Формирующий эксперимент (тема ВКР:Формирование читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста"
Оценка 4.9

Формирующий эксперимент (тема ВКР:Формирование читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста"

Оценка 4.9
docx
25.04.2024
Формирующий эксперимент (тема ВКР:Формирование читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста"
результаты эксперимента.docx


 

 

ДОКЛАД

 

Существует несколько практических методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие и поддержание читательского интереса. Вот некоторые из них:

 1. Чтение вслух: Регулярное чтение вслух интересных и увлекательных книг позволяет детям погрузиться в мир литературы и развивает их любовь к чтению.

2. Обсуждение прочитанного: после чтения книги можно провести обсуждение с детьми, спрашивая их мнение о сюжете, персонажах, а также о том, что они узнали из прочитанного.

3. Драматизация сюжетов: Использование драматизации и ролевых игр на основе сюжетов прочитанных книг помогает детям воссоздать и лучше усвоить ключевые моменты произведения.

 4. Книжные выставки: Организация книжных выставок с разнообразными книгами и материалами по тематике, которая заинтересует детей, стимулирует их к поиску и чтению.

 5. Творческие проекты: Проведение творческих проектов, таких как создание собственной книги, иллюстраций к тексту, пересказы сказок и другие виды творческой работы на основе прочитанных произведений.

 6. Экскурсии в библиотеки: Посещение библиотек и узнавание о возможностях пользования библиотечными ресурсами и услугами.

7. Использование интерактивных книг и приложений: Работа с интерактивными книгами, приложениями и онлайн-ресурсами, способствующими развитию навыков чтения.

 

              Комплекс по реализации формирующего эксперимента направлен на развитие интереса к чтению у старших дошкольников и включает проведение с ними еженедельных НОД и занятий в форме кружка. Продолжительность каждого НОД и занятия составляет не менее 20 и не более 30 минут. Время проведения - после обеда.

             Участниками рекомендуемого комплекса являются воспитанники старшей группы ГДОУ ЛНР «Успенский ясли-сад «Улыбка» Лутугинского района» и их родители.
                Общая работа по комплексу состоит из трех этапов:

1) Подготовительный этап

2) Основной этап

3) Заключительный этап

 

 

 

 

                    

 Для формирующего этапа эксперимента, с учетом цели и задач исследования, а также результатов констатирующего этапа, целесообразно следующее: осуществить развитие читательского интереса у детей 6-7 лет в созданных психолого-педагогических условиях.   Формирующий этап эксперимента состоит из трех этапов - мотивационного, когнитивного и деятельностного.

 

На формирующем этапе эксперимента, мы, учитывая цель и задачи исследования, а также результаты констатирующего эксперимента, определили следующую цель: осуществить развитие у детей 6-7 лет читательского интереса в созданных психолого-педагогических условиях.

              Формирующий этап эксперимента состоял из трех этапов мотивационный, когнитивный и деятельностный.

              Охарактеризуем особенности работы на каждом этапе.

               Мотивационный этап предусматривал формирование у детей положительного отношения к книге, к деятельности читателя, стимулирование желания читать (слушать) книгу (произведение).

                Работа с детьми на данном этапе заключалась в показе кукольного спектакля, в процессе которого предполагались интерактивные игры по содержанию литературного произведения, проводилась презентация книги «писателем» по мотивам которой был поставлен спектакль. Экскурсия в библиотеку проводилась для рассматривания книг, иллюстраций, выбора любимой книги.

 Также было проведено:

1.НОД с использованием интерактивных и мультимедийных средств «Путешествие к замку Снежной королевы»

2.Задания для развития у старших дошкольников интереса к чтению:

1) Прочитай только большие (заглавные) буквы и узнай, куда спешит девочка

2) Прочитай буквы одного цвета и узнаешь, какие слова выучил Буратино.

3) Двигаясь по стрелке, прочитай слово и узнаешь, куда торопится Микки.

4) Расставь буквы по росту, начиная с самой маленькой, и узнаешь, кого фотографирует мальчик.

5) Помоги обезьянке найти 5 фруктов, читая буквы одного цвета.

3.Проводила беседы на темы:

 «Что мы знаем о книге»,

«Книга – лучший друг»,

 «История возникновения книги»,

«Кто создаёт книгу»,

«Путешествие в прошлое книги»

4.Провела игру «Назови сказку»

5.Оформила выставки- передвижки «Лучший сказочник» и «Веселые книжки»

6.Совместно с родителями и воспитателями группы реализовали проект: Целевая программа семейного чтения «Семья у книжной полки»

7.Проверяла уровень читательских возможностей детей с помощью следующих заданий:

1.Вспомни героев сказки В. Сутеева «Мешок яблок»

2. Скажи из каких произведений эти отрывки

3. Скажи из каких произведений эти герои

 

                Когнитивный этап работы предусматривал формирование у детей представлений о книгах как предмете рукотворного мира и источника литературных произведений.

                На данном этапе были реализованы блоки работы с детьми: «Книга как предмет рукотворного мира», «Книга как результат труда человека».

               Раскроем содержание образовательной работы с детьми по каждому блоку: В блоке работы с детьми «Книга, как предмет рукотворного мира» решаются образовательные задачи по знакомству воспитанников детского сада с книгой особенностями строения книги.

               В таблице 2 представлен план работы с детьми по блоку «Книга как предмет рукотворного мира» 

Таблица 2 – План работы с детьми в блоке «Книга как предмет рукотворного мира»

Форма работы с детьми

Деятельность детей

Педагогический инструментарий

Вовлечение родителей

Поисковая лаборатория «Что такое книга?»

Рассматривание частей книги и видео о том, как она «Рождается». Рассматривание книги и называние частей.

Демонстрация видео, беседа о - строении детской книги. Выставка разных видов книг.

Поручение -найти видео материалы о создании книги.

Путешествие в прошлое книги «Откуда книга к нам пришла?»

Рассматривание на слайдовой презентации свитка папируса, берестяных записей, глиняных дощечек. Поисковые игры:

«Путешествие книг»

 Расставила изображения различных стран или глобус в помещении и прикрепила книги, представляющие истории оттуда. Дети   "путешествовали" по местам и находили соответствующие книги.

2. «Магическое карта-сокровище»

Создали карту-сокровище, показывая "путь" книги от места их происхождения до места, где они находятся сейчас. Дети   использовали карту, чтобы отыскать "укрытые сокровища" в виде книг.

3. «Лабиринт книжного пути»

Построили лабиринт с отдельными книгами, представляющими различные страны или культуры. Дети   проходили через этот лабиринт, находя книги и изучая их происхождение.

4. «Сложение пазла»

На большом плакате показали карту мира или изображение глобуса. Затем дети находили книги, представляющие разные страны и добавляли их к картине, создавая таким образом "пазл" книжного мира.

Эти игры помогли детям понять происхождение книг и привнести элементы обучения по теме книг и культурного разнообразия.

Демонстрация в слайдовой презентации видов книг прошлого. Демонстрация современных книг. Чтение энциклопедии.

Поручение найти фотографии и видео материалы о книгах прошлого.

Экскурсия на выставку книг «К.И.Чуковского»

Рассматривание книг сборников рассказов К. Чуковского, Слушание сказки «Федорино горе» Поисковые задания:

 1. «Волшебный показатель»

Дети   получили карту с прикрепленными письмами (A, B, C) и списком предметов, которые нужно найти на выставке (например, книга о животных, книга со сказками и т. д.), находили указанные книги и размещали их в соответствии с показателями.

2. «Следы книжного зверя»

Подготовили распечатанные следы различных книжных персонажей, таких как медведь, крокодил, заяц и т.д. Дети   следовали за этими следами и находили соответствующие книги, которые можно связать с каждым персонажем.

3. «Путешествие вокруг мира в книгах»

Разместили изображения различных стран на карте или глобусе и предложили детям находить книги, представляющие каждую страну или культуру. Дети   собирали маленькие флажки, представляющие каждое место, которое они посетили.

4. «Сундук изумрудного клада»

Спрятали маленькие игрушечные сокровища внутри различных книг на выставке. Затем дали детям списки подсказок, которые   указывали на конкретные книги, где спрятаны эти сокровища.

Эти поисковые задания помогли детям весело провести время, узнать новое о книгах и вдохновиться для чтения и изучения различных тем.

Беседа о творчестве К. Чуковского, рассматривание слайдовой презентации, проведение словарной работы со словами корыто, кочерга, самовар. Драматизация сценки из произведения.

Воспитатель: -А сейчас мы с вами отправимся в сказку К. Чуковского «Федорино горе». Оденьте свои маски, приготовьтесь к выступлению. (выставляются декорации)

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.  (Удивление нарастает.)

Испугалася коза,

Растопырила глаза.

Коза. Что такое? Почему? Ничего я не пойму.

