обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
Формирование
универсальных учебных
действий учащихся
начальных классов в свете
требований ФГОС НОО
Гебекова Аджабике Набиевна,
к.п.н.,доцент
900igr.net
План
действий
действий
Виды универсальных учебных действий
УУД в программном содержании
Понятие «универсальные учебные
действия»
Функции универсальных учебных
Универсальный характер учебных
Универсальные учебные действия
Понятие «универсальные учебные
действия»
В широком значении термин «Универсальные
учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность ученика к
саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно
определить как совокупность способов
действий учащегося, обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая
организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия
Понятие «универсальные учебные действия»:
Достижение умения учиться
предполагает полноценное освоение
школьниками всех компонентов учебной
деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и операции;
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося
самостоятельно осуществлять деятельность
учения;
ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их
достижения;
результаты деятельности;
личности и ее готовности к непрерывному
образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и
компетентностей в любой предметной области;
контролировать и оценивать процесс и
создание условий для гармоничного развития
Универсальный характер учебных
действий
Универсальный характер учебных действий
проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный
характер; лежат в основе организации
любой деятельности учащегося
независимо от ее специально –
предметного содержания.
Обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и
саморазвития личности;
Обеспечивают преемственность всех
ступеней образовательного процесса;
Виды универсальных учебных действий:
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования,
можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4.
коммуникативный;
Личностные действия
Личностные действия обеспечивают ценностно –
смысловую ориентацию учащихся (знание
моральных норм, умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами,
умение выделить нравственный аспект поведения).
Применительно к учебной деятельности следует
выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;
смыслообразование, т.е. ученик должен
задаваться вопросом: какое значение и какой смысл
имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
нравственно – этическая ориентация, в том числе
и оценивание усваиваемого содержания
обеспечивающего личностный социальный выбор.
Гражданская идентичность
Гражданская идентичность трактуется как
Достижение гражданской идентичности - важная
Вместе с тем о предпосылках или основах становления
осознание личностью своей принадлежности к
сообществу граждан определенного государства на
общекультурной основе.
задача развития юношеского возраста.
гражданской идентичности можно говорить уже в
начальной школе.
систематическим изучением школьных предметов, в
первую очередь таких, как «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», специфической формой
самоопределения является формирование основ
гражданской идентичности личности.
В младшем школьном возрасте в связи с
Структура гражданской идентичности
Структура гражданской идентичности
когнитивный (знание о принадлежности к
ценностно – смысловой (позитивное,
включает следующие компоненты:
данной социальной общности);
негативное или двойственное отношение к
принадлежности);
эмоциональный (принятие или
непринятие своей принадлежности);
деятельностный (поведенческий –
гражданская активность).
Планируемые результаты по формированию
личностных УУД на ступени начального
общего образования
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной
деятельности;
основы гражданской идентичности личности
в форме осознания «Я» как гражданина
России;
развитие этических чувств – стыда, вины,
совести как регуляторов морального
поведения;
Планируемые результаты по формированию
личностных УУД на ступени начального
общего образования
знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и этические чувства
на основе знакомства с мировой и
художественной культурой;
эмпатия как понимание чувства других
людей и сопереживание им;
Планируемые результаты по формированию
личностных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускники получат возможность для
формирования:
положительной адекватной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
выраженной устойчивой учебно-познавательной
мотивиции;
установки на здоровый образ жизни и реализации в
реальном поведении и поступках;
Регулятивные действия
организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Регулятивные действия обеспечивают учащимся
целеполагание – постановка учебной задачи;
планирование – составление плана и последовательности
действий по достижению поставленной цели;
контроль – сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от
эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и
изменений в план и способ действия в случае расхождения с
эталоном для достижения реального ожидаемого
результата;
усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения;
к волевому усилию и преодолению препятствий;
саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии,
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже
Планируемые результаты по формированию
регулятивных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
осуществлять пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Планируемые результаты по формированию
регулятивных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия и т.д.
Познавательные универсальные действия
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и
решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование
поиск и выделение необходимой информации;
познавательной цели;
применение методов информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого
выбор наиболее эффективных способов решения
рефлексия способов и условий действия, контроль и
высказывания в устной и письменной форме;
задач в зависимости от конкретных условий;
оценка процесса и результатов деятельности;
Познавательные универсальные действия
свободная ориентация и восприятие текстов
смысловое чтение как осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной
информации;
художественного, научного, публицистического, и
официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
Познавательные универсальные действия
Особую группу общеучебных
универсальных действий составляют
знаково – символические действия:
моделирование – преобразование
объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики
объекта (пространственно – графические или
знаково – символические)
преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
Логические универсальные действия:
объектов;
(существенных, несущественных);
анализ объектов с целью выделения признаков
синтез – составление целого из частей;
выбор оснований для сравнения, классификации
установление причинно – следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Планируемые результаты по формированию
познавательных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой
информации для решения учебной задачи с
использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические
средства для решения учебных задач;
строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
основам смыслового чтения и выделению
существенной информации.
