Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)
Оценка 5

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
музыка
Взрослым
17.07.2018
Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, а это значит, что учитель развивает способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Предмет "Музыка", как и другие предметы, уделяет большое внимание формированию личностных, метапредметных универсальных учебных действий. В методической разработке рассматривается реализация каждого из универсальных учебных действий при анализе музыкальных произведений.В методической разработке дано теоретическое и практическое обоснование этой темы. Включены примеры типовых заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках музыки. В конце разработки указан список литературы, материалы которой я использовала при создании этой методической разработки.
Методическая разработка Формирование УУД на уроках музыки.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА № 35» ГОРОДА  СМОЛЕНСКА методическая  разработка «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки»    Автор­составитель: Л. В. Киргизова, учитель музыки высшей квалификационной категории СМОЛЕНСК, 2018г. «Музыка ­  могучий источник мысли.  Без музыкального воспитания невозможно  полноценное умственное развитие». А. Сухомлинский Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний,   умений   и   навыков   от   учителя   к   ученику,   становится   развитие способности ученика  самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться. «Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» ­ читаем у авторов   программы   «Музыка»   Е.   Д.   Критской,   Г.   П.   Сергеевой,   Т.   С. Шмагиной [9]. Современный   Федеральный   государственный   образовательный стандарт   начального   общего   и   основного   общего   образования   большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников  универсальных учебных действий (УУД): личностных,  регулятивных, познавательных и коммуникативных.  Личностные УУД  по предмету   «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и   развитии   доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости   на   основе восприятия   мировой   музыкальной   классики,  в   формировании   мотивации   к музыкальному творчеству… Регулятивные   УУД  обеспечивают   обучающимся   организацию   своей  В   изучении   предмета   «Музыка»   важно   ясно учебной   деятельности. представлять цель предмета, уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей;  а именно, что музыкальное   произведение,   представляющее   настоящее   искусство,   –   это мысль,   выраженная   в   виде   звуков,   которая   провозглашает   духовно­ нравственные   ценности   человечества.     Регулятивные   УУД   выражаются  в планировании   собственных   действий   в   процессе   восприятия,   исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках… Познавательные   УУД  включают   в   себя   приобщение   к   шедеврам   профессиональному мировой   музыкальной   культуры   –   народному, музыкальному   творчеству   –   способствует   формированию   целостной художественной   картины   мира,   воспитанию   патриотических   убеждений, толерантности   жизни   в   поликультурном   обществе,   развитию   творческого, символического, логического  мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося. Познавательные   УУД   выражаются   в   сравнении,   анализе,   рассуждении;   в формировании   интереса   к   специфике   деятельности   композиторов   и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов   и   понятий   музыкального   языка;   в   адекватном   восприятии музыкальных   произведений,   в   осознании   многозначности   содержания   их образов…. Коммуникативные  УУД  по предмету «Музыка» формируют умение слушать,   способность   встать   на   позицию   другого   человека,   вести   диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.  Коммуникативные УУД проявляются в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем   в   процессе   музыкальной,   художественно   –   творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных   учебных,   социальных   ситуациях   в   процессе   восприятия   и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций… Для того чтобы понять как я это реализую на своих уроках, предлагаю вам познакомиться с анализом некоторых музыкальных произведений. А. П. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн).  Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета….. Для этого организовывается работа в группах. 1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке. 2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки. 3   группа,   опираясь   на   иллюстрацию   с   изображением   инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей.   