Мастер - класс для родителей "Логопедические игры"
Оценка 4.6

Мастер - класс для родителей "Логопедические игры"

Оценка 4.6
docx
25.04.2024
Мастер - класс для родителей "Логопедические игры"
мастер-класс.docx

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

ЦЕЛЬ: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях нетрадиционными способами.

ЗАДАЧИ:

-активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

- сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;

- обучать применению;

- формировать умения осознанной адекватной и результативной помощи детям;

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать. А показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе.

И, прежде чем мы начнем нашу работу, хотелось бы вспомнить замечательное высказывание Льва Семеновича Выготского «Без речи нет ни сознания, ни самосознания».

Важнейшим показателем готовности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития.

Что же такое речь?

Строим дом:

Фундамент нашего дома – работа по развитию артикуляционного аппарата.

Стены – работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания.

Крыша – развитие фонематического слуха.

1ЭТАП любого логопедического занятия – это артикуляционная гимнастика. Это основа формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы артикуляции: язык, зубы, щеки, губы, уздечка и нёбо.

Важной задачей логопеда является тренировка этих органов через артикуляционную гимнастику.

Почти все родители знают, что гимнастика рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А, то, что язык – главная мышца органов речи и что гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного произношения язык должен быть хорошо развит.

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом.

И тут нам на помощь приходит игра. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми способами артикуляционной гимнастики, которые можно использовать дома.

Но, прежде чем мы приступим к артикуляционной гимнастике, вы должны ознакомиться с рекомендациями по проведению гимнастики в домашних условиях.

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше четырёх, пяти упражнений за раз.

2. Проводить артикуляционные упражнения нужно эмоционально, в игровой форме.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
 -  взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
 - показывает его выполнение;
 - упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.

5. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

6. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.

7. Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Мы просмотрели рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, а сейчас мы посмотрим видеоурок – универсальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Чтобы ребенку было интересно заниматься, хорошо выполнять а\г под музыку, с движениями, со стихами, сенсорно – интегративным способом (развитие произвольных движений артикуляционного аппарата и речевого дыхания в игровой форме с опорой на различные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.

А сейчас мы приступаем к практической части нашего мастер – класса. Особенно интересный на мой взгляд способ сенсорно – интегративный.

Я покажу какие упражнения для губ и языка можно делать с помощью вкусняшек. В данном случае у меня есть аскорбинка. Что с ней можно делать? Кладем на язык, он приобретает форму чашечки, чтобы эту вкусняшку удержать и удерживаем хотите под счет до 5 хотите под счет до 10 хотите без счета.

Далее язычок поставить к нижним зубам, а конфетку загнать под язычок, то есть язык упирается в нижние зубы спинка языка выгнута, а конфетка под язычком в рулетике. Еще раз покажу.

Далее конфетку можно загнать в правую щечку и погонять по щечке потом перетаскиваем ее в левую щечку и тоже погоняли по щечке. В этом ракурсе работают боковые края языка.

Следующее упражнение будем выполнять с соломкой.

- Положить соломку на верхнюю губу и прижать к носу. Вот так! И удерживайте под счет до 5 или до 10.

- Далее соломку прижать языком к верхним зубам. Еще раз покажу.

-Языком прижать соломку к верхней губе. И еще раз.

-Соломку поместить под язык, а язык упирается в нижние зубы.

Эти упражнения можно выполнять и взрослым, и детям они интересны познавательны. а также они способствуют развитию и нормализации мышечного тонуса языка и губ. Их можно использовать на детских праздниках, когда дома много детей и вы не знаете, чем их занять.

Следующий этап нашего мастер – класса – это работа над общей и мелкой моторикой и развитием правильного речевого дыхания.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки это не что иное как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И. от того насколько правильно производится вдох и выдох зависит качество нашей речи. Если ребенок делает паузы во время высказывания у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

- небольшой вдох через нос;

- выдох плавный струя воздуха выходит через рот;

- выдох производится до конца;

- после каждого выдоха берется 2-3 секунды паузы.

Это очень важный момент ведь только научившись правильно дышать можно в полной мере овладеть своим голосом.

Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:

- упражнения проводить до приема пищи или через 2 часа после приема пищи;

- комната должна быть хорошо проветрена;

- упражнения проводить ежедневно по 3-5 минут;

- контролировать правильность дыхания (мышцы лица и живота не должны быть напряжены, а плечи подняты).

Упражнений для выработки правильного речевого дыхания существует очень много, но сегодня в качестве практического упражнения мы используем упражнение «Футбол».

Цель этого упражнения развивать длительную направленную воздушную струю.

Содержание

Из кусочка ваты скачать шарик. Это мяч. Ворота – 2 карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между карандашами. Давайте попробуем воспроизвести это упражнение.

Для развития мелкой моторики рук используются разнообразные приемы и методы работы. Это физкультминутки пальчиковая гимнастика массаж кистей рук самомассаж Су- Джок терапия рисование по трафаретам лепка штриховка аппликация вырезание ножницами мозаика паззлы шнуровки счетные палочки спички камешки бисер игры с прищепками крупами скрепками крышками пальчиковые игры со стихами игры с песком и другие.

Сегодня я представлю на ваше рассмотрение несколько игр на развитие мелкой моторики которые подходят для детей начальной школы и способствуют предотвращению дисграфии.  Если выполнять регулярно по 15 минут в день, то моторика рук улучшится и почерк станет более аккуратным.

Пальчиковый твистер

Правила игры просты: 2 кубика кидаем одновременно. Один показывает какой именно палец должен ходить, а второй показывает на какой по цвету кружок его поставить. Если выпала белая рука - палец на выбор. На одном поле могут играть двое. Рука на поле только одна, вторая должна бросать кубики. Выиграет тот, кто не собьётся и дольше всех продержит свои пальцы на игровом поле, что сделать не так-то просто.

