Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а, ы, различающиеся по смыслу»
Оценка 4.8

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а, ы, различающиеся по смыслу»

Оценка 4.8
Документация +1
docx
математика +1
13.06.2020
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а, ы, различающиеся по смыслу»
План-конспект урока родного русского языка в 5 классе на тему: «Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а, ы, различающиеся по смыслу»
Формы существительных мужского рода.docx

План-конспект урока родного русского языка в 5 классе на тему:

«Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а, ы, различающиеся по смыслу»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цель: продолжить изучение форм имен существительных.

Задачи:

Образовательная: образовывать формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных; правильно употреблять формы именительного и родительного падежа множественного числа в устной и письменной речи.

Развивающая: развивать навыки работы в группе, память, мышление.

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, посредством его тщательного изучения.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прощлом уроке.

- Что такое существительное?

4. Изучение нового материала

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю).

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн.), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание -и или -ы. Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а. Например:

Словарная статья

Как читается

директор, -а, мн. -а, -ов

Правильная форма им. п. мн. ч. – директора

слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

Правильные формы им. п. мн. ч. – слесари и слесаря

крем, -а и -у

Правильная форма им. п. мн. ч. – кремы

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака.

Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна.

Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога,  шелк - шелка.

Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников). 

Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы.

Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю. 

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.

Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог.

Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

Пересказ. то, что записали


 

План-конспект урока родного русского языка в 5 классе на тему: «Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а, ы, различающиеся по смыслу»

План-конспект урока родного русского языка в 5 классе на тему: «Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а, ы, различающиеся по смыслу»

Остальные существительные среднего рода в форме мн

Остальные существительные среднего рода в форме мн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020