МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Формы, методы и средства мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ
Социальный педагог школы,
1аттестационная категория
Богомолова Елена Александровна
Коркино
Оглавление
Введение
Глава 1. Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ
1.1 Изучение психолого-педагогической характеристики обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития
1.2 Организация обучения и условия развития учебной мотивации у обучающимися с ОВЗ (ЗПР)
Глава 2. Пути и средства повышения учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ.
2.1 Классификация мотивов активизации учебной деятельности у обучающихся с ОВЗ
2.2 Формы и методы работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития.
Заключение
Список литературы
Введение
Ведущим видом деятельности школьника является учение. Оно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, поведения.
В современной школе остро стоит задача повышения мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может быть причиной отрицательных эмоций у детей к учебной деятельности. Всем учителям известна такая ситуация: ребенку сложно учиться, трудно понять и запомнить материал урока, еще труднее воспроизвести и применить. Тогда ученики спрашивают: "А зачем учить этот предмет, он мне не понятен, в жизни не пригодиться?"
Учеными доказано, что результат учебной деятельности человека всего на 20-30% зависит от интеллекта и на 70-80% от преобладающих у него мотивов учения. Как сделать учебный процесс более эффективным?
Формирование современной личности невозможно без желания и умения приобретать знания. Многое зависит от учителя, от умения организовывать учебный процесс, от его творческого подхода к каждому уроку. Педагогическое творчество учителя и постоянный поиск новых форм и приемов обучения позволяет вернуть интерес к обучению. Учитель – конструктор урока. Учитывая условия обучения, состав учащихся, он вносит что-то новое, что могло бы активизировать учебную деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Педагоги постоянно ищут способы обновления урока, стараются разнообразить формы объяснения, закрепления и обратной связи.
Однако, разработанные методы мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на здоровых детей. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мотивация к обучению значительно ослаблена.
Объект исследования: процесс формирования мотивации учебной деятельности обучающихся ОВЗ с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития мотивации учебной деятельности детей с ЗПР.
Цель исследования: определить особенности формирования мотивов учения, возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от форм, методов и средств обучения.
Задачи исследования:
· Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
· Изучить особенности развития детей с ЗПР.
· Показать особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ.
· Привести примеры форм, методов и средств повышения мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ ЗПР.
Глава 1. Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ
1.1Изучение психолого-педагогической характеристики учащихся ОВЗ с задержкой психического развития
При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей детей и их образовательных потребностей.
Дети с ограниченными возможностями — это дети имеющие отклонения физического или психического плана, имеющие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Низкий уровень развития восприятия – это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки поступившей информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Плохо сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается не сформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Основные подходы к обучению детей с ОВЗ (ЗПР):
1.Личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка
2. Дифференцированный подход предполагает форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Разница этих подходов в том, что дифференцированное обучение учитывает индивидуальные особенности группы учеников, и предполагает организацию вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуальный подход – это когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
1.2 Организация обучения и условия развития учебной мотивации у обучающимися с ОВЗ (ЗПР)
Общеобразовательная школа может организовать обучение и воспитание детей с ЗПР на основе вариативных подходов:
· в отдельных специальных коррекционных классах СКК для детей с ОВЗ
· совместно с другими детьми в обычных классах (Инклюзивное образование)
· обучение на дому
Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Рекомендации о возможности инклюзивного обучения ребёнка с ОВЗ (ЗПР) даёт ПМПК.
Инклюзивное образование предполагает адаптацию образовательной системы к потребностям обучающегося с ЗПР. Особые образовательные потребности таких детей определяют построение учебного процесса, его структуру и содержание. Такие обучающиеся в условиях инклюзивного обучения получают образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников и в те же календарные сроки. Ребёнок полностью осваивает основную образовательную программу (ФГОС) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Задача общеобразовательной организации создать специальные условия, при которых ребёнок с ЗПР может реализовать своё право на получение образования.
Школа с инклюзивным образованием – это школа, которая:
· дает возможность для всех детей быть вместе во время обучения.
· инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
· инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимую ученику для достижения успеха.
· в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
· ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Учителю, работающему с детьми ОВЗ (ЗПР), важно помнить, что у этих детей низкая степень внимания. Их внимание необходимо специально организовывать и направлять. Такие дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Из-за интеллектуальной недостаточности детям недоступны сложные инструкции. Им необходимо дробить задания и предъявлять поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно.
Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Ему необходима смена деятельности, перерыв.
Учителю необходимо создать положительный итог работы на различных этапах урока. Любое проявление искреннего интереса такие дети ценят особенно высоко, так как у них возникает чувство собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
В качестве основного метода положительного воздействия на ребёнка с ОВЗ (ЗПР) является работа с семьей. Родители, как правило, страдают эмоциональной ранимостью, тревожностью, у них внутренний конфликт. Когда учителя отмечают, что ребенок не усваивает учебный материал. родители считают, что он с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, рассуждать, общаться со сверстниками. Родителям необходимо объяснить, что своевременная помощь ребенку с ОВЗ (ЗПР) позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителям необходимо объяснить и обучить, как и чему учить ребенка дома.
Любая работа с детьми ОВЗ (ЗПР) представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие основ учебной деятельности.
Условия, способствующие мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ (ЗПР):
· благоприятная обстановка, щадящий режим;
· использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающие успешность учебной деятельности;
· дифференциация требований и индивидуализация обучения,
· модификация учебной программы: сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;
· организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей у них интерес к знаниям;
· учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации учебной и воспитательной работы.
Глава 2. Пути и средства повышения учебной мотивации.
2.1 Классификация мотивов активизации учебной деятельности у обучающихся ОВЗ
Мотивация активизирует учебный процесс и определяет успешность обучающихся в дальнейшем. Развитие и активизация учебной мотивации – это процесс длительный, целенаправленный, кропотливый.
Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Это совокупность мотивов.
Мотив – это обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности.
Классификация мотивов:
· социальные мотивы – обучающиеся социально взаимодействуют с окружающими людьми. К ним относятся: стремление получать новые знания, стремление быть полезным людям, быть лидером среди сверстников, получить одобрение окружающих, заслужить авторитет, самоутвердиться.
· познавательные мотивы - обучающиеся проявляют интерес к новым знаниям, стремятся к самообразованию, самосовершенствованию, выбирают различные способы добывания новых знаний.
· внутренние мотивы - у обучающихся проявляется интерес к своим знаниям, любознательность, желание повышать культурный уровень, потребность к новой информации и т.д.
· внешние мотивы - обучающийся считает, что учебная деятельность это его долг, у него возникает желание получать хорошие оценки, тем самым заслужить особый статус у одноклассников, порадовать родных.
· мотивы, направленные на избегание неудач – проявляются в отсутствии у обучающихся уверенности в себе, убеждении, что нет способности учиться.
· мотивы, направленные на достижение успеха – проявляются в наличии у обучающихся цели, к достижению которой они стремятся, выбирая различные средства и способы достижения.
Мотивы учебной деятельности – это факторы проявления учебной активности. Чтобы положительные мотивы были действующими, необходима целенаправленная, кропотливая, длительная работа.
2.2 Формы и методы работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития.
Для формирования мотивации учебной деятельности, учителю необходимо создавать условия, ситуации на уроке, в ходе которых учащиеся поймут, что учиться можно с увлечением, получая удовольствие от умственной деятельности.
Учитель может использовать методы обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в основной школе в зависимости от способа организации учебной деятельности:
1. Коммуникативный метод обучения.
Цель занятия: усвоение готовых знаний.
Деятельность учащихся:
а) изложение учителем нового материала и восприятие его учащимися;
б) беседа по содержанию нового учебного материала;
в) работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста;
г) оценка работы.
2. Познавательный метод обучения.
Цель занятия: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала.
Деятельность учащихся:
а) наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций,
б) восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.
3. Преобразовательный метод обучения.
Цель занятия: усвоение учащимися и творческое применение умений и навыков.
Деятельность учащихся:
а) выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач,
б) практическая деятельность.
4. Систематизирующий метод обучения.
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность учащихся:
а) восприятие обобщения учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы,
б) обобщающая беседа;
в) составление таблиц, схем и т.д.
5. Контрольный метод обучения.
Цель занятия: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.
Деятельность учащихся:
а) выполнение учащимися, по заданию учителя, самостоятельных, контрольных письменных работ,
б) контрольный устный опрос учащихся,
в) выполнение практических заданий, лабораторных работ.
При работе с учащимися с ОВЗ необходимо использовать способы облегчения трудных заданий:
· дополнительные наводящие вопросы;
· наглядность – опорные, обобщающие схемы, графические модели, карточки, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
· план последовательности операций или образцы, необходимые для решения задач;
· поэтапная проверка задач, примеров, упражнений
· помощь в выполнении определенных операций;
· поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
На каждом уроке в основной школе при работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) обязательна словарная работа, чтобы все слова и термины были понятны учащимся.
Необходимо включать предметно-практические действия, для подготовки детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием дидактического материала, игровыми моментами.
Следует применять обучение действию по образцу. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем задания усложнять.
Один из главных приемов работы с учащимися ОВЗ – нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Необходимо просить таких детей обдумывать задания вслух, планировать свои действия, прогнозировать конечный результат. Сначала это достигается путем ответов учащихся на поставленные учителем вопросы, затем обучающийся самостоятельно выполняет подобное задание.
Инструкции, используемые при работе с детьми с ОВЗ, должны обеспечивать полное и адекватное понимания формулировок заданий. Поэтому учитель сначала сам объясняет детям трудные для их понимания слова, словосочетания, формулировки, а затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Следует добиваться, чтобы ученик своими словами рассказал, что требуется выполнить. Необходимо добавлять время для выполнения инструкции с несколькими заданиями.
Важным направлением учебно-воспитательного процесса является формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, умения организовать, спланировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. В ходе самостоятельной деятельности развиваются мышление, память, внимание, воображение, вырабатываются практические умения и навыки.
Для самостоятельной работы ребенку необходимо дать индивидуальное задание, но при этом создать обстановку помощи, взаимопомощи:
· задание с образцом или алгоритмом выполнения
· тренировочное задание, выполняющееся по образцу
· контрольное задание
Каждый ученик может использовать справочный материал, словари, памятки, схемы. Такая организация работы становится средством развития познавательной деятельности учащихся.
Необходимо учить детей с ЗПР самоконтролю и взаимоконтролю, поэтому необходима система четких требований к выполняемой работе. Для такого вида работы необходимо на уроке отводить время.
Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательных интересов школьников, активизирует их речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока. Одним из главных аргументов в пользу применения ИКТ на занятиях является реальная возможность индивидуализации обучения, что позволяет каждому ребёнку развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.
Заключение
Вопросы формирования и развития школьной мотивации являются важнейшими при рассмотрении проблемы обучения и воспитания детей. Эти вопросы можно решить только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важной и специфичной составляющей учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Процесс повышения учебной мотивации у школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать факторы, влияющие на формирование учебной мотивации.
Список литературы
1. Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирования личности», Москва, 2008г.
2. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека», Москва, 2000г.
3. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2010г.
4. «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей» под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В., Москва, 1978г.
5. Маркова А.К. и др. «Формирование мотивации учения: Книга для учителя», Москва, 2008г.
6. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека», Москва, 2000г.
7. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы биологической мотивации», Москва, 2006г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.