ОЦЕНКА
Внешняя (суммирующая) | Внутренняя (формирующая) | |
Кто? | производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения, | учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся. |
Зачем? | Призвана единый образом зафиксировать уровень достижений учащихся по итогам освоения конкретного содержания образования. | Призвана выявлять пробел в освоении учащимися содержания образования с тем, чтобы восполнить его с максимальной для данного учащегося эффективностью. |
Как? | предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ этих учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном | на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения испытуемых. |
Для кого? | Ориентирована на всю совокупность учащихся. | Ориентирована на конкретного учащегося. |
Инструмент | Используется система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверки. | Используются единичные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки. |
Оценивание: современные тенденции
От | К |
Письменные работы, закрытый экзамен | Открытый экзамен, проекты |
Оценивание преподавателем, тьютором | Оценивание при участие обучающихся |
Имплицитные (неявные) критерии оценки | Эксплицитные (явные) критерии оценки |
Конкуренция | Сотрудничество |
Оценка результата | Оценка процесса |
Цели и задачи | Учебные результаты |
Оценивание знаний | Оценивание умений, способностей, компетенций |
Тестирование памяти | Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза |
Оценивание курса | Оценивание модуля |
Итоговое, суммарное оценивание | Формирующее, развивающее оценивание |
Приоритетность оценки | Приоритетность учения |
Оценивание
Мотивирующее
Формирующее
Итоговое
Оценивание первоначальных знаний учеников, их умений; понимание предстоящей деятельности; выявление потребностей и интересов
Анализ понимания,
поощрение
метапознания,
формирование у
учащихся осознания
того, что он изучает,
как он может это
делать результативно
и зачем ему это нужно
сейчас и в будущем;
мониторинг прогресса
Возможность
представления своего
результата;
формирование
готовности
аргументировано
защищать свою
позицию
Новые ориентиры
Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания.
Если итоговое оценивание происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью.
Новые ориентиры
Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Формирующее оценивание
Формирующее оценивание направляет учение.
Используя формирующее оценивание,
можно управлять вниманием учеников. Для этого необходимо определить:
*что ученик должен извлечь из учебного курса;
*какие формы оценивания этому соответствуют.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
* Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
* Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Основные принципы формирующего оценивания
-оценивание должно быть частью эффективного планирования обучения и учения;
-оценивание должно фокусироваться на учебной деятельности ученика;
-оценивание должно занимать центральное место в учебном процессе, происходящем на уроке;
-учебные цели должны быть открыты и понятны для детей.
-критерии оценивания обсуждаются вместе с детьми и понятны детям
-необходимо выстраивать постоянную обратную связь от учителя к ученику и от ученика к учителю.
-оценивание должно быть тонким и конструктивным, т.к. оно всегда оказывает эмоциональное воздействие;
-оценивание должно учитывать возможность мотивированности ученика;
-оценивание должно обеспечивать учеников конструктивными рекомендациями о том, как достигнуть улучшения результатов;
-оценивание должно развивать у учеников способность к самооцениванию
Алгоритм создания системы формирующего оценивания
* Выявление планируемых результатов
* Организация деятельности учителя по планированию и достижению субъективно значимых результатов
* Сопровождение достижения учащимся результатов с помощью организованной обратной связи
Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Сигналы рукой
Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала. Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:* Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)* Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)* Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Светофор
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):– Что вы поняли?К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:– Что вам не понятно?
Проверка ошибочности понимания Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения. Индивидуальные беседы с учащимися Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.
Измерение «температуры»
Учитель останавливает урок и задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. Если дети работают в группах, то учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Мини-тест
Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.Это тесты, предполагающие выбор:. из множества предложенных ответов;. из правильного/ неправильного ответа;или предполагающие краткий ответ.
Формирующее оценивание
Работа с инструментами формирующего оценивания на любом этапе школьного обучения строится на одних и тех же основаниях и является в этом смысле непрерывной. Поэтому в основной и старшей школе она может быть продолжением той практики, которая сложилась на начальном этапе обучения.
Одним из таких инструментов является методика
«Портфолио».
Портфолио позволяет
проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников,
оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Портфолио документов
включает коллекцию работ, собранных за
определённый период обучения.
Этот портфолио может содержать любые материалы, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудач-ные, пробные работы.
Оценка портфолио
Портфолио можно оценивать неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников.
Другой вариант оценивания – это форма-лизация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими
основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.
Методика портфолио
может использоваться на протяжении всего обучения, начиная с первых классов вплоть до окончания школы. И, если в начальной школе учитель обязательно помогает ученику отбирать учебные работы и другие материалы для портфолио, то в основной и старшей школе портфолио становится личным инструментом и визитной карточкой ученика, в работе с которыми он может проявлять максимум самостоятельности и свободы.
Методика «Недельные отчёты»
«Недельные отчёты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Методика «Недельные отчёты»
Анализируя отчёты, учитель может:
узнать об основных затруднениях и ошибоч-ных понятиях, сформированных у учеников,
получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса;
проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
Методика «Составление тестов»
Самостоятельное составление вопросов по теме – это порождение текста, имеющего форму вопроса. Для выполнения этой вроде бы простой работы ребенок должен выполнить множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ.
Методика «Составление тестов»
Мотивационная составляющая определяет, задает ли ученик вопрос, ответ на который он сам уже знает, или он хочет получить дополнительную информацию, которой сам пока не владеет.
Другая особенность связана с тем, что отвечающий «общается» не с учителем, а с одноклассником, отвечает не на языке учебника и взрослых, а на языке соседа по парте, принимает на себя роль педагога, вносящего свой вклад в копилку знаний партнера.
