опыт работы преподавателя химии, биологии
Суровой Светланы Михайловны
Организации учебной деятельности
на уроках химии и биологии.
Дифференцированный подход .
Тула, 2023г.
Моя позиция
Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии, биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.
Проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей обучающихся и интеллектуальных умений невозможно без организации учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком. Дифференциация обучения предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Такое понимание дифференциации обучения не предполагает негативных последствий, так как обязательным является учет индивидуально-типологических особенностей личности, что приспосабливает учебный процесс к обучающемуся.
Итак, важным условием обновления содержания химико-биологического образования, становления учащегося как самостоятельного субъекта своего образования являются поставленные учителем задачи:
повышение престижа курса химии и биологии, формирование у учащихся целостной картины мира, дифференцированный подход к изучению предмета.
воспитание понимания необходимости сохранения химического разнообразия
формирование умений сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с наглядными объектами, учебником и дополнительной литературой
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Применяя разнообразные формы работ на уроках химии, развиваю основные умения и навыки учащихся, стараюсь дать глубокие знания основ предмета, стимулирую творческую активность обучающихся.
Как же научить студентов использовать полученные на уроках знания, умения и навыки в жизни?
Эту проблему я стараюсь решать на каждом занятии. Для этого стремлюсь к созданию таких условий, чтобы дети сотворили и сотрудничали со мной, могли самостоятельно искать истину, решать проблему, чтобы каждый имел право «сметь своё суждение иметь».
Обучающийся берёт пример, прежде всего, с самого преподавателя. Значит, я должна показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя.
Это все сказывается на уровне знаний моих учащихся. Средний балл по преподаваемым предметам на основе анализа классных журналов составляет по химии – 3,6 баллов. За последниепол года успеваемость учащихся на «4» и «5» (коэффициент качества) повысилась с 44% до 56% по химии, с 58% до 70% по биологии.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся
Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует и разнообразная внеклассная работа. Ежегодно провожу недели химии, где традиционны проведение школьных химических олимпиад, практических конференций по защите исследовательских работ, химические утренники, ролевые игры, дискуссии. Составляется программа недели, ставятся цели и задачи. Каждый год эта неделя проходит активно, плодотворно, захватывает почти каждого ученика.
Сегодня, когда переосмысливаются история страны и её идеалы, переоцениваются критерии образованности и достижения культуры, низвергаются с пьедесталов прежние властители умов, сложно находить подход к ученикам, оказывать положительное влияние только уроками.
Во внеурочной деятельности я придерживаюсь следующих принципов во взаимоотношениях с детьми:
-принцип независимого развития человека. Ребёнок – человек, он имеет право самостоятельно реагировать на обстоятельства и поступать так, как он считает нужным. Тем не менее, использование этого метода характеризуют результаты моей работы:
1. Научила ребят навыкам работы с тестовыми заданиями.
2. Научила учащихся самостоятельно разбираться в научно популярной литературе, анализировать и сделать итоги, выводы.
3. Научила их высказывать свою точку зрения, аргументировать факты, связать разнообразную информацию.
4. Научила правильно оформлять научные работы.
5. Научила сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству.
Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам это широкое привлечение учащихся к внеурочным занятиям, что позволяет воспитывать интерес к предмету, создает предпосылки для ранней профилизации. Учащееся принимают активное участие в подготовке предметной недели в школе, конкурсах, викторинах, а также в исследовательской работе.
2) Здоровьесберегающая технология – расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способствующих его укреплению, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами оказания первой медпомощи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - технологии, направленные на сохранение здоровья школьников. К таким методам, которые я использую, относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества), активные методы (ученики в роли учителя, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.), методы, направленные на самопознание и развитие (эмоции, общение, воображение, самооценка и взаимооценка), т.е.такихметодов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний.
