Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Оценка 4.9
Занимательные материалы
ppt
воспитательная работа +1
Взрослым
03.06.2019
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
УУД(презентация).ppt
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Формирование
универсальных учебных
действий учащихся
начальных классов в свете
требований ФГОС НОО
Гебекова Аджабике Набиевна,
к.п.н.,доцент
900igr.net
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
План
действий
действий
Виды универсальных учебных действий
УУД в программном содержании
Понятие «универсальные учебные
действия»
Функции универсальных учебных
Универсальный характер учебных
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Универсальные учебные действия
Понятие «универсальные учебные
действия»
В широком значении термин «Универсальные
учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность ученика к
саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно
определить как совокупность способов
действий учащегося, обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая
организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Универсальные учебные действия
Понятие «универсальные учебные действия»:
Достижение умения учиться
предполагает полноценное освоение
школьниками всех компонентов учебной
деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и операции;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося
самостоятельно осуществлять деятельность
учения;
ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их
достижения;
результаты деятельности;
личности и ее готовности к непрерывному
образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и
компетентностей в любой предметной области;
контролировать и оценивать процесс и
создание условий для гармоничного развития
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Универсальный характер учебных
действий
Универсальный характер учебных действий
проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный
характер; лежат в основе организации
любой деятельности учащегося
независимо от ее специально –
предметного содержания.
Обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и
саморазвития личности;
Обеспечивают преемственность всех
ступеней образовательного процесса;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Виды универсальных учебных действий:
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования,
можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4.
коммуникативный;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Личностные действия
Личностные действия обеспечивают ценностно –
смысловую ориентацию учащихся (знание
моральных норм, умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами,
умение выделить нравственный аспект поведения).
Применительно к учебной деятельности следует
выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;
смыслообразование, т.е. ученик должен
задаваться вопросом: какое значение и какой смысл
имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
нравственно – этическая ориентация, в том числе
и оценивание усваиваемого содержания
обеспечивающего личностный социальный выбор.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Гражданская идентичность
Гражданская идентичность трактуется как
Достижение гражданской идентичности - важная
Вместе с тем о предпосылках или основах становления
осознание личностью своей принадлежности к
сообществу граждан определенного государства на
общекультурной основе.
задача развития юношеского возраста.
гражданской идентичности можно говорить уже в
начальной школе.
систематическим изучением школьных предметов, в
первую очередь таких, как «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», специфической формой
самоопределения является формирование основ
гражданской идентичности личности.
В младшем школьном возрасте в связи с
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Структура гражданской идентичности
Структура гражданской идентичности
когнитивный (знание о принадлежности к
ценностно – смысловой (позитивное,
включает следующие компоненты:
данной социальной общности);
негативное или двойственное отношение к
принадлежности);
эмоциональный (принятие или
непринятие своей принадлежности);
деятельностный (поведенческий –
гражданская активность).
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
личностных УУД на ступени начального
общего образования
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной
деятельности;
основы гражданской идентичности личности
в форме осознания «Я» как гражданина
России;
развитие этических чувств – стыда, вины,
совести как регуляторов морального
поведения;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
личностных УУД на ступени начального
общего образования
знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и этические чувства
на основе знакомства с мировой и
художественной культурой;
эмпатия как понимание чувства других
людей и сопереживание им;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
личностных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускники получат возможность для
формирования:
положительной адекватной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
выраженной устойчивой учебно-познавательной
мотивиции;
установки на здоровый образ жизни и реализации в
реальном поведении и поступках;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Регулятивные действия
организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Регулятивные действия обеспечивают учащимся
целеполагание – постановка учебной задачи;
планирование – составление плана и последовательности
действий по достижению поставленной цели;
контроль – сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от
эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и
изменений в план и способ действия в случае расхождения с
эталоном для достижения реального ожидаемого
результата;
усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения;
к волевому усилию и преодолению препятствий;
саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии,
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
регулятивных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
осуществлять пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
регулятивных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия и т.д.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Познавательные универсальные действия
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и
решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование
поиск и выделение необходимой информации;
познавательной цели;
применение методов информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого
выбор наиболее эффективных способов решения
рефлексия способов и условий действия, контроль и
высказывания в устной и письменной форме;
задач в зависимости от конкретных условий;
оценка процесса и результатов деятельности;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Познавательные универсальные действия
свободная ориентация и восприятие текстов
смысловое чтение как осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной
информации;
художественного, научного, публицистического, и
официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Познавательные универсальные действия
Особую группу общеучебных
универсальных действий составляют
знаково – символические действия:
моделирование – преобразование
объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики
объекта (пространственно – графические или
знаково – символические)
преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Логические универсальные действия:
объектов;
(существенных, несущественных);
анализ объектов с целью выделения признаков
синтез – составление целого из частей;
выбор оснований для сравнения, классификации
установление причинно – следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
познавательных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой
информации для решения учебной задачи с
использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические
средства для решения учебных задач;
строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
основам смыслового чтения и выделению
существенной информации.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
познавательных УУД на ступени начального
общего образования
осуществлять анализ, синтез, проводить
сравнение и классификацию по заданным
критериям, обобщать;
устанавливать причинно-следственные
связи;
научиться:
выпускник получит возможность
осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
познавательных УУД на ступени начального
общего образования
создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и
письменной форме, строить логическое
рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнеров по общению
и деятельности;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Коммуникативные действия
разрешение конфликтов – выявление
проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии нормами
родного языка;
управление поведением партнера –
контроль, коррекция и оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Коммуникативные действия
Содержание и формы организации
учебной деятельности и учебного
сотрудничества являются ключевым
фактором, определяющим
мотивационный профиль учащихся.