Методика «Составление тестов»
Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена.
Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только
заявлена.
Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.
Задачи методики «Составление тестов»
-повысить качество выполнения домашнего задания,
- выявить уровень понимания учащимися матери-ала и разобрать моменты, вызвавшие затруд-нение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме,
- развивать критическое мышление,
- строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Работа с методикой «Составление тестов»
Первый урок – получение домашнего задания и комментарии к нему (3 минуты).
Второй урок – сбор домашнего задания, индиви-дуальные консультации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), общее обсуж-дение собранных вопросов. Ребята имеют возможность ознакомиться с вопросами одноклассников, сравнить разные по сложности и дизайну вопросы, определить наиболее интересные и содержательные.
Работа с методикой «Составление тестов»
Третий урок – написание проверочной работы, разработанной на основе детских вопросов (10–12 минут). На этом же уроке и/или на следую-щем (четвертом) подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут).
Работа с методикой «Составление тестов»
Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную
работу или нет. Впоследствии можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригиналь-ности. Шкалу оценки можно придумать вместе
с учениками.
Пример такой шкалы
-1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.
-2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.
-3 балла – вопрос, требующий приведения примера.
-4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике.
-5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.
1 балл может быть присужден за оригинальность каждому
вопросу.
Используя методику «Составление тестов» удаётся
1. Выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счёт новизны работы и новой роли в учебном процессе.
2. Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников.
Используя методику «Составление тестов» удаётся
3. Развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся.
4. Акцентировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создать ситуацию успеха для большинства учеников.
5. Снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала.
Методику «Составление тестов»
можно использовать уже с первых классов,
начав с самого простого варианта: предложить детям придумать и задать друг другу вопросы по изученному материалу. При этом нужно обращать всё большее внимание на качество составленных
учениками вопросов.
Не менее полезно и интересно работать с данной методикой и в основной школе. По сути, она вполне универсальна и может меняться от весёлой игры к серьёзной и ответственной деятельности.
Лист самооценки достижений по теме «Решение задач с помощью уравнений» ученика(цы) 6 класса Ф.И______________________________________________________
Список предметных действий | Знаю/Умею (+) | Не знаю/Не умею ( - ) |
1. Алгоритм решения задач с помощью уравнений. | ||
2.Обозначить некоторое неизвестное число буквой Х. | ||
3. Составить уравнение, используя условие задачи. | ||
4.Составить таблицу или схему для решения задачи. | ||
5. Решить уравнение, составленное к задаче. | ||
6.Истолковать полученный результат в соответствии с условием задачи. | ||
7.Решать задачи на движение по течению и против течения. | ||
8.Решать задачи на движение с помощью уравнений. | ||
ВЫВОД: | ||
Что я планирую делать дальше… |
Оценочный лист «Работа в группе»Инструкция: 1. Соотнеси результат работы группы с умением, представленным в таблице 2. Поставь оценку (балл), согласно следующим критериям:
Оценка | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Групповая работа | Мы продуктивно использовали все имеющееся у нас время. Каждый был вовлечен в работу и внес свой вклад в работу группы. | Большую часть времени мы продуктивно работали вместе. Обычно мы слушали друг друга и использовали идеи, предложенные членами группы. | Какую-то часть времени мы работали вместе. Вклады членов группы в выполнение задания не были равнозначными (одинаковыми). | Мы практически не работали вместе, или же работа в группе была непродуктивной. Не каждый член группы внес свой вклад в работу. |
Оценочный лист «Работа в группе» 1.Соотнеси результат своей работы и работы членов твоей группы с умением, представленным в таблице 2. Поставь оценку (балл), согласно следующим критериям: Моя оценка себе:__ Оценка членам группы: 1. ФИО_________________ оценка:__ 2. ФИО_________________ оценка:__
Оценка | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Индивидуальная работа (вклад каждого ученика в групповой работе) | Я/мой одноклассник продуктивно использовал все имеющееся у нас время. Был вовлечен в работу и внес свой вклад в работу группы. | Я/ мой одноклассник большую часть времени продуктивно работал вместе с другими. Обычно слушал и использовал идеи предложенные другими членами группы. | Я/ мой одноклассник какую-то часть времени работал вместе с другими. Вклад в работу группы в выполнении заданий не был равнозначным (одинаковым). | Я/ мой одноклассник практически не работал вместе с группой, или же работа в группе была непродуктивной. Не внес свой вклад в работу. |
Рефлексия «Плюс – минус – интересно»
«+» | «-» | «?» |
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение
по желанию,
можно разделиться по рядам на «+», «-», «?» или индивидуально письменно.
В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу «–» обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу «интересно» (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее,
что им интересно.
Рефлексия «Закончите предложение»
Сегодня на уроке для меня полезным было___________________________, потому что
мне это пригодиться в жизни для_____________________________________________
Сегодня на уроке у меня не получилось ______________________________________,
потому что я не смог ______________________________________________________
Поэтому дома я буду _______________________________________________________
По данной теме я хотел (а) бы узнать о______________________
ИЛИ
Выполнил ли я то, что задумал?
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
Что было сделано хорошо?
Что было сделано плохо?
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
Результатами применения формирующего оценивание является:
обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
формирование оценочной самостоятельности учащихся,
формирование адекватной самооценки.
Литература
1. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Ф. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3.
2. Пинская М.А., Иванов А.В. Формирующий подход: критериальное оценивание в действии // Народное образование. 2010. № 5. C. 192—201.
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. М.: Логос, 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.