассное занятие); работу со школьниками, которые прояв­ ляют при изучении математики повышенный интерес и способности (собствен­ но внеклассную работу в традиционном понимании смысла термина). Внеклассная работа проводится учителем со слабоуспевающими обучаю­ щимися. Могут быть использованы следующие формы внеклассной работы: школьные олимпиады, математический кружок; неделя или месячник математи­ ки; математические вечера; соревнования, игры, викторины, конкурсы, команд­ ные соревнования; клубы веселых математиков; экскурсии на математическую тему и киноэкскурсии; внеклассное чтение математической литературы; школь­ ные научные конференции; подготовка учащимися докладов, рефератов и со­ чинений по математике; изготовление математических моделей и др. Определим виды заданий по математике, формирующие познавательныеуниверсальные учебные действия у слабоуспевающих школьников во вне­ классной работе: чтение текста с выделением в нем определений и формули­ ровок теорем; объяснение решения задач; составление краткой записи, кон­ спекта, схемы, работа с таблицами, диаграммами и графиками; определение различий между математическими объектами; задания на поиск лишнего; вы­ явление нестандартных способов решения задач; работа со словарями. При планировании внеклассной работы следует учитывать выше перечис­ ленные виды заданий. Приведем пример упражнения, которое предназначено для детей из кате­ гории «слабые» и представлено в виде карточки «Доктор Заяц». Данная карточка предназначена для изучения темы «Умножение и деле­ ние целых чисел». В результате изучения данной темы у школьника возникает проблема выбора знаков, а с помощью карточки «Доктор Заяц» эта проблема легко решается. Карточка имеет две части, на каждой из которых на обеих сто­ ронах изображен рисунок («Доктор» – положительные числа, «Заяц» – отрица­ тельные числа). В результате стыка соответствующих частей читается слово «плюс» («минус»), которое символизирует знак числа, полученного в итоге вы­__ «плюс»  («минус»), которое символизирует знак числа, полученного в итоге вы­ полнения тех или иных действий (умножение, деление). Таким образом, в настоящее время как в теории, так и в практике образо­ вания проблема формирования познавательных универсальных учебных дей­ ствий у слабоуспевающих школьников является недостаточно разработанной, для ее решения, помимо урочной деятельности, необходимо использовать по­ тенциал внеклассной работы. Литература 1. Кумариная Г.Ф. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоус­ певающими школьниками: пособие для учителей. М., 2011. 315 с. 2. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск : Народная асвета, 2010. 80 с. 3. Практикум по педагогике математики / под. общ. ред. А.А. Столяра. Минск: Высш. школа, 2007. 192 с. 4. Середа Т.Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики (Moscow State Regional University) // ВестникМГОУ. 2013. №4. С. 43 – 51.