Каждая   группа   представила   результаты   своей   деятельности,   прошло обсуждение   –   дискуссия,   повторное   слушание.   В   заключение   я   предлагаю определения   нескольких   музыкальных   жанров,   а   дети   выбрали   нужное.   В результате все поставленные задачи были решены. Какие   УУД  формировались   в   процессе   этой   работы?  Личностные ­вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов;  личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные ­ усвоение терминов и понятий   музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта.  Регулятивные  ­планирование   действий   в   процессе   восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств.  Коммуникативные  ­ решение учебных   задач   совместно   с   одноклассниками   и   учителем;   формирование способности   вступать   в   контакт;   совершенствование   навыков   развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями [1].  Ф. Шопен. Этюд № 12. Чтобы   полнее   принять   и   осмыслить   образы   этого   произведения,   я   читаю фрагмент из письма Ф. Шопена: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой –  бушую   за  фортепиано»…..Слушаем  этюд….­  Что  услышали?...Мы как   будто   оказались   на   площади,   загроможденной   баррикадами.   Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев. А кто услышал – оратор закончил свою речь?….Дети   высказывают   и   аргументируют   свое   мнение   и   мы   повторно слушаем финал, последние такты….­ Что услышали? … ­ Там как будто бы нет   последнего   аккорда,   речь   внезапно   оборвалась…   ­   Чем   заканчивается этюд?   –   паузой.   ­   Пауза   обычно   бывает     внутри   произведения.   А   здесь? Почему…? Ответов множество и каждый отражает какие ­ то новые грани образа этого мощного произведения. Какие   УУД  формировались   в   процессе   этой   работы?  Личностные ­понимание жизненного содержания классического произведения; вхождение в   мир   духовных   ценностей   произведения   искусства;   влияющих   на   выбор наиболее   значимых   ценностных   ориентаций   личности;   понимание представителей   другой   национальности;   личностное   освоение   музыкальных образов.  Познавательные  ­   усвоение   терминов   и   понятий   музыкального языка;   познание   приемов   развития   музыкального   образа.  Регулятивные  ­ саморегуляция   волевых   усилий   в       процессе   работы   над   восприятием музыкальных образов; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное   отношение   к   ней.  Коммуникативные  ­   формирование способности высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию.   П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Этот прием позаимствован мной из книги М.С. Казинника «Тайны гениев – 2 или   Волновые   пути   к   музыке».     Наша   цель   –   принять   и   осознать   образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с новым для третьеклассников музыкальным   жанром.   После   знакомства   с   украинской   песни   «Веснянка» слушаем   музыку   Чайковского.   Говорим   о   музыке,   о   том,   что   солистом является   фортепиано…..Я   говорю,   что   это   произведение   называется КОНЦЕРТ   для   фортепиано   с   оркестром.   Обращаем   внимание   на противоположное   значение   слова   КОНЦЕРТ   в   итальянском   и   латинском языках. ­ Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание?... А ведь в мире все так! И в природе   так!   Все   в   гармони,   и   все   в   движении,   состязании.   –   Давайте построим модель нашего мира. (Делимся на группы).  1 группа – па­да­да, па­да­да… 2 группа – па­да­да, па­да­да… 3 группа –                  та­ти­та­ти­та­ти­та­ти… 4 группа –               век вра­ща­ют­ся пла­не­ты, век вра­ща­ют­ся пла­не­ты… Потрясающее   ощущение   от   этого   звучания!   Что   это?   КОНЦЕРТ   нашей ВСЕЛЕННОЙ!...[2]. Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные ­ интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно – музыкального опыта   в   процессе   знакомства   с   музыкальным   произведением;   опыт сотворчества   в   процессе   восприятия   и   музицирования.  Познавательные   ­ познание разнообразных явлений окружающего мира, природы, вселенной в процессе   эмоционально   –   осознанного   восприятия   жизненного   содержания музыкального   произведения;   усвоение   терминов   и   понятий   музыкального языка.  Логические  ­   выявление   логики   развития   музыкального   образа   на основе   понимания   интонационно   –   временной   природы   музыки. Регулятивные  ­   формирование   эмоционально   –   осознанного   отношения   к музыкальному   искусству,   к   собственной   музыкально   –   творческой деятельности.  