ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад.
Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.
А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Взаимодействие педагогов, детей, родителей требует объединения усилий педагогов, администрации учреждения общего среднего образования, родителей, представителей других социальных институтов. В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, которая может включать следующие направления:
- организация диагностической работы по изучению семей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
- использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;
- объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов...
формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.
Так, одним из значимых мероприятий, способствующих сплочению педагогического коллектива и родителей стало мероприятие республиканского значения. На базе нашей школы проходила научно-практическая конференция под девизом «Толерантность-искусство жить в мире непохожих людей и идей!» по итогам этого мероприятия МБОУ СОШ №10 х.Игнатьевский получила статус площадки толерантности.
Основные этапы построения системы взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования
Полноценные отношения между учреждением общего среднего образования и родителями – отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования можно выделить три этапа.
Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников
В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной с учреждением общего среднего образования деятельности.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Задача учителя – помочь родителям осознать свою воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Итак, мы переходим ко второму этапу.
Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Педагогическим коллективам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к учреждению общего среднего образования. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов: соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие; результативность.
Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической)помощи семье. Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к учреждению образования существенно возрастает.
В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах этой деятельности. Родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы», на которых будут решаться стратегические вопросы. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.
Третий этап – непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода). Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования является их долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третий признак эффективных отношений –взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования.
Взаимодействие с родителями я строю на основе таких идей-принципов, как: обращение к чувству родительской любви;
умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
«Наша миссия» – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский). Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.