Формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога для детей с ЗПР .
Оценка 5

Формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога для детей с ЗПР .

Оценка 5
Документация
docx
дефектология
21.09.2022
Формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога для детей с ЗПР .
В своей коррекционно-развивающей работе в школе я использую различные формы, методы и приемы работы с детьми с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные).
Формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы учителя–дефектолога для детей с ЗПР..docx

ГБОУ «СКШИ №3»

г.Прохладный

 

 

 

 

 

Формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога при обучении детей с ЗПР младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель - дефектолог

Дербаба Анастасия Николаевна

 

                                          2022-2023 г.                                              ________________

В своей коррекционно-развивающей работе в школе я использую различные формы, методы и приемы работы с детьми с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные).

Рассмотрим формы работы с младшими школьниками с ЗПР:

·         Индивидуальная работа

·         Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища. При этом ученик с ЗПР работает в паре с сильным одноклассником.

·         Групповая работа по общей теме — обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

При работе с детьми с ЗПР, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о разработке и выборе наиболее эффективных технологий, методов и приемов обучения детей с ОВЗ активно обсуждается. Так, существует ряд относительно универсальных технологий, методов и приемов, специфика применения которых зависит от характера нарушений у учащихся c ЗПР.

При работе с младшими школьниками с ЗПР учитель-дефектолог применяет общедидактические  методы и приемы работы с младшими школьниками. Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Классификации методов обучения:

По организации деятельности учащихся

1) организация и осуществление познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля.

По характеру познавательной деятельности:

1) эвристические (поиск новых знаний);

2) исследовательские;

3) объяснительно-иллюстративные;

4) проблемные;

5) репродуктивные.

По источнику передачи и приобретения знаний включает:

1) словесные методы  - рассказ, беседа,

2) наглядные – иллюстрация, демонстрация.

3) практические методы  – практические работы, письменные ответы.

По дидактическим целям:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Коррекционная направленность методов обучения определяется набором -специальных приёмов (может быть всего лишь один приём);

-и сочетанием их с общими дидактическими приёмами внутри метода обучения.

Специальные приемы, обеспечивающие коррекционную направленность обучения детей с ЗПР

1.      Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с ЗПР:

·         специальные приемы чтения и письма ;

·         использование сохранных органов чувств;

·         использование высших психических процессов;

·         приемы четкой структуризации учебного материала;

·         унификация изобразительных пособий, требование к наглядности

2.      Специальные приемы организации обучения:

·         приемы алгоритмизации учебного материала;

·         приемы чередования различных видов работ;

·         использование валеоминуток на занятиях;

·         использование пропедевтики в усвоении учебного материала;

·         замена демонстрационных показов индивидуальными практическими работами;

3.      Логические приемы переработки учебной информации:

·         осуществление на чувственной основе процессов сравнения, различения  и т.д.

·         установление аналогии по образцу;

·         приемы использования опорных карт

4.      Прием использования технических средств:

Технические средства обучения  – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации:

К ним относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.

   Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю- дефектологу  чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Использование методов, активизирующих  познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.(о чем я буду сегодня говорить.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в  начале урока могут использоваться  различные приветствия . Эффективными являются минутки создания хорошего настроения. Активные методы, которые позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи. Рефлексия окончания занятия. Т.о., каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

  Занятия с данной группой учащихся должны быть насыщены игровым материалом, так как длительное время у младших школьников с ЗПР ведущим видом деятельности остается игра. В игре ученик усваивает правила, создается мотивационный настрой на получение или закрепление информации. Посредством игры, ученик не только наблюдает за происходящим, он становится ее активным участником, благодаря чему познавательные процессы становятся целенаправленными и произвольными.  Игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. В своей же работе я использую игровые методы постоянно:  

Дидактические, компьютерные игры в основном использую для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с ЗПР, я использую компьютерные технологии: «Kid-mama», «Мерсибо» и др.  Это лучшее спасение для учителя- дефектолога. Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепление пройденного материала. Для закрепления пройденного материала часто использую игры соревновательного характера. Игры такого характера нужно использовать очень аккуратно, т.к. в силу особенностей этих детей такие игры иногда накаляют обстановку и может перейти в драку. Но если же я чувствую, что обстановка уже накалена и вот-вот ученик сейчас сорвется, я даю возможность ученику поменяться ролями со мной или меняю вид деятельности.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с ЗПР не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей методов и приемов. Поэтому необходимо применение нетрадиционных приемов и методов обучения и воспитания.

