Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
труд +1
Взрослым
26.02.2019
В данной работе представлен опыт работы "Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы. " Каждому человеку приходится делать выбор своей профессии. Условия выбора могут быть разные.Как помочь ученику разобраться в этом вопросе?.Вся работа определяется тремя направлениями.Также представлены основные методы профориентационной работы.
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.docx
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.
Болясов Андрей Борисович – учитель технологии (andrei.bolasov@yandex.ru).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №4 (МБОУ СОШ № 4) г. Красный Сулин Ростовской области .(тел. 8 909 414 15 10).
В определенное время каждый школьник начинает задавать себе вопросы: «А что
дальше?», «Чем мне заниматься в этой жизни?», «Какой выбор сделать?», «Куда поступать в
институт или училище?», «Как выбрать профессию по душе и по способностям, чтобы
впоследствии избежать разочарования и не занимать чужое место?». Чтобы принять
оптимальное решение, необходимо учесть множество факторов свои желания,
психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Но как оценить
свои возможности, проявить самостоятельность и сделать выбор?
Условия выбора можно разделить на 3 группы: хочу, могу, надо. К группе «хочу»,
относятся: интересы и склонности. Интерес это стремление к изучению какоголибо
предмета и явления. Склонность это стремление заниматься какойлибо определенной
деятельностью. Не всегда интересы и склонности совпадают . Следующая группа « могу».
Сюда относятся, способности и состояние здоровья. Под способностями понимают
индивидуальные способности человека, которые помогают успешно выполнять какую либо
деятельность. Но вот достаточно ли групп могу, хочу для выбора профессии. Нет. Поэтому
и существует группа « Надо», в которую входят : потребности рынка труда. Именно
сочетание этих трех компонентов помогают выбрать профессию, которая будет
востребовательна на рынке труда. И человек с легкостью может найти работу. Некоторые
психологи выделяют 8 углов выбора профессии.
Первый позиция старших членов семьи. Хорошо если родители предоставляют ребенку
свободу в выборе будущей профессии. Но часто происходит так, что они не согласны с
выбором ребенка.И стремятся выполнить в ребенке свои стремления и желания.
Большинство психологов говорят, что многие дети соглашаются со своими родителями. Но
ученики должны учесть, что работать придется им, а не родителям. Результатом согласия
может быть и то, что дети получают ту профессию которую хотят родители, а потом идут
учится на то что им интересно самим.
Второй – позиция сверстников. Очень часто компания друзей выбирает вуз , и их
сверстник поступает туда же. Но будет ли этот человек получать удовольствие отвыбранной
таким образом профессию? Скорей всего нет.
Третий угол это позиция учителей и классного руководителя. Учителя работающие с
учеником, замечают некоторые способности, умения и могут помочь с выбором профессии.
Четвертый угол – это профессиональные планы. Сюда относится то, каким сам ученик
видит свое будущее. Какую цель ставит перед собой, и какими путями к ней идет.
Пятый угол –это способности ученика. Это способности не только в учебе, но и другим
видам деятельности.
Шестой угол – уровень притязаний на общественное признание. Как это понять? Хотите ли
выбрать профессию которая популярна, или нет?
Седьмой уголинформированность. Важно знать как можно больше информации о той
профессии которая вас привлекает.
И последний угол склонности.. Чтобы понять к чему у ученика есть склонности,
необходимо сознательно включатся в различные виды деятельности. Человек может менять
свои увлечения соответственно склонности. Если этого не делать . то склонности могут
появляться в лучшем случае во время учебы , а в худшем случае после того как вы
приступите к работе. Тогда надо будет или заниматься тем что не нравится ,или получать
новую профессию. Сначала дадим определение: мотив это побуждение к деятельности,
связанное с удовлетворением потребностей человека совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают активность человека и определяют ее направленность. Все
мотивы выбора профессии психологи разделяют на несколько групп. Социальные желание
развивать прогресс, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и
возможностями. Моральные желание приносить пользу людям, оказывать помощь.
Эстетические – стремление к красоте, гармонии, желание работать с прекрасным.
Познавательные желание получить специальные знания, узнать суть профессии. Творческие
желание быть не таким как все, оригинальным и неповторимым. Материальные желание
получить хорошую зарплату. Престижные – стремления, которые помогают достичь видного
положения в обществе. Выбор такой профессии, которую считают ценной друзья и знакомые.
Утилитарные стремление к тому, чтобы была возможность работать в городе, близко к дому,
легко поступить в вуз.
Цель профориентационной работы нашей школы актуализировать профессиональное
самоопределение учащихся специальной организацией их деятельности, включающей
получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесение в процессе
профессиональных
психологической
компетентности обучающихся, вооружив их соответствующими знаниями и умениями,
расширив границы самовосприятия, пробудив потребность в самоусовершенствовании;
сформировать
своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессиональной карьере. Вся работа строится на взаимодействии учащихся,
психолога, учителей и преподавателей, представителей предприятий города, учреждений
здравоохранения, учреждений образования, центра занятости населения, правоохранительных
органов, общественных организаций, администрации города
проб. Основная задача повысить
себе, осознание
уровень
положительное
отношение к
самому
Вся профориентационная работа в выпускных классах определяется тремя направлениями:
Просветительское.
