Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»
Оценка 4.9

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология +1
1 кл—4 кл
18.06.2019
Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»
«Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир» Введение. Актуальность. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным ВОЗ (2004г.) практически здоровых детей к окончанию школы остается 14-15%, а имеющих хронические заболевания увеличилось до 17,3%. Данные ученых, исследующих эту проблему, (Е.Н.Дзятковская, Л.И.Колесникова, В.И.Ковалько и др.) свидетельствуют, что примерно у 86% учащихся 1 класса и у 93% старшеклассников обнаружены различные патологические изменения[8]. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает обновление структуры и содержания образования, усиления его роли в здоровьесбережении учащихся[8, с.3]. С этих позиций является важным создание условий жизни ученика в школе, которые обеспечивали бы укрепление его физического здоровья, психоэмоциональное развитие, ощущение радости жизни в каждом дне, проведенном в школе. В этом плане представляется важным разработка технологий здоровьесбережения учащихся. Эти технологии ориентированы на формирование у учащихся осознания здоровья как высшей ценности, понимание важности следовать принципам здорового образа жизни, расширение умений и способов деятельности по сохранению и развитию своего здоровья, воспитание гуманистических начал личности ребенка. Разработка педагогических здоровьесберегающих технологий и программ продиктована необходимостью. Школа и особенно ее начальное звено должна оказывать действенную помощь в обеспечении и развитии здоровья учеников, предложить свои стратегические линии здоровьесбережения. В трудах современных педагогов и методистов по естествознанию, таких как Н.Ф.Виноградовой, Н.А.Лемяскиной, Л.А.Обуховой, Т.И.Тарасовой, Н.А.Кучменко разработаны концептуальные основы педагогики здоровья, определены принципы технологии здоровьесбережения учеников. В практику начальной школы вошли «Уроки здоровья» как дополнительная мера, направленная на формирование здорового образа жизни учащихся[10]. Вместе с тем, часть ученых видят возможности решения проблемы в традиционных формах и методах обучения. Так в методических трудах Степанян Е.Н., Козиной Е.Ф., Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А. обозначены научные основы усиления внимания к проблеме здоровья через систему специальных валеологических и социологических понятий, организацию внеклассной и внешкольной работы. В научных статьях журнала «Начальная школа» учителя делятся опытом реализации резервов урока, массовых внеклассных мероприятий по разъяснению учащимся ценности здоровья, формирования у них навыков организации здорового образа жизни (статьи Волковой С.С., Ковалько В.И., Обуховой Л.А. и др.) [4]. Среди факторов, влияющих на здоровье у Н.А.Лемяскиной, Е.Н.Дзятковской четко обозначены школьные факторы здоровья[5, 12]. Одним из составляющих этой группы факторов является недостаточный объем информации у учащихся о том, как в повседневной жизни он может сам себе помочь сохранить, укрепить и развить здоровье. В стандарте второго поколения 2010 года уделяется очень большое внимание укреплению здоровья детей средствами здоровьесберегающих технологий. С нашей точки зрения расширение знаний, умений учащихся по здоровьесбережению наиболее органично сочетается с уроками окружающего мира и внеклассной формой обучения по этому предмету. В методике преподавания естествознания эти вопросы исследованы недостаточно. Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы данной исследовательской работы: «Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир». Целью данной работы является изучение возможностей формирования ЗОЖ у младших школьников средствами курса «Окружающий мир». Объектом исследования выступает образовательный процесс по курсу «Окружающий мир». Предметом исследования являются особенности осознания детей в формировании представлений о ЗОЖ. Для достижения данной цели исследования предстоит решить следующие задачи: 1.Изучить специальную педагогическую и методическую литературу. 2. Разработать программы и методические разработки, направленные на формирование ЗОЖ у младших школьников. 3. Внедрить и апробировать на практике программы и методические разработки, направленные на формирование ЗОЖ у младших школьников. Методы исследования: 1.Теоретический анализ современной педагогической и методической литературы по проблеме здоровьесбережения учащихся начальной школы. 2.Педагогический эксперимент в условиях начальной школы. 3.Использование методов статистической обработки результатов педагогического эксперимента. База исследования: 4 класс МБОУ Добринский лицей, Волгоградской области, Урюпинского района, ст.Добринка. Структура работы: введение, 1 глава, 2 глава, заключение, библиография. ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста. 1.1.Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и основные факторы, влияющие на здоровье детей. Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни в структуре урочной формы обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся. В аспекте проблемы исследования необходимо было определиться в понятиях и категориях, которые выступали предметом данного исследования. Так, в частности, важно было рассмотреть составляющие здоровья и пути его обеспечения в условиях начальной школы. В этих целях была изучена специальная литература, опубликованные материалы Всемирной организации здравоохранения, научные труды института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья МО РФ [8] и другие. Было установлено, что здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»[8]. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья: Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты. В оценке здоровья Е.Н.Дзятковская, Л.И.Колесникова выделяют два признака: социальный, как мера трудоспособности, социальной активности, преобразующего деятельность отношения человека к миру, и личностный, как здоровьесберегающая стратегия индивидуальной жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами жизни. Рассмотрим некоторые факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье учащихся. По мнению Е.