Рисование двумя руками

Упражнения увлекательные, подходят для любого возраста, дети просят меня выполнять их снова и снова, а главное - они дают результат. Если выполнять упражнения регулярно и систематически, а не раз в неделю от скуки, то моторика руки улучшится, а следовательно, буквы в тетрадках будут ровнее, будут слушаться руки, почерк станет более аккуратный. 

Для этого надо выполнять упражнения каждый день в течение 15-30 минут в зависимости от возраста (первоклассникам достаточно 15 минут) по несколько подходов. 

Массажные мячики

Массажные мячики тоже набирают популярность в логопедических занятиях за последние годы. Игольчатая поверхность мяча способствует улучшению кровообращения, развивает сенсорное восприятие, мышцы рук и мелкую моторику. Есть много игр с этими мячиками, но школьникам следует давать усложненные задания. Не просто поглаживания и перекатывания по ладошкам, а сильные нажатия. Можно устроить соревнование: кто сможет зажать мячик между двумя пальцами и продержаться так, не уронив его, в течение минуты?

Волшебный мешочек

Правила этой игры нужно усложнять под уровень школьника. В мешочек или в пакетик положить несколько мелких предметов со множеством деталей и массажных элементов. Например: массажный мячик, расческа для кукольных волос, небольшая деталька Лего и т.д. Задача ребенка: не гладя, на ощупь взять в мешочке один предмет и определить, что это такое, не вытаскивая его.

Рисование по клеточкам

Рисунки по клеточкам или пиксель арт - пиксельная графика, вид искусства. На первый взгляд это кажется простым, но сколько кропотливого труда вложено в то, чтобы ровно обвести и раскрасить каждую клетку в нужный цвет!

Для почерка и развития моторики такие рисунки лучше делать карандашами.

Театр теней

А эта игра незаслуженно забыта и вытеснена гаджетами. А ведь она отлично развивает мелкую моторику и воображение. Показывать фигурки животных с помощью собственных рук можно прямо на стене, а можно сделать экран из белого листа, взять лампу или фонарик, устроить настоящее теневое представление. Перед представлением нужно как следует потренироваться, детям не так-то просто держать определенные положения пальцев, как кажется на первый взгляд.

Почерк школьника часто зависит от развития мелкой моторики руки. Различные пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика подходят для дошкольников. А как быть с детьми постарше? Как им развивать моторику?-9

 

Графические диктанты

 

И третий этап нашего мастер – класса – развитие фонематического слуха.

Игр на развитие фонематического слуха тоже существует очень много.

Это могут быть:

- Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов

Например, игра с перебрасыванием мяча «100 вопросов 100 ответов с буквы к и только с этой»

- Дидактические игры для развития фонематического восприятия (например, игра «Доскажи словечко»)

- Игры по дифференциации звуков, например с-ш (составить рассказ по серии сюжетных картинок с этими звуками)

В качестве практической части я представлю игры, которые кажутся мне наиболее интересными.

Игра «Звучащие коробочки»

Игра научит слышать и различать звуки что важно для развития слухового внимания и овладения правильным звукопроизношением.

А для игры нам понадобятся

Контейнеры от киндер- сюрпризов и различные наполнители какие вы только сможете найти дома. У меня это рис. Гречка. Горох семечки соль монеты камешки скрепки. Наполняем наши контейнеры. Теперь послушаем и запомним, как что звучит. Запомнили? А теперь перемешаем и попробуем отгадать по звуку. Готовы?

Понравилась вам игра?

Следующая игра называется «В гостях у Незнайки».

Это игра с использованием слов – паронимов. Паронимы – это однокоренные слова одной части речи близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

«В гостях у Незнайки».

 Ребенок исправляет ошибки в предложениях, сказанных Незнайкой.

- У меня болит (суп).

- Я нарубил (трава).

- Собака ела из (мишки).

- В горле застряла (гость).

- Мы пили вкусный (зефир).

- У папы пышные (уши).

- Очень вкусное молоко у моей (косы).

- Я построил большой (том).

- У доктора есть (фата).

- В лесу живет косолапый (миска).

- В небе летит воздушный (жар).

- В реке живет (лак).

- Ко мне пришел (кость).

- Мы закатили шумный (мир).

- У меня на празднике была (Машка) лисы.

- У льва острые (локти).

- Во дворе стоит большая (почка) воды.

- У мамы умная (точка).

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Что вам больше всего понравилось? Предлагаю оставить отзыв о том, что вы узнали нового и полезного, а также то, о чем вы хотели бы узнать при следующей встрече.

Итак, подведем итоги! Для того чтоб заинтересовать вашего ребенка и помочь ему овладеть новой информацией нужно превратить обучение в игру не отступать если задания покажутся трудными н главное не забывать хвалить ребенка. Спасибо за внимание!

 


 

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом

Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи

Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи

Звуки это не что иное как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие

Звуки это не что иное как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие

Если выполнять регулярно по 15 минут в день, то моторика рук улучшится и почерк станет более аккуратным

Если выполнять регулярно по 15 минут в день, то моторика рук улучшится и почерк станет более аккуратным

Театр теней А эта игра незаслуженно забыта и вытеснена гаджетами

Театр теней А эта игра незаслуженно забыта и вытеснена гаджетами

И третий этап нашего мастер – класса – развитие фонематического слуха

И третий этап нашего мастер – класса – развитие фонематического слуха

Очень вкусное молоко у моей (косы)

Очень вкусное молоко у моей (косы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2024