3) Интерактивная технология – часто использую этот метод технологии на своих занятиях. Провожу в виде деловой игры, дискуссии, ролевой игры, телепередачи, соревнования и т.п. Среди наиболее эффективных интерактивных методов обучения являются «мозговой штурм», групповая дискуссия, ролевое моделирование. Цель «мозгового штурма» - стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. При проведении «мозгового штурма» участвуют все, высказываются и слушают все, все имеют равные права, все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций, высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.
4) Модульная технология – в своей работе яв 10-11 классах по некоторым разделам использую модульную технологию, основанную на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате овладения содержанием модуля. Особое внимание обращаю на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы, заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, конспектирование учебного материала. Смена видов деятельности. А также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.
5) Компьютерные технологии.
Интернет открывает детям и учителям новые горизонты. Электронные библиотеки, современные образовательные ресурсы, заочное дистанционное обучение, новости науки и техники – вот лишь малый перечень тех возможностей, которые становятся доступны школьник.
Провожу занятия с применением ИКТ. Использую с целью изучения новых тем, тестирования, закрепления, обобщения. В частности, презентации, как наглядное пособие, помогают излагать учебный материал, развивать навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, обеспечивает дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении. В совершенстве владею компьютером. На уроках активно использую электронные учебники, ресурсы Интернет, мультимедийные презентации. Неоценимую поддержку оказывают новые информационные технологии - электронные справочники, учебники, разнообразные обучающие компьютерные программы. По определенным темам имеются проблемные задачи, имеются задания для построения системы текущего и итогового контроля знаний учащихся. По некоторым темам химии составлены слайды. В кабинете химии имеются: электронные диски уроков
Для формирования и развития знаний учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или тестами, составленными учителем. Возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу каждого ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его знаний, умений и навыков. Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показало, что дети охотнее занимаются решением проблемы в группах, Так как создаются возможности для диалога всех участников, а это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Интуитивно я стала понимать, что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Администрация школы представляет все услуги для самообразования и создает всевозможные условия для изучения, обобщения и распространения передового опыта коллег своей школы и школ города. Это творческие отчёты по темам самообразования, открытые уроки на разных уровнях, «круглые столы» по обмену опытом.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
Сложная и многосторонняя учебно-воспитательная деятельность требует от учителя регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в обучении и воспитании детей, если учитель надеется только на ранее заученные педагогические правила и методические приемы.
Ученик берёт пример, прежде всего, с самого учителя. Значит, я должна показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя.
Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому ученику, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность.
Потребность в образовании лежит в каждом человеке;
народ любит и ищет образования,
как любит и ищет воздуха для дыхания.
Л. Толстой
Я думаю, что никто не знает современное поколение так хорошо, как
учитель: волей-неволей он в курсе всех новостей и интересов молодёжи.
Несомненно, у каждого педагога свой личный подход к работе.
Однако, какие бы технологии не использовались, на уроке, как сотни
и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и
ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это –
нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его –
одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной
жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
В настоящее время в практике общеобразовательной школы широко распространена
технология дифференцированного обучения, однако отношение педагогов к ней
остается неоднозначным.
Нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными
возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей,
темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются,
изменяются, поддаются коррекции. Учащиеся любят то, что понимают, в чем
добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие
оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей
он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он
видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
Поэтому, исходя из выше сказанного, передо мной, как учителем биологии,
встаёт несколько проблем:
1) Каким образом построить обучение, чтобы ученик с низким уровнем подготовки
чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик с
высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более
углублённо.
В современной школе, в условиях большого объема учебной информации обучать всех
школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он
является часто недостижимым для многих обучающихся. А это означает появление у
большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в
целом.
2) Где взять готовый разноуровневый практический и дидактический
материал? Существующие учебники по биологии ориентированы на их использование в
рамках традиционного обучения. Правда, в последнее время
стали всё чаще появляться различные дидактические разработки. Можно иногда
наблюдать, что у детей наблюдается снижение интереса к предмету.
