ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 5

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
01.04.2017
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках литературы расширяет возможности творчества как преподавателя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими мира художественной литературы. Но не надо забывать и о том, что какими бы прекрасными возможностями не обладали информационные технологии, живое человеческое общение нельзя заменить ничем.1. Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции. 2. Освоение текста художественного произведения в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий. 3. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.
статья.docx
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Современное общество ставит перед преподавателем задачу развития личностно   значимых   качеств   учащегося,   а   не   только   передачу   знаний. Главной   компетенцией   преподавателя­словесника   становится   его обновленная   роль   ­   роль   проводника   знаний,   своего   рода   "навигатора", помогающего   обучающимся   ориентироваться   в   безграничном   море информации.   Богатейшие   возможности   для   этого   предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). Исходя   из   дидактических   возможностей   ПК   как   средства обучения,   его,   возможно,   использовать   на   уроках   литературы   в следующих направлениях: Репетитор (электронный учебник); Тренажёр; Виртуальная лаборатория; Средство создания мультимедийных презентаций и т.д.     Применение   ПК   способствует   успешному   освоению   предметных знаний и умений:   учебно­интеллектуальных:   умение   анализировать   материал, сравнивать, классифицировать, абстрагировать, обобщать, выделять главное, синтезировать   материал,   устанавливать   причинно­следственные   связи, аналогии, пользоваться исследовательскими умениями; учебно­информационных:   пользоваться   каталогом,   пользоваться техническими средствами массовой информации, обрабатывать информацию;   выступать   перед   аудиторией, учебно­коммуникативных:  полемизировать, доказательно аргументировать свой ответ. Одна   из   инновационных   технологий,   которая   дает   возможность реализовать эти задачи, – проектная. Приобщение обучающихся к проектной деятельности считаю одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее   полно   развивать   интеллектуальные,   творческие   способности индивидуально   у   каждого   обучающегося.   Организация   проектной деятельности становится актуальной при изучении литературы. Цель   изучения   литературы  –   приобщение   учащихся   к   искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа   литературного   образования  –   чтение   и   изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах   слова   и   историко­культурными   фактами,   необходимыми   для понимания   включенных   в   программу   произведений.   Использование возможностей   информационных   технологий   и   компьютерных телекоммуникаций становится важным средством для достижения этой цели. творческую, Деятельность обучающихся в рамках проектного метода направлена на выполнение учебного проекта. Работа над учебным проектом предполагает групповую   учебно­познавательную,   самостоятельную деятельность   учащихся   направленную   на   достижение   конкретной   цели, результата.   Такая   цель   и   согласованные   методы,   направленные   на достижение этой цели формирует у обучающихся навыки и умения работать в   коллективе,   развивает   коммуникативные   способности.   Возрастающее значение   информационных   технологий   в   процессе   обучения   литературе выявляет новые дидактические возможности метода проектов. Работая над проектом   с   использованием   телекоммуникаций,   обучающиеся   получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут обсуждать проблемы с любым   заинтересованным   человеком.   Такая   совместная   работа   в   сети способствует   формированию   стимула   для   поиска   дополнительной информации,   для   ознакомления   с   различными   точками   зрения   и   оценки собственного результата. Любой учебный проект, в том числе и проект по литературе, проводится в несколько этапов и в зависимости от типа проекта изменяется содержание каждого этапа, однако, структура реализации его во многом однотипна. Кто мог себе представить ещё несколько лет назад, что можно будет читать «Евгения Онегина» Пушкина с экрана домашнего компьютера. Как же быть   в   этой   ситуации   преподавателю,   как   увлечь   обучающего   миром классической русской литературы, проблемой, выдвинутой в произведении, как   научить   его   познавать   литературу   личностно,   познавать   не   только художественные особенности, творческие поиски автора, но и самих себя? Решение   этой   проблемы   может   оказаться   и   таким: освоить информационные технологии, доступные обучающимся, предложить задачу, решение которой потребует применения этих технологий, пройти вместе с ними путь поиска информации в Сети, этап обработки и переработки этой информации. А потом работа из обременительного задания превращается в совместный   творческий   проект.   