Коммуникативные  ­   формирование   навыков   учебного сотрудничества; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий. Вот таким образом я провожу работу по формированию УУД на своих уроках.   Список литературы. 1.Бабичева Н.А. Формирование УУД на уроках музыки. – Режим доступа:  http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/03/22/formirovanie­uud­na­urokah­ muzyki (дата обращения). 2.Казиник М.С. Тайны гениев ­ 2 или  Волновые пути к музыке. – М.: Динатон, 2010. 3.Критская   Е.Д.   Уроки   музыки.   Поурочные   разработки.   1­4   классы.   5­6 классы. 3­е издание. – М.: Просвещение, 2014. 4.Критская   Е.Д.   Уроки   музыки.   Поурочные   разработки.   7   класс.   –   М.: Просвещение, 2012. 5.Луговых М.В. Формирование УДД на уроках музыки в начальной школе. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/157473978/ (дата обращения). 6.Никитина И.В. Типовые задачи по формированию УУД на уроках Искусства (Музыки).  – Режим доступа: irinanickitin 7. Примерные программы основного общего образования. Искусство [Текст]. ­  .  ru (дата обращения).    @   yandex   М.: Просвещение, 2010. ­ (Стандарты второго поколения). 8.Сергеева Г.П.  Искусство. 8­9 классы: учебник для ОУ  / Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.  – М.: Просвещение, 2014. 9.Сергеева   Г.   П.   Музыка.   5—7   классы.   Искусство.   8—9   классы.   Сборник рабочих   программ.   Предметная   линия   учебников   Г.   П.   Сергеевой,   Е.   Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4­е изд. — М. : Просвещение, 2016. Примеры типовых заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках музыки Личностные УУД. Задание 1. 8 класс. А) Воспроизвести миф, который был положен в основу данной картины и скульптур («Миф о Пане и его флейте») Б) Назвать других художников, скульпторов и их творения на этот сюжет (М. Врубель, Джордж Барнард, Античная статуя в Лувре). М. Барнард          Античная статуя в Лувре Врубель Джордж Формирование   у   учащегося   активной   позиции   в   учебной   деятельности, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности [6].  Задание 2. 3 класс. Диалог с обучающимися по теме «Мелодия». ­ Из чего состоит человек, из каких органов? (Сердце, лёгкие, печень и т. д.).  ­ Каждый орган человеческого тела несет в себе какую – то важную функцию,  то есть за что – то отвечает. Лёгкие за дыхание, сердце за кровообращение и т. д.  ­ А какой орган отвечает за чувства? (Нет такого органа).  ­ Это значит, что все люди бесчувственные и черствые, не могут испытывать  чувство любви, ненависти, нежности, жадности? (Могут).  ­ Что же тогда в человеческом организме отвечает за чувства? (Душа).  ­ Может человек жить без души? (Нет).  ­ В музыке есть душа? Докажите свой ответ. (Музыка передает чувства,  настроения, эмоции. Она может быть веселой и грустной, торжественной и  траурной).  ­ Что мы можем назвать душой музыки? (Мелодию).  ­ Во всех произведениях есть мелодия? Докажите свой ответ. (Любое  музыкальное произведение передает какие – либо чувства).  ­ Какой из этого можно сделать вывод? (Мелодия – это душа музыки, её  основа).  ­ Можно ли спеть песню, если у нее нет мелодии?   Данный диалог с обучающимися показывает связь между метапредметными и предметными компетенциями, развитие личностных и познавательных УУД [5]. Познавательные УУД. Задание 1. 8 класс. Назвать стили дизайна. На фотографиях А) и Б) в каждом стиле найти и описать 5 признаков, характеризующих данный стиль. А) Стиль классицизм, Версаль Б) Стиль барокко, 17 век Формирование   умения   наблюдать,   классифицировать,   использовать разные источники информации, делать выводы и умозаключения [6]. Задание 2. 4 класс  На схеме А) показать группы инструментов симфонического оркестра (струнно­смычковые, медные духовые, деревянные духовые, ударные, сольные инструменты). А) Б) На схеме   Б)   указать   названия   частей   рояля  (рама,   откидная   часть   крышки, клавиатура; педаль; струны). Формирование   способностей   к   самоуправлению   своей   деятельностью, потребности   в   межличностном   общении,   в   познавательной   и   творческой деятельности. Задание 3. 6 класс   Чтение   учителем   текста   стихотворения,   положенного   в   основу   романса «Сирень». Затем беседа.  ­ Какую музыку сочинили бы вы на эти слова, если бы были композиторами? (Жанр, мелодия, ритм, темп, лад, тембр голоса исполнителя: мужской голос или женский, высокий или низкий).  ­ Теперь мы можем сравнить наши предположения с музыкой написанной С. Рахманиновым. Звучит романс «Сирень» С. В. Рахманинова. ­ Сошлись ли наши мнения с мнением композитора?    Что хотел передать композитор   в   фортепианном   сопровождении   к   романсу?   (Шелест   листьев, трепет ветерка, журчание ручья).  ­ Какими словами вы можете охарактеризовать эту музыку? (Трепет, восторг, ликование   чувств,   тепло   человеческих   чувств,   свет,   спокойствие, непринужденность).  ­ Попытайтесь сформулировать главную мысль этого сочинения. (Единение человека   с   природой,   любование   ее   красотой,   одухотворенное   состояние души).  Такие   приемы   развивают   логическое   мышление   и   дают   возможность учиться прогнозировать, развивая регулятивные и познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Задание 1. 4 класс «О   чем   говорят   «звучащие»   картины?»  Назвать   картину   художника   и музыкальное   произведение  (задания   по   пройденному   материалу   ­   М.   П. Мусоргский – сюита «Картинки с выставки», картины художника Виктора Гартмана). Избушка на курьих ножках Балет невылупившихся   птенцов Богатырские ворота Создание учебной мотивации к пробуждению познавательного интереса, стремление к успеху и одобрению, способности к самостоятельной  оценке своей   работы;   формирование   умения   общаться   и   взаимодействовать   с другими детьми [5]. Задание 2. 2 класс Хороводные песни связаны с движением. Исполняя их, дети разыгрывают содержание   песни.   Разбиваются   на   группы,   ходят   «стенка   на   стенку»   или двигаются змейкой, проходят «через ворота», или, взявшись за руки, идут по кругу, например: «А я по лугу», «А мы просо сеяли», «Со вьюном я хожу». Такие приемы сплачивают ребят, учат сотрудничеству со сверстниками.  Задание 3. Работа в парах или группах. Решение   кроссвордов  формируют   умение,   готовность   и   способность выстраивания диалога, развитие коммуникативной компетентности.  Регулятивные УУД. Задание 1. 5 класс На   уроках   музыки   учащиеся   знакомятся   с   лучшими   образцами музыкального   искусства,   которые   развивают   духовные,   нравственно­ эстетические качества. Звучит музыка «Песня жаворонка» П. Чайковского. ­   Послушай,   о   чем   поет   жаворонок   в   пьесе   П.   Чайковского.   Почему композитор назвал свое произведение песней?  Такие вопросы позволяют выявлять разницу в характере музыки марша, танца, песни.  ­   Сейчас   прозвучит   пьеса   П.   И.   Чайковского   из   «Детского   альбома, пронаблюдайте за развитием музыки.  ­ Сколько голосов вы слышите – один или два? (Два).  ­ Они звучат одновременно или по очереди? (По очереди).  ­   Придумайте   название   к   произведению   сами,   исходя   из   тех   чувств   и переживаний, которые передал в музыке Чайковский. (Мечта, воспоминание, фантазия, размышление). Задание 2. 8 класс Описать   картину  художника  Кармонтеля   Луи   (Франция,   1777) «Леопольд   Моцартсо   своими   детьми»   (Leopold  Mozart  and  his  Children Wolfgang  Amadeus  and  Maria  Anna).  Согласно   схеме   «Как   анализировать произведение   живописи».     Сформировать   цель   и действия, необходимые для осознанной саморегуляции – целеполагания и целеосуществления [6]. Задание 3.  Тест на общемузыкальные темы (виды и жанры музыки, композиторы, музыкальные инструменты) Составить   10   вопросов   –   тестов   по   4   варианта   ответов   на   каждый вопрос. Пример приведен в таблице (правильный ответ – отмечен) [6]. Вопрос №1 Пение без слов?  романс Вопрос № 6  Самый низкий мужской голос?  тенор  ария  вокализ  гимн Вопрос № 2  Сколько музыкантов в квинтете?  4  1  2  5 Вопрос № 3  Торжественная песня, которую поют стоя? ария  частушка  романс гимн Вопрос № 4  Музыкальный спектакль,  в котором все поют?  опера  сопрано  бас  альт Вопрос № 7  Какую музыку писал Ф. Шопен?  танцевальную  оперы  балеты  эстрадную Вопрос № 8  Какой инструмент не относится к духовой группе  симфонического оркестра:  гобой  альт  кларнет  фагот Вопрос № 9  Французский эстрадный уличный певец?  солист  шансонье  бард трубадур Вопрос № 10  Лирическая песня, которую исполняют  под гитару или рояль?  ария  гимн  романс  вокализ  балет  увертюра  другой вариант Вопрос № 5  Самый большой клавишный духовой инструмент?  кларнет  орган  труба  саксофон   Формирование регулятивных УУД – способность справляться с поставленной задачей; расстановка приоритетов; контроль и управление временем. Такие   приемы   помогают   мне   мотивировать   детей   к   обучению.   Это способствует развитию умения прогнозировать, планировать, контролировать, корректировать,   оценивать,   анализировать   свои   учебные   действия,   строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Повышению мотивации на уроке музыки, а также развитию музыкально­ творческих   способностей   помогает   и   такая   работа,   как   проектно­ исследовательская   деятельность,   так   и   подготовка,   и   участие   детей   в конкурсах и фестивалях. В рамках предмета музыки мы проводим творческие конкурсы “Битва хоров”, “Созвездие талантов”.

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2018