Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.
Оценка 4.8

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
информатика
2 кл
15.03.2018
Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.
Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика. В данной работе представлено краткое описание УМК Н.В.Матвеевой для начальной школы: 2 класс. В её учебных пособиях очень много практических и теоретических заданий для работы в начальной школе во 2 классе.
к.р.№4.doc
Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика. Кузнецова Оксана Геннадиевна, Учитель информатики МБОУ СОШ №10 с УИОП г.Красногорск. Класс:  2 Школа России УМК Н.В.Матвеевой I.  Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни   вызвали   необходимость   разработки   новых   подходов   к   системе обучения и воспитания школьников. С этой целью создаются новые учебные планы,   программы   и   учебники,   совершенствуются   методы   и   формы организации обучения. Большое будущее – за методикой интегрированного преподавания, так как благодаря этому в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на   практике,   потому   что   знания   легче   обнаруживают   свой   прикладной характер.   И   учитель   по­новому   видит   и   раскрывает   свой   предмет,   яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают   своеобразным   интегрированным   потенциалом,   но   их   способность сочетаться,   эффективность   интегрированных   уроков,   курсов   зависят   от многих условий.  Интегрированные   уроки   призваны   научить   ребенка   с   первых   шагов обучения   представлять   мир   как   единое   целое,   в   котором   все   элементы взаимосвязаны.   В   начальной   школе   интегрированные   уроки   целесообразно строить   на   объединении   достаточно   близких   областей   знаний,   например, математики и информатики. Рассмотрим   учебно­методические   пособия   по   информатике   автора Матвеевой Н.В. и по математике автора Моро М.И. с целью установления межпредметных связей и возможности проведения интегрированных уроков. Современный ребенок погружен в некую новую информационную среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка,   наполнена   бесчисленным   множеством   созданных   человеком электронных   устройств.   В   их   числе   компьютер,   мобильные   телефоны, цифровой   фотоаппарат,   цифровые   видеокамеры,   плейеры,   декодеры   и   так далее.   Как   угодно   подробно   изучая   окружающий   мир,   но,   не   изучая информатики,   ребенок   не   узнает   про   эти   везде   и   всюду   встречающиеся   в жизни   предметы.   Ни   о   том,   как   они   устроены,   ни   о   том,   когда   и   зачем появились.  В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.  Автор   Матвеева   Н.В.   считает   основной   целью   преподавания информатики   в   начальной   школе   ­   формирование   универсальных   учебных действий,   отражающих   потребности   ученика   в   информационно­учебной   а   также   формирование   начальных   предметных деятельности, компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин. Авторский   коллектив   под   предметной   компетентностью   в   области информатики   понимает   «готовность   учащегося   использовать   усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:  доступа   к   информации   (знание   того,   где   и   как   искать   и получать информацию);  обработки   информации   (использование   заданных   схем организации и классификации информации);  интеграции   информации   (интерпретирование   и представление информации, включая сравнение, сопоставление);  оценки   информации   (суждение   о   качестве,   полезности, пригодности информации);  создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д. Автор   учебно­методического   комплекса   по   математике   Моро   М.И. убежден,  что  применение  средств  информационных   технологий  в процессе изучения математики способствует формированию у учащихся определенных   применения знаний,   поддержанию   мотивации;   навыков;   умений, информационных   технологий   в   учебной   деятельности   путем   предъявления заданий,   требующих   применения   математических   информационных   систем; развитию   наглядно­действенного,   интуитивного, творческого,   теоретического   типов   мышления;   развитию   эстетического   наглядно­образного, восприятия   математических   объектов;   развитию   коммуникативных способностей   обучаемых;   формированию   умений   принимать   оптимальное решение   или   находить   варианты   решения   в   сложной   ситуации;   развитию   развитию умений   осуществлять   экспериментальную   деятельность; пространственного учащихся.             Информатика и математика вносят большой вклад в формирование у воображения     учащихся   целостного   естественнонаучного   мировоззрения,   в   развитие потребности   к   познанию   и   в   формирование   системного   опыта   как познавательной   деятельности,   так   и   практического   применения   знаний   и умений. При этом происходит: 1. Поэтапное формирование понятий «информация», «система»,  «алгоритм» и других важных представлений. 