ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 06.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.docx

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Экологическое воспитание и образование, которые формируют экологическое сознание, осуществляются в системе. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природой. В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленный на достижение определенного воспитательнообразовательного результата: усвоение знаний, выработку навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения. В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используют разнообразные методы: наглядные, практические, словесные. К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов. Рассматривая вопрос использования наглядных методов в системе работы с детьми дошкольного возраста, необходимо ориентироваться на специфические особенности детей дошкольного возраста, а именно на наглядный характер мышления дошкольников. Н.Н. Поддъяков отмечает, правильно построенное обучение дошкольников с точки зрения решения задач формирования представлений о закономерных явлениях природы включает: - во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных объектов и явлений, которые существуют в мире природы; - во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах и уже на этой основе происходит их осмысление [5]. Наблюдение - целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности [5]. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и т.д. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн [4] рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит мыслительная деятельность. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л. Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация, как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников, познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого. Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей [4]. Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению: 1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. 2. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой объем информации. 3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают. 4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность. 5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обогащаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию. Изучая наблюдение как познавательный процесс, Т.А. Васильева [5] выделяет следующие структурные компоненты, соблюдение которых при организации процесса наблюдения обеспечит его результативность. 1) подготовительный этап. Его целью является стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это необходимо, задания детям. Он может предшествовать наблюдению, или несколько отставать по времени от начала процесса наблюдения. 2) сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного интереса, который был вызван еще на первом этапе. По времени он занимает всего 2-3 минуты. 3) основной этап. Самостоятельное наблюдение за предметом или объектом. Он состоит из трех частей: 1) целостное восприятие предмета или объекта; 2) обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации; 3) вторичное целостное восприятие. 4) заключительный этап процесса наблюдения. Его цель - закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, что они узнали, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Наблюдение является основным методом познания природы. Однако одних наблюдений недостаточно и наряду с ними используют наглядноиллюстративный материал. Он помогает закрепить, обогатить, уточнить представления, полученные на занятии; позволяют формировать представления об объекте и явлении природы, которое в данный момент наблюдать невозможно; позволяет знакомить детей с длительно протекающими явлениями природы; позволяет показать то, что удалено территориально, во времени, невидимое для глаза человека; стимулирует познавательную активность детей, интерес; способствует эстетическому развитию детей. Виды наглядно-иллюстративного материала: − Картины природоведческого содержания, специально созданные для дошкольников, пейзажные картины художников, натюрморты; К следующей группе методов, используемых для формирования экологического сознания, относятся практические методы. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что ребенок дошкольного возраста успешнее развивается благодаря вовлечению его в процесс активной содержательной насыщенной деятельности, непосредственного взаимодействия с окружающей действительностью. Исходя из того, что ребенок развивается в активной деятельности, то одним из важнейших практических методов экологического образования детей, по мнению Т.А. Серебряковой [5], рассматривается игра. Игра - это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон имеет для экологического развития большое значение. Играя, дети познают природное окружение, их знания о природных предметах, объектах и явлениях заметно расширяются и конкретизируются; игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие гуманных чувств по отношению к природе [5]. Необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми проводились все виды игр дошкольников - с готовым содержанием и правилами, требующие творческих подходов. Но особое место, по мнению Т.А. Серебряковой, в экологической работе с дошкольниками занимают дидактические игры. В процессе формирования экологического сознания используются дидактические игры: настольно-печатные, предметные, словесные, творческие. Игра используется не только как метод, но и особое значение приобретает как форма организации экологической работы с детьми. Одним из практических методов является элементарная поисковая деятельность. Под ней понимается совместная деятельность воспитателя и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Т.