Н.Дзятковской, Л.И.Колесниковой, Ю.А.Базарнова, состояние учащихся в процессе обучения зависит от «внутришкольных» факторов, которые классифицируются следующим образом: Гигиенические условия, факторы среды: 1)шум; 2)освещенность; 3)воздушная среда; 4)размер помещений, кубатура; 5)дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); 6)используемые стройматериалы, краска; 7)мебель: размеры, размещение в помещении; 8)видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры; 9)пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания; 10)качество питьевой воды, используемой в школе; 11)экологическое состояние прилегающей к школе территории; 12)состояние сантехнического оборудования. Учебно – организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы): 1)объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; 2)расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году; 3)организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.); 4)объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); 5)особенности устава школы и норм жизни школы; 6)медицинское и психологическое обеспечение школы; 7)участие родителей учащихся в жизни школы; 8)стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»; 9)психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»; 10)интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы; 11)наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся; 12)позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. Психолого – педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя): 1)психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; 2)стиль педагогического общения учителя с учащимися; 3)характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; 4)степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группа риска); 5)особенности работы с «трудными подростками» в классе; 6)соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 7)степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе); 8)личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; 9)состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; 10)обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения; 11)степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; 12)профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Рассмотрим более подробно наиболее важные факторы, которые влияют на здоровье учащихся. Гигиеническая оценка воздушно – теплового режима классного помещения. Воздушно – тепловой режим –один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Воздушная среда существенно влияет на функциональное состояние организма – на дыхание, реакцию сердечно – сосудистой системы, иммунный статус, тепловое состояние, а также умственную работоспособность школьников. Состояние воздушной среды характеризуется показателями температуры, влажности, подвижности воздуха и т.д. Любой показатель изменяется в различных пределах. По санитарным нормам существуют оптимальные параметры и допустимые пределы воздушно – теплового режима классных помещений. Оптимальные параметры определяют зону комфорта, в которой возможна максимальная работоспособность школьников. Естественно, что температура воздуха в помещениях отличается в зависимости от его назначения: - максимальная температура – в учебных классах (16 – 18 С); - ниже – в рекреациях (коридорах); - самая низкая – в мастерских и спортзалах (15 – 18 С). Гигиенистами установлено, что в помещении класса при температуре 16 – 18 С и относительной влажности 30 – 60% длительное время сохраняется высокая работоспособность учащихся. В помещениях, где учащиеся постоянно находятся в движении, температура воздуха должна быть ниже, т.е. уровень теплоотдачи прямо пропорционален выполняемой работе. Влажность также является одним из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Влажность определяется психрометрами в зоне дыхания. Оптимальные параметры – 30 -50%. Допустимые пределы – 25 – 60%. Благоприятное состояние воздушной среды в значительной степени обеспечивается средствами вентиляции и отопления. Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо соблюдать следующие гигиенические требования: 1.В классах должно соблюдаться соответствие численности детей и подростков гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади: - при высоте 3,5м на одного учащегося требуется не менее 1,43кв.м; - при высоте 3м – 1,7кв.м; - при высоте 2,5м – 2,2кв.м. 2.Обязательно осуществление ежедневной влажной уборки классов после занятий и во время большой перемены. Поскольку приток воздуха осуществляется через фрамуги(форточки), то для обеспечения достаточного притока воздуха должно быть соблюдено определенное соотношение площадей фрамуги и пола. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Гигиеническая оценка освещенности классного помещения. Световой режим школьных помещений должен обеспечивать охрану зрения, т.е. предупреждать перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, обеспечивать общебиологическое воздействие на организм, препятствовать возникновению зрительных дисфункций (близорукости). Поэтому в учреждениях для детей и подростков должно быть создано освещение, соответствующее современным гигиеническим нормам: обязательная прямая естественная инсоляция помещений, освещение должно быть хорошего качества и достаточного уровня. Под воздействием света изменяются физические и психические реакции в организме человека, повышается общий тонус, поддерживается состояние деятельности. Неблагоприятное освещение вызывает ухудшение общего самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, угнетающе действует на психику. Освещенность один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Естественное освещение должно отвечать следующим требованиям: - расположение здания и ориентация окон; -размеры окон; -окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Для начальных классов рекомендованы «теплые» тона(оранжевый, желтый). Естественная освещенность один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Искусственная освещенность также является одним из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.
