ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
Оценка 4.8
Памятки
docx
математика +1
4 кл
15.02.2018
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ? ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ДАТЬ ИМ "ИНСТРУМЕНТ" . ТАКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ. МОЖЕТ ЛИ САМ РЕБЕНОК НАУЧИТЬСЯ АЛГОРИТМУ РАБОТЫ С МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ? КОНЕЧНО, ЖЕ НЕТ. ДЛЯ ЭТОГО И РАЗРАБОТАН КУРС " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В ДАННОЙ РАБОТЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РАССМОТРЕТЬ АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ " КЛАССИФИКАЦИЯ".
Н.А.Фандеевапечать.docx
Фандеева Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 116» г. Перми,
высшая квалификационная категория
Формирование УУД младших школьников в рамках курса
«Мир деятельности»
«Нет ничего нового под солнцем, но
есть кое что старое, чего мы не знаем»
Лоренс Питер
Сегодня стремительно меняется наша жизнь. Современное общество ставит
новые задачи. В условиях решения стратегических задач « важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение
всей жизни» Приоритетной задачей в образовании становится формирование у
учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной
деятельности.
Чтобы идти в ногу со временем мы должны вооружить наших детей
такими приёмами и способами работы, которые помогут ему в современном
мире
ему развиваться и
востребованным,
помогут
быть
самосовершенствоваться.
Возникает вопрос, почему наши учителя хорошо владеют теоретическим
материалом и применяют на практике эти знания, то наши ученики, не всегда
справляются с выполнением метапредметных заданий и тестов? Что нужно
изменить, чтобы исправить эту ситуацию?
Должен измениться подход в образовательном процессе. И учитель, и
дети должны «научиться учиться» Дети, как главные участники учебного
процесса, должны владеть ШАГАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ребята
должны не только знать эти шаги, но и понять цель этих шагов, знать их структуру, использовать на каждом уроке. Как перестроить учебный
процесс?
Пройдя в 2013 г. курсы в Центре системно деятельностной педагогики
«Школа2000..» г.Москва
Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения на основе
теме: « Реализация
по
системно – деятельностного подхода Л.Г.Петерсон (на примере курса «Мир
деятельности» для 14 классов) мы получили « инструмент», который
позволит решить эти задачи.
Концептуальной идеей формирования УУД принятой в курсе «Мир
деятельности» состоит в следующем: «Универсальные учебные действия
формируются тем же способом, что и любые другие умения» Основной целью
курса является формирование надпредметных знаний: создание теоретического
фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с
ним деятельностных способов [Петерсон, Кубышева, 2009]. Авторы курса
определили 4 этапа формирования УУД:
1 этап – использование нового педагогического инструмента – технология
деятельностного метода. Благодаря данному методу учитель независимо от
предметного содержания имеет возможность организовывать выполнение
учащимися всего комплекса УУД.
2 этап – дети знакомятся с методам исследования, алгоритмами
выполнения всех шагов учебной деятельности.
3 этап – осознанное применение знаний о способах выполнения УУД на
уроках по разным учебным предметам.
4 этап – контроль системы метапредметных знаний [Петерсон, 2011].
Данный курс состоит из четырёх содержательнометодических линий:
познавательной и
коммуникативной,
Организационнорефлексивной,
ценностной.
Основной,
системообразующей линией данного курса является
организационнорефлексивная линия: именно здесь закладываются и
формируются УУД, которые определяют умение учиться, готовность и
способность к саморазвитию.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них
деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта
[Петерсон, 2010].
Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а
«добывается» самими детьми под руководством учителя.
Так же надпредметный курс «Мир деятельности» имеет большое
значение для учителя. Дает возможность:
совместно с детьми «научиться учиться»
переосмыслить свой опыт работы
повысить профессиональный уровень
получить инструмент для реализации ФГОС и формирования
УУД
успешно освоить технологию деятельностного метода.
В ходе изучения курса «Мир деятельности» ребята, начиная с первого
класса, знакомятся со структурой учебной деятельности, алгоритмами
выполнения ее отдельных элементов. К 4 классу ученики владеют всеми
«шагамиэталонами» учебной деятельности: целеполагание, планирование,
классификация, поиск информации, оценка результата и др. Для
систематического использования эталонов на предметных уроках мы ведем
папку эталонов. Например: самая первая карточка эталон «Структура
урока открытия нового знания». Ученики 2 класса знают последовательность
своих действий на уроке и цель каждого шага.
