Формирование метапредметных УУД в начальной школе в условиях реализации ФГОС. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи педагога». Заставить нельзя, заинтересовать. Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Л.Г. Петерсон.Формирование метапредметных УУД в начальной школе.
Формирование УУД в Начальной школе.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Тосно»
школьного методического объединения начальных классов:
Тема заседания
Формирование метапредметных УУД обучающихся
в условиях реализации ФГОС
«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, владение современными педагогическими технологиями, его
желание раскрыть способности каждого ребенка –это главный ресурс, без которого
невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
В свете новых требований ФГОС, педагогу нужно помнить, что дети –
равноправные участники образовательного процесса. Они сами себя стараются
научить, самостоятельно добывая знания, учат других. Главным на уроке
становится сотрудничество, повышается работоспособность и мотивация к
учению.
Федеральный государственный стандарт общего начального образования
ориентирует учителя на организацию учебной деятельности, где ученик активный
участник образовательного процесса, стремящийся самостоятельно ставить задачи,
открывающий новые знания и способы действия.
Целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться дальше без помощи педагога».
ЭлбертХаббарт.
«…не давать образцов, ставить ребёнка в ситуацию, где его привычные способы
действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных
особенностей новой ситуации, в которой надо действовать …»
Галина Анатольевна Цукерман,
доктор психологических наук, ведущий научный
сотрудник Психологического института РАО, Москва
1 Заставить нельзя, заинтересовать. На сегодняшний день установлено, что
единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека
является его собственная учебная деятельность
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность
ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь
контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают
условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое
предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и операции.
Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся
активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Л.Г. Петерсон.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают
три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения
самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных
знаний).
2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей
является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её,
анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и
нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа
жизни.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать на
всех занятиях. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре
основных блока:
Личностные
результаты
Регулятивные
Умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире мыслей,
чувств и ЦЕННОСТЕЙ. Отвечать за этот выбор выражаются
формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и
общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку
выполнять разные социальные роли («гражданин»,
«школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник»,
«пешеход»
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Отражают способность обучающегося строить учебно
познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты
2
Познавательные
(цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с
ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.
Система познания окружающего мира,
построения
самостоятельного поиска, исследования и совокупность
операций по обработке, систематизации, обобщению и
использованию полученной информации
Коммуникативные Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми:
умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать
действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать
поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками; самостоятельная
организация речевой деятельности в устной и письменной
форме.
Метапредметный образовательный результат.
«Мета» – означает «стоящее «за», « через », « над »».
Метапредметный результат – это сформированные в ходе обучения навыки и
способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и
оперирования с информацией. Метапредметный результат позволит детям в
дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а
следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения
содержания профессий.
Формирование УУД обеспечиваетсят через реализацию системно
деятельностного подхода. Реализация деятельностного подхода на уроке
заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного
объяснения и обучающимся самостоятельно, открыть для себя новые знания.
Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Их
деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностнозначима:
что я хочу сделать,
зачем я это
делаю, как я это делаю,
как я это сделал.
Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы
сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Средства формирования метапредметных умений и навыков:
проектная деятельность
интерактивная методика.
3
интегрированные технологии.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении
творческого задания, на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей
профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Для начальной школы можно выделить три метапредметных образовательных
умения, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования:
умение учиться;
учебное сотрудничество;
грамотность чтения информационных текстов.
Умение учиться
5 основных учебных действий:
включает
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
умение ставить цель учебной деятельности,
умение планировать решение учебной задачи,
умение решить учебную задачу,
умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи,
умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.
Учебное сотрудничество включает 4 основных умений:
инициатива в учебном сотрудничестве;
планирование учебного сотрудничества;
организация взаимодействия (вступает в диалог, взаимодействие со
взрослым, со сверстниками и с самим с собой);
управление коммуникацией.
