Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.
Оценка 5

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
труд +1
Взрослым
26.02.2019
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы.
В данной работе представлен опыт работы "Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы. " Каждому человеку приходится делать выбор своей профессии. Условия выбора могут быть разные.Как помочь ученику разобраться в этом вопросе?.Вся работа определяется тремя направлениями.Также представлены основные методы профориентационной работы.
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.docx
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы.          Болясов Андрей Борисович – учитель технологии (andrei.bolasov@yandex.ru).  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №4 (МБОУ СОШ № 4) г. Красный Сулин Ростовской области .(тел. 8 909 414 15 10).                  В определенное время каждый школьник начинает задавать себе вопросы: «А что дальше?», «Чем мне заниматься в этой жизни?», «Какой выбор сделать?», «Куда поступать ­ в институт   или   училище?»,   «Как   выбрать   профессию   по   душе   и   по   способностям,   чтобы впоследствии   избежать   разочарования   и   не   занимать   чужое   место?».   Чтобы   принять оптимальное   решение,   необходимо   учесть   множество   факторов   ­   свои   желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Но как оценить свои возможности, проявить самостоятельность и сделать  выбор?                  Условия выбора можно разделить на 3 группы: хочу, могу, надо. К группе «хочу», относятся:     интересы   и   склонности.   Интерес   ­   это   стремление   к   изучению   какого­либо предмета   и   явления.   Склонность   ­   это   стремление   заниматься   какой­либо   определенной деятельностью. Не всегда интересы и склонности совпадают . Следующая группа ­ « могу». Сюда   относятся,     способности   и   состояние   здоровья.   Под   способностями   понимают индивидуальные способности человека, которые помогают успешно выполнять какую либо деятельность. Но вот достаточно ли  групп   могу, хочу для выбора профессии. Нет. Поэтому и   существует   группа   «   Надо»,   в   которую   входят   :   потребности   рынка   труда.   Именно сочетание   этих   трех   компонентов   помогают   выбрать   профессию,   которая   будет востребовательна на рынке труда. И человек с легкостью может найти работу. Некоторые психологи выделяют 8 углов выбора профессии.          Первый ­ позиция старших членов семьи. Хорошо если родители предоставляют ребенку свободу   в  выборе   будущей  профессии.   Но  часто  происходит   так,  что  они  не  согласны  с выбором   ребенка.И   стремятся   выполнить   в   ребенке   свои   стремления   и   желания. Большинство психологов  говорят,  что многие дети соглашаются со своими родителями. Но ученики должны учесть, что работать   придется им, а не родителям. Результатом согласия может быть и то,  что дети получают ту профессию которую хотят родители, а потом идут учится на то что им интересно  самим.             Второй – позиция сверстников. Очень часто компания друзей выбирает   вуз ,   и их сверстник поступает туда же. Но будет ли этот человек получать удовольствие отвыбранной таким образом профессию? Скорей всего нет.          Третий угол­ это позиция учителей и классного руководителя.   Учителя работающие с учеником, замечают некоторые способности, умения и могут помочь с выбором  профессии.          Четвертый угол – это профессиональные планы. Сюда относится то, каким сам ученик видит свое будущее. Какую цель ставит перед собой, и какими путями к ней идет.        Пятый угол –это способности ученика. Это способности не только в учебе, но и другим видам деятельности.      Шестой угол – уровень притязаний на общественное признание. Как это понять? Хотите ли выбрать профессию которая популярна, или нет?           Седьмой угол­информированность. Важно знать как можно больше информации о той профессии которая вас привлекает.            И   последний   угол­   склонности..   Чтобы   понять   к   чему   у   ученика   есть   склонности, необходимо сознательно включатся в различные виды деятельности. Человек может менять свои увлечения   соответственно склонности. Если этого не делать . то склонности могут появляться   в   лучшем   случае   во   время   учебы   ,   а   в   худшем   случае   после   того   как   вы приступите к работе. Тогда надо будет или заниматься тем что не нравится ,или получать новую   профессию.   Сначала   дадим   определение:   мотив   ­   это   побуждение   к   деятельности, связанное  с  удовлетворением   потребностей  человека  совокупность  внешних  и   внутренних условий,   которые   вызывают   активность   человека   и   определяют   ее   направленность.   Все мотивы выбора профессии психологи разделяют на несколько групп. Социальные ­ желание развивать   прогресс,   занять   достойное   место   в   обществе   в   соответствии   с   интересами   и возможностями.   Моральные   ­   желание   приносить   пользу   людям,   оказывать   помощь. Эстетические   –   стремление   к   красоте,   гармонии,   желание   работать   с   прекрасным. Познавательные ­ желание получить специальные знания, узнать суть профессии. Творческие ­ желание быть не таким как все, оригинальным и неповторимым. Материальные ­ желание получить хорошую зарплату. Престижные – стремления, которые помогают достичь видного положения в обществе. Выбор такой профессии, которую считают ценной друзья и знакомые. Утилитарные ­ стремление к тому, чтобы была возможность работать в городе, близко к дому, легко поступить в вуз.            Цель профориентационной работы нашей школы ­  актуализировать   профессиональное самоопределение   учащихся   специальной   организацией   их   деятельности,   включающей получение  знаний  о  себе, о  мире  профессионального  труда, и  их  соотнесение  в  процессе профессиональных     психологической компетентности обучающихся,   вооружив   их   соответствующими   знаниями и умениями, расширив   границы   самовосприятия,   пробудив   потребность   в   самоусовершенствовании; сформировать     своей индивидуальности,   уверенность     в   своих   силах применительно   к   реализации   себя   в будущей   профессиональной   карьере.  Вся работа строится на взаимодействии учащихся, психолога,   учителей   и   преподавателей,   представителей   предприятий   города,   учреждений здравоохранения, учреждений образования, центра занятости населения, правоохранительных органов, общественных организаций, администрации города   проб.  