Предлагаю рассмотреть несколько приёмов (эталонов), формирования
УУД, часто используемых на уроках: классификация и аналогия. Для
демонстрации формирования навыка классификации, ученикам предлагается
рассмотреть картинки: бабочки, сосны, ёжика, скалы и карандаша. И
предлагаем ответить на вопрос: «Какие действия можно выполнить с этой
информацией?» В ходе поиска ответа на поставленный вопрос мы приходим к
мысли, что в этой информации надо «навести порядок». Вводится новое
понятие КЛАССИФИЦИРОВАТЬ. Далее выясняется, для чего ученику важно
овладеть эталоном классификации, в чем его ценность в процессе учебы. В процессе совместного обсуждения действий, необходимых для
классификации и последовательности их выполнения, приходим к пониманию,
что провести классификацию – это значит осуществить ряд шагов по алгоритму
(эталону):
Мысленно сравнить объекты
Выбрать основание классификации
Разделить объекты на группы
Дать название группам
Таким же образом происходит формирование приема аналогии. Ученикам
предлагаются три картинки с изображениями аэростата, птицы и воздушного
шара из которых нужно выбрать пару, объяснив свой выбор с помощью слов:
похожие, одинаковые, различные. Похожесть, сходство объектов это и есть
АНАЛОГИЯ. По итогу выполнения данного задания составляется алгоритм
(эталон):
Подобрать знакомый объект, похожий на новый,
Выделить известное свойство у знакомого объекта,
Предположить наличие этого свойства у нового объекта,
Проверить предположение и сделать вывод.
Далее возникают вопросы:
На каких предметах мы можем использовать эталоны?
Могут ли эти эталоны открыть возможности для новых достижений?
И учителя практики понимают, что данные эталоны НЕОБХОДИМО
использовать на всех предметных уроках с 1 по 4 класс, т.к. они позволяют
получить достоверные знания об изучаемом предмете или понятии и помогут
учителю более доступно и понятно объяснить самые трудные темы в курсе
начальной школы.
Подводя итоги трёхлетней работы по курсу «Мир деятельности», отметим,
что сформированные навыки и усвоенные эталоны ребята переносят на
предметные уроки. Дети активно включаются в учебную деятельность,
составляют алгоритмы (эталоны), которые значительно упрощают восприятие и
осознание предметного материала, выполнение домашних заданий, что повышает у них уровень учебной мотивации. По итогам метапредметного тестирования
в 4 классе я получила следующие результаты:
из 28 человек справились 28 чел. 100% 2 человека, высокий уровень(от 81%
до 99%) – 10 чел., выше среднего (от 61% до 80%) 11 чел.. средний уровень
(от 40% до 60%) 5 чел.
Так же хотелось сказать о результатах Всероссийских проверочных работ:
по математике из 29 чел отлично имеют 27 человек, хорошо – 2 чел.; по
русскому языку 23 чел. – отлично, 6 чел. – хорошо; окружающий мир 18 чел.
– отлично, 11 чел. – хорошо.
Данный опыт неоднократно представлялся на мероприятиях разного уровня в
форме открытых уроков и занятий. Участники данных мероприятий отмечали,
что дети прошедшие курс «Мир деятельности» демонстрируют умения ставить
цели, планировать ход урока и его результаты, находить выход из
затруднительных ситуаций, анализировать материал и строить алгоритмы.
Особое внимание учителя обращают на речь детей, на их умение оперировать
понятиями.
Метапредметные умения, полученные в процессе изучения курса «Мир
деятельности», позволяют ученикам системно применять полученные знания об
учебной деятельности на уроках по разным предметам, а педагогам системно
формировать УУД и качества личности ученика. Так же хочется отметить, что
данный курс является основой для организации внеурочной деятельности в
контексте реализации ФГОС.
Список источников:
1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Программа надпредметного курса « Мир
деятельности», М., 2009.
2. Петерсон Л.Г. Реализация деятельности метода обучения на уроках по разным
предметам. М., 2010.
3. Петерсон Л.Г. Мир деятельности, Методическое пособия для чителя М.,2011.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.