Ведущий: и помчались по улицам ножи: 

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

 Ведущий (запыхавшись). 

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу (показывает новое изображение). 

Все. Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!

Утюги бегут, покрякивают...

Все. Через лужи, через лужи перескакивают.

Ведущий. А за ними блюдца, блюдца... (Показывает, звенит чем-нибудь, приготовленным заранее, подает знак детям подхватить.)

Все. Дзынь!-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Ведущий. На стаканы... Все. Дзынь!

Ведущий. Натыкаются,

И стаканы... Все. Дзынь!

Ведущий (сокрушенно). 

Разбиваются.

Из окошка вывалился стол...

Все. И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел...

Ведущий (со смехом). 

А на нем, а на нем,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит...

Самовар. Уходите, бегите, спасайтесь!

Все. Ив железную трубу: «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

Ведущий (грустно). 

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора

Федора. Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитесь домой!

Ведущий (показывая изображение корыта). 

Но ответило корыто...

Корыто. На Федору я сердито!

Ведущий (показывая соответствующее изображение). 

И сказала кочерга...

Кочерга. Я Федоре не слуга!

Ведущий. А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются...

Блюдца. Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!

Ведущий. Тут Федорины коты (важно выходят)

Расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть,

Чтоб посуду воротить.

Коты. Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми? (Просят детей помочь им уговорить посуду.) 

Коты: Вы в канаву упадете,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!

Ведущий.Но тарелки вьются, вьются,

А Федоре не даются...

Тарелки. Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!

Ведущий (показывает изображение курицы).

 Мимо курица бежала

И посуду увидала.

Курица. Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?

Ведущий. И ответила посуда...

Тарелка: (жалобно).

Было нам у бабы худо,

 Не любила нас она...

Била, била нас она.

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!

Курица  (с сочувствием). Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Жить вам было нелегко!

Ведущий (показывает изображение таза). 

«Да,— промолвил медный таз,— Погляди-ка ты на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты. (Брезгливо.) 

Загляни-ка ты в кадушку —

И увидишь там лягушку. (Показывает изображение кадушки с лягушатами.)

Загляни-ка ты в ушат (показывает) —

Тараканы там кишат.

 Оттого-то мы от бабы

Убежали, как от жабы,

И гуляем по полям,

По болотам, по лугам».

Все (решительно). 

А к неряхе-замарахе Не воротимся!

Ведущий (бодро).

И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам.

А бедная баба одна (грустно), 

И плачет, и плачет она.

Появляется Федора, растерянно смотрит по сторонам, подходит к тому месту, где стоял стол, качает головой, вздыхает и вытирает платочком слезы.

Федора: Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы я щи,

Да кастрюли поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Все. Ой, горе Федоре! Горе!

Ведущий (устало). А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет. (чайник, блюдца, корыто, утюг). И чайник шепнул утюгу...

Чайник (с мольбой в голосе). Я дальше идти не могу.

Ведущий. И заплакали блюдца...

Блюдца (жалобно). 

Не лучше ль вернуться?

Ведущий. И зарыдало корыто...

Корыто (в отчаянии). Увы, я разбито, разбито!

Ведущий (с надеждой). 

Но блюдце сказало:

«Гляди, Кто это там позади?» (Далее удивленно.) 

И видят: за ними из темного бора... Все (радостно). 

Идет-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:

Стала Федора добрей.

Тихо за ними идѐт

И тихую песню поет...

Федора (жалобно, заботливо). 

Ой вы, бедные сиротки мои.

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять. (Далее решительно.) 

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!

Ведущий.И вот Федоре на встречу посуда идѐт…(скалка, чашка, блюдца, утюги, кастрюля). И сказала скалка...

Скалка. Мне Федору жалко.

Ведущий. И сказала чашка...

Чашка. Ах, она бедняжка!

Ведущий. И сказали блюдца...

Блюдца. Надо бы вернуться!

Ведущий. И сказали утюги...

Утюги. Мы Федоре не враги!

Появляется Федора. Она осторожно берет каждую тарелочку, моет ее в тазу, вытирает полотенцем и ставит на стол.

Ведущий (радостно).

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.

Федора: Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Ведущий (весело). Засмеялась кастрюля, Самовару подмигнула..

Кастрюля. Ну, Федора, так и быть,

Рада я тебя простить!

И обрадовались блюдца...

Все. Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Ведущий. И танцуют и смеются...

Все. Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Ведущий (торжественно).

А на белой табуреточке ,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает...

Самовар. Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Кушай, кушай, Федора Егоровна!

(звучит музыка, дети приглашаются на чаепитие).

 

Привлечение родителей к семейному чтению книг К. Чуковского из библиотеки для домашнего чтения, созданной в коридоре детского сада.

 

 

                С детьми проводилась экскурсия в библиотеку методического кабинета. Предлагалось поиграть в интерактивные игры с названием «Угадай сказку», а в групповой комнате дети отправились в путешествие прошлого книги, во время которого узнали о том, как в древние времена в разных странах люди записывали информацию.

                 Рассматривалась слайдовая презентация и проводилась беседа на тему «Первые создатели детской книги». Экспериментатор читал детям рассказ А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга». Для закрепления знаний детей о правилах обращения с книгой организовывалась и проводилась сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница».

                Подробнее рассмотрим работу с детьми: в поисковой лаборатории «Что такое книга». Перед детьми была поставлена воспитателем проблемная ситуация, в процессе которой предложено разгадать загадку про книгу, рассмотреть книги, иллюстрации, найти общее сходство и различия у рассмотренных книг. В беседе дети вместе с воспитателем узнавали, из каких частей состоит книга. Дети обсудили и определили правила обращения с книгой, зарисовали их, используя условные символы. Во время беседы воспитатель рассказал детям дошкольного возраста о первых создателях детской книги, показал слайдовую презентацию первых книг. Во время путешествия в прошлое книги дети познакомились на слайдовой презентации со свитками папируса, глиняными дощечками и берестяными записями.

                   Рассмотрим особенности работы с детьми: в поисковой лаборатории «С чего начинается книга». Дети рассматривали книгу, называли ее части, была просмотрена слайдовая презентация первых книг, выполнено поисковое задание с названием «Её Величество - Книга», в процессе которого дети дошкольного возраста учили Незнайку и Буратино правильно обращаться с книгой. Также в поисковой лаборатории воспитатель показывал детям дошкольного возраста видеосюжет об этапах изготовления книги.

                    После просмотра видеосюжета для закрепления информации педагогом были проведены поисковые игры «Кому что нужно?», «Что сначала, что потом?», «Назови профессию». В рамках поисковой лаборатории была проведена работа по изготовлению собственных книг детьми. Во время экскурсии на выставке книг педагог детям дошкольного возраста предлагал рассмотреть иллюстрации к литературно - художественным произведениям. Педагог детям прочитала стихотворение С.Я. Маршака «Чем пахнут ремесла», поиграла с ними в поисковые игры «Назови профессию».

                 На экскурсии на выставку книг дети рассмотрели детские современные книги и иллюстрации к ним. Им была прочитана сказка К. И. Чуковского «Муха цокотуха», после чего была предложена игра «Посели сказочного героя в свой дом» в процессе которой дети дошкольного возраста соотносили каждого сказочного героя с обложкой книги.

Также в рамках этого блока были проведены:

1. Игры-драматизации:

- по мотивам произведения С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»;

- по сказке «Заюшкина избушка».

2. Литературная игра «Телефон» (по стихотворению К. Чуковского)

3.Совместно с воспитателями группы реализовала проект «Любимые сказки в развивающих играх»

4. Конкурсную игру «Поле чудес»: «Что за прелесть эти сказки?»

5. Инсценировки по мотивам сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

6. «Сказочная эстафета»

7. Конкурс с участием родителей «Папа мама и я – читающая семья»

 

                 В блоке «Книга как результат труда человека» решались следующие задачи: формирование представлений детей о профессиях людей, которые работают над производством книги, об их специфических действиях и используемых материалов и оборудования, этапах создания книги. План работы с детьми представлен в таблице 3.

Таблица 3 – План работы с детьми в блоке «Книга как результат труда человека»

Форма работы с детьми

Деятельность детей

Педагогический инструментарий

Вовлечение родителей

Поисковая лаборатория «С чего начинается книга?»

Рассматривание книги и называние частей. Видео об этапах создания книги о профессиях и действиях. Изобразительная деятельность рисунков «История одной книги» Поисковое задание «Вежливое обращение с книгой

Просмотр презентации, беседа, Выставка детских рисунков.

Поручение родителям –найти и принести воспитателю в группу детского сада видео о том, как появляется книга.

Книгоиздательство «Как рождается книга?»

Рассматривание книги и называние частей, иллюстраций к литературным произведениям. Создание своих собственных книжек-малышек

Выставка книжек-малышек, беседа, показ слайдовой презентации.