Основная   задача   ­  повысить     себе,   осознание     уровень     положительное     отношение   к     самому        Вся профориентационная работа в выпускных классах определяется тремя направлениями:     Просветительское. Цель: расширение   знаний   уч­ся   о   профессиях,   условиях   труда,   требованиях   профессий   к человеку, путях получения образования и построения карьеры, знакомство с рынком труда, вакансиями,   потребностями   города   в   различных   профессиях,   формирование   готовности   к самоопределению.     Диагностическое. Цель: изучение личностных особенностей образа «Я», интересов и склонностей, ценностных ориентаций, отношения к труду, потребностей и мотивов; оценка степени профессиональной зрелости и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.      Консультативное Цель: проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями по изучению личности школьника, его интересов, склонностей, способностей, а также вопросов выбора профессии с учетом состояния здоровья. Профориентационная работа спланирована во всех классах и направлена на оказание помощи учащимся   в   дальнейшем   выборе   профессии.   Задачи   перекликаются   с   целями просветительского, диагностического и консультативного направления. Поставленные задачи реализуются через: классные часы: «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности», «Хочу, могу, надо», «Знакомство с профессиями», «Моя профессиональная карьера», «Мир увлечений» (с демонстрацией результатов своих достижений»; ролевую игру «Представление профессий»; занятие­тренинг «Я  в  мире  профессии»,  «Взгляд  в  будущее»,  «Прогнозируем  свою    карьеру»;        диагностическое исследование «Я и мои возможности», «Формула выбора профессии»; экскурсии   на   предприятия   города,   в   профессиональные   учебные   заведения   и родительские собрания «Формула выбора профессии».      Сущность профориентационной работы заключается в побуждении учащихся к участию в разнообразных   формах   учебной   и   внеклассной   работы,   общественно­полезном   и производственном   труде,   активной   пробе   сил.   Это   позволяет   на   практике   узнать   свои склонности   и   способности.   Склонность   развивается   в   процессе   деятельности,   а профессиональные   знания   накапливаются   при   наличии   профессиональных   интересов.Для изучения   профессиональных   намерений   используются   различные методические   приемы: использование анкет открытого и закрытого типа, сочинений на тему о выборе профессии. Используемые диагностики: 1.А.Е. Голомшток «Карта интересов». Цель: определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний). 2.В. Б. Успенский «Выявление готовности школьников к выбору профессии». Цель: определение готовности школьников к выбору профессии. 3.Опросник Климова «Предпочтение к выбору профессии». 4.Методика «Профиль». Цель: выявить сформированность профессиональных интересов. 5.Опросник профессиональных склонностей. Цель: определить склонности к различным видам деятельности. 6.Опросник типа мышления. Цель: соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности. 7.Определение типа будущей профессии.     Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 24%   опрошенных   выбирают   профессию   под   влиянием   друга,   который   более самостоятелен; 29% ­ по совету родителей; 14% ­ под влиянием средств массовой информации; 4 % ­ руководствуются малозначительными факторами (например, близость учебного заведения к дому); 29% ­ выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.         Основными   методами   профориентационной   работы   в   выпускных   классах   являются непосредственные встречи с представителями разных профессий. Так, в 2017 – 2018 учебном году   в   школе   были   организованы   встречи   с   представителями   различных   профессий.   С профессией   врача   ребята   знакомились   во   время   встречи   с   медицинскими   работниками   и увлекательной   экскурсии   по   отделениям   Центральной   районной   больницы.   За   истекший период активно велась совместная работа с  ЦЗН . Был заключен договор о сотрудничестве и совместной   деятельности.   Мероприятие   «Профориентационный   компас»   социальным работником Центра проведено во всех 8­11 классах школы, целью которого стало выявление принадлежности   будущей   профессии   учащихся.   В   марте   2018   года   состоялось   встреча учащихся школы с учащимися и преподавателями средне­специальных учебных заведений. В результате целенаправленной работы 29% учащихся 9,11 классов имеют высокую готовность к выбору профессии, 57% ­ среднюю готовность, 11% ­низкую готовность, 3% ­ неготовность; более   56%   обучающихся   9­х   классов   готовятся   к   поступлению   в     учебные     заведения   г. Красный   Сулин   и   области,   80%   ­   11   класса   планируют   поступление   в   высшие   учебные заведения РФ. За несколько лет работы, был создан цикл мероприятий. На этом работа по поиску, разработки и применения в профориентационной деятельности новых форм не завершена. Меняются дети, меняются поколения, появляются новые профессии. Быть всегда в курсе событий, стимулировать потребность школьников к профессиональномы самоопределению ­ задача на ближайшие годы для работы в профориентационной сфере. Литература 1. Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8­11 классов. / Под. ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. 2. Савченко   М.Ю.   Профориентация.   Личностное   развитие.   Тренинг   готовности   к экзаменам   (9­11   класс):   Практическое   руководство   для   классных   руководителей   и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2009. 3. А. Аркадьев: Тесты по профориентации для учащихся.­М: Современная школа, 2008 г. 4. Пряжников   Н.С.,   Пряжникова   Е.Ю.   Игры   и   методики   для   профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: ИД «Первое сентября», 2006. 5. Романова   Е.С.   99   популярных   профессий.   Психологический   анализ   и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2009. 6. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Новая школа, 2010. 7. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11 класс. — М: ТЦ «Сфера», 2007.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019