Цель: расширение знаний учся о профессиях, условиях труда, требованиях профессий к
человеку, путях получения образования и построения карьеры, знакомство с рынком труда,
вакансиями, потребностями города в различных профессиях, формирование готовности к
самоопределению.
Диагностическое.
Цель: изучение личностных особенностей образа «Я», интересов и склонностей, ценностных
ориентаций, отношения к труду, потребностей и мотивов; оценка степени профессиональной
зрелости и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Консультативное
Цель: проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями по изучению
личности школьника, его интересов, склонностей, способностей, а также вопросов выбора
профессии с учетом состояния здоровья.
Профориентационная работа спланирована во всех классах и направлена на оказание помощи
учащимся в дальнейшем выборе профессии. Задачи перекликаются с целями
просветительского, диагностического и консультативного направления. Поставленные задачи
реализуются через:
классные часы: «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности», «Хочу, могу,
надо», «Знакомство с профессиями», «Моя профессиональная карьера», «Мир увлечений» (с
демонстрацией результатов своих достижений»;
ролевую игру «Представление профессий»;
занятиетренинг «Я в мире профессии», «Взгляд в будущее», «Прогнозируем свою
карьеру»;
диагностическое исследование «Я и мои возможности», «Формула выбора профессии»;
экскурсии на предприятия города, в профессиональные учебные заведения и
родительские собрания «Формула выбора профессии».
Сущность профориентационной работы заключается в побуждении учащихся к участию в
разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественнополезном и
производственном труде, активной пробе сил. Это позволяет на практике узнать свои
склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а
профессиональные знания накапливаются при наличии профессиональных интересов.Для
изучения профессиональных намерений используются различные методические приемы:
использование анкет открытого и закрытого типа, сочинений на тему о выборе профессии.
Используемые диагностики:
1.А.Е. Голомшток «Карта интересов».
Цель: определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний).
2.В. Б. Успенский «Выявление готовности школьников к выбору профессии».
Цель: определение готовности школьников к выбору профессии.
3.Опросник Климова «Предпочтение к выбору профессии».
4.Методика «Профиль».
Цель: выявить сформированность профессиональных интересов.
5.Опросник профессиональных склонностей.
Цель: определить склонности к различным видам деятельности.
6.Опросник типа мышления.
Цель: соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности.
7.Определение типа будущей профессии.
Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом
играют советы окружающих:
24% опрошенных выбирают профессию под влиянием друга, который более
самостоятелен;
29% по совету родителей;
14% под влиянием средств массовой информации;
4 % руководствуются малозначительными факторами (например, близость учебного
заведения к дому);
29% выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Основными методами профориентационной работы в выпускных классах являются
непосредственные встречи с представителями разных профессий. Так, в 2017 – 2018 учебном
году в школе были организованы встречи с представителями различных профессий. С
профессией врача ребята знакомились во время встречи с медицинскими работниками и
увлекательной экскурсии по отделениям Центральной районной больницы. За истекший
период активно велась совместная работа с ЦЗН . Был заключен договор о сотрудничестве и
совместной деятельности. Мероприятие «Профориентационный компас» социальным
работником Центра проведено во всех 811 классах школы, целью которого стало выявление
принадлежности будущей профессии учащихся. В марте 2018 года состоялось встреча
учащихся школы с учащимися и преподавателями среднеспециальных учебных заведений. В
результате целенаправленной работы 29% учащихся 9,11 классов имеют высокую готовность
к выбору профессии, 57% среднюю готовность, 11% низкую готовность, 3% неготовность;
более 56% обучающихся 9х классов готовятся к поступлению в учебные заведения г.
Красный Сулин и области, 80% 11 класса планируют поступление в высшие учебные
заведения РФ.
За несколько лет работы, был создан цикл мероприятий. На этом работа по поиску,
разработки и применения в профориентационной деятельности новых форм не завершена.
Меняются дети, меняются поколения, появляются новые профессии. Быть всегда в курсе событий, стимулировать потребность школьников к профессиональномы самоопределению
задача на ближайшие годы для работы в профориентационной сфере.
Литература
1. Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 811 классов. / Под. ред. С.Н.
Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008.
2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к
экзаменам (911 класс): Практическое руководство для классных руководителей и
школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2009.
3. А. Аркадьев: Тесты по профориентации для учащихся.М: Современная школа, 2008 г.
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального
самоопределения старшеклассников. — М.: ИД «Первое сентября», 2006.
5. Романова Е.С.
99 популярных профессий.
Психологический анализ и
профессиограммы. — СПб.: Питер, 2009.
6. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка
профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Новая школа, 2010.
7. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11
класс. — М: ТЦ «Сфера», 2007.
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.