Каждый   обучающийся   создаёт   свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Вы обнаруживаете, что они прочитали (внимательно и с интересом!)   всю   «Войну   и   мир»,   многие   освоили   не   только   параграфы учебника, но и дополнительный литературоведческий материал. Кроме того, преподаватель   становится   обладателем   огромного   количества иллюстративного   материала,  а  некоторые   из   творческих   работ   уже   могут быть использованы на занятиях. Этап   первый.  Определяю   круг   вопросов,   т.е.   даю   индивидуальное задание   каждому       или   группе   обучающихся,   например,   мультимедийная презентация   исследовательского проекта при изучении  творчества поэтов Серебряного века А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой. Цель работы над проектом: 1. Развитие   культуры   читательского   восприятия   художественного текста, понимания авторской позиции. 2. Освоение   текста   художественного   произведения   в   единстве содержания   и   формы,   основных   историко­литературных   сведений   и теоретико­литературных понятий. 3. Совершенствование   умений   анализа   и   интерпретации литературного произведения как художественного целого. Предложено для разработки пять тем: 1. «Личность и судьба». 2. «Любовная лирика А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой». 3. «Я научилась мудро жить…» А.А.Ахматова. 4. « Если душа родилась крылатой…» М.И.Цветаева. 5. « Диалоги поэзии». Второй   этап.  На   уроках   информатики   по   теме   "Интернет.   Поиск информации   в   Интернет"   обучающимся   была   предоставлена   возможность практической   работы   с   Интернет­ресурсами   без   каких­либо   ограничений. Информация   найдена   очень   быстро   и   информации   много,   теперь   следует оценка и отбор информации. На   третьем   этапе  возникает   вопрос:   «   Что   со   всем   этим   теперь делать?». А вот теперь наступает время индивидуальных консультаций. На этом этапе совместной работы проникаешься чувством глубокого уважения к своим учащимся, которые не только знают неизмеримо много о современных информационных   технологиях,   но   и   щедро   делятся   своими   знаниями, сохраняя при этом терпение, тактичность, снисходительность, так что, кто кого   здесь   консультирует   –   большой   вопрос.   Предъявление   информации превращается   в  представление:   текст,  её   содержащий, “оживает”.   Хотя   я прекрасно   понимаю,   что   важна   не   только   компьютерная   обработка фактического   материала,   но   и   последующее   воздействие   авторского электронного   текста   на   аудиторию,   потому   что   мы   имеем   дело   с гуманитарной дисциплиной, а здесь очень значимо прямое воздействие слова.  Использование   готовых   работ   в   процессе преподавания   литературы.   Сразу   отмечу,   что   задания   для   обучающихся продумывались   мной   с   учётом   тематического   планирования   уроков литературы. Каждая работа представляет собой опережающее задание, т.е. обучающийся   знает,   что   например,   на   следующей   неделе   в   среду   он выступает со своей презентацией. Такие опережающие задания мы готовили и   прежде,   но   теперь   мы   это   делаем   на   качественно   ином   уровне   –   с использованием   информационных   технологий,   теперь   обучающийся       не просто делает сообщение, он показывает через мультимедийный  проектор свою   работу,   делая   необходимые   комментарии.   Итак,   информация воспринимается   многоканально: здесь задействовано слуховое, зрительное, Четвёртый   этап. эмоциональное восприятие, кроме того, каждый   из обучающихся получает возможность творчески самореализоваться. Таким образом, я думаю многие со мной согласятся, что использование компьютера   на   уроках   не   дань   моде,   а   жизненно   необходимое   средство обучения. Он   помогает     преподавателю   создавать   принципиально   новые условия   работы   в     группе.   Компьютер   с   мультимедийным   проектором заменяет всю совокупность технических средств обучения: доску и книгу, телевизор   и   видеомагнитофон,   иллюстративный   материал   и   звуковое сопровождение. Я очень люблю это средство обучения и использую его на своих уроках. Очень помогают мне в работе компакт диски серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», на которых имеется и тематический материал к   уроку,   и   рисунки,   и   фотографии,   и   интерактивные   тренажеры,   и видеофрагменты,   и   звуковые   фрагменты,   и   материалы   для   итогового тестирования. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках литературы расширяет возможности творчества как  преподавателя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими мира художественной литературы. Но не надо забывать и о том, что какими бы прекрасными возможностями не обладали информационные технологии, живое человеческое общение нельзя заменить ничем. Литература материалов // Сост. Каплан И.Е., Пинаев М.Т.­ М.: «Просвещение», 1993. 1. Русская литература.  11 класс. Хрестоматия историко­литературных 2. Гузеев   В.   Метод   проектов   как   частный   случай   интегральной технологии обучения // Директор школы. ­ 1995. ­ № 6.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017