Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
27.05.2017
Общение со взрослым
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете
выживание.Общение со взрослым
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете
выживание.
общение со взрослым и сверстником.docx
Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
ситуативноделовая,
Общение со взрослым
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно
внеситуативнопознавательная и внеситуативно
личностная,
личностная.
Первой формой общения является ситуативноличностная. Она считается
сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку,
адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации,
стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить
свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности
в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения
личный. Общение происходит с помощью экспрессивномимических средств, которые
младенец интенсивно осваивает в течение 46 недель. Функцию общения выполняет
комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно
обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете
выживание.
С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативноделовой, которая
разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и
удовлетворяет новую потребность малыша в сотрудничестве. Ребенку недостаточно
доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому,
чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые
мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник
и организатор совместных действий. Экспрессивномимические средства дополняются
предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами.
Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети
могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и
спектр положительных переживаний.
Ситуативноделовая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне
практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У
детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их
действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное
внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого,
благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных
действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций
ко все более специфическим, а затем и к культурнофиксированным действиям с
предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть
приурочены к данному месту и времени. В младшем дошкольном возрасте возникает
внеситуативнопознавателъная форма общения. Она включена в совместную со
взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие
любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка
ставить все 6олее сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не
может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем общение со взрослым. Ведущим
становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как
эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую
информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный теоретический «характер»,
поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У
дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную
обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются
уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает
внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную
информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым
внеситуативноличностная. Она аналогична ситуативноличностной, но в отличие от
последней внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе
контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей.
Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед
дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто
индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он
получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для
дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются,
но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы
не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.
Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность.
Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов.
Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и
сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они
соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к
обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.
Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее
правильности.
Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их
коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют
воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании
контактов с ребенком.
Общение со сверстниками
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально
практическую, ситуативноделовую и внеситуативноделовую.
Эмоциональнопрактическая форма общения детей со сверстниками характерна в
возрасте от двух до четырех лет. При такой форме общения ребенок прежде всего ждет от
сверстника соучастия в своих играх и стремится к самовыражению. Для дошкольника
достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его забавам и, действуя с ним, поддерживал
и усиливал общее веселье. Любой участник такого эмоциональнопрактического общения
стремится к привлечению внимания к себе и получению эмоционального отклика партнера.
В сверстнике дети воспринимают только отношение к себе, а действия, желания,
настроения партнера по общению чаще всего не замечают. Эмоциональнопрактическое
общение по содержанию и средствам является ситуативным: оно полностью зависит от
конкретной ситуации взаимодействия и от практических действий сверстника. Появление
привлекательного предмета в ситуации общения младших дошкольников может нарушить
взаимодействие детей: они переключают свое внимание на этот предмет, могут начать
драться изза него. Основными средствами такого общения являются локомоции или
экспрессивномимические движения. После трех лет в общении дети все больше
пользуются речью, однако она остается очень ситуативной и может являться средством
общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.
Ситуативноделовая форма общения складывается примерно к четырем годам и
остается наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. После четырех лет у
дошкольников (особенно тех, кто ходит в детский сад) привлекательность сверстника как
партнера по общению начинает превосходить привлекательность взрослого и выполнять все
большую роль в их жизни. Наряду с этим сюжетноролевая игра начинает приобретать коллективный характер – детям больше нравится играть вместе, а не по одному. Общение с
другими в сюжетноролевой игре осуществляется на двух уровнях: на уровне игровых
взаимоотношений и на уровне реальных отношений, которые существуют за рамками
игрового сюжета (дети договариваются о распределении игровых ролей, обсуждают
условия игры, дают оценку и осуществляют контроль за действиями других и пр.).
Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на
другой.
Основным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста является
деловое сотрудничество. В процессе ситуативноделового общения дети заняты общим
делом, им необходимо согласовывать свои действия с другими партнерами и учитывать их
активность для получения общего результата. Такое взаимодействие можно назвать
сотрудничеством, потребность в котором становится очень значимой для общения детей.
Помимо потребности в сотрудничестве также ярко проявляется потребность в признании и
уважении сверстника. В общении дошкольников со сверстниками начинают проявляться
элементы конкурентности и соревновательности. Среди средств общения на данном этапе
начинают доминировать речевые средства.
В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается
внеситуативноделовая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных
контактов. На этом этапе можно выделить "чистое общение", не связанное с конкретными
предметами и действиями с ними. Дошкольники могут на протяжении достаточно
длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий.
Тем не менее, несмотря на усиливающуюся тенденцию к внеситуативности, общение детей
в старшем дошкольном возрасте осуществляется на фоне совместной деятельности, т.е.
общей игры, рисования, лепки и др. Конкурентность и соревновательность сохраняются во
взаимоотношениях детей. Между старшими дошкольниками возникает умение видеть в
партнере по общению не только его ситуативные характеристики, но и определенные
внеситуативные, психологические аспекты его личности – желания, интересы, настроения.
К концу дошкольного возраста формируются устойчивые избирательные привязанности
между детьми, возникают первые предпосылки дружеских отношений. Старшие
дошкольники объединяются в небольшие группы (по дватри человека) и выражают
отчетливое предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста возрастает
дифференциация в детском коллективе: одни дошкольники становятся популярными,
предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. На статус ребенка в группе сверстников влияет
большое количество факторов, наиболее значимым из которых является способность к
сопереживанию и помощи сверстникам.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в
содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых
общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств.
Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в
форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются
сильнейшими стимуляторами его психического развития.
Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.