Нетрадиционные методы, помогают развивать мелкую моторику, воображение, мышление, речь. Это может быть работа на песке, манке, рисование акварелью пальцами, работа с пластилином, природным материалом. Важно при этом дать ребенку возможность проявить фантазию. Закончить работу лучше речевым высказыванием по получившимся работам, обсудить поставленные цели и задачи, что получилось, что нужно на следующем занятии закрепить, что сделать для того, чтобы результат стал лучше. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые являются наиболее целесообразными и эффективными. На своих занятиях с детьми с ОВЗ я использую:  музыкотерапия, кинезиология, библиотерапия рефлексотерапия и точечный массаж широко используется в практике дефектологов и логопедов. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия чаще всего используют педагоги – психологи. Фитотерапия и Ароматерапия пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля. Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов. К таким методам можно отнести:    Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, т. к. многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога – ПЭП, ЧМТ, ММД, СДВГ и т. д. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.

Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние. Фитотерапия. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д.

Сказотерапия. Для формирования познавательной сферы важно применять метод сказкотерапии. Дефектолог читает сказку с дальнейшим обсуждением с детьми основных моментов, что вызывает речевое общение. При этом дефектологу важно обращать внимание детей на полноту высказывания, на построение предложения, на наличие речевых конструкций типа: «Я считаю», «Я думаю», «Я уверен» и т.п. Можно попросить ребят закончить сказку, придумать другую концовку, сочинить сказку по плану, заданной ребенка.теме, проинсцинировать сказку.

Рассмотрим приемы работы с младшими школьниками с ЗПР на уроках.

При работе с данной категорией учащихся важно развивать познавательную сферу ребенка и мотивацию учебной деятельности. Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ЗПР важно использовать следующие приемы:

1.      Использование средств обратной связи (сигнальных карточек, сигнальных  линеек, маркерной индивидуальной доски). Например, у ребенка возникает трудность, он может на маркерной доске написать знак вопроса и молча показать учителю.

2.      Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

3.      Работа с карточками:

·         Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).

·         Карточки с заданиями разного уровня сложности 

Как правило, в зависимости от возможностей детей варьируются объем задания, степень его сложности и различные виды помощи. Для детей с ЗПР предлагаются карточки с меньшим количеством заданий, с образцом выполнения задания, со справочными материалами.

·         Карточки-алгоритмы с помощью которых может быть выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий; используя алгоритм, можно всегда прийти к правильному результату. Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития мышления и умений; оно означает также и умение формулировать правила и выполнять их. Алгоритмы могут быть разноуровневыми для разных групп учащихся по возможностям обучения. (Алгоритм «Проверка слов с безударной гласной», «Умножение в столбик» и т.д.)

·         Карточки – консультации. Это карточка-алгоритм с подробным описанием каждого этапа работы.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование кинезиологических упражнений

Образовательная кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. 

Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Нарисуй букву или цифру ( тактильное общение на спине соседа) Рисование фигур на спине.  Прием способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

6.Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Использование офтальмотренажёров,  презентаций, развивающих сред на уроке или занятии.

 При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы с младшими школьниками с ЗПР на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации и работа с развивающими средами привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка.

Методы формирования мотивации на уроке:

 

Группа методов

Методы

Эмоциональные методы

1 - поощрение, 2 - порицание, 3 – дидактическая игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - выбор задания.

Познавательные методы

1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - выполнение творческих заданий, 5 – «мозговая атака».

Регулятивные методы

1- предъявление учебных требований, 2 -информирование о критериях оценивания результатов, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 – нахождение путей решения познавательного затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы

 1 - развитие желания быть полезным обществу, 2 - создание ситуации взаимопомощи, 3 – поиск путей сотрудничества, 4 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 5 - взаимопроверка.

 

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Таким образом, систематическое применение обозначенных дидактических средств( приемов, методов) в работе учителя-дефектолога позволяет усиливать развитие познавательной сферы младших школьников с ЗПР, что приведет к успешности его учебной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, - 224 с.

2.      Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985.- 208 c.

3.      Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа..- М.,1998.

4.      Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М; 1978.

5.      Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.

6.      4. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.

7.      Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.

8.       Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития: сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Майсурадзе. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 92 с.

9.      Рекомендации по организации обучения https://infourok.ru/rekomendacii-po-organizacii-obucheniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-obscheobrazovatelnih-uchrezhdeniy-807246.html

10.  Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.-М., 1997.


 

Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ «СКШИ №3» г.Прохладный

ГБОУ «СКШИ №3» г.Прохладный

В своей коррекционно-развивающей работе в школе я использую различные формы, методы и приемы работы с детьми с

В своей коррекционно-развивающей работе в школе я использую различные формы, методы и приемы работы с детьми с

Логические приемы переработки учебной информации: · осуществление на чувственной основе процессов сравнения, различения и т

Логические приемы переработки учебной информации: · осуществление на чувственной основе процессов сравнения, различения и т

Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепление пройденного материала

Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепление пройденного материала

Для активизации деятельности обучающихся с

Для активизации деятельности обучающихся с

Методы формирования мотивации на уроке:

Методы формирования мотивации на уроке:

Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития: сборник методических материалов / под ред

Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития: сборник методических материалов / под ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2022