Формы и методы работы при реализации дистанционного обучения.
Оценка 4.7

Формы и методы работы при реализации дистанционного обучения.

Оценка 4.7
Научные работы
docx
преподавание
Взрослым
05.11.2020
Формы и методы работы при реализации дистанционного обучения.
Современый мир не стоит на месте, что и нас заставляет двигаться вперед. В середине учебного года всем школам России пришлось перейти на другой формат обучения, а именно на дистанционное обучение. Учителям пришлось осваивать новые методы и формы работы при реализации данного вида обучения.
формы и методы приреалиции ДО.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 П. КЛЮЧИ – 1»

 

 

 

 

Тема: «Формы и методы работы при реализации дистанционного обучения».

 

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов,

Савинская Мария Валерьевна

 

 

 

 


 

Тема: «Формы и методы работы при реализации дистанционного обучения»

            В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание и технологии обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, значительно повысить качество образования и способствовать гармоничному вхождению субъектов образования в информационное общество.                                                                                                                                                              

             Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

            Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.

           Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

           В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

             Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

              О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:

• возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;

• проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;

• возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т. д.);

• обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;

• создание эффективного образовательного пространства;

• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

          Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

• обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;

• повышение качества образования в малокомплектных школах;

• обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;

• возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;

• обеспечение возможности получения дополнительного образования;

• возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;

• получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

            Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

            Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

            Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:

• средства диагностики;

• планирование результатов обучения;

• критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;

• набор моделей обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:

Ученик:

• самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;

• самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

При этом ученик должен:

• достичь запланированных результатов обучения;

• изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.

Задачи учителя:

• организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

• разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;

• оказание консультационной поддержки.

        Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.

           Важный аспект ДО – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии.                     Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.

         Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.

          Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.

      Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.

Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.

2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев, а также применением асинхронного метода взаимодействия.

               В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:

• система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;

• разработанный и утвержденный обучающий контент;

• обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;

• блог либо сайт учителя;

• сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.

           Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:

• участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);

• подготовка к экзаменам;

• участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;

• осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;

• организация дополнительного обучения по «интересам».

            Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования:

• наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;

• применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом;

• обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники;

• разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.

              Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.

          Педагогические принципы построения дистанционного курса

1) В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.

        В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.

2) Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.

3) Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.

4) Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).

5) Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.

        Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.

      Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:

• детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;

• обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;

• обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;

• постоянная поддержка мотивации ученика;

• учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.

           В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися.   К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.

          И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися

          При создании учебного материала для дистанционного обучения желательно сделать так, чтобы материал был доступен ученикам не только в интернете, но и на жестком носителе.

В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты:

• инструкция по освоению материала;

• непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые иллюстрации;

• вопросы и задания для закрепления полученных знаний;

• контрольные задания с пояснениями.

          При разработке материала для дистанционного обучения наибольшую эффективность демонстрирует мультимедийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции ученика. Мультимедийная форма подачи материала может использоваться многофункционально, то есть часть раздела либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний.

          Содержательное наполнение дистанционной поддержки основных учебных курсов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представлено посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видеофайлов, различных заданий и упражнений.

          Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.

Список литературы

1. Андреев А. А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В. И. Солдаткин, С. Л. Коплан, Г. А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.

2. Кондакова М. Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.

3. Коротенков Ю. Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.

4. Полат Е. С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.

5. Шукшина Е. Е. Система дистанционного образованияс использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема: «Формы и методы работы при реализации дистанционного обучения»

Тема: «Формы и методы работы при реализации дистанционного обучения»

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как: • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности; • создание эффективного образовательного пространства; • развитие…

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как: • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности; • создание эффективного образовательного пространства; • развитие…

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения

Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа

Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа

Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования: • наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса; • применение аппаратно-программного…

Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования: • наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса; • применение аппаратно-программного…

В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания

В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020