Поручение родителям –принести любимую книгу ребенка для чтения-слушания в детском саду.

Переплетная мастерская

Нахождение книг в книжном уголке требующих ремонта, отправляют в книжную мастерскую. Обнаружение причин поломки книги и проведение их починки.

Педагог вместе с детьми проводит работу по ремонту книг в книжной мастерской. Выставка отремонтированных книг детьми.

Поручение родителям –почитать дома ребенку починенную книгу.

Экскурсия на выставку стихов С. Я. Маршака

Рассматривание книг, иллюстраций. Слушание Стихотворения С.Я. Маршака «Пудель» Поисковая игра «Найди животному свой стих»

Беседа с показом слайдовой презентации, об авторе, литературном произведении. Выставка детских рисунков.

Поручение родителям–найти презентацию о творчестве С.Я. Маршака.

 

 

                  В блоке с направлением «Книга, как результат деятельности труда человека» представлены образовательные задачи по формированию представлений у детей дошкольного возраста о книге. Знакомству с историей возникновения первых книг, первых авторов – создателей детской книги.

                  Воспитатель предлагал детям послушать стихотворение С.Я. Маршака «Чем пахнут ремесла», рассмотреть иллюстрации профессий людей, которые трудятся над производством книги. Для лучшего усвоения знаний о том, как создается книга, детям предлагалось поиграть в сюжетно-ролевую игру «В книжной мастерской».

                  Деятельностный этап предполагал развитие умений детей дошкольного возраста выражать свое мнение, отношение к прочитанному литературному произведению, рассказывать о своих читательских предпочтениях.

                  На данном этапе мы реализовали два блока работы с детьми: «Читаем, слушаем, рассказываем», «Выражаем свое мнение, отношение к литературному произведению».

                   В блоке «Читаем, слушаем, рассказываем» предполагалось решение задач по формированию знаний и представлений о книгах, жанрах книг. Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей. Осуществляется поэтапная работа с детьми по знакомству с литературными произведениями, используя интегрированные формы работы, которые обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку и способствуют усвоению компонентов читательского интереса. План работы с детьми в блоке «Читаем, слушаем, пересказываем» представлен в таблице 4.

                   Таблица 4 – План работы с детьми в направлении блока «Читаем, слушаем, рассказываем»

Форма работы с детьми

Деятельность детей

Педагогический инструментарий

Вовлечение родителей

Литературный концерт «В сказочном царстве - государстве К.И. Чуковского»

Составляют программу концерта. Декламируют стихи, анализируют качество исполнения стихов своих

Помощь в разучивании стихов, составлении программы и оценивании номеров.

Привлечение к помощи к разучиванию отрывков из стихотворных сказок К.И. Чуковского.

Викторина «Старые, добрые сказки Г.Х. Андерсена»

Поисковая игра «Продолжи сказку». Поисковое задание «Кому, что нужно?», поисковая игра «Угадай сказку»

Беседа, принятие участия вместе с детьми дошкольного возраста в поисковых играх и заданиях.

Привлечение родителей к семейному чтению сказок из специально созданной библиотеки детского сада в коридоре.

Литературный концерт «Волшебные сказки А.С. Пушкина»

Декламаций стихов, составление программы концерта, изготовление афиш.

Оказание помощи детям 6-7 летнего возраста в разучивании стихов, изготовлении афиш, концертной программы, оценивании номеров своих товарищей.

Привлечение к помощи разучивания стихов А.С. Пушкина

Путешествие в поэтическую страну «Читалию А.Барто»

Декламация стихов, драматизация стихотворения «Настенька», поисковые игры «Бюро находок»

Оказание помощи в разучивании стихов, беседа, совместное участие с детьми в поисковых играх.

Привлечение помощи родителей в разучивании стихов А. Барто.

 

 

 

                     Подробнее остановимся на описании особенностей работы с детьми: в блоке «Читаем, слушаем, рассказываем» был организован и проведен литературный концерт, посвященный творчеству К.И. Чуковского, в котором дети дошкольного возраста декламировали стихи, составляли программу концерта, изготавливали афишу, проводили оценивание номеров своих товарищей.

                   Для процесса вовлечения родителей в подготовку и участие к литературному концерту была предложена просьба о помощи в разучивании стихов.

                    В викторине Старые добрые сказки Г.Х. Андерсена дети 6-7 лет играли в поисковые игры: «Продолжи сказку», выполняли поисковое задание «Кому, что нужно?», «Угадай героя сказки».

                    Для привлечения родителей была создана библиотека для семейного чтения, на полках которой можно было выбрать и взять почитать дома книгу со сказками.

                    Во время литературного концерта Волшебные сказки А.С. Пушкина дети 6-7 лет проводили декламацию стихов и оценку творческих номеров. Изготавливали афиши и составляли программу концерта. Для приобщения родителей к процессу формирования читательского интереса педагог обращался с просьбой о помощи в разучивании стихов А.С. Пушкина.

                  В литературном путешествии по поэтической стране «Читалии» Агнии Барто, были организованы и проведены воспитателем игры по станциям, в процессе которых дети 6-7 летнего возраста декламировали стихи, проводили драматизацию стихотворения «Настенька», участвовали в поисковых играх «Бюро находок». Для реализации цели формирования читательского интереса родителям была предложена просьба помощи в разучивании стихов.

                  Блок «Читаем, слушаем, рассказываем» предусматривает организацию и проведение литературной викторины «По лесным дорожкам творчества В. Бианки». Предлагается поиграть в поисковые игры «Помоги добраться муравьишки до дома», «Угадай героя». Для знакомства с творчеством В. Берестовая педагог проводит литературную гостиную под названием «Поэтическая страна В. Берестова», где дети производят декламацию стихов, играют в поисковую игру «Найди лишнее». Проводится книжная выставка.

                   Для формирования интереса к литературному творчеству Братьев Гримм был проведен с детьми литературный концерт «По следам бременских музыкантов» на котором была проведена книжная выставка литературных произведений Братьев Гримм, рассмотрена слайдовая презентация. Дети исполнили песню на музыку музыка Г. Гладкова, и слова Ю. Энтина.

 

                  В блоке «Выражаем свое мнение, отношение к прочитанному литературному произведению» организовывался и проводился клуб «Книжная страна», во время которого была проведена выставка книг со стихами, рассказами, сказками. Рассмотрена слайдовая презентация, выставка детских работ по прочитанным литературным произведениям, также детям предлагалось поиграть в поисковые игры «Подбери пару», «Продолжи сказку».

 Таблица 5 – План работы блока «Выражаем свое мнение, отношение к литературному произведению»

Форма работы с детьми

Деятельность детей

Педагогический инструментарий

Вовлечение родителей

Экскурсия на выставку книг Русских народных сказок

Рассматривание книг, иллюстраций, слушание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Поисковые игры «Кто, что делал?»

Воспитатель вместе с детьми дошкольного возраста принимает участие в поисковых играх.

Привлечение родителей к чтению русских народных сказок из библиотеки, созданной в коридоре групповой комнаты детского сада для семейного чтения.

Викторина «В мире русской народной сказки Хаврошечка»

Поисковые игры «Собери сказку». Поисковое задание «Найди положительных и отрицательных героев»

Педагог вместе с детьми участвует в поисковых играх, определяет победителей, награждает их.

Поручение родителям взять для семейного чтения из организованной библиотеки в коридоре группы русскую народную сказку.

Поисковая лаборатория по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Слушание рассказа В. Бианки, поисковые игры «Посели героя в свой рассказ», «Угадай по описанию»

Чтение рассказа В. Бианки, беседа, показ слайдовой презентации.

Привлечение родителей к чтению книг с рассказами о природе из библиотеки, созданной для семейного чтения в коридоре группы.

Викторина по сказкам Бажова «Серебряное копытце»

Поисковые игры: «Продолжи историю», «Исправь ошибку»

 Рисование совместных иллюстраций по любимым сказкам Бажова и их презентация.

Беседа, участие вместе с детьми в поисковых играх. Выставка рисунков.

Привлечение родителей к просьбе принести в детский сад любимую книгу со сказками для чтения в группе.

 

 

                   Подробнее рассмотрим методы работы с детьми дошкольного возраста: В блоке «Выражаем свое мнение, отношение к литературному произведению» проводилась экскурсия на выставку книг русских народных сказок, в процессе которой, дети дошкольного возраста рассматривают иллюстрации к книгам, слушают русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»

                  Родителям предлагалось взять для семейного чтения из специально созданной библиотеки в коридоре групповой комнаты книгу с русскими народными сказками.

                 Дети принимали участие в поисковых играх «Кто, что делал».

