Формирующее оценивание в современной школе
Оценка 4.8

Формирующее оценивание в современной школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
04.01.2018
Формирующее оценивание в современной школе
На данный момент в системе образования установлено несколько видов контроля за качество процесса обучения: текущий, тематический и итоговый контроль, но не всегда его результаты могут порадовать. Такое оценивание в классе традиционно рассматривается как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьника. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика.
Формирующее оценивание в современной школе.docx
Формирующее оценивание в современной школе Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов обучающихся.   Традиционных   средств   контроля   знаний   в   системе   личностно­ ориентированного обучения, при которых обучающийся рассматривается как объект, а не как субъект обучения, недостаточно. Поэтому система образования вырабатывает новые средства оценки качества обучения и выдвигает к ним ряд требований. Преимущества формирующего оценивания Внедрение   в   практику   работы   данной   педагогической   технологии   позволяет   решить следующие задачи:       создание   возможностей   для   определения   новых   путей   и   форм   обучения, исправления   ошибок   учащихся,   корректировки   поставленных   образовательных целей и путей их достижения; создание   условий   для   определения   наиболее   эффективных   путей   формирования предметных и метапредметных результатов учащихся; реализация самооценки и взаимооценки учащихся; создание возможности для оценки прогресса каждого учащегося; повышение   мотивации   учащихся   к   обучению   за   счет   достижения  более   высоких образовательных результатов; создание условий для выбора учителем наиболее оптимальных методов, приемов, технологий обучения и воспитания. Преимущества   для   ученика:  вовлечение   «внутрь»   процесса,   повышение   мотивации, представление о целях обучения и о путях их достижения, знание критериев оценивания. Преимущества для учителя: с более мотивированными и независимыми учениками уроки проходят гораздо эффективнее; непрерывная обратная связь относительно достижений и недостатков учащихся позволяет правильно корректировать преподавание; это еще один путь профессионального роста и развития педагога. Система формирующего оценивания построена на следующих основаниях:    оценивание   является постоянным   процессом, интегрированным в образовательную практику;   естественным   образом оценивание   может   быть   только критериальным.   Основными   критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;  система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Цель формирующего оценивания  – мотивировать учащегося на планирование целей и путей   достижения   образовательных   результатов,   то   есть   на   дальнейшее   обучение   и развитие. Термин   «формирующее   оценивание»   впервые   был   предложен   в   1967   году   Майклом Скривеном   в   работе   «Методология   оценивания».   Формирующее   оценивание   было предложено   в   качестве   инструмента   повышения   качества   освоения   образовательной программы и противопоставлялось суммативному оцениванию, которое определялось как показатель   соответствия   уровня   обученности   стандартам   [1].   Вопросам   формирующего оценивания   посвящены   научные   и   практические   работы   таких   российских   ученых   и педагогов, как М.А. Пинская [8], И.М. Улановская [9], Н.И. Запрудский [2], Р.Х. Шакиров [12], А.А. Буркитова [12], О.И. Дудкина [12], И. Логвина [7], Л. Рождественская [6]. Учеными   разработана   теоретическая   основа   формирующего   оценивания,   однако   в настоящее время вопрос использования технологии на уроках изучен недостаточно. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:   потребностью   современного   учителя   в   введении   новых   подходов   к   оцениванию образовательных результатов; дефицитом   информационных   источников   по   практике   внедрения   элементов формирующего оценивания на уроках литературы в основной школе. Цель  –   описание   опыта   применения   техник   формирующего   оценивания   на   уроках литературы в основной школе. Задачи:   рассмотреть некоторые теоретические аспекты формирующего оценивания; обобщить   методический   опыт   проведения   уроков   с   использованием   технологии формирующего оценивания; Объект исследования: система оценивания на уроках литературы. Предмет исследования: формы оценивания в образовательной практике, их влияние на повышение качества образовательных результатов учеников. Теоретическая   значимость:   систематизация   материала   по   теме,   обоснование эффективности   внедрения   элементов   формирующего   оценивания   в   образовательный процесс. Практическая   значимость  работы   заключается   в   разработке   уроков   литературы   в основной школе с применением элементов формирующего оценивания, в использовании техник на практике и обобщении собственного методического опыта. Для   достижения   цели   использовались   следующие  методы:   анализ   научной,   учебной, методической литературы и ресурсов Интернета, наблюдение за деятельностью учащихся. Список источников 1. Бойцова Е. Г. Педагогические возможности педагогической технологии  формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы / Е. Г. Бойцова // Современные исследования социальных проблем (электронный  научный журнал). 2015. №4 (48). 2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей / Н.