А. Серебрякова [5] выделяет особенности элементарной познавательной деятельности: 1) она направлена на получение новых знаний о мире природы; 2) способствует формированию системы знаний о природе; 3) развивает познавательную активность; 4) способствует развитию мыслительных процессов и операций; 5) оказывает влияние на развитие речи. Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, но и новых способов познания. Опыт используется как способ решения познавательных задач. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Заключительным моментом является формулирование выводов на основе полученных результатов [2]. К практическим методам экологического воспитания относят так же моделирующую деятельность. Деятельность моделирования - совместная деятельность воспитателя с детьми по составлению моделей. В работе с дошкольниками используют предметные, предметно-схематические и графические модели. Использование деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. Третья группа методов - словесные. Среди словесных методов многие исследователи выделяют беседу с детьми. Она может использоваться с целью создания интереса к предстоящей деятельности в природе; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. Исходя из дидактических целей, выделяют установочную, эвристическую, итоговую беседу. Предварительная беседа используется перед наблюдением, экспериментом с целью уточнения опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящей работы с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей [2]. Для первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используют такой словесный метод как рассказ воспитателя. Основная цель - создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы. В целях сосредоточения внимания детей на содержании рассказа целесообразно использовать наглядный материал. Знания, сообщаемые в рассказе, должны соответствовать требованиям научности и достоверности. В помощь воспитателю при организации экологической работы с детьми должна быть использована и художественная литература. Данный метод используется, прежде всего, в целях обогащения, расширения диапазона знаний о природе, предлагаемых детям. По мнению Т.А. Серебряковой [5], художественная литература способствует формированию у детей материалистического миропонимания, основы представления о мире природы. Широко используются в экологической работе произведения В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина и других авторов [5]. Для формирования основ экологического сознания необходимо использовать все методы в комплексе. Наиболее эффективны методы будут при правильной организации деятельности детей. Наиболее распространенной формой, при которой формируется экологическое сознание, являются занятия. Проводятся они в строго определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях могут использоваться все методы формирования экологических знаний, представлений и отношений к миру природы. Они могут сменять друг друга. Занятия выполняют очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемы повседневно, могут быть качественно преобразованы: расширены, углублены, объединены, систематизированы. Важной особенностью экологических занятий В.А. Зебзеева выделяет то, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом. Выделяют такие типы экологических занятий: первично-ознакомительное, обобщающее, углубленно-познавательное, комплексное [2]. Эффективной формой организации является экскурсия в природу. С.А. Веретенникова дает следующее определение экскурсии - это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоеме и так далее [1]. Исходя из содержания знаний, предлагаемых на экскурсии детям, выделяют следующие виды экскурсий: в лес, парк, сквер, водоем; на сельскохозяйственные объекты. Экскурсионная работа будет иметь результат в том случае, когда воспитательные, обучающие и развивающие задачи будут решаться в единстве. Т.А. Серебрякова [5] отмечает, что предлагается использовать прогулки в природу как разновидность экскурсионной работы.   Работа, проводимая на занятиях, экскурсиях проводится в тесной связи с работой в повседневной жизни. К таким формам организации относятся прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о явлениях природы, которые протекают длительное время. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту [3]. Для повышения эффективности формирования основ экологического сознания необходимо использовать нетрадиционные формы работы: • уроки доброты; • уроки мышления; • экологические кружки; • экологические конкурсы; • КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"; • экологические акции; • обсуждение и проигрывание ситуаций; • трудовой десант; • зеленый патруль; • клуб исследователей природы; • лаборатория юного эколога; • составление экологических карт; • ведение «Панорамы добрых дел»; • ведение фенологических календарей природы; • коллекционирование; • экологические выставки и экспозиции; • экологические музеи; • день (неделя) экологического творчества; • экологические праздники и фестивали; • экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.); • экологические сказки; • экологические тренинги; • инсценировки, театрализации и т. д. [2]. Таким образом, работа по формированию основ экологического сознания у детей дошкольного возраста будет эффективна при использовании методов и форм формирования экологических знаний и отношений к миру природы в комплексе. Список литературы 1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях».- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980. 2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебнометодическое пособие. М.: Сфера, 2009. 3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп., 3-е, стереотип. / Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., СПб: Детство-пресс, 2003. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008