Планируемые результаты по формированию
познавательных УУД на ступени начального
общего образования
осуществлять анализ, синтез, проводить
сравнение и классификацию по заданным
критериям, обобщать;
устанавливать причинно-следственные
связи;
научиться:
выпускник получит возможность
осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
Планируемые результаты по формированию
познавательных УУД на ступени начального
общего образования
создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и
письменной форме, строить логическое
рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнеров по общению
и деятельности;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
Коммуникативные действия
разрешение конфликтов – выявление
проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии нормами
родного языка;
управление поведением партнера –
контроль, коррекция и оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
Коммуникативные действия
Содержание и формы организации
учебной деятельности и учебного
сотрудничества являются ключевым
фактором, определяющим
мотивационный профиль учащихся.
Адекватной системой мотивов для
начальной школы следует признать
сочетание познавательных, учебных,
социальных мотивов и мотивации
достижения.
результаты по формированию
коммуникативных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник научится:
допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в т. ч. и не
совпадающих с его собственной, и учитывать
их в работе;
формировать собственное мнение и позицию,
договариваться и приходить к общему
решению;
строить понятные высказывания, задавать
вопросы, контролировать действия партнера.
Планируемые результаты по формированию
коммуникативных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в
сотрудничестве отличные от собственной
позиции мнения других людей;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров
при сотрудничестве;
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь и.т.
Условия развития познавательных
мотивов
Развитие учебных и познавательных мотивов в
начальной школе требует от учителя
организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизации
творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения
школьника к учению и личностного смысла
учения;
обеспечение учеников необходимыми
средствами решения задач;
оценивание знаний учащегося с учетом его
основных достижений;
организация форм совместной учебной
деятельности, учебного сотрудничества
УУД в программном содержании
Реализация программы по формированию УУД побудила
разработчиков ввести в тематическое планирование,
сопровождающее программу каждого предмета,
специальную структурную единицу - характеристику
деятельности учащихся, в которой раскрывается
деятельностный компонент содержания начального
образования.
Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность
характеризуется не столько как методическая
особенность обучения, а как обязательное содержание
образования младшего школьника: этому учитель
должен учить, он должен так строить процесс обучения!
обоснованность примерных программ
начального общего образования.
В этом новизна, современность и психологическая
УУД в программном содержании
впервые наряду со знаниевым компонентом
в программном содержании представлена
основные содержательные линии и
дидактические единицы;
номенклатура общеучебных умений, навыков
и
способов деятельности;
занимается младший школьник.
основные виды деятельности, которыми
УУД в программном содержании
Например, программа русского языка нацеливает
обучение на формирование таких
интеллектуальных умений, как:
обобщение, классификация, переход от внешнего
контроля к самоконтролю, от контроля по
результату к контролю по способу действия и др.
в процессе обучения русскому языку формируются
также умения, связанные с информационной
культурой (читать, писать, работать с книгой,
пользоваться словарями и др.)
УУД в программном содержании
При изучении математики учащимся начальной
школы предоставляется возможность (для
учителя это обязательное требование)
заниматься такими видами деятельности, как:
моделирование, прогнозирование, накопление
опыта решения разнообразных математических
задач и его самостоятельное использование в
учебных ситуациях.
способов их сборки…Характеризовать основные
требования к изделию…Моделировать несложные
изделия с разными конструкторскими
особенностями…(Технология)
сравнение различных видов конструкций и
Примеры из программного материала
Моделировать звуковой состав слова… Группировать
слова по типу орфограммы…Оценивать уместность
употребления…Трансформировать текст…
Обосновывать целесообразность выбора языковых
средств…(Русский язык)
Характеризовать текст… Конструировать
монологическое высказывание… Сравнивать
художественный и научно – популярный тексты…
(Литературное чтение)
Примеры из программного
материала
Сравнивать разные способы вычислений…Моделировать
ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие…
Прогнозировать результат вычисления…Объяснять
(обосновывать ) ход решения задачи…(математика)
Исследовать связи жизнедеятельности растений,
животных и времени года…Группировать
(классифицировать) объекты живой природы по
отличительным признакам… Сравнивать и различать
деревья и кустарники, травы…Характеризовать
природные сообщества (Окружающий мир)
Основные выводы
Даже беглый анализ приведенных примеров
показывает, что учебные умения, которые
формируются сначала на программном
содержании конкретного учебного курса,
«вынуждены преобразовываться в
общеучебные (надпредметные) и постепенно
переходить на качественно новый уровень –
универсальных умений.
Основные выводы
Представленное таким образом содержание
образования в начальной школе позволяет
получить в виде его конкретного
результата развитые универсальные
учебные действия, формированию которых
на начальном этапе систематического
обучения до сих пор не уделялось
должного внимания.
Спасибо
за внимание
Гебекова А.Н.-зав.кафедрой
ПиМНО, к.п.н., доцент