                 В викторине по русской народной сказке «Хаврошечка» детям дошкольного возраста предлагалось поиграть в поисковые игры: «Кто, что делал», «Собери сказку». Выполнить поисковое задание «Найди положительных и отрицательных героев»

                  Во время поисковой лаборатории «В стране чудес Ирины Токмаковой» дети рассматривали книги со стихами, декламировали стихи, выполняли поисковое задание «Расставь книги по жанрам», участвовали в поисковой игре «Путаница». Для вовлечения родителей в процесс формирования читательского интереса предлагалась просьба о помощи в разучивании стихов И. Токмаковой.

                  В процессе поисковой лаборатории по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» дети дошкольного возраста слушали рассказ, принимали участие в поисковых играх: «Продолжи историю», «Угадай по описанию». Родителям было предложено взять книгу с рассказами о животных для семейного чтения из библиотеки детского сада, специально созданной в коридоре.

                 В викторине по сказкам Бажова «Серебряное копытце» детям старшего дошкольного возраста предлагал воспитатель поучаствовать в поисковых играх: «Посели героя в свою сказку», «Исправь ошибку». Участвовали в создании совместных коллективных рисунков с последующей презентацией своих сюжетов. Родителям предлагали принести для чтения в детский сад любимую книгу со сказками.

Также  был проведен комплекс литературных игр:

1.«В гостях у Снежной королевы»

2. «В плену у разбойников»

3.Ледяной осколок

4.Как помочь Белоснежке?

5.Мы любим волка           

              На третьем этапе формирующего зксперимента была проведена серия занятий по рекомендательному кругу чтения для старших дошкольников Н.А.Коротковой, основанному на структуре и жанровом разнообразии художественных произведений. Это крупные художественные формы, такие как авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с общим персонажем. Именно эти тексты создают целостные миры с последовательными событиями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и мотивами, определяющими их внутреннюю психологию. Короткова типизирует эти крупные тексты по содержательному наполнению.

 Мы выбрали несколько произведений для детей старшего дошкольного возраста и включили их в план работы по развитию читательских интересов старшей группы.
1. "Реалистические миры" - моделируют действительность через реалистическое пространство и время, где персонаж-ребенок живет со своим окружением.

 Книга "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. В этом произведении главный герой, Маленький принц, путешествует по разным планетам и встречает различных жителей, что позволяет ребенку узнавать различные аспекты жизни и общение с другими. Также она моделирует реалистичное пространство и время, и заставляет читателя задуматься о различных аспектах жизни и взаимоотношений.
2. "Вымышленные (сказочные) миры" - моделируют действительность через условно-неопределенное пространство и время, с особыми персонажами.

Книга "Алиса в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла. В этой книге главная героиня, Алиса, отправляется в удивительное путешествие, где она встречает различных удивительных персонажей и попадает в различные необычные ситуации. "Алиса в Стране Чудес" моделирует условно неопределенное пространство и время, а также вводит читателя в мир удивительных и загадочных персонажей.
3. "Комбинированные миры", где сочетаются вымышленные и реалистические элементы.

 Книга "Винни-Пух" Алана Милна. В этой книге главные герои, включая Винни-Пуха, Пятачка, Кролика и Иа-Иа, живут в вымышленном лесу, но их повседневные приключения сочетают в себе как вымышленные, так и реалистические элементы. Данная книга поднимает важные темы дружбы, приключений и преодоления трудностей, что делает ее привлекательной для детей.
4. "Перевернутый мир" - своеобразное сочетание реалистического и вымышленного, где нарушаются обычные связи вещей и событий в пространстве и времени.

 Книга "Крокодил Гена и его друзья" Эдуарда Успенского. В этой книге присутствуют элементы комедии и фантазии, создающие своеобразное сочетание реалистических и вымышленных событий. Персонажи книги, такие как Гена, Чебурашка, Крыса Лариса и Шапокляк, живут в мире, где нарушаются обычные связи вещей и событий в пространстве и времени, что создает интересное и захватывающее окружение для ребенка.

              Каждый из этих типов миров, созданных текстами, способствует развитию ребенка.

Реализация проекта «Миры» проводилась по методике Э. А. Барановой.

Структура интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста, по Э.А. Барановой, включает три компонента:

1) когнитивный компонент – определенный уровень элементарных теоретико-литературных знаний, способствующих благотворному общению ребёнка с книгой (знание жанровых особенностей сказки, рассказа, стихотворения, понимание идеи художественного произведения);

2) эмоциональный компонент – наличие эмоциональной реакции на прочитанное, ценностное отношение к книге;

 3) деятельностный компонент – уровень восприятия текста, умение находить в прочитанном ценностную и смысловую информацию.

Воспитателями нашего детского сада была разработана и внедрена в образовательную деятельность старшей группы педагогическая технология формирования интереса к чтению.

Эта технология включает разные виды педагогической работы с детьми: непосредственно образовательную деятельность, совместно организованную деятельность детей и взрослых, самостоятельную деятельность детей и культурно-досуговую деятельность. В ней используется комплекс методов и приемов работы с детьми старшей группы: словесные (чтение-слушание, чтение-рассказывание, обсуждение, беседы, рассказ воспитателя), наглядные (рассматривание иллюстраций, картин), игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты, игры-драматизации, инсценировки, театрализованные игры, развлечения, сказка на новый лад, рифмовки).

Технология включает 4 тематических блока:

 1 блок «Что за прелесть, эти сказки»,

2 блок «Прочитаем рассказ»,

3 блок «Стихи? Стихи! Стихи…»,

4 блок «Береги книгу» 

5 блок «Общаемся с книгой».

Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно.

Первый этап технологии включал работу по первым трем тематическим блокам – ознакомление детей со сказками, стихотворениями и рассказами.

 Формирование устойчивости интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста мы организовывали на основе обучения вдумчивому продуктивному чтению-слушанию по следующим этапам.

 I этап. Знакомство с писателем. Воспитатель ярко и образно рассказывает детям о писателе, поэте, сказочнике, показывает его портрет.

II этап. Работа с текстом до чтения. Детям предлагалось по названию художественного произведения, иллюстрациям к нему угадать, о чем будет в нем рассказываться.

III этап. Воспитатель сначала читает текст выразительно, потом проводит беседу с детьми, выясняет, какие эпизоды им больше всего запомнились и понравились, и читает эти эпизоды еще раз. На этом этапе воспитатель проводит элементарно простой анализ текста с помощью таких приемов, как диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочего.

IV этап. Организуется работа с текстом после чтения. Здесь воспитатель использует обобщающую беседу по смыслу текста и коллективное обсуждение прочитанного. Обязательно давали детям творческие задания – рисование понравившихся героев, эпизодов, изготовление поделки, игру-драматизацию.

Для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста проводились следующие игры:

1. **Игра "Книжный домик"**

-  Дети   играли в построение своего "книжного домика", где каждый предмет интерьера или игрушка является персонажем из их любимой книги. Это повысило их интерес к знакомству с разными персонажами и сюжетами.

 2. **Игра "Сказочный детектив"**

- Превратили чтение сказок в веселую игру-детектив: дети обнаруживали ошибки или несоответствия в рассказе.

 3. **Игра "Книжный квест"**

- Разработали квест с различными заданиями, которые дети могут выполнить, прочитав книгу (рисование истории, поиск персонажей, ответы на вопросы о сюжете). За каждое выполненное задание дети получали награду.

 

На первом этапе технологии дети принимали участие играх-драматизациях по мотивам выбранных произведений.

Второй этап технологии (4 блок «Береги книгу») направлен на закрепление интереса детей к художественной литературе и развитие бережного отношения к книге. На этом этапе  были проведены 2 беседы- тестирования по темам «Как создаётся книга» и «Создание детской книги», в ходе которых дети вспомнили историю книгопечатания и  совершили виртуальные (мысленные) путешествия в мастерские детских писателей Антуана де Сент-Экзюпери, Льюиса Керрола, Алана Милна и Эдуарда Успенского; разгадывали загадки о книгах, слушали рассказ воспитателя, о том, как создается художественное произведение и сказки, познакомились с понятиями «художник детской книги», «иллюстрация» на примере творчества А. Кошкина – иллюстратора книги  «Маленький принц».

Затем были проведены презентации творческих проектов старших дошкольников по теме «Моя домашняя библиотека». В их подготовке детям помогали родители. Дети принесли в группу свои любимые книги из домашней библиотеки. Воспитателем были организованы выставка «Моя любимая книга, просмотр и чтение отдельных отрывков текстов книг, рассказ одного из родителей о любимой книге своего ребёнка.

На этом этапе была проведена экскурсия в детскую библиотеку. Библиотекарь рассказала детям о библиотеке, о книгах, которые в ней есть, познакомила детей с оборудованием библиотеки, с трудом библиотекаря. Детей очень заинтересовала эта экскурсия, они задавали много вопросов, проявили желание записаться в библиотеку.

