Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки (музыка)

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 17.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, а это значит, что учитель развивает способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Предмет "Музыка", как и другие предметы, уделяет большое внимание формированию личностных, метапредметных универсальных учебных действий. В методической разработке рассматривается реализация каждого из универсальных учебных действий при анализе музыкальных произведений.В методической разработке дано теоретическое и практическое обоснование этой темы. Включены примеры типовых заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках музыки. В конце разработки указан список литературы, материалы которой я использовала при создании этой методической разработки.
Иконка файла материала Методическая разработка Формирование УУД на уроках музыки.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА № 35» ГОРОДА  СМОЛЕНСКА методическая  разработка «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки»    Автор­составитель: Л. В. Киргизова, учитель музыки высшей квалификационной категорииСМОЛЕНСК, 2018г. «Музыка ­  могучий источник мысли.  Без музыкального воспитания невозможно  полноценное умственное развитие». А. Сухомлинский Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний,   умений   и   навыков   от   учителя   к   ученику,   становится   развитие способности ученика  самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться. «Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» ­ читаем у авторов   программы   «Музыка»   Е.   Д.   Критской,   Г.   П.   Сергеевой,   Т.   С. Шмагиной [9]. Современный   Федеральный   государственный   образовательный стандарт   начального   общего   и   основного   общего   образования   большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников  универсальных учебных действий (УУД): личностных,  регулятивных, познавательных и коммуникативных.  Личностные УУД  по предмету   «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и   развитии   доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости   на   основе восприятия   мировой   музыкальной   классики,  в   формировании   мотивации   к музыкальному творчеству… Регулятивные   УУД  обеспечивают   обучающимся   организацию   своей  В   изучении   предмета   «Музыка»   важно   ясно учебной   деятельности.представлять цель предмета, уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей;  а именно, что музыкальное   произведение,   представляющее   настоящее   искусство,   –   это мысль,   выраженная   в   виде   звуков,   которая   провозглашает   духовно­ нравственные   ценности   человечества.     Регулятивные   УУД   выражаются  в планировании   собственных   действий   в   процессе   восприятия,   исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках… Познавательные   УУД  включают   в   себя   приобщение   к   шедеврам   профессиональному мировой   музыкальной   культуры   –   народному, музыкальному   творчеству   –   способствует   формированию   целостной художественной   картины   мира,   воспитанию   патриотических   убеждений, толерантности   жизни   в   поликультурном   обществе,   развитию   творческого, символического, логического  мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося. Познавательные   УУД   выражаются   в   сравнении,   анализе,   рассуждении;   в формировании   интереса   к   специфике   деятельности   композиторов   и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов   и   понятий   музыкального   языка;   в   адекватном   восприятии музыкальных   произведений,   в   осознании   многозначности   содержания   их образов…. Коммуникативные  УУД  по предмету «Музыка» формируют умение слушать,   способность   встать   на   позицию   другого   человека,   вести   диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.  Коммуникативные УУД проявляются в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем   в   процессе   музыкальной,   художественно   –   творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения вразличных   учебных,   социальных   ситуациях   в   процессе   восприятия   и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций… Для того чтобы понять как я это реализую на своих уроках, предлагаю вам познакомиться с анализом некоторых музыкальных произведений. А. П. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн).  Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета….. Для этого организовывается работа в группах. 1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке. 2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки. 3   группа,   опираясь   на   иллюстрацию   с   изображением   инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей.   