1. Развитие системных представлений на основе усвоения  школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной  действительности между собой и возникающих при этом системных  эффектах. 2. Формирование алгоритмического похода к решению текстовых  задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения  математики в старших классах.  3. Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с  другими дисциплинами используемого в УМК учебного материала  (межпредметная интеграция). 4. Практическая   направленность   знаний   с   опорой   на   актуальный опыт ребенка работы с информацией. В обоих УМК большое значение уделяется формированию у учащихся  универсальных логических действий: 1. анализ   объектов    с   целью   выделения   признаков (существенных, несущественных); 2. синтез  как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 3. выбор   оснований   и   критериев  для   сравнения, классификации объектов; 4. 5. подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно­следственных связей,     построение логической цепи рассуждений; 6. выдвижение гипотез и их обоснование; Таким образом, изучение  информатики  и  математики  «направлено на формирование   первоначальных   представлений   о   математике   как   части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения,   математической   речи,   формирование   предметных   умений   и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач с использованием компьютерных технологий». Можно сделать вывод, что при создании УМК Матвеевой Н.В. и Моро М.И. во главу угла была поставлена цель   ­   использование   УМК   для   успешного   проведения   интегрированных уроков. II.   Развитие   логического   мышления   младших   школьников   –   одно   из важнейших направлений обучения учащихся.  Психологические исследования показывают,   что   в   этот   период   главное   значение   приобретает   дальнейшее развитие мышления. Оно поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт   за   собой   коренную   перестройку   всех   остальных   психических процессов. Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. В это время происходит переход от наглядно­образного к словесно­ логическому, понятийному мышлению.   Так,   на   уроках   математики   целесообразно   использовать   логические задачи, например: ­   Тройка   лошадей   пробежала   4   километра.   Сколько   километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра). ­ На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5) ­ Назовите число, в котором три десятка. (30) ­ Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара… (стоит впереди Любы). Эти задания можно предложить в качестве дополнительных, и оценки за них не ставить. Часто   используется   задание   «лишнее   число».   Учащиеся   могут затрудняться   найти   больше,   чем   одно   решение   данного   задания.   В   этом случае проводится коллективная работа, разбираются предложенные числа, выделяются их признаки и находятся новые варианты решения. Это задание позволяет   повышать   уровень   развития   таких   операций   мышления,   как сравнение, обобщение и абстрагирование. В качестве   занимательного   задания   на   уроках   математики   уместно задание «заполни пропуски». Детям необходимо восстановить ряд рисунков в зависимости от принципа их расположения. Это задание направлено на развитие сравнения, анализа, синтеза. Полезными   будут   задания,   способствующие   развитию   элементов логического мышления, такого типа:  Чем похожи и чем отличаются друг от друга выражения 1 и 2 строки?  Запиши   верные   числовые   равенства,   используя   только   данные числа.  По какому признаку можно разбить числа на две группы?  На   какой   вопрос   задачи   можно   ответить,   выполнив   данные действия?  Запиши числа в порядке возрастания (убывания).  Найди в каждом столбике лишнее выражение. Заметим,   что   многие   нестандартные   задачи   трудно   отнести   к математике или информатике. Приведем, например, задачу "Что общего у ежа с молоком?". Дело в том, что, с одной стороны, это красивая задача (вписывая свойства   этих   двух   объектов   и   действия,   которые   они   могут   совершать, нетрудно   прийти   к   предполагаемому   верному   ответу:   "они   оба свертываются"),   однако   ее,   конечно,   нельзя   использовать   для   определения умственного   развития   школьников,   хотя   бы   по   причине   неоднозначности решения. Мышление по шаблонам становится приметой нашего времени. Вот еще пример нестандартной задачи. Задача следующая: "На книжной полке рядом стоят два тома Пушкина. Страницы каждого тома составляют толщину 2 см, а каждая обложка добавляет еще по 2 мм. Червь прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго, по нормали к страницам. Какое расстояние он прогрыз?" Был указан неожиданный ответ: 4 мм. Редакция же исправила   условие   на   "от   последней   страницы   первого   тома   до   первой второго". Понятно, что редакция даже не задумалась о том, что тома могут стоять в разном порядке.   