Формы и методы развития литературных способностей на уроке и за рамками урока с одаренными учащимися.
Оценка 4.7

Формы и методы развития литературных способностей на уроке и за рамками урока с одаренными учащимися.

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
31.03.2017
Формы и методы развития литературных способностей на уроке и за рамками урока с одаренными учащимися.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Особое внимание в концепции «Новая школа» отводится работе с одаренными детьми, поэтому основные цели и задачи определены на основании наиболее значимых направлений развития национальной образовательной системы «Наша новая школа». Новые учебные программы требуют новых учебных методик, а также создания теоретической психолого-педагогической основы для развития творческих способностей школьников. Однако в общей теории педагогики отсутствуют научно-разработанные подходы к частным учебным дисциплинам, предполагающие развитие литературно-творческих способностей (ЛТС) учащихся и их реализацию в условиях общего и дополнительного образования. Материал представляет собой отчет по данному вопросу.
Творческая зачетная работа.docx

Формы и методы развития литературных способностей на уроке и за рамками урока с одаренными учащимися.

 

            Главное в педагогике творчества –

не помешать расцвести «таинственному

 цветку поэзии».

Л.Н.Толстой

Едва ли есть высшее из наслаждений,

как наслаждение творить.

Н.В.Гоголь

        Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.  Особое внимание в концепции «Новая школа» отводится работе с одаренными детьми, поэтому основные цели и задачи определены на основании наиболее значимых направлений развития национальной образовательной системы «Наша новая школа».

       Новые учебные программы требуют новых учебных методик, а также создания теоретической психолого-педагогической основы для развития творческих способностей школьников. Однако в общей теории педагогики отсутствуют научно-разработанные подходы к частным учебным дисциплинам, предполагающие развитие литературно-творческих способностей (ЛТС) учащихся и их реализацию в условиях общего и дополнительного образования.

Цель:  развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала. 

Задачи:                                                                                                                   

•  Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

•  Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

•  Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

•  Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

•  Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.

•  Создание условий для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем гимназии, города, интересных и значимых для молодежи и подростков.

      Главные задачи педагога заключаются в следующем: создать условия для выявления и развития одаренности школьников, поддержать ребенка и помочь ему развивать ЛТС. Развивать ЛТС – значит “вооружать” обучаемого способом деятельности, принципом выполнения работы. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

        В  среднем звене ведущей деятельностью является  учебная. На данном этапе главной задачей педагога является поддержать одаренных учащихся не дать им «закрыться» т.к. очень часто в учебном коллективе такого ребенка не поддерживают. На основании этого самооценка способного учащегося падает. Именно для этого периода характерно, что одаренный ребенок становится обычным учащимся так называемым «середнячком». И основной задачей учителей, психологов, родителей является поднятие самооценки одаренных детей, включение их в разнообразную и интересную деятельность, как учебную, так и во внеурочную.

       Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене:

Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня,                                                         участие в предметных неделях,                                                                                             элективные курсы,                                                                                                                                     исследовательская деятельность;                                                                                                      научно-практические конференции;                                                                                           работа по индивидуальным планам;                                                                          предпрофильная подготовка.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;                                                                                                                          -принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня);                                                                                                                            -принцип индивидуализации и дифференциации обучения;                                                             -принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

       Для учащихся старшей ступени необходимо развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации. Проведение для подростков факультативов, выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства. Развитие и воспитание талантливых учащихся в работе школьных факультативов с углубленным изучением отдельных предметов. На данном возрастном этапе ведущей деятельностью является учебная, но и наряду с ней выходит подготовка к профессиональной деятельности.

          Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.

         Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности, направленные на развитие творческих способностей учащихся, которые стремятся к творчеству или в которых способность к творчеству заложена изначально и ее необходимо развивать дальше.

        Развитие творческих способностей осуществляется мной в основном на уроках литературы и словесности. Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений.