Каждая   группа   представила   результаты   своей   деятельности,   прошло обсуждение   –   дискуссия,   повторное   слушание.   В   заключение   я   предлагаю определения   нескольких   музыкальных   жанров,   а   дети   выбрали   нужное.   В результате все поставленные задачи были решены. Какие   УУД  формировались   в   процессе   этой   работы?  Личностные ­вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов;  личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные ­ усвоение терминов и понятий   музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта.  Регулятивные  ­планирование   действий   в   процессе   восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств.  Коммуникативные  ­ решение учебных   задач   совместно   с   одноклассниками   и   учителем;   формированиеспособности   вступать   в   контакт;   совершенствование   навыков   развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями [1].  Ф. Шопен. Этюд № 12. Чтобы   полнее   принять   и   осмыслить   образы   этого   произведения,   я   читаю фрагмент из письма Ф. Шопена: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой –  бушую   за  фортепиано»…..Слушаем  этюд….­  Что  услышали?...Мы как   будто   оказались   на   площади,   загроможденной   баррикадами.   Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев. А кто услышал – оратор закончил свою речь?….Дети   высказывают   и   аргументируют   свое   мнение   и   мы   повторно слушаем финал, последние такты….­ Что услышали? … ­ Там как будто бы нет   последнего   аккорда,   речь   внезапно   оборвалась…   ­   Чем   заканчивается этюд?   –   паузой.   ­   Пауза   обычно   бывает     внутри   произведения.   А   здесь? Почему…? Ответов множество и каждый отражает какие ­ то новые грани образа этого мощного произведения. Какие   УУД  формировались   в   процессе   этой   работы?  Личностные ­понимание жизненного содержания классического произведения; вхождение в   мир   духовных   ценностей   произведения   искусства;   влияющих   на   выбор наиболее   значимых   ценностных   ориентаций   личности;   понимание представителей   другой   национальности;   личностное   освоение   музыкальных образов.  Познавательные  ­   усвоение   терминов   и   понятий   музыкального языка;   познание   приемов   развития   музыкального   образа.  Регулятивные  ­ саморегуляция   волевых   усилий   в       процессе   работы   над   восприятием музыкальных образов; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное   отношение   к   ней.  Коммуникативные  ­   формирование способности высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию.   П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.Этот прием позаимствован мной из книги М.С. Казинника «Тайны гениев – 2 или   Волновые   пути   к   музыке».     Наша   цель   –   принять   и   осознать   образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с новым для третьеклассников музыкальным   жанром.   После   знакомства   с   украинской   песни   «Веснянка» слушаем   музыку   Чайковского.   Говорим   о   музыке,   о   том,   что   солистом является   фортепиано…..Я   говорю,   что   это   произведение   называется КОНЦЕРТ   для   фортепиано   с   оркестром.   Обращаем   внимание   на противоположное   значение   слова   КОНЦЕРТ   в   итальянском   и   латинском языках. ­ Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание?... А ведь в мире все так! И в природе   так!   Все   в   гармони,   и   все   в   движении,   состязании.   –   Давайте построим модель нашего мира. (Делимся на группы).  1 группа – па­да­да, па­да­да… 2 группа – па­да­да, па­да­да… 3 группа –                  та­ти­та­ти­та­ти­та­ти… 4 группа –               век вра­ща­ют­ся пла­не­ты, век вра­ща­ют­ся пла­не­ты… Потрясающее   ощущение   от   этого   звучания!   Что   это?   КОНЦЕРТ   нашей ВСЕЛЕННОЙ!...[2]. Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные ­ интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно – музыкального опыта   в   процессе   знакомства   с   музыкальным   произведением;   опыт сотворчества   в   процессе   восприятия   и   музицирования.  Познавательные   ­ познание разнообразных явлений окружающего мира, природы, вселенной в процессе   эмоционально   –   осознанного   восприятия   жизненного   содержания музыкального   произведения;   усвоение   терминов   и   понятий   музыкального языка.  Логические  ­   выявление   логики   развития   музыкального   образа   на основе   понимания   интонационно   –   временной   природы   музыки.Регулятивные  ­   формирование   эмоционально   –   осознанного   отношения   к музыкальному   искусству,   к   собственной   музыкально   –   творческой деятельности.  