Также проводились сюжетно-ролевая игры «Библиотека» и «Книжкина больница». Для игры в библиотеку в группе детского сада была организована зона «Переплетная мастерская»: на специально отведенных полках  дети сами расставили книги по видам (сказки, стихи, рассказы), каждый день на отдельную полочку дети выставляли книги по определенным темам (тематические выставки) – о природе, о животных, о верных друзьях, о нашей Родине и т.д. Игра в библиотеку закрепила знания детей о труде библиотекаря, о котором они узнали из экскурсии в библиотеку, воспитывала бережное отношение к книгам. Игра «Книжкина больница» проводилась с подгруппами детей. Воспитатель показывала детям, как можно отремонтировать книгу, дети приносили из дома книги, которые нуждаются в ремонте и по инструкции воспитателя ремонтировали их.

Третий этап технологии (блок 5 «Общаемся с книгой») включал специально организованные взрослыми развлечения и культурно-досуговую деятельность детей, цель которых формирование активности интереса к чтению. Был проведен литературный праздник «Путешествие в страну книг», который включал занимательные вопросы, отгадывание загадок про книгу и чтение, конкурсы на знание авторов и названий детских книг. Литературный турнир «Русские народные сказки» проводился в форме соревнования, детям предлагалось узнать героев сказок по иллюстрациям, пересказать любимые эпизоды из сказок. Игра-драматизация по произведению А. Милна «Винни-Пух» была направлена на развитие детского творчества, игровых умений, она помогла детям вспомнить другие рассказы и стихотворения на экологическую тему.

Для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста проводились следующие игры:

**Игра "Драматизация книги"**

 - Разделили детей на группы и попросили каждую группу постановить короткую сцену из их любимой книги. Это помогает им вжиться в роль героев и лучше понять сюжет.

  **Игра "Живая библиотека"**

 - Провели мероприятие, где взрослые и старшие дети играют роль "живых книг" - каждый из них рассказывает о любимой книге или истории. Дети "выбирают книги" и слушают истории от "живых книг".

 

Совместными усилиями воспитателей и родителей в старшей группе детского сада был модифицирован книжный уголок – место для хранения и рассматривания книг. Был сделан яркий заголовок «Уголок книги».

На витрине выставляются книги, которые воспитатели будут читать детям в течение недели. В книжный уголок помещены альбомы и папки с картинками по темам «Времена года», «Книги о животных», «Волшебные сказки» и др. для самостоятельного рассматривания детьми. Его цель – удовлетворить читательские интересы детей.

Для родителей детей старшего дошкольного возраста были организованы:

1.Открытые показы совместно организованной деятельности детей и воспитателя по теме «Чтение художественной литературы».

2. Экскурсия в группу детского сада и уголок чтения.

3.Конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям.

4.Сочинение сказок детьми и их родителями.

5.Родительское собрание на тему «Воспитываем интерес к чтению у детей старшего дошкольного возраста» (познакомили родителей с читательскими интересами детей старшей группы, выявленными в ходе беседы с детьми и наблюдениям за ними, осветили имеющиеся проблемы).

В результате реализации технологии у детей старшего дошкольного возраста сформировались:

- устойчивость интереса к чтению: большинство детей стали постоянно выбирать деятельность, связанную с художественной литературой из всех видов деятельности; стали проявлять к ней положительное отношение;

 - осознанность интереса к чтению, которая проявилась в том, что большинство детей научились мотивировать свою читательскую деятельность и выбор книг для чтения;

 - активность интереса к чтению, который проявляется в активном участии по собственной инициативе в деятельности, связанной с художественной литературой, частое, продолжительное общение с книгами.

 

          В микроблоке библиотеки дети могут взять для свободного чтения понравившуюся им книгу, заполнив условными обозначениями формуляр.
           В уголке слушания находиться магнитофон с дисками и флэш-носителями записей детских сказок, рассказов и стихов для слушания в наушниках.
            Также в групповой комнате оборудована студия звукозаписи с магнитофоном. С его помощью дети могут записывать сюжеты из сказок, рассказы и читать стихи по памяти.

             В работе над развитием читательского интереса детей дошкольного возраста мы использовали интегрированные формы взаимодействия с детьми. Одной из таких форм может быть кукольный спектакль, который помогал бы детям вжиться в сюжет книги и погрузиться в мир воображения. Также проводились литературные концерты, где дети могли   окунуться в атмосферу книжного мира через музыку и танцы, сочетая развлекательный аспект с образовательным.
             Для привлечения внимания детей и создания особой атмосферы, было организовано собственное книгоиздательство, где дети могут создавать иллюстрации и рассказы, чтобы сделать собственные книги. Это поможет формировать у них любовь к чтению, поскольку видеть свои работы впечатляет и мотивирует детей.
               Интерактивные экскурсии также занимают важное место в работе. Были организованы походы в библиотеку, где дети смогли познакомиться с различными книгами и историческими событиями, что способствует расширению их познавательного кругозора и развитию интереса к чтению и образованию.
             Литературные викторины - еще одна популярная форма работы с детьми. Они позволяют не только проверить знания детей в области литературы, но и развивать их творческое мышление и способность анализировать произведения истории и искать в них глубинный смысл.

Была создана подходящая среда   для формирования и развития читательского интереса старших дошкольников.

1. Создание уютного уголка чтения: организовали в детском саду   уютное место для чтения, с мягкими ковриками, подушками и полками с книгами, чтобы дети могли свободно выбирать и читать книги в тихой и спокойной обстановке.

 2. Демонстрация энтузиазма к чтению: постоянно проявляли свой интерес и увлечение чтением, демонстрируя детям, что чтение является увлекательным и важным занятием.

 3. Регулярное чтение вслух: регулярно читали детям вслух интересные книги различных жанров, рассказывали им о книгах, иллюстрациях, персонажах и сюжете.

4. Стимулирование творческой активности: проводили занятия, во время которых дети могли рисовать, писать или играть в игры, основанные на прочитанных книгах, что помогло им углубить свое понимание книги и развить творческие способности.

5. Посещение библиотек и литературных мероприятий: организовали посещения в библиотеку, литературные и другие мероприятия, которые помогли детям увидеть мир книг изнутри и развивать их интерес к чтению.

6. Поддержка самостоятельного выбора книг: позволили детям выбирать книги сами, основываясь на их интересах и предпочтениях. Поддержка их выбора и поиск новых интересных книг.

7. Обсуждение прочитанного: регулярно обсуждали книги с детьми, задавали им вопросы, интересующиеся их мнением о книгах и персонажах, таким образом, активизируя их аналитические и рефлексивные навыки.

Игровые технологии в развитии читательского интереса

             Использовали игровые технологии для развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.

1.Интерактивные обучающие приложения:

1.     Грамотей

2.     Учимся читать по слогам – Смешарики

3.     Говори легко

4.     Сказки и головоломки

5.     Сказбука

2. Электронные книги: электронные версии книг, оснащенные анимациями, звуковыми эффектами и встроенными игровыми элементами, делают чтение более увлекательным для детей.

3. Обучающие игры: способствуют развитию навыков чтения, например, игры на распознавание слов, составление предложений, развитие словарного запаса и т.д.

 4. Виртуальные библиотеки: Виртуальные библиотеки предлагают доступ к широкому спектру литературы, аудиокниг, интерактивных книг и других материалов, что может стимулировать интерес к чтению.

 5. Игры с использованием аудио- и видео - материалов: Игры, в которых используются аудио- и видео-    материалы, помогают визуализировать сюжеты и персонажей, что делает процесс чтения более привлекательным.   

            Как видим, основным принципом является создание стимулирующей среды и обеспечение доступа разнообразных и увлекательных материалов, способствующих развитию читательского интереса у детей.

Диагностическая методика на выявление читательского интереса старших дошкольников

          Для выявления читательского интереса у старших дошкольников использовали диагностическую методику, которая включает в себя разнообразные задания и вопросы, позволяющие оценить их предпочтения, мотивацию и отношение к чтению.

 

                 Для реализации задач по формированию читательского интереса с детьми дошкольного возраста подготовительной группы в групповой комнате были созданы следующие микроцентры: уголок слушания, в котором дети дошкольного возраста проводили декламацию стихов, слушали аудиозаписи сказок и рассказов. В библиотеке дети 6-7 лет рассматривали иллюстрации к книгам, выбирали книги для чтения – слушания литературных произведений. В микроцентре детского творчества дети старшего дошкольного возраста имели возможность нарисовать сюжеты прослушанных литературно-художественных произведений. Вылепить героев сказок из любимых книг. В микроблоке театрального творчества дети могли подобрать подходящий костюм для декламации стихов или для драматизации сюжета из литературного произведения. Самостоятельно поиграть в сюжетно – ролевую игру «Театр». В центре книжной мастерской дети 6-7 лет находили в читательском уголке книги, которые требуют ремонта, определяли причину поломки, производили починку книг. Дети также изготавливали свои собственные книжки-малышки.

