«Чтобы переворот в педагогике стал необратим, ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролером – монополистом, должен поделиться с учеником инструментом оценивания, раскрыть ему основания, критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах»
М.А.Пинская (кандидат наук, НИУ ВШЭ)
3
Характеристики формирующего оценивания
Задания соответствуют по содержанию пройденному материалу;
Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий;
Задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика;
Задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу;
Четкие критерии оценивания.
8
Технология формирующего оценивания
Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.
Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.
Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.
10
Принципы использования формирующего оценивания
Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.
Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.
12
Типичные ошибки
Неправильная постановка целей и задач урока.
Трудные критерии оценивания.
Временные затраты.
Подмена взаимооценки взаимопроверкой.
Результаты самооценки.
Оценивается результат, а не процесс.
Формальная рефлексия и обратная связь.
13
Варианты методик для организации самооценивания учеников
Методика «Карта оценки групповой презентации»
Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.
При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:
«+» – отличная работа (трудно улучшить);
«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).
14
«Недельные отчёты»
Использование методики позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
15
Методика «Карта самоотчёта»
Позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, так и детей более старшего возраста.
При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:
«Этого не было – лампочка не горит»;
«Это было иногда – лампочка горит»;
«Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».
Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель.
Подобную карту учитель может составить для любого предмета, обозначив в ней как конкретные предметные умения, так и способы деятельности и общие учебные умения.
16
Методика «Cоставление тестов»
Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
В этом заключается основа данной процедуры. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.
Задачи методики:
Повысить качество выполнения домашнего задания.
Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
Развивать критическое мышление.
Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
в»
Методика «Портфолио»
Цели и сущность портфолио.
Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.
Портфолио позволяет решить две задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Вступление
На этапе перехода от традиционного обучения к ФГОС многое изменилось как в сознании педагога, так и в сознании обучаемого.
Данный переход затронул все грани образование и не смог не коснуться системы оценивания.
Стивен КОВИ (американский оратор) однажды сказал….
А кандидат наук ВШЭ Марина Александровна Пинская убеждена ….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.