Коммуникативные  ­   формирование   навыков   учебного сотрудничества; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий. Вот таким образом я провожу работу по формированию УУД на своих уроках.   Список литературы. 1.Бабичева Н.А. Формирование УУД на уроках музыки. – Режим доступа:  http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/03/22/formirovanie­uud­na­urokah­ muzyki (дата обращения). 2.Казиник М.С. Тайны гениев ­ 2 или  Волновые пути к музыке. – М.: Динатон, 2010. 3.Критская   Е.Д.   Уроки   музыки.   Поурочные   разработки.   1­4   классы.   5­6 классы. 3­е издание. – М.: Просвещение, 2014. 4.Критская   Е.Д.   Уроки   музыки.   Поурочные   разработки.   7   класс.   –   М.: Просвещение, 2012. 5.Луговых М.В. Формирование УДД на уроках музыки в начальной школе. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/157473978/ (дата обращения). 6.Никитина И.В. Типовые задачи по формированию УУД на уроках Искусства (Музыки).  – Режим доступа: irinanickitin 7. Примерные программы основного общего образования. Искусство [Текст]. ­  .  ru (дата обращения).    @   yandex   М.: Просвещение, 2010. ­ (Стандарты второго поколения).8.Сергеева Г.П.  Искусство. 8­9 классы: учебник для ОУ  / Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.  – М.: Просвещение, 2014. 9.Сергеева   Г.   П.   Музыка.   5—7   классы.   Искусство.   8—9   классы.   Сборник рабочих   программ.   Предметная   линия   учебников   Г.   П.   Сергеевой,   Е.   Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4­е изд. — М. : Просвещение, 2016. Примеры типовых заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках музыки Личностные УУД. Задание 1. 8 класс. А) Воспроизвести миф, который был положен в основу данной картины и скульптур («Миф о Пане и его флейте») Б) Назвать других художников, скульпторов и их творения на этот сюжет (М. Врубель, Джордж Барнард, Античная статуя в Лувре). М. Барнард          Античная статуя в Лувре Врубель ДжорджФормирование   у   учащегося   активной   позиции   в   учебной   деятельности, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности [6].  Задание 2. 3 класс. Диалог с обучающимися по теме «Мелодия». ­ Из чего состоит человек, из каких органов? (Сердце, лёгкие, печень и т. д.).  ­ Каждый орган человеческого тела несет в себе какую – то важную функцию,  то есть за что – то отвечает. Лёгкие за дыхание, сердце за кровообращение и т. д.  ­ А какой орган отвечает за чувства? (Нет такого органа).  ­ Это значит, что все люди бесчувственные и черствые, не могут испытывать  чувство любви, ненависти, нежности, жадности? (Могут).  ­ Что же тогда в человеческом организме отвечает за чувства? (Душа).  ­ Может человек жить без души? (Нет).  ­ В музыке есть душа? Докажите свой ответ. (Музыка передает чувства,  настроения, эмоции. Она может быть веселой и грустной, торжественной и  траурной).  ­ Что мы можем назвать душой музыки? (Мелодию).  ­ Во всех произведениях есть мелодия? Докажите свой ответ. (Любое  музыкальное произведение передает какие – либо чувства).  ­ Какой из этого можно сделать вывод? (Мелодия – это душа музыки, её  основа).  ­ Можно ли спеть песню, если у нее нет мелодии?   Данный диалог с обучающимися показывает связь между метапредметными и предметными компетенциями, развитие личностных и познавательных УУД [5]. Познавательные УУД. Задание 1. 8 класс. Назвать стили дизайна. На фотографиях А) и Б) в каждом стиле найти и описать 5 признаков, характеризующих данный стиль. А) Стиль классицизм, ВерсальБ) Стиль барокко, 17 век Формирование   умения   наблюдать,   классифицировать,   использовать разные источники информации, делать выводы и умозаключения [6]. Задание 2. 4 класс  На схеме А) показать группы инструментов симфонического оркестра (струнно­смычковые, медные духовые, деревянные духовые, ударные, сольные инструменты). А) Б) На схеме   Б)   указать   названия   частей   рояля  (рама,   откидная   часть   крышки, клавиатура; педаль; струны). Формирование   способностей   к   самоуправлению   своей   деятельностью, потребности   в   межличностном   общении,   в   познавательной   и   творческой деятельности. Задание 3. 6 класс   Чтение   учителем   текста   стихотворения,   положенного   в   основу   романса «Сирень». Затем беседа.  ­ Какую музыку сочинили бы вы на эти слова, если бы были композиторами? (Жанр, мелодия, ритм, темп, лад, тембр голоса исполнителя: мужской голос или женский, высокий или низкий).  ­ Теперь мы можем сравнить наши предположения с музыкой написанной С. Рахманиновым. Звучит романс «Сирень» С. В. Рахманинова.­ Сошлись ли наши мнения с мнением композитора?    Что хотел передать композитор   в   фортепианном   сопровождении   к   романсу?   (Шелест   листьев, трепет ветерка, журчание ручья).  ­ Какими словами вы можете охарактеризовать эту музыку? (Трепет, восторг, ликование   чувств,   тепло   человеческих   чувств,   свет,   спокойствие, непринужденность).  ­ Попытайтесь сформулировать главную мысль этого сочинения. (Единение человека   с   природой,   любование   ее   красотой,   одухотворенное   состояние души).  Такие   приемы   развивают   логическое   мышление   и   дают   возможность учиться прогнозировать, развивая регулятивные и познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Задание 1. 4 класс «О   чем   говорят   «звучащие»   картины?»  Назвать   картину   художника   и музыкальное   произведение  (задания   по   пройденному   материалу   ­   М.   П. Мусоргский – сюита «Картинки с выставки», картины художника Виктора Гартмана). Избушка на курьих ножках Балет невылупившихся   птенцов Богатырские ворота Создание учебной мотивации к пробуждению познавательного интереса, стремление к успеху и одобрению, способности к самостоятельной  оценке своей   работы;   формирование   умения   общаться   и   взаимодействовать   с другими детьми [5]. Задание 2. 2 класс Хороводные песни связаны с движением. Исполняя их, дети разыгрывают содержание   песни.   Разбиваются   на   группы,   ходят   «стенка   на   стенку»   или двигаются змейкой, проходят «через ворота», или, взявшись за руки, идут по кругу, например: «А я по лугу», «А мы просо сеяли», «Со вьюном я хожу». Такие приемы сплачивают ребят, учат сотрудничеству со сверстниками.  Задание 3. Работа в парах или группах.Решение   кроссвордов  формируют   умение,   готовность   и   способность выстраивания диалога, развитие коммуникативной компетентности.  Регулятивные УУД. Задание 1. 5 класс На   уроках   музыки   учащиеся   знакомятся   с   лучшими   образцами музыкального   искусства,   которые   развивают   духовные,   нравственно­ эстетические качества. Звучит музыка «Песня жаворонка» П. Чайковского. ­   Послушай,   о   чем   поет   жаворонок   в   пьесе   П.   Чайковского.   Почему композитор назвал свое произведение песней?  Такие вопросы позволяют выявлять разницу в характере музыки марша, танца, песни.  ­   Сейчас   прозвучит   пьеса   П.   И.   Чайковского   из   «Детского   альбома, пронаблюдайте за развитием музыки.  ­ Сколько голосов вы слышите – один или два? (Два).  ­ Они звучат одновременно или по очереди? (По очереди).  ­   Придумайте   название   к   произведению   сами,   исходя   из   тех   чувств   и переживаний, которые передал в музыке Чайковский. (Мечта, воспоминание, фантазия, размышление). Задание 2. 8 класс Описать   картину  художника  Кармонтеля   Луи   (Франция,   1777) «Леопольд   Моцартсо   своими   детьми»   (Leopold  Mozart  and  his  Children Wolfgang  Amadeus  and  Maria  Anna).  Согласно   схеме   «Как   анализировать произведение   живописи».     Сформировать   цель   и действия, необходимые для осознанной саморегуляции – целеполагания и целеосуществления [6]. Задание 3.  Тест на общемузыкальные темы (виды и жанры музыки, композиторы, музыкальные инструменты) Составить   10   вопросов   –   тестов   по   4   варианта   ответов   на   каждый вопрос. Пример приведен в таблице (правильный ответ – отмечен) [6].Вопрос №1 Пение без слов?  романс Вопрос № 6  Самый низкий мужской голос?  тенор  ария  вокализ  гимн Вопрос № 2  Сколько музыкантов в квинтете?  4  1  2  5 Вопрос № 3  Торжественная песня, которую поют стоя? ария  частушка  романс гимн Вопрос № 4  Музыкальный спектакль,  в котором все поют?  опера  сопрано  бас  альт Вопрос № 7  Какую музыку писал Ф. Шопен?  танцевальную  оперы  балеты  эстрадную Вопрос № 8  Какой инструмент не относится к духовой группе  симфонического оркестра:  гобой  альт  кларнет  фагот Вопрос № 9  Французский эстрадный уличный певец?  солист  шансонье  бардтрубадур Вопрос № 10  Лирическая песня, которую исполняют  под гитару или рояль?  ария  гимн  романс  вокализ  балет  увертюра  другой вариант Вопрос № 5  Самый большой клавишный духовой инструмент?  кларнет  орган  труба  саксофон   Формирование регулятивных УУД – способность справляться с поставленной задачей; расстановка приоритетов; контроль и управление временем. Такие   приемы   помогают   мне   мотивировать   детей   к   обучению.   Это способствует развитию умения прогнозировать, планировать, контролировать, корректировать,   оценивать,   анализировать   свои   учебные   действия,   строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.Повышению мотивации на уроке музыки, а также развитию музыкально­ творческих   способностей   помогает   и   такая   работа,   как   проектно­ исследовательская   деятельность,   так   и   подготовка,   и   участие   детей   в конкурсах и фестивалях. В рамках предмета музыки мы проводим творческие конкурсы “Битва хоров”, “Созвездие талантов”.