ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

Оценка 4.8
Памятки
docx
математика +1
4 кл
15.02.2018
ФОРМИРОВАНИЕ  УУД  В  РАМКАХ  КУРСА "  МИР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ? ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ДАТЬ ИМ "ИНСТРУМЕНТ" . ТАКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ. МОЖЕТ ЛИ САМ РЕБЕНОК НАУЧИТЬСЯ АЛГОРИТМУ РАБОТЫ С МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ? КОНЕЧНО, ЖЕ НЕТ. ДЛЯ ЭТОГО И РАЗРАБОТАН КУРС " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В ДАННОЙ РАБОТЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РАССМОТРЕТЬ АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ " КЛАССИФИКАЦИЯ".
Н.А.Фандеевапечать.docx
Фандеева Наталья Анатольевна,  учитель начальных классов  МАОУ «СОШ № 116» г. Перми,                                                                                           высшая квалификационная категория Формирование УУД младших школьников в рамках курса «Мир деятельности» «Нет ничего нового под солнцем, но есть  кое ­ что старое, чего мы не знаем» Лоренс  Питер Сегодня   стремительно   меняется   наша   жизнь.   Современное   общество   ставит новые   задачи.   В   условиях   решения   стратегических   задач   «   важнейшими качествами   личности   становятся   инициативность,   способность   творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни» Приоритетной задачей в образовании становится формирование у учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности.  Чтобы   идти   в   ногу   со   временем   мы   должны   вооружить   наших   детей такими приёмами и способами  работы, которые помогут ему в современном мире ему   развиваться   и востребованным,   помогут   быть     самосовершенствоваться.  Возникает вопрос, почему наши учителя хорошо владеют теоретическим материалом и применяют на практике эти знания, то наши ученики, не всегда справляются   с   выполнением   метапредметных   заданий   и   тестов?  Что   нужно изменить, чтобы исправить эту ситуацию?  Должен измениться подход в образовательном процессе. И   учитель,   и дети     должны   «научиться     учиться»   Дети,   как   главные   участники   учебного процесса,   должны   владеть   ШАГАМИ   УЧЕБНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.   Ребята должны не   только знать   эти шаги, но и понять  цель   этих шагов, знать их структуру,   использовать  на   каждом     уроке.     Как     перестроить     учебный процесс?     Пройдя  в  2013 г. курсы  в  Центре  системно­ деятельностной  педагогики «Школа2000..»   г.Москва     Федерального государственного  образовательного  стандарта  второго  поколения на  основе   теме:   «   Реализация     по   системно – деятельностного  подхода  Л.Г.Петерсон (на  примере  курса «Мир деятельности»     для     1­4     классов)   мы     получили   «   инструмент»,   который позволит  решить эти  задачи.       Концептуальной   идеей   формирования   УУД   принятой   в   курсе   «Мир деятельности»   состоит   в   следующем:   «Универсальные   учебные   действия формируются тем же способом, что и любые другие умения» Основной целью курса является формирование надпредметных знаний: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ним   деятельностных   способов   [Петерсон,   Кубышева,   2009].   Авторы   курса определили 4 этапа формирования УУД: 1 этап – использование нового педагогического инструмента – технология деятельностного   метода.   Благодаря   данному   методу   учитель   независимо   от предметного   содержания   имеет   возможность   организовывать   выполнение учащимися всего комплекса УУД. 2   этап   –   дети   знакомятся   с   методам   исследования,   алгоритмами выполнения всех шагов учебной деятельности. 3 этап – осознанное применение знаний о способах выполнения УУД на уроках по разным учебным предметам. 4 этап – контроль системы метапредметных знаний [Петерсон, 2011]. Данный   курс   состоит   из   четырёх   содержательно­методических   линий:   познавательной   и   коммуникативной, Организационно­рефлексивной, ценностной. Основной,   системообразующей   линией   данного   курса   является организационно­рефлексивная   линия:   именно   здесь   закладываются   и формируются   УУД,   которые   определяют   умение   учиться,   готовность   и способность   к   саморазвитию.   Остальные   три   линии   являются поддерживающими,   сопровождающими   основную   линию,   но   без   них деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта [Петерсон, 2010]. Новое   надпредметное   знание   не   дается   детям   в   готовом   виде,   а «добывается» самими  детьми под руководством учителя. Так   же   надпредметный   курс     «Мир     деятельности»   имеет     большое значение  для  учителя. Дает  возможность:  совместно  с  детьми  «научиться  учиться»  переосмыслить  свой  опыт  работы    повысить   профессиональный  уровень  получить    инструмент   для   реализации   ФГОС  и  формирования УУД  успешно  освоить  технологию  деятельностного метода. В ходе изучения курса «Мир деятельности» ребята, начиная с первого класса,   знакомятся   со   структурой   учебной   деятельности,   алгоритмами выполнения   ее   отдельных   элементов.   