Мастер - класс для родителей "Логопедические игры"

  • docx
  • 25.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер-класс.docx

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

ЦЕЛЬ: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях нетрадиционными способами.

ЗАДАЧИ:

-активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

- сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;

- обучать применению;

- формировать умения осознанной адекватной и результативной помощи детям;

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать. А показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе.

И, прежде чем мы начнем нашу работу, хотелось бы вспомнить замечательное высказывание Льва Семеновича Выготского «Без речи нет ни сознания, ни самосознания».

Важнейшим показателем готовности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития.

Что же такое речь?

Строим дом:

Фундамент нашего дома – работа по развитию артикуляционного аппарата.

Стены – работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания.

Крыша – развитие фонематического слуха.

1ЭТАП любого логопедического занятия – это артикуляционная гимнастика. Это основа формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы артикуляции: язык, зубы, щеки, губы, уздечка и нёбо.

Важной задачей логопеда является тренировка этих органов через артикуляционную гимнастику.

Почти все родители знают, что гимнастика рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А, то, что язык – главная мышца органов речи и что гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного произношения язык должен быть хорошо развит.

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом.

И тут нам на помощь приходит игра. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми способами артикуляционной гимнастики, которые можно использовать дома.

Но, прежде чем мы приступим к артикуляционной гимнастике, вы должны ознакомиться с рекомендациями по проведению гимнастики в домашних условиях.

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше четырёх, пяти упражнений за раз.

2. Проводить артикуляционные упражнения нужно эмоционально, в игровой форме.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
 -  взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
 - показывает его выполнение;
 - упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.

5. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

6. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.

7. Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Мы просмотрели рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, а сейчас мы посмотрим видеоурок – универсальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Чтобы ребенку было интересно заниматься, хорошо выполнять а\г под музыку, с движениями, со стихами, сенсорно – интегративным способом (развитие произвольных движений артикуляционного аппарата и речевого дыхания в игровой форме с опорой на различные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.

А сейчас мы приступаем к практической части нашего мастер – класса. Особенно интересный на мой взгляд способ сенсорно – интегративный.

Я покажу какие упражнения для губ и языка можно делать с помощью вкусняшек. В данном случае у меня есть аскорбинка. Что с ней можно делать? Кладем на язык, он приобретает форму чашечки, чтобы эту вкусняшку удержать и удерживаем хотите под счет до 5 хотите под счет до 10 хотите без счета.

Далее язычок поставить к нижним зубам, а конфетку загнать под язычок, то есть язык упирается в нижние зубы спинка языка выгнута, а конфетка под язычком в рулетике. Еще раз покажу.

Далее конфетку можно загнать в правую щечку и погонять по щечке потом перетаскиваем ее в левую щечку и тоже погоняли по щечке. В этом ракурсе работают боковые края языка.

Следующее упражнение будем выполнять с соломкой.

- Положить соломку на верхнюю губу и прижать к носу. Вот так! И удерживайте под счет до 5 или до 10.

- Далее соломку прижать языком к верхним зубам. Еще раз покажу.

-Языком прижать соломку к верхней губе. И еще раз.

-Соломку поместить под язык, а язык упирается в нижние зубы.

Эти упражнения можно выполнять и взрослым, и детям они интересны познавательны. а также они способствуют развитию и нормализации мышечного тонуса языка и губ. Их можно использовать на детских праздниках, когда дома много детей и вы не знаете, чем их занять.

Следующий этап нашего мастер – класса – это работа над общей и мелкой моторикой и развитием правильного речевого дыхания.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки это не что иное как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И. от того насколько правильно производится вдох и выдох зависит качество нашей речи. Если ребенок делает паузы во время высказывания у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

- небольшой вдох через нос;

- выдох плавный струя воздуха выходит через рот;

- выдох производится до конца;

- после каждого выдоха берется 2-3 секунды паузы.

Это очень важный момент ведь только научившись правильно дышать можно в полной мере овладеть своим голосом.

Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:

- упражнения проводить до приема пищи или через 2 часа после приема пищи;

- комната должна быть хорошо проветрена;

- упражнения проводить ежедневно по 3-5 минут;

- контролировать правильность дыхания (мышцы лица и живота не должны быть напряжены, а плечи подняты).

Упражнений для выработки правильного речевого дыхания существует очень много, но сегодня в качестве практического упражнения мы используем упражнение «Футбол».

Цель этого упражнения развивать длительную направленную воздушную струю.

Содержание

Из кусочка ваты скачать шарик. Это мяч. Ворота – 2 карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между карандашами. Давайте попробуем воспроизвести это упражнение.

Для развития мелкой моторики рук используются разнообразные приемы и методы работы. Это физкультминутки пальчиковая гимнастика массаж кистей рук самомассаж Су- Джок терапия рисование по трафаретам лепка штриховка аппликация вырезание ножницами мозаика паззлы шнуровки счетные палочки спички камешки бисер игры с прищепками крупами скрепками крышками пальчиковые игры со стихами игры с песком и другие.

Сегодня я представлю на ваше рассмотрение несколько игр на развитие мелкой моторики которые подходят для детей начальной школы и способствуют предотвращению дисграфии.  Если выполнять регулярно по 15 минут в день, то моторика рук улучшится и почерк станет более аккуратным.

