Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Оценка 5

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Оценка 5
Научные работы +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
12.01.2017
Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Я предлагаю вам различные формы и методы работы с одаренными детьми.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.docx
Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.      Одаренность ­ это системное, развивающееся в течение жизни ка­ чество   психики,   которое   определяет   возможность   достижения человеком   более   высоких   (необычных,   незаурядных)   результатов   в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.   Широкомасштабная   деятельность   по   работе   с   одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".      Одаренный ребенок ­ это ребенок, который выделяется яркими,  очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов призна­ ет,   что   уровень,   качественное   своеобразие   и   характер   развития одаренности   ­   это   всегда   результат   сложного   взаимодействия наследственности   (природных   задатков)   и   социальной   среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.           Одаренные   дети   обычно   обладают  отличной  памятью,  которая базируется   на   ранней   речи   и   абстрактном   мышлении.   Их   отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться   накопленными   знаниями.   Большой   словарный   запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, уме­ ние ставить вопросы, чаще всего, привлекают внимание окружаю­ щих   к   одаренному   ребенку.   Маленькие   "вундеркинды"   с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные,   по   их   мнению,   выражать   их   собственные   понятия   и воображаемые   события,   предпочитают   игры,требующие   активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопреде­ ленностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием   воспринимают   сложные   и   долгосрочные   задания   и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.               Одаренного   ребенка   отличает   и   повышенная   концентрация   внимания   на   чем­либо,   упорство   в   достижении   результата   в   сфере, которая   ему   интересна.   К   этому   нужно   прибавить   и   степень погруженности в задачу.      В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают  предприятия,   с   которыми   не   могут   справиться.   Им   необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать  внимание  на их неудачах,  лучше попробовать  вместе еще раз.      Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:          сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано; личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.     Остро   воспринимают   общественную   несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.      Не могут четко развести реальность и фантазию.           Хорошо   развито   чувство   юмора.   Талантливые   люди   обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники   его   не   обнаруживают.   Юмор   может   быть   спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите   от   болезненных   ударов,   наносимых   менее   восприимчивыми людьми.      Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые  им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.      Для одаренных детей, как правило ­ характерны преувеличенные  страхи,   поскольку   они   способны   вообразить   множество   опасных последствий.           Чрезвычайно   восприимчивы   к   неречевым   проявлениям   чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, воз­ никшему вокруг них.          Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель  ключевых компетентностей  можно изобразить  в виде   пирамиды,   вершинами   которой   являются:   интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности.      При этом деятельность педагогов предусматривает: ­ реализацию личностно­ориентированного педагогического подхода в целях   гармонического   развития   человека   как   субъекта   творческой деятельности; ­ создание системы развивающего  и развивающегося образования на основе психолого­педагогических исследований, обеспечивающих  раннее   выявление   и   раскрытие   творческого   потенциала   детей повышенного уровня обучаемости; ­ изучение факторов психолого­педагогического содействия процес­ сам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся; ­ внедрение в учебно­воспитательный процесс идеи гармонизации  всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что  является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций,   активизации   всех   видов   и   форм   творческой самореализации личности; ­ управление процессом развития интеллектуальных способностей  учащихся.       Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи, содержание, обновление   содержания   обучения,   вариативность   образовательных программ, определение индивидуальных образовательных траекторий –технологии,   методика   развивающего   обучения   и   практика   , образовательная   деятельность,   помощь   семьи   в   образовании   и воспитании детей.      Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обуче­ ния. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где  срабатывает   традиционная   дидактика,   здесь   упускается   главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.      Педагогическая система строится на четырех базовых идеях: ­ на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,  неповторимой личности; ­ на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей; ­   на   приоритете   внутренней   свободы   перед   внешней,   как   свободы, необходимой для творческого саморазвития; ­ на понимании природы творческого саморазвития как интеграль­ ной характеристики "самости", изначальными компонентами кото­ рой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорга­ низация, самоуправление, творческое самосовершенствование и  самореализация личности школьника.          Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особеннос­ тей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и  способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны  стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.      Условно можно выделить три категории одаренных детей: ­   Дети   с   необыкновенно   высоким   общим   уровнем   умственного развития   при   прочих   равных   условиях   (такие   дети   чаще   всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). ­ Дети с признаками специальной умственной одаренности ­ в опре­ деленной области науки (подростковый образ). Учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в уче­ нии,   но   обладающие   яркой   познавательной   активностью, оригинальностью   психического   склада,   незаурядными   умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Принципы педагогической деятельности  в работе с одаренными детьми:   принцип   максимального   разнообразия   предоставленных ­ возможностей для развития личности; ­ принцип возрастания роли внеурочной деятельности; ­ принцип индивидуализации и дифференциации обучения; ­ принцип создания условий для совместной работы учащихся при  минимальном участии учителя; ­ принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Условия успешной работы с одаренными учащимися. 1) Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и  усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования поло­ жительной мотивации к учению. 2) Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. 3) Признание коллективом педагогов и руководством школы того,  что реализация системы работы с одаренными детьми является  одним из приоритетных направлений работы школы.      Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь  учителей, обладающих определенными качествами: учитель   для   одаренного   ребенка   является   личностью   продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.            Взаимодействие   учителя   с   одаренным   учеником   должно   быть направлено   на   оптимальное   развитие   способностей,   иметь   характер помощи, поддержки, быть недирективным;        Учитель верит в собственную компетентность и возможность ре­ шать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за  принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;      Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои   проблемы,   верит   в   их   дружелюбие   и   в   то,   что   они   имеют положительные   намерения,   им   присуще   чувство   собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.      Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.   научной   и   творческой Учитель должен быть: ­ увлечен своим делом; ­   способным   к   экспериментальной, деятельности; ­ профессионально грамотным; ­ интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; ­ психологом,  воспитателем  и  умелым  организатором  учебно­воспи­ тательного процесса; ­ знатоком во всех областях человеческой жизни. Формы работы с одаренными учащимися: ­ творческие мастерские; ­ групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; ­ факультативы; ­ кружки по интересам; ­ занятия исследовательской деятельностью; ­ НОУ "Искатель" ­ конкурсы; ­ интеллектуальный марафон; ­ научно­практические конференции; ­ участие в олимпиадах; ­ работа по индивидуальным планам; ­ сотрудничество с другими школами, ВУЗами. Некоторые проблемы развития одаренных детей.       Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного челове­ ка,   а   тем   более   воспитать   в   соответствии   с   его   индивидуальными особенностями   достаточно   трудно.   Можно   выделить   две   целевые установки процесса развития талантливых детей. Первая ­ создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необхо­ димо провести целый ряд мероприятий,направленных на изучение  начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычлене­ ние критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая  работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработ ку   теоретической   основы   и   практических   планов   коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности. Вторая ­ воспитание уравновешенного интеллигентного представителя  общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие инди­ видуальных   личностных   качеств   ребенка,   а   также   создание определенных   физических   и   психологических   условий   для   его развития .  Подобные   действия   могут   создать   благоприятную   обстановку   для формирования   личности   с   заранее   планируемыми   качествами. Несмотря   на   то,   что   первая   установка   по   некоторым   положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет   другой  ­   они   имеют   равное   значение   для   развития   одаренного человека.      Педагогические программы развития одаренных детей необходи­ мо   строить   исходя   из   того,   что   обе   эти   задачи   должны   решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не толь ко общие требования педагогики и психологии, но и личность, харак тер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить инди видуальный характер.       Одаренность ­ сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные   последствия.   К   положительным   проявлениям одаренности   можно   отнести   хорошие   вербальные   способности, постоянство,   независимость,   творческие   способности,   разнообразие интересов,   чувство   ценности,   хорошую   память,   настойчивость, абстрактность   мышления   и   т.д.   К   отрицательным   ­   индивидуализм, различную   скорость   мышления   и  письма,  нестабильность   интересов, проявление   диктаторства,   повышенную   требовательность   и нетерпимость. Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в   быту   и   науке,   затруднительно   дать   всеобъемлющее   и   точное определения этого явления.       Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо   использовать   все   возможные   источники   информации   о ребенке.   Только   после   сопоставления   информации,   полученной   из различных источников, можно делать какие­либо выводы. В стандарт­ ных жизненных ситуациях в качестве источников можно использо­вать рассказы, замечания и суждения преподавателей,родителей,  сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.     Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы   он   представлял   интересы   воспитавшего   его   общества.   Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто  одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая ­ рано   развившиеся   дети   думают   значительно   быстрее,   чем   пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет ста ть   в   будущем.   Обычно   одаренные   дети   проявляют   повышенную требовательность   к   себе   и   другим,   нетерпимость   к   нарушителям собственных   канонов.   Такие   особенности   поведения   и   сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что,   с   одной   стороны,затрудняет   процесс   обучения,   с   другой   ­ помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность   ­   поверхностность   знаний.   Это   объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.      Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобст­ ва не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это  проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличност­ ной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя   в   раннем   возрасте,   они,   тем   самым,   вызывают в   которой   развивается; недовольство   со   стороны   остальных   участников   общения   или   игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны   к   командованию,управлению   другими,   становятся   более жесткими и нетерпимыми.        Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению  внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение   группы,   напротив, невостребованные   управленческие   таланты   приводят   к   тому,   что человек   отвергается   коллективом.   В   первом   случае   создается благоприятная   психоло­гическая   обстановка   для   дальнейшего развития личности, во втором ­ конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.     Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение  конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта  может привести к печальным последствиям ­ обожествлению самого себя   и   унижению   других,   а   также   к   отказу   от   дальнейшего самосовершенствования.   и,

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Формы и методы работы с одарёнными детьми  в урочной и внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017