                  В блоке «Выражаем свое мнение, отношение к прочитанному литературному произведению» решение образовательных задач предполагало формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, который должен реализовываться при создании книжного уголка, как элемента предметно-пространственной среды.

                  В читательском уголке были представлены микроблоки по книгоиздательству, книжной мастерской, где деятельность детей была связана с созданием своих книг, из готовых текстов, рисунков, книжной выставки. Дети познакомились с разными книгами, авторами, определяли свои предпочтения к чтению художественной литературе.

                   В микроблоке библиотека дети могли взять для свободного чтения понравившуюся им книгу, заполнив условными обозначениями формуляр.

                  В уголке слушания находился магнитофон с дисками и флэш носителями записей детских сказок, рассказов, стихов для слушания в круглых наушниках детьми. Студия звукозаписи была оборудована магнитофоном. С его помощью дети могли записывать сюжеты из сказок, рассказы, читать стихи по памяти.

                  Работа в блоках по развитию читательского интереса детей дошкольного возраста строилась с использованием интегрированных форм взаимодействия педагога и детей: кукольного спектакля, литературного концерта, книгоиздательства, интерактивных экскурсий, литературных викторин.

                  Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы реализовали разработанные нами психолого-педагогические условия развития у детей 6- 7 лет читательского интереса, что нашло отражение в представленном плане образовательной работы с детьми.

Выявление динамики в уровне развития у детей 6-7 лет читательского интереса

                  Мы выделили следующую цель контрольного этапа эксперимента: выявить динамику в уровне развития у детей 6-7 лет читательского интереса после проведенной образовательной работы в созданных психолого-педагогических условия

                   Мы получили следующие результаты при повторном проведении диагностического задания «Моя любимая книга» по выявлению у детей проявления положительного отношения к книге, к деятельности читателя; наличие личных предпочтений к книгам и литературным произведениям.

                   45% детей проявляли яркое и положительное отношение к книге и к деятельности читателя. Высказывали личные предпочтения к книгам, объясняют, чем им понравилась книга. 50% детей проявляли положительное отношение к книге, личные предпочтения к книгам высказывают при стимулировании взрослого, возникали затруднения с обоснованием своего выбора. 5% детей проявили индифферентное отношение к книге, и не проявили личных предпочтений.

                     Николь Ж., Маша М, своей любимой книгой назвали сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева», у Данила Т любимая книга «Заюшкина избушка», Эмилия К. и Тихон В. любимой книгой назвали сказки А.С. Пушкина. Кира в качестве любимой книги назвала »Путаницу» С. Маршака. Аней Г. и Ульяной Л. в качестве любимой книге были названы рассказы о животных В. Бианки.  Стас Б. не проявил личных читательских предпочтений.

                     Проведенное нами диагностическое исследование в контрольной группе позволило выявить следующие количественные результаты: личные предпочтения к книгам проявили 15% детей. Назвали любимого героя, любимое литературно – художественное произведение. Называли любимого героя, жанр книги, книгу, но обоснование своего выбора вызывало трудности у 40% детей. При стимулировании взрослого и самостоятельно затруднялись назвать любимую книгу 50% детей.

                      София Е. и Артем Б. проявили личные предпочтения к книгам, называли самостоятельно своего любимого героя, жанр книги и ее название.

                       Аделина К, Женя М, Аннабель В. и Ярик Т. самостоятельно называли любимого героя, литературное произведение, жанр книги, книгу. Но объяснить свой выбор не смогли. Варя Ш, Миша Д, Лера О, Стефания Л. И Ветта П. не самостоятельно, не при стимулировании взрослого не смогли назвать любимую книгу.

                        Проведение диагностического задания «Выбери книгу» было направлено на выявление у детей проявления желания слушать книгу, произведение. Мы установили, что 40% детей самостоятельно осуществляли выбор книг из предложенных групп, подробно обосновывали свой выбор. Проявляли свои личные предпочтения в выборе книг ярко. 55% выбор книг осуществляли при помощи воспитателя, при объяснении своего выбора возникали затруднения. 5% детей желания в выборе книг из предложенного ассортимента не проявляли, также не смогли обосновать свой выбор. Николь Ж, Тихон В, Эмилия У и Данил Т выбор книг из предложенного ассортимента осуществляли самостоятельно, рассказали, что в книгах их привлекают интересные сказочные герои и красивые картинки. Ярко проявили личные предпочтения к книгам. Василиса Б, Аня Г, Маша М, Саша А, Ульяна Л и Кира Ч. выбор книг осуществляли с помощью воспитателя, слабо проявляли личные предпочтения к книгам. С объяснением своего выбора затруднялись. Стас Б. не проявил желания в выборе книг и не обосновал свой выбор.

                         Самостоятельно производили выбор книг из предложенных групп. Продемонстрировали желание рассмотреть иллюстрации, почитать книги 35% детей. Затруднялись с выбором книг, но проявили интерес к рассматриванию иллюстраций, возникало желание прочитать книги у 25% детей. Стихийно осуществляли выбор книг, с обоснованием своего выбора затруднялись 40% детей.

                          Соня Е, Аделина К, Женя М, Артем Б продемонстрировали желание рассмотреть иллюстрации к книгам, почитать, самостоятельно осуществляли выбор книг из предложенных групп. Аннабель В, Ярик Т, Ветта П, с интересом рассматривали иллюстрации, проявляли желание прочитать книги, но затруднялись объяснить свой выбор. Варя Ш, Миша Д, Лера О, Стефания Л. выбор книг из предложенных групп осуществляли стихийно при стимулировании взрослого. Проявляли желание рассматривать иллюстрации, но желание читать книги не возникало.

                          Проведение диагностического задания «Мое любимое литературное произведение» по выявлению уровня развития читательского интереса у детей показало.

                           55% детей проявили высокую концентрацию внимания, просили дочитать до конца литературно-художественное произведение. У 35% детей наблюдалась частая отвлекаемость, продолжением событий не интересовались. При стимулировании педагога соглашались дослушать до конца. У 10% детей дошкольного возраста во время чтения литературного произведения была низкая концентрация внимания, чаще других отвлекались на внешние факторы раздражения. При стимулировании воспитателя желания дочитать книгу до конца не возникало.

                            У Василисы Б, Николь Ж, Тихона В, Эмилии У, Данила Т, Маши М наблюдалась высокая концентрация внимания во время чтения литературного произведения. А после того, как педагог закрыл книгу дети 6 - 7 лет задавали вопросы следующего типа: «Что было дальше?», «А можно прочитать еще немного?», «А что случилось с главными героями?» Аня Г , Саша А, Кира Ч, Ульяна Л. в процессе чтения литературного текста проявили частую отвлекаемость, соглашались на предложение педагога дочитать художественную историю до конца. Стас Б, во время чтения воспитателем книги проявил низкую концентрацию внимания, отказался от предложения воспитателя дочитать книгу до конца.

                     Результат проведенной диагностической работы в контрольной группе выявил следующие количественные результаты: 20% проявили во время чтения литературного произведения высокую концентрацию внимания. Самостоятельно высказывали просьбу дочитать до конца литературный текст. У 30% детей наблюдалась периодическая отвлекаемость во время чтения книги. Соглашались на предложение экспериментатора дочитать дальше. 50% желание слушать чтение книги дальше не проявили, часто отвлекались во время чтения произведения.

                     София Е, Аделина К.  проявили высокую концентрацию внимания во время чтения литературно – художественного произведения. Самостоятельно просили прочитать дальше. Задавали подобного тапа вопросы: «А еще почитаем?», «А что будет с героями?»

                     Женя М, Артем Б, Аннабель В, периодически отвлекались во время чтения литературного произведения. Соглашались на предложение взрослого дочитать дальше. Ярик Т., Миша Д, Варя Ш, Лера О., Ветта П. не согласились на предложение взрослого дочитать книгу дальше, во время чтения литературного произведения часто отвлекались.

                      Повторная диагностика «Мое любимое литературное произведение» позволило выявить следующее.

                      50% детей 6-7 летнего возраста самостоятельно задавали 3-4 вопроса о книге, о ее содержании. От одного до 3 вопросов о книге и ее содержании задавали 40% детей. Не задали ни одного вопроса о книге, ее содержании при стимулировании взрослым 10% детей.

                      Николь Ж, Тихон В, Эмилия У, Василиса Б, Данил Т, Маша М самостоятельно задавали вопросы о книге и ее содержанию. Аня Г, Кира Ч, Саша А, Ульяна Л.  при помощи воспитателя задавали 1 - 3 вопроса о книге, ее содержании. Стас Б не задавал ни одного вопроса о книге, ее содержании даже при стимулировании взрослого.

                       Результаты проведенного диагностического исследования в контрольной группе выявили следующие результаты: 30% самостоятельно задавали вопросы об авторе и по содержанию книге. 25% детей при стимулировании взрослого задавали от одного до трех вопросов об авторе, по содержанию книге. 45% детей по содержанию, об авторе вопросов не задавали, выбор книг осуществляли стихийно.