Адекватной системой мотивов для
начальной школы следует признать
сочетание познавательных, учебных,
социальных мотивов и мотивации
достижения.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
результаты по формированию
коммуникативных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник научится:
допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в т. ч. и не
совпадающих с его собственной, и учитывать
их в работе;
формировать собственное мнение и позицию,
договариваться и приходить к общему
решению;
строить понятные высказывания, задавать
вопросы, контролировать действия партнера.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Планируемые результаты по формированию
коммуникативных УУД на ступени начального
общего образования
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в
сотрудничестве отличные от собственной
позиции мнения других людей;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров
при сотрудничестве;
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь и.т.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Условия развития познавательных
мотивов
Развитие учебных и познавательных мотивов в
начальной школе требует от учителя
организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизации
творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения
школьника к учению и личностного смысла
учения;
обеспечение учеников необходимыми
средствами решения задач;
оценивание знаний учащегося с учетом его
основных достижений;
организация форм совместной учебной
деятельности, учебного сотрудничества
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании
Реализация программы по формированию УУД побудила
разработчиков ввести в тематическое планирование,
сопровождающее программу каждого предмета,
специальную структурную единицу - характеристику
деятельности учащихся, в которой раскрывается
деятельностный компонент содержания начального
образования.
Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность
характеризуется не столько как методическая
особенность обучения, а как обязательное содержание
образования младшего школьника: этому учитель
должен учить, он должен так строить процесс обучения!
обоснованность примерных программ
начального общего образования.
В этом новизна, современность и психологическая
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании
впервые наряду со знаниевым компонентом
в программном содержании представлена
основные содержательные линии и
дидактические единицы;
номенклатура общеучебных умений, навыков
и
способов деятельности;
занимается младший школьник.
основные виды деятельности, которыми
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании
Например, программа русского языка нацеливает
обучение на формирование таких
интеллектуальных умений, как:
обобщение, классификация, переход от внешнего
контроля к самоконтролю, от контроля по
результату к контролю по способу действия и др.
в процессе обучения русскому языку формируются
также умения, связанные с информационной
культурой (читать, писать, работать с книгой,
пользоваться словарями и др.)
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
УУД в программном содержании
При изучении математики учащимся начальной
школы предоставляется возможность (для
учителя это обязательное требование)
заниматься такими видами деятельности, как:
моделирование, прогнозирование, накопление
опыта решения разнообразных математических
задач и его самостоятельное использование в
учебных ситуациях.
способов их сборки…Характеризовать основные
требования к изделию…Моделировать несложные
изделия с разными конструкторскими
особенностями…(Технология)
сравнение различных видов конструкций и
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Примеры из программного материала
Моделировать звуковой состав слова… Группировать
слова по типу орфограммы…Оценивать уместность
употребления…Трансформировать текст…
Обосновывать целесообразность выбора языковых
средств…(Русский язык)
Характеризовать текст… Конструировать
монологическое высказывание… Сравнивать
художественный и научно – популярный тексты…
(Литературное чтение)
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Примеры из программного
материала
Сравнивать разные способы вычислений…Моделировать
ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие…
Прогнозировать результат вычисления…Объяснять
(обосновывать ) ход решения задачи…(математика)
Исследовать связи жизнедеятельности растений,
животных и времени года…Группировать
(классифицировать) объекты живой природы по
отличительным признакам… Сравнивать и различать
деревья и кустарники, травы…Характеризовать
природные сообщества (Окружающий мир)
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Основные выводы
Даже беглый анализ приведенных примеров
показывает, что учебные умения, которые
формируются сначала на программном
содержании конкретного учебного курса,
«вынуждены преобразовываться в
общеучебные (надпредметные) и постепенно
переходить на качественно новый уровень –
универсальных умений.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Основные выводы
Представленное таким образом содержание
образования в начальной школе позволяет
получить в виде его конкретного
результата развитые универсальные
учебные действия, формированию которых
на начальном этапе систематического
обучения до сих пор не уделялось
должного внимания.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Спасибо
за внимание
Гебекова А.Н.-зав.кафедрой
ПиМНО, к.п.н., доцент
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.