К   4   классу   ученики   владеют   всеми «шагами­эталонами»   учебной   деятельности:   целеполагание,   планирование, классификация,   поиск   информации,   оценка   результата   и   др.   Для систематического использования  эталонов на  предметных  уроках  мы  ведем папку­   эталонов.     Например:     самая     первая   карточка   ­   эталон   «Структура урока открытия  нового  знания». Ученики 2  класса  знают последовательность своих действий  на  уроке и  цель каждого  шага. Предлагаю   рассмотреть   несколько   приёмов   (эталонов),   формирования УУД,   часто   используемых   на   уроках:   классификация   и   аналогия.   Для демонстрации   формирования   навыка   классификации,   ученикам   предлагается рассмотреть   картинки:   бабочки,   сосны,   ёжика,   скалы     и     карандаша.     И предлагаем   ответить на вопрос: «Какие   действия можно выполнить с этой информацией?» В ходе поиска ответа на поставленный вопрос мы приходим к мысли,   что   в   этой   информации   надо   «навести   порядок».   Вводится     новое понятие ­  КЛАССИФИЦИРОВАТЬ. Далее выясняется, для чего ученику важно овладеть эталоном  классификации, в чем его ценность в процессе учебы. В   процессе   совместного   обсуждения   действий,   необходимых   для классификации и последовательности их выполнения, приходим к пониманию, что провести классификацию – это значит осуществить ряд шагов по алгоритму (эталону): Мысленно сравнить объекты Выбрать основание классификации Разделить объекты на группы Дать название группам     Таким же образом происходит формирование приема аналогии. Ученикам предлагаются три картинки с изображениями аэростата, птицы и воздушного шара из которых нужно выбрать пару, объяснив свой выбор с помощью слов: похожие, одинаковые, различные. Похожесть, сходство объектов ­ это и есть АНАЛОГИЯ.   По   итогу   выполнения   данного   задания   составляется   алгоритм (эталон):  Подобрать знакомый объект, похожий на новый,  Выделить известное свойство у знакомого объекта,  Предположить наличие этого свойства у нового объекта,  Проверить предположение и сделать вывод. Далее  возникают  вопросы:     На  каких  предметах мы  можем  использовать  эталоны?  Могут ли эти эталоны открыть возможности для новых достижений? И     учителя     практики     понимают,   что     данные     эталоны   НЕОБХОДИМО использовать  на  всех  предметных  уроках  с 1 по  4  класс, т.к.  они  позволяют получить  достоверные  знания об изучаемом  предмете или понятии  и  помогут учителю более  доступно  и  понятно объяснить  самые  трудные темы  в  курсе начальной  школы.      Подводя итоги трёхлетней работы по курсу «Мир деятельности», отметим, что   сформированные   навыки   и   усвоенные   эталоны   ребята   переносят   на предметные   уроки.   Дети   активно   включаются   в   учебную   деятельность, составляют алгоритмы (эталоны), которые значительно упрощают восприятие и осознание предметного материала, выполнение домашних заданий, что повышает у них уровень учебной мотивации. По  итогам  метапредметного  тестирования в  4  классе я  получила  следующие  результаты: из  28  человек  справились ­28 чел. 100% ­  2 человека, высокий  уровень(от 81% до 99%) – 10 чел., выше  среднего (от 61%  до 80%)­ 11 чел.. средний  уровень (от 40%  до 60%) ­5 чел.    Так  же  хотелось  сказать о  результатах  Всероссийских проверочных  работ: по  математике  из 29  чел  отлично  имеют  27 человек, хорошо – 2 чел.;  по русскому  языку 23  чел. – отлично, 6 чел. – хорошо; окружающий  мир  18  чел. – отлично, 11 чел. – хорошо.  Данный опыт неоднократно представлялся на мероприятиях разного уровня в форме открытых уроков и занятий. Участники данных мероприятий отмечали, что дети прошедшие курс «Мир деятельности» демонстрируют умения ставить цели,   планировать   ход   урока   и   его   результаты,   находить   выход   из затруднительных   ситуаций,   анализировать   материал   и   строить   алгоритмы. Особое внимание учителя обращают на речь детей, на их умение оперировать понятиями.  Метапредметные  умения,  полученные   в  процессе   изучения  курса «Мир деятельности», позволяют ученикам системно применять полученные знания об учебной деятельности на уроках по разным предметам, а педагогам ­ системно формировать УУД и качества личности ученика. Так же хочется отметить, что данный   курс   является   основой   для   организации   внеурочной   деятельности   в контексте реализации ФГОС.                                         Список  источников: 1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Программа  надпредметного курса « Мир  деятельности», М., 2009. 2. Петерсон Л.Г. Реализация деятельности  метода обучения на уроках по разным  предметам. М., 2010. 3. Петерсон Л.Г. Мир деятельности, Методическое пособия для  чителя М.,2011.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ  УУД  В  РАМКАХ  КУРСА "  МИР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ  УУД  В  РАМКАХ  КУРСА "  МИР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ  УУД  В  РАМКАХ  КУРСА "  МИР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ  УУД  В  РАМКАХ  КУРСА "  МИР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАМКАХ КУРСА " МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2

ФОРМИРОВАНИЕ  УУД  В  РАМКАХ  КУРСА "  МИР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018