                      София Е, Аделина К, Артем Б, задавали вопросы об авторе, по содержанию книге самостоятельно. Женя М, Аннабель В, Ярик Т задавали от одного до трех вопросов об авторе, и по содержанию книге при стимулировании взрослого.

                     Варя Ш, Миша Д, Лера О, Стефания Л., Ветта П не задавали вопросы об авторе и по содержанию книге, стихийно осуществляли выбор книг.

                     Диагностическое задание «Мое любимое литературное произведение» по выявлению у детей наличия личных предпочтений к книгам и произведениям показало.

                      35% детей выражали самостоятельно отклик о литературном произведении и высказывали собственное мнение о книге с помощью взрослого. Выражали положительный эмоциональный отклик и высказывали потребность собственного мнения о книге 55 % детей дошкольного возраста. 5% не выражали потребность в высказывании собственного мнения о книге и не проявляли эмоциональный отклик при стимулировании взрослого на литературное произведение.

                    Николь Ж, Тихон В, Эмилия У, Василиса Б, самостоятельно демонстрировали эмоциональный отклик и высказывали потребность в выражении собственного мнения о литературном произведении. Данил Т, Маша М, Аня Г, Кира Ч, Саша А, Ульяна Л., при стимулировании взрослого высказывали потребность в выражении собственного мнения о книге и демонстрировали положительный эмоциональный отклик. Стас Б, не выражал потребности в высказывании собственного мнения о книге и не проявлял положительного эмоционального отклика на литературно – художественное произведение при стимулировании взрослого.

                       Результаты анализа диагностического задания в контрольной группе позволили сделать следующие выводы: 20% проявили эмоционально – положительное отношение к книге, возникало желание слушать чтение экспериментатора. 40% детей проявили позитивное эмоционально- положительное отношение к книгам. Выражали желание слушать чтение литературного произведения взрослым. Проявили равнодушие к чтению книге, не согласились на предложение экспериментатора дочитать дальше 40% детей.

                          София Е, Аделина К, проявили эмоционально – положительное отношение к книге, продемонстрировали желание слушать чтение экспериментатора.  Артем Б, Женя М, Аннабель В, Ярик Т, Ветта П задавали от одного до трех вопросов об авторе, и по содержанию книге при стимулировании взрослого.

                     Варя Ш, Миша Д, выражали желание слушать чтение книге взрослым. Лера О, Стефания Л. к чтению книге проявили равнодушие, отказались от предложения педагога дочитать дальше.

                     Диагностическое задание «Что тебе нравиться в книге» имело целью: выявить умение детей выражать в разных формах свое отношение как читателя к книге, ее содержанию.

                     Мы установили, что 25% детей самостоятельно рассказывали и отражали свое отношение к сказочным героям через рисунок, лепку, песню. При стимулировании взрослого выражали свое отношение к героям сказок и рассказов в рисунке, лепке и песне 60% детей дошкольного возраста. Не смогли выразить свое отношение к героям сказок через лепку, песню, рисунок 15% детей 6-7 летнего возраста.

                        Николь Ж, Тихон В, Эмилия У, самостоятельно выражали свое отношение к героям сказок и рассказов в песне, лепке, рисунке. Василиса Б, Данил Т, Маша М, Аня Г, Кира Ч, Саша А, выражали свое отношение к сказочным героям литературного произведения в лепке, песне, рисунке при стимулировании взрослого. Ульяна Л, Стас Б, при стимулировании взрослого не смогли рассказать через рисунок, лепку и песню свое отношение к героям литературно - художественного произведения.

                       Анализируя результаты исследования диагностической методики в контрольной группе, можно сделать следующий вывод:

 15% детей самостоятельно выражали свое мнение, отношение к литературному произведению в рисунке, лепке, песенном исполнении. При стимулировании взрослого свое мнение, отношение к поступкам сказочных героев 25% детей. 60% детей не смогли выразить свое мнение, отношение в лепке, песне, рисунке при стимулировании взрослого.

                      София Е, Аделина К, самостоятельно выражали свое мнение – отношение в лепке, песне, рисунке к героям литературного произведения.

                     Артем Б, Женя М, Аннабель В, выражали свое мнение – отношение при стимулировании взрослого в лепке, рисунке, песни.

                       Ярик Т, Ветта П, Варя Ш, Миша Д, Лера О, Стефания Л. не выражали свое мнение – отношение к поступкам героев в лепке, песни, рисунке.

                       При повторном проведении диагностического задания «Поделись книгой» было установлено, что самостоятельно заинтересовывали и высказывали предположения помощи маленькому мальчику 40% детей. 50% детей при стимулировании взрослого предлагали варианты помощи маленькому мальчику. Но самостоятельно производили выбор книг для чтения маленькому мальчику. 10% не выдвигали версии о помощи маленькому мальчику, и выбор книги такими детьми осуществлялся при стимулировании взрослого.

                        Николь Ж, Тихон В, Эмилия У, Василиса Б, самостоятельно высказывали предложения помощи маленькому мальчику и выбор книг для чтения осуществляли без помощи взрослого.

                        Данил Т, Маша М, Аня Г, Кира Ч, Саша А, Ульяна Л, при стимулировании взрослого выдвигали предположения о помощи маленькому мальчику, но самостоятельно осуществляли выбор книг для чтения.

                          Стас Б не предлагал варианты помощи маленькому мальчику при стимулировании взрослого. Выбор книг осуществлял стихийно при стимулировании взрослого.

                       Результаты развития читательского интереса у детей ЭГ в контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.

Рисунок 4 – Результаты диагностики детей ЭГ на контрольном этапе эксперимента

              20% детей показали низкий уровень развития читательского интереса.

В такой группе дети не проявляли личных предпочтений к книгам, не возникало желания осуществить выбор книг из предложенных групп и объяснить свой выбор. Во время чтения литературного произведения наблюдалась низкая концентрация внимания, присутствовала частая отвлекаемость. Не возникало желания дослушать книгу до конца даже при стимулировании взрослого. При стимулировании взрослого не проявляли потребность в выражении собственного мнения о книге. В выражении своего отношения к героям литературного произведения возникали затруднения. Не выдвигали версии помощи маленькому мальчику при стимулировании взрослого. Выбор книг осуществляли стихийно при помощи педагога.

                У 45% детей средний уровень развития читательского интереса, они набрали от 16 до 18 балла. Данная группа детей 6 - 7летнего возраста демонстрировали положительное отношение к книге, но личные предпочтения к литературным произведениям проявляли слабо. Затруднялись рассказать взрослому о любимой книге, кратко называли некоторые ее особенности. Выбор книг из предложенных групп выбирали при стимулировании педагога, с объяснением своего выбора затруднялись. Личные предпочтения к книгам проявляли слабо. Периодически отвлекались во время чтения взрослым литературно - художественного произведения. Соглашались с предложением взрослого дослушать до конца. Задавали 1-3 вопроса о книге, ее содержании при стимулировании взрослого, выражали потребность высказывать свое мнение о книге при стимулировании воспитателя. С помощью взрослого свое отношение к героям сказок в рисунке, лепке, песне. Самостоятельно выбирали книгу для чтения маленькому мальчику, но варианты помощи высказывали при стимулировании взрослого. После анализа количественных данных результатов исследования мы сделали следующие выводы: лучше всего выражено у детей умение выражать свое мнение, отношение к литературному произведению. Умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге.

                   35% детей имели высокий уровень развития читательского интереса. Эта группа детей проявляла положительное отношение к книге и к деятельности читателя. Самостоятельно произносили название выбранных ими книг, объясняли свой выбор. Демонстрировали во время чтения литературного произведения высокую концентрацию внимания, самостоятельно просили взрослого продолжить чтение книги. Задавали 3 - 4 вопроса о книге и ее содержании. Проявляли положительный эмоциональный отклик на литературно-художественное произведение. Выражали потребность в высказывании собственного мнения о книге. Самостоятельно выражали свое отношение к персонажам сказок и рассказов через рисунок, лепку и песенное исполнение.

                   В контрольной группе результаты были следующие (Рисунок 5).

 

 Рисунок 5 –Результаты диагностики детей КГ на контрольном этапе эксперимента

                У 50% детей дошкольного выявлен низкий уровень развития читательского интереса. Дети не проявляли личных предпочтений к книгам, не возникало желания осуществить выбор книг из предложенных групп и объяснить свой выбор. Во время чтения литературного произведения наблюдалась низкая концентрация внимания, присутствовала частая отвлекаемость. Не возникало желания дослушать книгу до конца даже при стимулировании взрослого. При стимулировании взрослого не проявляли потребность в выражении собственного мнения о книге. В выражении своего отношения к героям литературного произведения возникали затруднения. Не выдвигали версии помощи маленькому мальчику при стимулировании взрослого. Выбор книг осуществляли стихийно при помощи педагога.

