Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Оценка 4.9

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Оценка 4.9
Занимательные материалы
ppt
воспитательная работа +1
Взрослым
03.06.2019
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
УУД(презентация).ppt

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Формирование  универсальных учебных  действий учащихся  начальных классов в свете  требований ФГОС НОО Гебекова Аджабике Набиевна, к.п.н.,доцент 900igr.net

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
План действий действий  Виды универсальных учебных действий  УУД в программном содержании  Понятие «универсальные учебные действия»  Функции универсальных учебных  Универсальный характер учебных

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»: Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:  познавательные и учебные мотивы;  учебная цель;  учебная задача;  учебные действия и операции;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Функции универсальных учебных действий:  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;  ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; результаты деятельности; личности и ее готовности к непрерывному образованию;  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;  контролировать и оценивать процесс и  создание условий для гармоничного развития

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Универсальный характер учебных действий  Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания.  Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Виды универсальных учебных действий: В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1. личностный; 2. регулятивный; 3. познавательный; 4. коммуникативный;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Личностные действия Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.  нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Гражданская идентичность Гражданская идентичность трактуется как Достижение гражданской идентичности - важная Вместе с тем о предпосылках или основах становления осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. задача развития юношеского возраста. гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе. систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности. В младшем школьном возрасте в связи с

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Структура гражданской идентичности Структура гражданской идентичности  когнитивный (знание о принадлежности к  ценностно – смысловой (позитивное, включает следующие компоненты: данной социальной общности); негативное или двойственное отношение к принадлежности);  эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);  деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования У выпускника будут сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;  широкая мотивационная основа учебной деятельности;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;  развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;  установка на здоровый образ жизни;  чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;  эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования Выпускники получат возможность для формирования:  положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;  установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Регулятивные действия организацию их учебной деятельности. К ним относятся: Регулятивные действия обеспечивают учащимся  целеполагание – постановка учебной задачи;  планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;  контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;  коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата; усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; к волевому усилию и преодолению препятствий;  саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии,  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;  осуществлять пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования Выпускник получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Познавательные универсальные действия Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выделение и формулирование  поиск и выделение необходимой информации; познавательной цели; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого  выбор наиболее эффективных способов решения  рефлексия способов и условий действия, контроль и высказывания в устной и письменной форме; задач в зависимости от конкретных условий; оценка процесса и результатов деятельности;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Познавательные универсальные действия  свободная ориентация и восприятие текстов  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Познавательные универсальные действия Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия:  моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические)  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Логические универсальные действия: объектов; (существенных, несущественных);  анализ объектов с целью выделения признаков  синтез – составление целого из частей;  выбор оснований для сравнения, классификации  установление причинно – следственных связей;  построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.  постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:  осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;  использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  основам смыслового чтения и выделению существенной информации.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования  осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;  устанавливать причинно-следственные связи; научиться:  выпускник получит возможность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности;  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Коммуникативные действия  разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка;  управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Коммуникативные действия Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;  формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;  строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования Выпускник получит возможность научиться:  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Условия развития познавательных мотивов Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:  создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;  формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;  обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;  оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений;  организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании  Реализация программы по формированию УУД побудила разработчиков ввести в тематическое планирование, сопровождающее программу каждого предмета, специальную структурную единицу - характеристику деятельности учащихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования.  Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения! обоснованность примерных программ начального общего образования.  В этом новизна, современность и психологическая

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании  впервые наряду со знаниевым компонентом  в программном содержании представлена основные содержательные линии и дидактические единицы; номенклатура общеучебных умений, навыков и способов деятельности; занимается младший школьник.  основные виды деятельности, которыми

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании Например, программа русского языка нацеливает обучение на формирование таких интеллектуальных умений, как:  обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия и др.  в процессе обучения русскому языку формируются также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании При изучении математики учащимся начальной школы предоставляется возможность (для учителя это обязательное требование) заниматься такими видами деятельности, как:  моделирование, прогнозирование, накопление опыта решения разнообразных математических задач и его самостоятельное использование в учебных ситуациях. способов их сборки…Характеризовать основные требования к изделию…Моделировать несложные изделия с разными конструкторскими особенностями…(Технология)  сравнение различных видов конструкций и

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Примеры из программного материала  Моделировать звуковой состав слова… Группировать слова по типу орфограммы…Оценивать уместность употребления…Трансформировать текст… Обосновывать целесообразность выбора языковых средств…(Русский язык)  Характеризовать текст… Конструировать монологическое высказывание… Сравнивать художественный и научно – популярный тексты… (Литературное чтение)

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Примеры из программного материала  Сравнивать разные способы вычислений…Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие… Прогнозировать результат вычисления…Объяснять (обосновывать ) ход решения задачи…(математика)  Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года…Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам… Сравнивать и различать деревья и кустарники, травы…Характеризовать природные сообщества (Окружающий мир)

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Основные выводы Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Основные выводы Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания.

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Спасибо за внимание Гебекова А.Н.-зав.кафедрой ПиМНО, к.п.н., доцент

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019