Пальчиковый твистер

Правила игры просты: 2 кубика кидаем одновременно. Один показывает какой именно палец должен ходить, а второй показывает на какой по цвету кружок его поставить. Если выпала белая рука - палец на выбор. На одном поле могут играть двое. Рука на поле только одна, вторая должна бросать кубики. Выиграет тот, кто не собьётся и дольше всех продержит свои пальцы на игровом поле, что сделать не так-то просто.

Рисование двумя руками

Упражнения увлекательные, подходят для любого возраста, дети просят меня выполнять их снова и снова, а главное - они дают результат. Если выполнять упражнения регулярно и систематически, а не раз в неделю от скуки, то моторика руки улучшится, а следовательно, буквы в тетрадках будут ровнее, будут слушаться руки, почерк станет более аккуратный. 

Для этого надо выполнять упражнения каждый день в течение 15-30 минут в зависимости от возраста (первоклассникам достаточно 15 минут) по несколько подходов. 

Массажные мячики

Массажные мячики тоже набирают популярность в логопедических занятиях за последние годы. Игольчатая поверхность мяча способствует улучшению кровообращения, развивает сенсорное восприятие, мышцы рук и мелкую моторику. Есть много игр с этими мячиками, но школьникам следует давать усложненные задания. Не просто поглаживания и перекатывания по ладошкам, а сильные нажатия. Можно устроить соревнование: кто сможет зажать мячик между двумя пальцами и продержаться так, не уронив его, в течение минуты?

Волшебный мешочек

Правила этой игры нужно усложнять под уровень школьника. В мешочек или в пакетик положить несколько мелких предметов со множеством деталей и массажных элементов. Например: массажный мячик, расческа для кукольных волос, небольшая деталька Лего и т.д. Задача ребенка: не гладя, на ощупь взять в мешочке один предмет и определить, что это такое, не вытаскивая его.

Рисование по клеточкам

Рисунки по клеточкам или пиксель арт - пиксельная графика, вид искусства. На первый взгляд это кажется простым, но сколько кропотливого труда вложено в то, чтобы ровно обвести и раскрасить каждую клетку в нужный цвет!

Для почерка и развития моторики такие рисунки лучше делать карандашами.

Театр теней

А эта игра незаслуженно забыта и вытеснена гаджетами. А ведь она отлично развивает мелкую моторику и воображение. Показывать фигурки животных с помощью собственных рук можно прямо на стене, а можно сделать экран из белого листа, взять лампу или фонарик, устроить настоящее теневое представление. Перед представлением нужно как следует потренироваться, детям не так-то просто держать определенные положения пальцев, как кажется на первый взгляд.

Почерк школьника часто зависит от развития мелкой моторики руки. Различные пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика подходят для дошкольников. А как быть с детьми постарше? Как им развивать моторику?-9

 

Графические диктанты

 

И третий этап нашего мастер – класса – развитие фонематического слуха.

Игр на развитие фонематического слуха тоже существует очень много.

Это могут быть:

- Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов

Например, игра с перебрасыванием мяча «100 вопросов 100 ответов с буквы к и только с этой»

- Дидактические игры для развития фонематического восприятия (например, игра «Доскажи словечко»)

- Игры по дифференциации звуков, например с-ш (составить рассказ по серии сюжетных картинок с этими звуками)

В качестве практической части я представлю игры, которые кажутся мне наиболее интересными.

Игра «Звучащие коробочки»

Игра научит слышать и различать звуки что важно для развития слухового внимания и овладения правильным звукопроизношением.

А для игры нам понадобятся

Контейнеры от киндер- сюрпризов и различные наполнители какие вы только сможете найти дома. У меня это рис. Гречка. Горох семечки соль монеты камешки скрепки. Наполняем наши контейнеры. Теперь послушаем и запомним, как что звучит. Запомнили? А теперь перемешаем и попробуем отгадать по звуку. Готовы?

Понравилась вам игра?

Следующая игра называется «В гостях у Незнайки».

Это игра с использованием слов – паронимов. Паронимы – это однокоренные слова одной части речи близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

«В гостях у Незнайки».

 Ребенок исправляет ошибки в предложениях, сказанных Незнайкой.

- У меня болит (суп).

- Я нарубил (трава).

- Собака ела из (мишки).

- В горле застряла (гость).

- Мы пили вкусный (зефир).

- У папы пышные (уши).

- Очень вкусное молоко у моей (косы).

- Я построил большой (том).

- У доктора есть (фата).

- В лесу живет косолапый (миска).

- В небе летит воздушный (жар).

- В реке живет (лак).

- Ко мне пришел (кость).

- Мы закатили шумный (мир).

- У меня на празднике была (Машка) лисы.

- У льва острые (локти).

- Во дворе стоит большая (почка) воды.

- У мамы умная (точка).

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Что вам больше всего понравилось? Предлагаю оставить отзыв о том, что вы узнали нового и полезного, а также то, о чем вы хотели бы узнать при следующей встрече.

Итак, подведем итоги! Для того чтоб заинтересовать вашего ребенка и помочь ему овладеть новой информацией нужно превратить обучение в игру не отступать если задания покажутся трудными н главное не забывать хвалить ребенка. Спасибо за внимание!