                У 30% детей средний уровень развития читательского интереса. Они демонстрировали положительное отношение к книге, но личные предпочтения к литературным произведениям проявляли слабо. Затруднялись рассказать взрослому о любимой книге, кратко называли некоторые ее особенности. Выбор книг из предложенных групп выбирали при стимулировании педагога, с объяснением своего выбора затруднялись. Личные предпочтения к книгам проявляли слабо. Периодически отвлекались во время чтения взрослым литературно - художественного произведения. Соглашались с предложением взрослого дослушать до конца. Задавали 1 – 3 вопроса о книге, ее содержании при стимулировании взрослого, выражали потребность высказывать свое мнение о книге при стимулировании воспитателя. С помощью взрослого свое отношение к героям сказок в рисунке, лепке, песне. Самостоятельно выбирали книгу для чтения маленькому мальчику, но варианты помощи высказывали при стимулировании взрослого.

                  Высокий уровень развития читательского интереса выявлен у 20% детей. Они проявляла положительное отношение к книге и к деятельности читателя. Самостоятельно произносили название выбранных ими книг, объясняли свой выбор. Демонстрировали во время чтения литературного произведения высокую концентрацию внимания, самостоятельно просили взрослого продолжить чтение книги. Задавали 3 - 4 вопроса о книге и ее содержании. Проявляли положительный эмоциональный отклик на литературно-художественное произведение. Выражали потребность в высказывании собственного мнения о книге. Самостоятельно выражали свое отношение к персонажам сказок и рассказов через рисунок, лепку и песенное исполнение.

                  Таким образом, выявлена следующая динамика уровня читательского интереса у детей экспериментальной группы: высокий уровень повысился на 20 % детей, низкий уровень уменьшился на 35 % детей. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем не изменилось, с низким уровнем – уменьшилось на 10%.

                  Таким образом, результаты контрольного этапа показали эффективность проведенной работы с детьми в созданных психолого- педагогических условиях.

Выводы по второй главе

                     Выявленные в ходе констатирующего эксперимента результаты диагностики читательского интереса детей 6-7 лет и изучения психолого- педагогических условий в ДОУ по его развитию показали недостаточное внимание к данной проблеме.

                      При проведении формирующего эксперимента нами осуществлялась проверка положений гипотезы, на основании чего были сделаны следующие выводы: развитие у детей 6-7 лет читательского интереса предполагает поэтапную работу, предполагающую реализацию всей разработанной совокупности психолого-педагогических условий.

                   Использованный в экспериментальной работе комплекс диагностических заданий позволил оценить у детей 6-7 лет уровень развития читательского интереса и зафиксировать положительную динамику по выделенным критериям и показателям.

Заключение

                  В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования и явились основой для следующих выводов.

                  Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.

                  Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.

                   Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной роботы с детьми по развитию читательского интереса.

                    На формирующем этапе развитие читательского интереса у детей 6- 7 лет происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный).

Были реализованы следующие психолого-педагогические условия:

 – включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство детей с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;

 – поэтапная работа с детьми по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;

 – организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;

– создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает

                  Результаты повторной диагностики показали более значительную положительную динамику развития читательского интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы с детьми в созданных психолого-педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирующий эксперимент (тема ВКР:Формирование читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста"

Формирующий эксперимент (тема ВКР:Формирование читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста"

ДОКЛАД Существует несколько практических методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие и поддержание читательского интереса

ДОКЛАД Существует несколько практических методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие и поддержание читательского интереса

Участниками рекомендуемого комплекса являются воспитанники старшей группы

Участниками рекомендуемого комплекса являются воспитанники старшей группы

История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» 4

История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» 4

Поисковые игры: «Путешествие книг»

Поисковые игры: «Путешествие книг»

Дети проходили через этот лабиринт, находя книги и изучая их происхождение

Дети проходили через этот лабиринт, находя книги и изучая их происхождение

К.И.Чуковского»Рассматривание книг сборников рассказов

К.И.Чуковского»Рассматривание книг сборников рассказов

Дети следовали за этими следами и находили соответствующие книги, которые можно связать с каждым персонажем

Дети следовали за этими следами и находили соответствующие книги, которые можно связать с каждым персонажем

Затем дали детям списки подсказок, которые указывали на конкретные книги, где спрятаны эти сокровища

Затем дали детям списки подсказок, которые указывали на конкретные книги, где спрятаны эти сокровища

Курица (с сочувствием). Ко-ко-ко!

Курица (с сочувствием). Ко-ко-ко!

Сварила бы я щи, Да кастрюли поди поищи!

Сварила бы я щи, Да кастрюли поди поищи!

Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой,

Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой,

Экскурсия на выставку книг «К

Экскурсия на выставку книг «К

Первые создатели детской книги»

Первые создатели детской книги»

Конкурс с участием родителей «Папа мама и я – читающая семья»

Конкурс с участием родителей «Папа мама и я – читающая семья»

В блоке с направлением «Книга, как результат деятельности труда человека» представлены образовательные задачи по формированию представлений у детей дошкольного возраста о книге

В блоке с направлением «Книга, как результат деятельности труда человека» представлены образовательные задачи по формированию представлений у детей дошкольного возраста о книге

Викторина «Старые, добрые сказки

Викторина «Старые, добрые сказки

Блок «Читаем, слушаем, рассказываем» предусматривает организацию и проведение литературной викторины «По лесным дорожкам творчества

Блок «Читаем, слушаем, рассказываем» предусматривает организацию и проведение литературной викторины «По лесным дорожкам творчества

Поисковая лаборатория по рассказу

Поисковая лаборатория по рассказу

Участвовали в создании совместных коллективных рисунков с последующей презентацией своих сюжетов

Участвовали в создании совместных коллективных рисунков с последующей презентацией своих сюжетов

Данная книга поднимает важные темы дружбы, приключений и преодоления трудностей, что делает ее привлекательной для детей

Данная книга поднимает важные темы дружбы, приключений и преодоления трудностей, что делает ее привлекательной для детей

Первый этап технологии включал работу по первым трем тематическим блокам – ознакомление детей со сказками, стихотворениями и рассказами

Первый этап технологии включал работу по первым трем тематическим блокам – ознакомление детей со сказками, стихотворениями и рассказами

А. Кошкина – иллюстратора книги «Маленький принц»

А. Кошкина – иллюстратора книги «Маленький принц»

Провели мероприятие, где взрослые и старшие дети играют роль "живых книг" - каждый из них рассказывает о любимой книге или истории

Провели мероприятие, где взрослые и старшие дети играют роль "живых книг" - каждый из них рассказывает о любимой книге или истории

Также проводились литературные концерты, где дети могли окунуться в атмосферу книжного мира через музыку и танцы, сочетая развлекательный аспект с образовательным

Также проводились литературные концерты, где дети могли окунуться в атмосферу книжного мира через музыку и танцы, сочетая развлекательный аспект с образовательным

Интерактивные обучающие приложения: 1

Интерактивные обучающие приложения: 1

Дети также изготавливали свои собственные книжки-малышки

Дети также изготавливали свои собственные книжки-малышки

Николь Ж., Маша М, своей любимой книгой назвали сказку

Николь Ж., Маша М, своей любимой книгой назвали сказку

Варя Ш, Миша Д, Лера О, Стефания

Варя Ш, Миша Д, Лера О, Стефания

От одного до 3 вопросов о книге и ее содержании задавали 40% детей

От одного до 3 вопросов о книге и ее содержании задавали 40% детей

Проявили равнодушие к чтению книге, не согласились на предложение экспериментатора дочитать дальше 40% детей

Проявили равнодушие к чтению книге, не согласились на предложение экспериментатора дочитать дальше 40% детей

Но самостоятельно производили выбор книг для чтения маленькому мальчику

Но самостоятельно производили выбор книг для чтения маленькому мальчику

Периодически отвлекались во время чтения взрослым литературно - художественного произведения

Периодически отвлекались во время чтения взрослым литературно - художественного произведения

Не выдвигали версии помощи маленькому мальчику при стимулировании взрослого

Не выдвигали версии помощи маленькому мальчику при стимулировании взрослого

Использованный в экспериментальной работе комплекс диагностических заданий позволил оценить у детей 6-7 лет уровень развития читательского интереса и зафиксировать положительную динамику по выделенным критериям и…

Использованный в экспериментальной работе комплекс диагностических заданий позволил оценить у детей 6-7 лет уровень развития читательского интереса и зафиксировать положительную динамику по выделенным критериям и…

Результаты повторной диагностики показали более значительную положительную динамику развития читательского интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой

Результаты повторной диагностики показали более значительную положительную динамику развития читательского интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2024