3.docx
«Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир» Актуальность. Проблема сохранения и целенаправленного  формирования здоровья детей, молодежи в сложных современных  условиях развития России исключительно значима и актуальна,  поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и  независимости. За последние годы в России произошло значительное  качественное ухудшение здоровья школьников. По данным ВОЗ (2004г.)  практически здоровых детей к окончанию школы остается 14­15%, а  имеющих хронические заболевания увеличилось до 17,3%. Данные  ученых, исследующих эту проблему, (Е.Н.Дзятковская, Л.И.Колесникова, В.И.Ковалько и др.) свидетельствуют, что примерно у 86% учащихся 1  класса и у 93% старшеклассников обнаружены различные  патологические изменения[8]. Концепция модернизации российского образования на период до 2010  года предусматривает обновление структуры и содержания  образования, усиления его роли в здоровьесбережении учащихся[8, с.3]. С этих позиций является важным создание условий жизни ученика в  школе, которые обеспечивали бы укрепление его физического  здоровья, психоэмоциональное развитие, ощущение радости жизни в  каждом дне, проведенном в школе. В этом плане представляется важным разработка технологий  здоровьесбережения учащихся. Эти технологии ориентированы на  формирование у учащихся осознания здоровья как высшей ценности,  понимание важности следовать принципам здорового образа жизни,  расширение умений и способов деятельности по сохранению и развитию своего здоровья, воспитание гуманистических начал личности ребенка. Разработка педагогических здоровьесберегающих технологий и  программ продиктована необходимостью. Школа и особенно ее начальное звено должна оказывать действенную  помощь в обеспечении и развитии здоровья учеников, предложить свои  стратегические линии здоровьесбережения. В трудах современных педагогов и методистов по естествознанию,  таких как Н.Ф.Виноградовой, Н.А.Лемяскиной, Л.А.Обуховой,  Т.И.Тарасовой, Н.А.Кучменко разработаны концептуальные основы  педагогики здоровья, определены принципы технологии  здоровьесбережения учеников. В практику начальной школы вошли  «Уроки здоровья» как дополнительная мера, направленная на  формирование здорового образа жизни учащихся[10]. Вместе с тем, часть ученых видят возможности решения проблемы в  традиционных формах и методах обучения. Так в методических трудах Степанян Е.Н., Козиной Е.Ф., Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А.  обозначены научные основы усиления внимания к проблеме здоровья  через систему специальных валеологических и социологических  понятий, организацию внеклассной и внешкольной работы. В научных статьях журнала «Начальная школа» учителя делятся  опытом реализации резервов урока, массовых внеклассных  мероприятий по разъяснению учащимся ценности здоровья,  формирования у них навыков организации здорового образа жизни  (статьи Волковой С.С., Ковалько В.И., Обуховой Л.А. и др.) [4]. Среди факторов, влияющих на здоровье у Н.А.Лемяскиной,  Е.Н.Дзятковской четко обозначены школьные факторы здоровья[5, 12].  Одним из составляющих этой группы факторов является недостаточный объем информации у учащихся о том, как в повседневной жизни он  может сам себе помочь сохранить, укрепить и развить здоровье. В стандарте второго поколения 2010 года уделяется очень большое  внимание укреплению здоровья детей средствами  здоровьесберегающих технологий. С нашей точки зрения расширение знаний, умений учащихся по  здоровьесбережению наиболее органично сочетается с уроками  окружающего мира и внеклассной формой обучения по этому предмету.  В методике преподавания естествознания эти вопросы исследованы  недостаточно. Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы данной  исследовательской работы: «Формирование ЗОЖ младших  школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир». Целью данной работы является изучение возможностей формирования ЗОЖ у младших школьников средствами курса «Окружающий мир». Объектом исследования выступает образовательный процесс по курсу  «Окружающий мир». Предметом исследования являются особенности осознания детей в  формировании представлений о ЗОЖ. Для достижения данной цели исследования предстоит решить  следующие задачи: 1.Изучить специальную педагогическую и методическую литературу. 2. Разработать программы и методические разработки, направленные  на формирование ЗОЖ у младших школьников. 3. Внедрить и апробировать на практике программы и методические  разработки, направленные на формирование ЗОЖ у младших  школьников. Методы исследования: 1.Теоретический анализ современной педагогической и методической  литературы по проблеме здоровьесбережения учащихся начальной  школы. 2.Педагогический эксперимент в условиях начальной школы. 3.