Грамотность чтения информационных текстов
(информационная
грамотность – информационная компетентность) включает 4 основных умения:
умение ориентироваться в тексте, поиск информации;
анализ текстовой информации;
структурирование и фиксация текстовой информации;
использование и применение информации.
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе одно из важнейших
средств формирования метапредметных результатов младших школьников.
Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы
в малых группах сменного состава. В процессе такого общения проявляются
интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что на основе
отношений
позволяет
4
свою очередь
сотворчества,
что
в повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой
группе, и в целом – классе.
Практически ежедневно на уроках учащиеся работают в парах. Работая в парах
ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее
решение. В самом начале мы договорились, ввели правила дружной работы:
говорить по очереди, не перебивать друг друга; внимательно слушать того, кто
говорит.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных УУД.
Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся
обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернетресурсам, и к
электронным источникам.
обладающую
информационной культурой в целом, умеющий действовать не только по образцу,
но и самостоятельно получающий необходимую информацию из числа источников,
умеющий ее анализировать,
строить модели,
экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет учителю
провести нетрадиционный урок,
в основе которых лежит активная
самостоятельная деятельность обучающихся.
Виссари н Григ рьевич Белинский говорил «Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению».
Метапредметные универсальные действия составляют особую группу учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Благодаря им
ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях.
Это формирует личность,
выдвигать гипотезы,
оо
оо
Памятка для учителя по формированию и развитию метапредметных
универсальных учебных действий.
1). Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к
тому, кто требует действия от других.
2). Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
3). Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны,
но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
4). Чтобы чегото добиться, цель должен знать каждый участник урока.
5). Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
6). В центре внимания урока – дети.
7). Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и
способностях.
8). Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
5 Каждый урок я стараюсь планировать, прописывая методы и пути
формирования УУД на всех этапах работы. Вот некоторые из них. При изучении
новой темы создаю проблемную ситуацию на этапе актуализации знаний. Задаю
вопросы:
1. На какие две группы делятся все звуки?
2. Как отличить гласный звук от согласного?
3. На какие две делятся согласные звуки?
На этапе целеполагания и мотивации прошу… угадать слово и выделить
начальный звук. Выделите звук и назовите тему нашего урока.
Доскажи словечко.
Хитрая плутовка.
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто же это ? «Лиса»
Использую знакосимвологические схемы формирую познавательные УУД.
Работая в рубрике «Проверь себя» формирую регулятивные УУД. Учащиеся
контролируют и корректируют свои действия. На уроках русского языка
использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология
проблемного диалога) – умение ориентироваться в потоке учебной информации,
выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
На уроке математике во 2 классе на этапе актуализации при выполнении
задания на сравнение выражений формирую познавательные УУД (умение
структурировать знания.) Найдите значение числовых выражений и соотнесите с
соответствующими буквами, узнайте, о чем мы с вами будем говорить на уроке.
На этапе урока целеполагания и мотивации постановка учебной задачи идет на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще
неизвестно. Появляется мотив что нужно ещё узнать, чтобы справиться с
поставленной задачей.
Работа в группах, парах формирует коммуникативные УУД: умение слышать,
слушать и понимать партнёра, планировать совместную деятельность, умение
договариваться, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу. Для такой
работы ребята выбрали свои правила.
На этапе рефлексии, работая в рубрике «Оцени себя сам», дети сами оценивают
свою работу на уроке. Формируются регулятивные УУД: оценка усвоения
материала
Применение на уроках метапредметного подхода способствует:
развитию чувства собственного достоинства;
снижению уровня агрессивности;
повышению уровня рефлексии и самосознания;
6 росту познавательной активности и познавательных интересов;
повышению уровня понимания и принятия другого человека;
развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;
личностному росту;
росту креативности;
повышению качества образования.
7
Формирование УУД в начальной школе.
Формирование УУД в начальной школе.
Формирование УУД в начальной школе.
Формирование УУД в начальной школе.
Формирование УУД в начальной школе.
Формирование УУД в начальной школе.
Формирование УУД в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.