Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Оценка 5
Научные работы +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
12.01.2017
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Я предлагаю вам различные формы и методы работы с одаренными детьми.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.docx
Формы и методы работы с одарёнными детьми
в урочной и внеурочной деятельности.
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни ка
чество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными
детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой
программы "Одаренные дети".
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности. На сегодняшний день большинство психологов призна
ет, что уровень, качественное своеобразие и характер развития
одаренности это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а
также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в
основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая
базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает
способность классифицировать информацию и опыт, умение широко
пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, уме
ние ставить вопросы, чаще всего, привлекают внимание окружаю
щих к одаренному ребенку.
Маленькие "вундеркинды" с
удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова,
должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и
воображаемые события, предпочитают игры,требующие активизации
умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопреде
ленностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с
удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и
терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация
внимания на чемлибо, упорство в достижении результата в сфере,
которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень
погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают
предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо
понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует
акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе
еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень
рано; личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость.
Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо
откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают
несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где
сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной
благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в
защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми
людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые
им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки
полезны.
Для одаренных детей, как правило характерны преувеличенные
страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных
последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, воз
никшему вокруг них.
Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций
психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в
виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная,
коммуникативная и информационная компетентности.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
реализацию личностноориентированного педагогического подхода в
целях гармонического развития человека как субъекта творческой
деятельности;
создание системы развивающего и развивающегося образования на
основе психологопедагогических исследований, обеспечивающих
раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей
повышенного уровня обучаемости;
изучение факторов психологопедагогического содействия процес
сам формирования личности, эффективной реализации познавательных
способностей учащихся;
внедрение в учебновоспитательный процесс идеи гармонизации
всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что
является условием обеспечения доминирующей роли познавательных
мотиваций,
активизации всех видов и форм творческой
самореализации личности;
управление процессом развития интеллектуальных способностей
учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на
взаимозависимости компонентов структурирования: идеи, содержание,
обновление содержания обучения, вариативность образовательных
программ, определение индивидуальных образовательных траекторий
–технологии, методика развивающего обучения и практика ,
образовательная деятельность, помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь
с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обуче
ния. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где
срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное;
насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку,
которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,
неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том
числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы,
необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интеграль
ной характеристики "самости", изначальными компонентами кото
рой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорга
низация, самоуправление, творческое самосовершенствование и
самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной
школе на основе наблюдения, изучения психологических особеннос
тей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны
стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного
развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего
встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности в опре
деленной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в уче
нии,
но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными
резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
1) Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и
усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования поло
жительной мотивации к учению.
2) Создание и постоянное совершенствование методической системы
работы с одаренными детьми.
3) Признание коллективом педагогов и руководством школы того,
что реализация системы работы с одаренными детьми является
одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь
учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно
реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать
от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он
сам.
Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер
помощи, поддержки, быть недирективным;
Учитель верит в собственную компетентность и возможность ре
шать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за
принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой
привлекательности и состоятельности;
Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать
свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют
положительные намерения, им присуще чувство собственного
достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.
Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию,
охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у
других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
научной и творческой
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной,
деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебновоспи
тательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ "Искатель" конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научнопрактические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Некоторые проблемы развития одаренных детей.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является
одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна
в ее практической реализации, так как найти одаренного челове
ка, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными
особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые
установки процесса развития талантливых детей.
Первая
создание возможности наиболее полной реализации способностей и
склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необхо
димо провести целый ряд мероприятий,направленных на изучение
начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычлене
ние критериев одаренности, выявление детей по данным критериям,
изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая
работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработ
ку теоретической основы и практических планов коллективных,
групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и
систематизации педагогической деятельности.
Вторая
воспитание уравновешенного интеллигентного представителя
общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие инди
видуальных личностных качеств ребенка, а также создание
определенных физических и психологических условий для его
развития .
Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для
формирования личности с заранее планируемыми качествами.
Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям
противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за
счет другой они имеют равное значение для развития одаренного
человека.
Педагогические программы развития одаренных детей необходи
мо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться
одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не
толь
ко общие требования педагогики и психологии, но и личность, харак
тер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить инди
видуальный характер.
Одаренность сложное явление, она имеет свои положительные и
отрицательные последствия.
К положительным проявлениям
одаренности можно отнести хорошие вербальные способности,
постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие
интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость,
абстрактность мышления и т.д. К отрицательным индивидуализм,
различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов,
проявление диктаторства,
повышенную требовательность и
нетерпимость.
Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а
также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия
в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное
определения этого явления.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому
необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из
различных источников, можно делать какиелибо выводы. В стандарт
ных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать
рассказы, замечания и суждения преподавателей,родителей,
сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом,
чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но
именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при
обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и
нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто
одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не
выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им
уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая
рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут.
Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны,
выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к
полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов,
что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет ста
ть в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную
требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям
собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания
позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов,
что, с одной стороны,затрудняет процесс обучения, с другой
помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях
работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную
особенность поверхностность знаний.
Это объясняется
множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем,
к чему возникает интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобст
ва не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это
проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличност
ной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора,
руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают в которой развивается;
недовольство со стороны остальных участников общения или игры.
Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности
человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают
склонны к командованию,управлению другими, становятся более
жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если
талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению
внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и
уважение группы,
напротив,
невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что
человек отвергается коллективом. В первом случае создается
благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего
развития личности, во втором конфликты могут привести к полной
потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из
важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является
создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение
конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта
может привести к печальным последствиям обожествлению самого
себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего
самосовершенствования.
и,
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.