Таким образом, самое главное – нужно помнить, что задание должно быть корректно поставлено и ученик должен быть ознакомлен со способами решения   поставленной   задачи.  Даже   небольшое   задание   делится   на   этапы, каждый из которых должен быть решаемым для ребенка. III.   Рассмотрим   проведение   интегрированного   урока   математики   и информатики во втором классе на тему: «Прямоугольник. Квадрат».  На одном из этапов урока ученикам необходимо выполнить задание на логику   и   мышление.   Задание   состоит   в   следующем.   Каждому   ученику выдается   карточка   с   нарисованными   там   геометрическими   фигурами (четырехугольники, прямоугольники, квадраты). На доске записан алгоритм действий для определения квадрата, прямоугольника из имеющихся фигур: Алгоритм 1. Посчитайте у фигуры углы. Если не 4, то выход. Если 4, то шаг 2. 2. Если есть непрямые углы, то выход. Если все углы прямые, то шаг  3. 3. Измерить стороны. Если все стороны равны, то это квадрат.  Если равны противоположные стороны, то это прямоугольник. Учащиеся находят геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат,  пользуясь алгоритмом, обосновывая свой выбор. Вторая   часть   задания   –   на   компьютере   с   помощью   графического редактора «Paint» закрасить все квадраты синим цветом, прямоугольники – зеленым (файл задания аналогичен заданию на карточке). Составим технологическую карту выполнения задания. Этапы  Содержание  задания деятельности  учителя Содержание деятельности учеников Личностные УУД Познавательны Коммуник Регулятив е УУД ативные  УУД ные УУД Информация  учителя: «Задача –  Проявление  положительного  Осуществлять  анализ  Постано вка  задачи.  Мотива научиться  определять различие  отношения к  учебной  ция  учебной  прямоугольника и  квадрата,  деятельности,  формирование  деятель ности. обосновывать своё  мнение». мотивации к  учению. объектов с  выделением  существенных  и  несущественны х признаков. Творческий  подход к  выполнению  задания. Использование полученные  ранее знаний. Актуали зация  Учитель  актуализирует  знаний. знания о  геометрических  фигурах через  устную разминку:  «Перед вами на  доске фигуры с  числами, которые  являются ответами  на поставленные  мной  вопросы».Фронтальн ая беседа на тему:  В  сотрудничес тве с  учителем  ставить  конкретную  учебную  задачу на  основе  соотнесения  того, что  уже известно и усвоено. Информ ация о  задании, инструк таж о  его  выполне нии. Подведе ние  итогов  выполне ния  задания. «Для чего  применяется  графический  редактор Paint»? Выдача карточек­ Проведение  Самостоятельн Формирова Выполнение  работы в  соответстви и с  определенны м временем Коррекция,  оценка,  самооценка. заданий каждому  ученику. Знакомство  сравнения и классификации  ое применение  полученных на  ние  учебного  практике  знаний,  построение  логической  цепочки  рассуждений. сотруднич ества и  коллектив ного  обсуждени я проблем. с алгоритмом,  записанным заранее  по заданным  критериям.  на доске.  Инструкция по  выполнению  закрашивания фигур  в редакторе «Paint». Анализ выполнения  задания: общее  оценивание,  определение того,  что удалось лучше  всего. Предложение:  ученикам взять  смайлики, которые  лежат на партах и  оценить свою работу  на уроке. Кроме   формирования   и   развития   УУД   школьники,   выполняя аналогичные задания, учатся: 1. Наблюдать   за   объектами  окружающего   мира;  обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы   с   информацией  учатся   устно   и   письменно   описывать   объекты наблюдения. 2. Соотносить   результаты  наблюдения  с   целью,   соотносить результаты   проведения   опыта   с   целью,   то   есть   получать   ответ   на   вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».  3. Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать   текстовую   или   графическую   модель   наблюдаемого   объекта   с помощью   компьютера   с   использованием   текстового   или   графического редактора.  4. Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания.   5. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные  признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по  общему признаку, различать  целое и часть.  6. Получать   опыт   организации   своей   деятельности,   выполняя специально   разработанные   для   этого   интерактивные   задания.   Это   такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».  7. Получать   опыт   рефлексивной   деятельности,   выполняя   особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов  контроля   и   оценки   собственной   деятельности  (ответ   на   вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»);  нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики.  Мышление и логика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018