       Известно, что изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса, так как лирика - тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Многолетний опыт работы в школьных кружках литературного творчества ( в свое время я вела кружковую краеведческую работу, знакомя ребят с поэтами Подмосковья и нашего города; занималась совместно с представителями редакции нашей местной газеты «Железка» работой с юными корреспондентами, писала сценарии для  литературных салонов, гостиных и вечеров) показал, что дети, увлекающиеся литературным творчеством, получают навыки саморедактирования своих произведений, умеют находить несоответствия с канонами стихосложения. Кружки литературного творчества помогают юным литераторам реализовать свои творческие способности. Так, готовясь к поэтическому конкурсу, посвященному Международному Дню 8 марта, кружковцы писали о своих мамах.

         На уроках литературы ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.

         Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика.  

        Проводя урок, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе

       Под системой творческих заданий надо понимать упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе: это речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры, головоломки,   кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки, сенквейны, а иногда даже целые сочинения.

         В учебнике литературы и словесности некоторые тексты являются отрывками произведений, что позволяет давать задания такого типа: продолжи рассказ; как вы думаете, что ещё может произойти с героем; а если бы главный герой поступил по-другому, чтобы могло произойти? А если произведение большое, то, придумав продолжение, могут сравнить затем свой рассказ с произведением автора.

       В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа:

        Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников формируются на уроках литературы языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на праздниках, концертах и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.  Участвуют ребята в различных олимпиадах по предмету - как результат такой работы творческие миниатюры, анализы поэтических и прозаических текстов, написание рецензий на произведения, а также работа над теорией литературы.

       Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе («Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». А. Н. Колмогоров ), а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Причем, сначала элементы исследовательской и проектной деятельности, а позже уже серьезные  олимпиадные работы областного уровня:

        Третий  этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда просим детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение.                           

            Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности. Далее, когда дети овладели навыком чтения, они продолжают работу над развитием этих способностей.

     Применение творческих заданий на уроках литературы и словесности позволяют сделать следующие выводы: у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. У ребят изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации

       Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству другого, особого такта.

       В то же время необходимо знать, что литературная художественность достигается, когда у ребенка появляется желание выполнить задание как можно лучше. Такое стремление надо стимулировать, поддерживая похвалой за удачно подобранное слово или интересную сюжетную находку, индивидуальные проявления. Ребенок должен знать, что его работа получилась хорошо, а не плохо, что его работа нужна и интересна. Чтение творческих работ вслух на уроках литературы и русского языка, занятиях кружка или студии – лучшая форма поощрения. Ориентируясь на успех других обучающихся, дети острее чувствуют реальность намеченной ими цели.

      Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы работа ученика непосредственно над сочинением начиналась с обдумывания его темы, содержания. Это позволяет сделать творческий процесс более целенаправленным, избежать ошибок в композиции творческой работы. Однако педагог не должен вторгаться в сюжет или систему образов, но указать на отсутствие логической связи между частями работы (стихотворение, рассказ, сочинение) часто бывает необходимо. Для этого, как правило, просматриваются черновики, делаются некоторые пометки. Однако с целью выработки положительной мотивации детей по отношению к литературному творчеству следует иметь в виду, что зажечь в ребенке искорку вдохновения гораздо труднее, чем погасить ее. В этом существенную роль может сыграть любая мелочь, даже незначительная на первый взгляд. Опыт убеждает, например, в том, что самостоятельные творческие работы школьников лучше править не красными чернилами, ибо они ущемляют личное достоинство и поэтому тормозят воображение. Внимание педагога заслуживают внутренние творческие поиски, работа мысли, фантазии, переживания ученика. На основе их повседневные события жизни преобразуются в волшебный сюжет. Ребенок поднимается в собственном воображении на новый интеллектуальный уровень, иначе оценивает собственные мысли, поступки. Развитие ЛТС ученика происходит и во время обсуждения творческой работы. Дети с большим интересом слушают того, кто готов представить их вниманию новое творение. По-разному можно организовать прослушивание: можно заранее подготовить тексты творческих работ, чтобы каждый ребенок мог высказать свое мнение, но очень осторожно, не умаляя достоинств другого, чтобы каждый мог предложить свой вариант текста, либо какой–то его части. Можно организовать совместное редактирование и посмотреть, что из этого получится. Обязательно дать оценку данной творческой работе и подумать, как можно поощрить ребенка. Поощрением может быть публикация в детской газете, публичное выступление на каком- нибудь мероприятии (школьный праздник, городской); участие в конкурсе литературного мастерства, публикации творческих работ в СМИ, сборнике стихов и другие формы поощрения.