Использование методов статистической обработки результатов  педагогического эксперимента. База исследования: 4 класс МБОУ Добринский лицей, Волгоградской  области, Урюпинского района, ст.Добринка. Структура работы: введение, 1 глава, 2 глава, заключение,  библиография. ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме формирования ЗОЖ у детей  младшего школьного возраста. 1.1.Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и основные  факторы, влияющие на здоровье детей. Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих  технологий является приоритетным направлением в деятельности  каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Это может выражаться через непосредственное обучение детей  элементарным приемам здорового образа жизни в структуре урочной  формы обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся. В аспекте проблемы исследования необходимо было определиться в  понятиях и категориях, которые выступали предметом данного  исследования. Так, в частности, важно было рассмотреть составляющие здоровья и пути его обеспечения в условиях начальной школы. В этих целях была изучена специальная литература, опубликованные  материалы Всемирной организации здравоохранения, научные труды  института возрастной физиологии РАО и Центра образования и  здоровья МО РФ [8] и другие. Было установлено, что здоровье – это  первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к  самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это  важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье является комплексным результатом сложного  взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние  генетических задатков, социальных, культурных, экологических,  медицинских и других факторов. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на  принципах нравственности, рационально организованный, активный,  трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от  неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое  здоровье. Согласно официальному определению Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние физического,  духовного и социального благополучия, а не только отсутствие  болезней и физических дефектов»[8]. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов)  здоровья: Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет  место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация  к различным факторам внешней среды. Здоровье психическое – это способность человека адекватно  реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение  уравновесить себя с окружающей средой. Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного  отношения человеческого индивидуума к миру. Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной  и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу  которого определяет система ценностей, установок и мотивов  поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем  опосредована духовность человека, так как оно связано с  общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты. В оценке здоровья Е.Н.Дзятковская, Л.И.Колесникова выделяют два признака: социальный, как мера трудоспособности, социальной  активности, преобразующего деятельность отношения человека к миру,  и личностный, как здоровьесберегающая стратегия индивидуальной  жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами  жизни. Рассмотрим некоторые факторы, которые могут оказывать прямое  влияние на здоровье учащихся. По мнению Е.Н.Дзятковской,  Л.И.Колесниковой, Ю.А.Базарнова, состояние учащихся в процессе  обучения зависит от «внутришкольных» факторов, которые  классифицируются следующим образом: Гигиенические условия, факторы среды: 1)шум; 2)освещенность; 3)воздушная среда; 4)размер помещений, кубатура; 5)дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); 6)используемые стройматериалы, краска; 7)мебель: размеры, размещение в помещении; 8)видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры; 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 10. 11. 12. 9)пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация  питания; 10)качество питьевой воды, используемой в школе; 11)экологическое состояние прилегающей к школе территории; 12)состояние сантехнического оборудования. Учебно – организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы): 1)объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и  индивидуальным возможностям школьника; 2)расписание уроков, распределение нагрузки по дням,  неделям, в учебном году; 3)организационно – педагогические условия проведения  урока (плотность, чередование видов учебной деятельности,  проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.);

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»

Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»
Скачать файл