Задаю себе вопросы:
Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? Для
учащихся, слабо осваивающих этот предмет, к снижению интереса ведет:
- повышенная требовательность учителя;
- непосильные задания;
- отсутствие знаний;
- серьёзные отставания по предмету;
Как решать данную проблему?
-выяснить причину отставания;
-определить действительный уровень его знаний.
Поэтому использование элементов уровневой дифференциации на уроках
биологии необходимо по ряду причин:
-различие интересов учащихся;
-различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный,
творческий;
-различие личностно-психологических факторов - зависит от типа мышления,
характера, темперамента;
- преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
-фронтальные формы обучения;
-низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;
-низкий уровень мотивации учения.
Какие цели ставит перед собой дифференцированный подход в
преподавании биологии?
- использование технологии разноуровневого обучения;
- обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а
также выше базисного;
- обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного
учения.
С чего я начинаю работу по внедрению
дифференцированного подхода в образовательный процесс?
- с распределения времени на учебном занятии на самостоятельную
работу учащихся, работу в группах;
-выявляю место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе,
т.к. есть учебный материал, который даётся в форме лекции;
-выявляю условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;
- использую методические рекомендации по применению технологии
дифференцированного обучения.
Если не учитывать индивидуальные особенности учащихся, не осуществлять
дифференцированную работу на уроках, не оказывать необходимую своевременную
помощь, то уже на уроке у некоторых будет накапливаться отставание в
усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что
неизбежно приведёт к снижению успеваемости.
Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их
определившихся склонностей предлагают одно и то же задание.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к
пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивает
способности учащихся. Данный вид обучения может применяться на
каждом уроке и на всех его этапах, а также на дополнительных занятиях с
одарёнными учащимися, где разбираются вопросы повышенного уровня
сложности.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит
усвоение, а также при повторении пройденного материала. Дифференцированно в
обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.
Например, если это урок изучения нового материала, то
необходимо выделить три этапа. Первый этап -
объяснительно - иллюстративный - состоит в том, что сообщается
готовая информация разными средствами, а учащиеся осваивают данную
информацию.
На втором этапе, в основу которого положен эвристический метод
обучения, готовлю учащихся к самостоятельному решению проблем (например,
подготовка небольшого отчета группами обучающихся по предложенным им заданиям;
работа с дополнительными источниками информации по данной теме - просмотр
мультимедиа, видеоопытов, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах). Цель
второго этапа - формирование у учащихся умений интегрировать
свои знания.
На третьем этапе - исследовательская работа, творческое
применение знаний (например, углубление изученного материала и фиксирование
обучающимися данного уровня знаний - решение усложненных задач и
упражнений, выполнение более сложной практической работы и т.д.). На данном
этапе часто разнятся результаты обучающихся в освоении более сложного материала
- и одна из трудностей - это переход на индивидуальную работу с
обучающимися.
Если же это урок систематизации знаний, то я широко применяю
методику свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся
формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются
задания трех уровней. Выполнение заданий начинается с первого уровня. Задания
первого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить,
используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на
предыдущем уроке.
Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация
углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с
разноуровневыми заданиями или тестами. Обычно это трёхвариантные задания
по степени трудности: облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта
предоставляется учащемуся). Учащиеся получают право и возможность выбирать
уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, могут
варьировать свою учебную нагрузку, учатся адекватно оценивать свои знания.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Первый уровень - минимальный..Выполнение заданий такого уровня
основано на памяти учащихся.. За выполнение такого задания они получают отметку
"3". Первый уровень позволяет:
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня,
позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют
мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку
"4", поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания)
и, соответственно, уровень заданий называют общим. Второй уровень позволяет :
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Третий уровень - продвинутый. Почти в каждом классе есть
ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение
заданий такого уровня оценивается отметкой "5". Третий уровень
позволяет:
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной
сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие
возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Мною используются различные способы дифференциации на уроках
биологи, некоторые из них приведены ниже:
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности
(репродуктивной, продуктивной, творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы
хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и
их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных
упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от
стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой,
незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия
(например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый
продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над
продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
На уроках биологии используются различные виды продуктивных заданий,
например:
- Поиск закономерностей в процессе развития микроорганизмов разных видов;
- классификация изученных классов и видов животных;
- самостоятельное составление кроссвордов, загадок;
- работа с микроскопом;
- разработка и обсуждение путей решения различных экологических проблем;
- Нестандартные и исследовательские задания:
-по-своему оформи (изобрази) понятие,
- передай полученную информацию в виде рекламы, интервью,
- сочини поговорку, загадку, рифму по теме,
- составь словарь,
- составь кроссворд,
- составь викторину,
- придумай свое задание для одноклассников,
- предложи свою версию происхождения....