      Глубина понимания детской души, творчества в любом его проявлении всегда была для меня загадкой, тайной, которую я раскрываю вот уже более 25 лет. Знаю точно, что всегда просто работала и не задумывалась ни о системах, ни о концепциях, технологиях. Хотя с интересом читала об опыте и мастерстве других педагогов. Самое интересное, на мой взгляд, и близкое мне по духу я брала у новаторов и претворяла в своей практике.

      Сначала были уроки-концерты после изучения творчества поэта, звучали стихи, песни, инсценировались эпизоды произведений и рождались первые рифмованные стихи. Я старалась разнообразить уроки литературы: урок – суд, урок – диспут, урок – композиция, применяя метод проектов. Но программа по литературе и структура урока не позволяли более глубоко изучить литературное произведение, а самое главное – войти ученику в образ героя. И мы с моими учениками решили создать свой гимназический печатный орган- газету «Алые паруса», где во время подготовки  очередного номера дети выявляли индивидуальные творческие и интеллектуальные возможности.

       Эта внеурочная деятельность изменила отношение к урокам литературы – качественная успеваемость в старших классах значительно повысилась, чтобы не пропустить очередной литературный вечер, ребята-старшеклассники даже пропустили курсы подготовки для поступления в вуз.

        Изучая результаты собственного труда, я пришла к выводу, что уже имею право представить и основные положения, уже сложившиеся, и те, которые, я считаю, обязательно найдут место в основном и дополнительном образовании, так как в наше время  во ФГОС дополнительному образованию уделяется огромное значение.

        Использование своеобразных методов и приёмов с учетом личностных особенностей и возможностей обучающихся ориентирует педагога на изучение мотивации творчества подростков, конструирование специфических умений и навыков.

        Путь к познанию себя открывается через творчество, и в нём обучающийся раскрывает себя и своё видение окружающего мира. Это создаёт видение и своей уникальности, неповторимости и помогает определиться обучающемуся в выборе профессии.

       Результатом своей работы считаю - повышение качества знаний( мои ученики ежегодно побеждают на конкурсах и олимпиадах разного уровня), стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический     смысл.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

         Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети найдут свое место в жизни, то место, которое позволит им реализовать себя максимально.

      Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека - креативностью. Хочу завершить свою работу  этими замечательными строчками:

Человек, продолжи сотворенье

Сотворенного - твоим Творцом,

Строй себя, как строят светлый дом,

Совершенствуй мысли и стремленья!

Остановка даже на мгновенье

Станет мира тленьем и концом.

                                             А.И.Болеславский

Список использованной литературы и источников:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания// http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5905
6. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma


 

Формы и методы развития литературных способностей на уроке и за рамками урока с одаренными учащимися

Формы и методы развития литературных способностей на уроке и за рамками урока с одаренными учащимися

Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей

Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей

Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене:

Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене:

Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её

Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её

Международному Дню 8 марта, кружковцы писали о своих мамах

Международному Дню 8 марта, кружковцы писали о своих мамах

В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа:

В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа:

Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства

Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы…

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы…

Ребенок поднимается в собственном воображении на новый интеллектуальный уровень, иначе оценивает собственные мысли, поступки

Ребенок поднимается в собственном воображении на новый интеллектуальный уровень, иначе оценивает собственные мысли, поступки

Алые паруса», где во время подготовки очередного номера дети выявляли индивидуальные творческие и интеллектуальные возможности

Алые паруса», где во время подготовки очередного номера дети выявляли индивидуальные творческие и интеллектуальные возможности

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл

Станет мира тленьем и концом.

Станет мира тленьем и концом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017