Тема 11. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Для регистрации
информации в бухгалтерском учете в разных сочетаниях используются книги,
карточки, журналы и т. д., записи в которых производятся в различной
последовательности. В результате образуются разнообразные формы бухгалтерского
учета.
Под формой бухгалтерского учета понимается
совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и
аналитического учета, методику и технику регистрации операций, технологию и
организацию учетного процесса.
Ниже приводятся наиболее распространенные
формы бухгалтерского учета.
«Журнал главная».Это одна из
книжно-карточных форм учета, ведется в организациях с небольшим объемом
производства, в отдельных учреждениях и некоторых финансовых органах.
Характерная особенность этой формы – регистры для хронологической и
систематической записи объединены в одном регистре – «Журнал главная». Операции
в журнал записываются непосредственно из первичных или из сводных документов.
При регистрации каждой проводке присваивается номер и отводится одна строчка. В
начале месяца в журнал переносятся сальдо по синтетическим счетам. Затем
записываются операции, выводятся обороты и подсчитывается остаток. Таким
образом, счета закрываются после записи сальдо на 1-е число следующего месяца.
Аналитический учет ведется в книгах или на
карточках. По данным аналитического учета составляется оборотная ведомость,
которая сверяется с данными синтетического учета.
Простая формаведется с
использованием регистров учета имущества. В качестве учетных регистров
применяются восемь унифицированных ведомостей:
В1 (учет основных средств и начисления
амортизационных отчислений);
В2 (учет производственных запасов, товаров,
готовой продукции и НДС, уплаченного по ценности);
В3 (учет затрат на производство);
В4 (учет денежных средств и фондов);
В5 (учет расчетов и прочих операций);
В6 (учет реализации);
В7 (учет расчетов с поставщиками);
В8 (учет оплаты труда).
Учет операций завершается по истечении
месяца подсчетом итогов по оборотам. Результаты заносятся в шахматную ведомость
– В9.
Мемориально-ордерная форма учетаполучила
свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных
документов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу
операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер.
Характерная особенность данной формы – поступающие в бухгалтерию документы
накапливаются и регистрируются в накопительных ведомостях. На каждую группу
документов составляется мемориальный ордер. К нему прикрепляются все
относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В ордере
указываются номер, краткое содержание операции, дебет, кредит, сумма.
Синтетический учет ведется в двух
регистрах:
регистрационном журнале;
Главной книге.
Журнал применяется для регистрации проводок
в хронологическом порядке. Затем мемориальные ордера записываются в Главную
книгу, которая имеет двустороннюю форму.
Аналитический учет ведется преимущественно
в карточках, записи в регистры аналитического учета производят непосредственно
с первичных или сводных документов, прилагающихся к ордеру.
Журнально-ордерная формаполучила
свое название по основному регистру – журналу-ордеру. При данной форме учета
применяются два основных регистра:
Для облегчения работы по обобщению и
группировке данных применяются специальные разработочные таблицы.
Журналы-ордера – это свободные листы,
построенные по шахматному принципу. Записи производятся на основании
поступления документов. Строятся журналы-ордера по кредитовому признаку. Они
могут использоваться для одного счета (журнал-ордер № 1 – «Касса»,
журнал-ордер № 2 – «Расчетный счет») или для нескольких счетов
(журнал-ордер № 10 – «Затраты на производство»).
Помимо журналов-ордеров открываются
ведомости. Они используются, когда требуемые аналитические показатели сложно
получить непосредственно из журналов-ордеров.
Кассовые операции, операции по расчетным и
валютным счетам регистрируются как по дебету, так и по кредиту.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце
месяца переносятся в главную книгу.
Главная книга открывается на год. На каждый
счет отводится один или два листа. На основании Главной книги и других
регистров заполняются формы отчетности.
Автоматизированная (электронная) формавозникла
с применением компьютерной техники для обработки данных. Разработаны
специальные программы по бухгалтерскому учету и программы финансовых
вычислений, позволяющие формировать определенные показатели и производить
расчеты. Использование электронной формы учета позволяет без вывода на печать:
регистрировать и хранить данные;
выполнять арифметические операции с
данными;
формировать показатели для бухгалтерской
отчетности.
Автоматизированная форма бухгалтерского
учета отличается от традиционных форм скоростью выполнения арифметических
операций и надежностью хранения данных.
Выбор формы ведения бухгалтерского учета
отражается в приказе о выборе учетной политики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.