Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Показателем эффективности экологической воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической культуры – начальных составных основ личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой.
Методы воспитания – это система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемого, способствующая достижению заданной цели воспитания.
Реализовать экологическое воспитание дошкольников возможно используя определенные, соответствующие возрасту методы работы с детьми по экологическому воспитанию.
В педагогическом процессе используются методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
словесные (рассказ, объяснения, беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов о природе);
практические (экологические игры, эксперименты, опыты, труд в природе).
Один из способов реализации детских знаний наглядным способом – проектный метод.
Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ экологической культуры. В процессе проектной деятельности, которая носит в детском саду характер сотрудничества взрослых и детей, дети могут сами определить ту область экологических знаний, которая им интересна. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания.
Использование наглядности очень способствует успешному формированию представлений о природе. Так как в дошкольном возрасте преобладает образное мышление. Для поддержания интереса ребенка необходимо использовать различные виды наглядности; демонстрационный материал, слайды, диафильмы, видеофильмы.
Использование различных методов и форм при работе с детьми старшего дошкольного возраста, способствует выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности, формированию экологического сознания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.