Формы работы классного руководителя с родителями.
Залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношение с ними должно быть построено на доверии. В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования родителей к школе, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы. Организации внеурочных мероприятий. Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащийся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находиться под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно помощью следующих форм деятельности:
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа:
Первый этап
подразумевает работу в новом классе. Это может быть первый, пятый или класс,
переданный другому учителю. В любом случае, новый классный руководитель
сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то не желает
принимать участие в жизни класса, кто-то настолько активен, пытается
участвовать в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что
вызывает неприятие остальных родителей и часто педагогического коллектива.
Поэтому на данном этапе важно сформировать уважительное отношение родителей к
классному руководителю. Именно педагог должен руководить деятельностью
родителей класса, направлять их дела в правильное русло, повышать их уровень
знаний психологии ребенка.
Примерный план работы с родителями на первом этапе:
План проведения первого родительского собрания:
1. Представление учителя
Полное портфолио: представление себя как учителя предметника: стаж, награды, категория ит.д.
Документы учителя, подтверждающие его заслуги (аттестационный лист, награды и т.д.), находятся на столе
Уважение к классному руководителю начинается, в первую очередь, с уважения к нему как к учителю предметнику. После собрания родители могут ознакомиться с документами.
2.Заполнение родителями анкет
Анкеты для оформления журнала, для дальнейшей работы классного руководителя.
Журнал класса и портфолио каждого ученика
Родителям важно понять, что учитель намерен контролировать деятельность ребенка.
3. Ознакомление родителей с уставом школы и требованиями классного руководителя
Чтение локальных актов школы и класса.
Локальные акты школы и класса
Родители четко определяют для себя правила школы; знакомство с требованиями классного руководителя позволяют им понять, что учителю не безразличны учащиеся.
4. Обсуждение плана совместной работы
План работы на год или четверть. Начало общего дела: съемка фильма о классной жизни, который будет показан полностью в 11 классе; постоянное совместное (учитель, родитель дети) оформление стенда или классной газеты после каждого мероприятия и т.д.
Журнал родителей и классного руководителя, в котором отражен план работы класса с распределением обязанностей родителе.
Распределение обязанностей, выбор родительского комитета.
5. Обсуждение внеклассных мероприятий проводимых родителями.
Предложения классного руководителя и родителей с учетом времени года, мероприятий в классе. Классный руководитель отслеживает организацию того или иного мероприятия; в последствии все мероприятия обсуждаются на родительских собраниях.
Второй этап
занимает все оставшееся время обучения детей в классе.
Для того, что успешно преодолеть кризис подросткового возраста ребенка, важно
помнить, что только при совместной работе возможно достижение высоких
результатов.
С привлечением психолога необходимо проводить круглые столы для родителей с
целью формирования мотивации совместной деятельности на втором этапе работы,
когда дети подросли, а многие родители чувствуют усталость или даже
беспомощность при общении со своими детьми. Роль классного руководителя здесь
велика, т.к. родители ждут помощи от педагога, опытного, знающего, от того,
кому они доверяли и доверяют. Проведение круглых столов помогает выявить
наиболее активных родителей и создать инициативные родительские группы. Важно
при каждой встрече на собраниях проводить опрос: что получилось, а что нет в совместной
деятельности, какая помощь нужна на данном этапе. Многим родителям интересно
было бы прослушать лекции психолога.
Классному руководителю необходимо проводить мини-лекции для родителей по
безопасности жизнедеятельности детей, индивидуальные беседы по разбору трудных
ситуаций, по обсуждению конфликтов или в том случае, если классный руководитель
просто почувствовал угрозу психологическому состоянию ребенка, прочитав странички
его портфолио, странички в интернете.
Интересная и новая форма работы с учениками подросткового возраста - брифинг,
проводимая раз в четверть с участием родителей и педагога. Брифинг – краткая
встреча, на которой задаются короткие вопросы, требующие точного ответа. На
вопросы детей отвечают родители и учитель. Организация данной работы не требует
много времени. Из числа родителей выбирается инициативная группа, которая
вместе с учителем входит в президиум.
Детям зачитываются правила:
К
новой форме работы классного руководителя относится ведение «Папки класса».
Есть разные способы оформления таких папок: портфолио класса или личная папка
классного руководителя, куда он помещает информацию об успеваемости учащихся, о
показателях дисциплины и т.д. Наиболее интересным представляется ведение
данного документа совместно с родителями. Основные рубрики предназначены для
диагностики каждого ученика. Информацию об ученике заполняет раз в четверть
только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы
бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т.д.
Учитель может пользоваться такой папкой, для того чтобы вовремя уловить тот
момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести
индивидуальную встречу с родителями (учениками). Папка должна быть со съемными
страничками для удобства раздачи родителям.
Страничка, посвященная учащемуся, может выглядеть следующим образом:
По желанию родителей могут быть добавлены следующие пункты:
Наличие таких
папок облегчит работу классного руководителя, т.к. в них содержится необходимая
информация о семье ученика. Учитель может отслеживать изменения, происходящие с
ребенком в семье, и своевременно отреагировать, если ученику или семье нужна
педагогическая помощь.
Создание условий для успешной совместной работы классного руководителя и
родителей – важная задача классного руководителя.
Для успешного взаимодействия с родителями необходимо:
Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становиться легче и конструктивнее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.