И.  Запрудский. 2­е изд. Минск, 2004. 288 с. 3. Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании  отечественного школьного образования / О.Н. Крылова. СПб. : Лема, 2010. 355 с. 4. Крылова О.Н. Тренды оценивания в школе / О.Н. Крылова // Инновационная  деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования  Материалы II Всероссийской научно­практической конференции // Под общ. ред.  О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой, В.И. Сопина, З.Н. Ситник., 2014. С. 272­275. 5. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной  школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб. : Каро, 2015. 124 с. 6. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в  деятельности учителя­предметника / И. Логвина, Л. Рождественская. Narva :  TartuUlikool, 2012. 48 с. 7. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,  психопрофилактика : Учебное пособие / Н.П. Локалова. СПб., 2009. Режим доступа:  /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost 8. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. М.:  Логос, 2010. 260 с. 9. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. М. : Просвещение, 2014. 80 с. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.  № 1897. 11. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов  учащихся / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. М. : Учебная литература, 2007. 244 с. 12. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений  учащихся : Методическое руководство / Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И.  Дудкина. Бишкек : Билим, 2012. 80 с. Алгоритм использования технологии формирующего оценивания Педагогическая   технология   формирующего   оценивания   предполагает   определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти этапов. 1. Планирование образовательных результатов учащихся по темам. Выполнение данного этапа происходит на стадии разработки рабочей программы педагогом. В рабочей программе должны быть спланированы и распределены образовательные результаты   (предметные,   метапредметные,   личностные)   учащихся   по   учебным темам.   В   разделе   «Тематическое   планирование»   должно   быть   представлено поурочное распределение образовательных результатов учащихся. 2. Планирование   цели   урока   как   образовательного   результата   деятельности учащихся.  При   этом   цели   должны   быть   однозначными,   диагностируемыми, доступными для понимания учащихся. 3. Формулирование   задач   урока   как   шагов   деятельности   учащихся,   другими словами, определить задачи урока, отражающие конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели. 4. Формулирование   критериев   оценивания  деятельности   учащихся   на   уроке, которые   будут   определять   степень   решения   поставленных   задач.   При   выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:    однозначность   (результат   оценивания   не   должен   зависеть   от   личностей оценивающего и оцениваемого); доступность   для   понимания   учащихся,   поскольку   это   дает   возможность использовать   критерии   оценивания   для   проведения   самооценки   и   взаимооценки учащихся, конкретность (не должны содержать абстрактных понятий). Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы. 1 Оценивание образовательной деятельности учащихся в строгом соответствии с определенными на четвертом этапе критериями оценивания. 1 Осуществление обратной связи, которая является обязательной при проведении формирующего оценивания. Обратная связь имеет разные «векторы» направлений: от   учителя   к   ученику;   от   ученика   к   ученику;   от   ученика   к   учителю.   Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен   получать   отклик   от   учителя.   Это   обеспечивает   реализацию   механизма педагогической  поддержки   и  сопровождения  учащихся.  Цель   этого  механизма   – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению. 1 Сравнение полученных образовательных результатов учащихся с предыдущим уровнем достижений данных учеников. 1 Определение места учащегося на пути достижения поставленной цели. На этом этапе   необходимо   проанализировать   возможности   достижения   цели   в   заданный временной   период   с   учетом   уже   имеющегося   результата.   Цель   данного   этапа   – определить   скорость   достижения   образовательных   целей   учащимися,   сделать прогноз   роста   их   знаний   и   умений,   определить   возможность   достижения поставленных   образовательных   целей   в   заданный   промежуток   времени   с   учетом индивидуальной скорости обучаемости учащегося. 1 Корректировка образовательного маршрута учащегося. Образовательный маршрут учащегося может быть скорректирован за счет вариативности заданий (различные варианты домашних заданий, тесты разного уровня сложности и т.д.), различного темпа   выполнения   задания,   выбора   элективных   курсов;   выбора   направлений внеурочной деятельности, организации взаимопомощи учащихся и т.д. Формирующее оценивание в современной школе На данный момент в системе образования установлено несколько видов контроля за  качество процесса обучения: текущий, тематический и итоговый контроль, но не всегда его результаты могут порадовать. Такое оценивание в классе традиционно рассматривается  как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьника. Оно  проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и  устных ответов ученика. Проблемы, связанные с несовершенством школьной оценки,  рассмотрены в работах М. В. Пинской.  