- оформи газету,
- разработай схему, памятку для себя и одноклассников,
- подготовь вопросы по теме, которые хочешь задать другим ученикам или
учителю, чтобы проверить их знания или пополнить свои,
- подбери свои примеры на данное правило.
Дифференцированная работа с использованием типов продуктивных заданий:
Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая
растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы».
Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех
трофических связей. ( 3 балла)
Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех
трофических связей, а также определить консументы различных порядков,
продуценты, редуценты. ( 4 балла)
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои
несколько вариантов. ( 5 баллов).
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях
для разных групп учащихся. Например, на лабораторной работе
все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под
руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычно работа организуется следующим образом. Ученики знакомятся с заданием,
выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети приступают
к самостоятельному выполнению задания. Остальные с моей помощью
анализируют алгоритм работы или предложенный образец, фронтально
выполняют часть задания. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна
часть детей начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают
затруднения в работе (обычно это дети с низким уровнем обучаемости),
выполняют все задания под моим руководством . Этап проверки проводится
фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Школьники сами
определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению
задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под
руководством учителя.
Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению
дифференцированного подхода.
1. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий
по возрастающей степени трудности.
2.Индивидуальные дифференцированные задания.
3.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся
(вариант определяет учитель).
4.Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту
системы дополнительных заданий по возрастающей сложности.
5.Индивидуально-групповые задания.
Еще я часто использую дифференцированный подход при подготовке домашнего
задания (например, подготовка небольшого сообщения по предложенным
заданиям, презентации, работа с дополнительными источниками информации по
данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах и т.д.)
Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного
обучения на уроках биологии, можно сделать вывод, что повышению качества и
результативности учебного процесса будут способствовать более широкое
использование возможностей дифференцированного обучения, а именно:
-использование разноуровневых заданий - домашние задания,
проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц,
графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из
различных источников;
-использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
-более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на
интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной
деятельности.
Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение
учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в
дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и
внеклассной работы. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, я считаю,
необычайно важно.
Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление
детей на группы сильных и слабых, так как это негуманно и
противоестественно. При таком делении происходит унижение одних и возвышение
других. Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту,
отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.
Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании
психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными
в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать
учебную информацию.
Хочу отметить, что дифференциация не получает в современной педагогике
однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые
отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты |
Отрицательные аспекты |
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. |
Деление детей по уровню развития негуманно. |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. |
Высвечивается социально-экономическое неравенство. |
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. |
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. |
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. |
|
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. |
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. |
Повышается уровень Я-концепции: сильные
утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать
учебный успех, избавиться от комплекса
неполноценности. |
Понижается уровень Я-концепции: в
элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс;
в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на
фатальность своей слабости. |
Необходимо помнить, что идти нужно не от учебного предмета к ребенку, а
от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает
ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо
развивать, совершенствовать, обогащать.
При дифференцированном обучении, учитывая свои способности, интересы,
потребности, учащийся получает право и возможность выбирать объём и глубину
усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении. Учитель
может направлять, подсказывать, вдохновлять ученика, но ничего за него не
делать. Иначе ученик ничему не научится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.