Формирование универсальных учебных действий по курсу «География»
(Метапредметные результаты изучения курса «География»)
УУД |
5-6 класс |
7-9 класс |
Средства формирования УУД |
|
Регулятивные УУД |
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: |
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). |
||
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать средства достижения цели; - составлять (индивидуально, в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; - работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, приборы, компьютер); -планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; - работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (Интернет); -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. - в ходе представления проекта давать оценку его результатам; - самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; - организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. |
|||
Познавательные УУД |
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: |
Средством формирования служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на: - осознание роли географии в познании окружающего мира и его развития; - освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; -использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения; - использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности. |
||
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. -выявлять причины и следствия простых явлений; -осуществлять сравнение, классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); -вычитывать все уровни текстовой информации; -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия; - давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; -осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; -обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; - преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. - представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. - для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; - самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; -уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. |
|||
Коммуникативные УУД |
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Средством формирования служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.