Одна из проблем ­ узость шкалы оценивания, которая действует, практически, как  трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут быть только положительные  «3», «4» и «5». Это не позволяет фиксировать отдельные индивидуальные продвижения,  оставляя ученика в рамках того же показателя: не поддерживая его позитивные усилия и  не реагируя на постепенное ухудшение результата, пока он не пересечёт пороговой черты  соседнего балла. Часто, весьма условной.  Следует особо отметить, что существующая система оценивания выполняет функцию,  которую выполнять не должна – карательную, то есть используется для поощрения или  наказания. Более того, карательная функция отметки неоправданно выдвигается на первый план. В условиях неясности критериев, когда ученик не понимает, за что его поощряют и  наказывают, и не является субъектом оценивания, отметка очень быстро разрушает  защитную функцию самооценки ученика. На травматизм действующей системы оценивания указывал уже в середине 80­х гг. прошлого века Ш.А. Амонашвили.  Оценка должна быть  ориентирована не только на определение уровня усвоения учащимися единого для всех  содержания образования, но и глубины и объема их индивидуальных знаний, готовности их  использования, овладения специальными и универсальными способами деятельности,  степени и характера личных усилий учащихся. Ориентация школы на формирование ключевых компетентностей должна сопровождаться изменением не только стратегии и  технологий.  Формирующее оценивание является первым шагом к учебной самостоятельности и  достижению планируемых результатов, так как происходит ежедневное взаимодействие  учителя и учащихся и выполняет различные цели:  ­ определение потребностей учащихся; ­ поощрение самостоятельности и сотрудничества; ­ отслеживание успеваемости; ­ проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и теме, своевременная  помощь и коррекция. Термин  «формирующее   оценивание»  впервые   был   предложен   в   1967   году   Майклом Скривеном   в   работе   «Методология   оценивания».   Формирующее   оценивание   было предложено   в   качестве   инструмента   повышения   качества   освоения   образовательной программы и противопоставлялось суммативному оцениванию, которое определялось как показатель   соответствия   уровня   обученности   стандартам.   Вопросам   формирующего оценивания   посвящены   научные   и   практические   работы   таких   российских   ученых   и педагогов, как М.А. Пинская , И.М. Улановская , Н.И. Запрудский, Р.Х. Шакиров , А.А. Буркитова , О.И. Дудкина , И. Логвина , Л. Рождественская . Учителю необходимо использовать результаты оценивания для повышения качества  образования, в форме систематической обратной связи от учителя к ученику, на основе  критериального самооценивания и взаимооценивания. Чаще всего взаимооценивание проводится при оценке командной работы, например,  группового выступления, инсценировки, презентации проекта. Взаимооценивание  опирается на те же критерии, по которым ученики могут оценить собственные работы.  Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем.  По сути, формирующее обучение направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои  учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные  результаты.  Формирующее обучение происходит в ходе обучения и является его частью.  Его можно  рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание  для обучения». Именно так его называет и М.А. Пинская.  Что необходимо учитывать учителю в своей работе?  Стандарты ФГОС и цели обучения;     вовлечение учащихся в процесс оценивания; управление оцениванием;  использование результатов оценивания для рефлексии и дальнейшего планирования  обучения; использование оценивания на протяжении всего цикла обучения;   использование разнообразных методов оценивания для достижения планируемых  результатов; оценивание важных целей учебной темы;  формирование разных видов УУД. Основой результативности формирующего оценивания является обратная связь, т.е.  информирование учителем ученика о результатах оценивания, которое бы мотивировало  его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех:   Показывать, что получилось хорошо.   Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении).  Давать рекомендации о необходимых исправлениях: напоминание, показ, пример.  Создавать возможность вносить изменения. Внедрение оценочных средств, как Лист обратной связи, позволяет формировать  заданное качество выполнения учебного задания или рефлексию собственной деятельности на уроке, например: С какими заданиями справились успешно? Какие затруднения возникли у вас в ходе  урока? Какие задания вызвали затруднения? Что ещё вам нужно уточнить по этой  теме?  Технология формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников  обеспечит объективность, системность, плановость, наглядность, надежность качества  индивидуальных учебных достижений.   Рекомендации для формирующего оценивания:  Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени  фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания.  Направляется учителем. Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким  образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан  обсуждать результаты оценивания с кем­либо помимо собственного класса.  Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в  материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои  преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.  Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество  учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.   Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как  нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин.  Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает  механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.  Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на  высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи,  информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более  систематично, подвижно и эффективно.   Оценивание не является целью учебного процесса, а является средством развития ученика  и создания ситуации успеха на уроке. Алгоритм использования технологии формирующего оценивания 1.Планирование образовательных результатов учащихся по темам. 2.Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся. 3.Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся  4.Формулирование критериев оценивания деятельности учащихся на уроке 5.Оценивание образовательной деятельности учащихся 6.Осуществление обратной связи 7.Сравнение полученных образовательных результатов учащихся с предыдущим уровнем  достижений 8.Определение места учащегося на пути достижения поставленной цели 9.Корректировка образовательного маршрута учащегося Виды формирующего оценивания, способствующие активизации работы учащихся на  уроке: 1.Взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметки.  Учитель контролирует правильность поставленной оценки, может проследить за уровнем  знаний ученика, проверяющего работу, и за уровнем знаний ученика, выполнявшего  работу); 2. Самооценка (по окончании работы, учащиеся получают правильные ответы, сверяют  свою работу, исправляют ошибки, ставят себе отметку); 3. Групповая работа и активное слушание. Выставление отметки за заработанные в  течение урока баллы (На уроке заранее оговаривается сколько баллов нужно набрать,  чтобы получить "5" или "4)  :    Технология формирующего оценивания позволяет   ­ делать выводы о   продвижении ученика по личной учебной траектории путем сравнения  не только со среднестатистической нормой, не только с другими учениками, но и путем  сравнения его новых результатов с предыдущими; ­ связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений,  компетентностей и т.п.) учащегося;  ­ обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях,  стимулируя самооценку ребенка;  ­ формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования,  предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения  образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению  обучающегося  в субъект оценивания;  ­ оценивать ученика, не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок  он исправил».  Результаты обучения при формирующем оценивании: 1.Повышается качество обучения. 2.Улучшается успеваемость отстающих учеников. 3.Происходит понимание и углубление знаний на уроке. 4.Повышается мотивация, учащихся воодушевляются из­за больших возможностей. Таким образом, стандарт для школы предполагает расширение задач и инструментов  оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Новый подход устраняет  недочёты в действующей сегодня традиционной системе оценивания. Избавление детей от  страха перед школьным контролем и оцениванием путем создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. С переходом на новые образовательные  стандарты учитель должен понять и принять новые ориентиры в своей деятельности.  Основная цель введения элементов формирующего оценивания ­ это трансформация того,  как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость  учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в  учебном процессе. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на  долговременную ежедневную работу. Учителю нужно иначе взглянуть на свою практику и  решиться внести в неё что­то новое, понимая, что это может принести огромную пользу  детям. Список источников 1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. М.: Логос, 2010. 2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. М. : Просвещение, 2014. 3. Крылова   О.Н.   Развитие   знаниевой   традиции   в   современном   содержании отечественного   школьного   образования   /   О.Н.   Крылова.   СПб.   :   Лема,   2010. 4.Крылова   О.Н.   Тренды   оценивания   в   школе   /   О.Н.   Крылова   //   Инновационная деятельность   педагога   в   условиях   реализации   ФГОС   общего   образования Материалы II Всероссийской научно­практической конференции // Под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой, В.И. Сопина, З.Н. Ситник., 2014. 4. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб. : Каро, 2015. 5. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей / Н.И. Запрудский. 2­е изд. Минск, 2004. 6. Локалова   Н.П.   психокоррекция, психопрофилактика : Учебное пособие / Н.П. Локалова. СПб., 2009.   Школьная   неуспеваемость:   причины, 7. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. 8. Фишман   И.С.,   Голуб   Г.Б.   Формирующая   оценка   образовательных   результатов учащихся / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. М. : Учебная литература, 2007. 9. Шакиров   Р.Х.,   Буркитова   А.А.,   Дудкина   О.И.   Оценивание   учебных   достижений учащихся   :   Методическое   руководство   /   Р.Х.   Шакиров,   А.А.   Буркитова,   О.И. Дудкина. Бишкек : Билим, 2012.

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе

Формирующее оценивание в современной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2018