Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Оценка 4.8

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
27.05.2017
Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Общение со взрослым У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.Общение со взрослым У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.
общение со взрослым и сверстником.docx
Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками   ситуативно­деловая, Общение со взрослым У   ребенка   до   7   лет   сменяется   4   формы   общения   со   взрослыми:   ситуативно­   внеситуативно­познавательная   и   внеситуативно­ личностная, личностная. Первой формой общения является ситуативно­личностная. Она считается  сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку,  адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации,  стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности  в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения ­  личный. Общение происходит с помощью экспрессивно­мимических средств, которые  младенец интенсивно осваивает в течение 4­6 недель. Функцию общения выполняет  комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно  обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание. С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно­деловой, которая  разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и  удовлетворяет новую потребность малыша ­ в сотрудничестве. Ребенку недостаточно  доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому,  чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые  мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно­мимические средства дополняются  предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами.  Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети  могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и  спектр положительных переживаний. Ситуативно­деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне  практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У  детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их  действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное  внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных  действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций  ко все более специфическим, а затем и к культурно­фиксированным действиям с  предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть  приурочены к данному месту и времени. В младшем дошкольном возрасте возникает  внеситуативно­познавателъная форма общения. Она включена в совместную со  взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие  любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка  ставить все 6олее сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не  может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем ­ общение со взрослым. Ведущим  становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как  эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую  информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный ­ теоретический «характер»,  поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У  дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются  уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает  внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную  информацию. К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым ­  внеситуативно­личностная. Она аналогична ситуативно­личностной, но в отличие от  последней ­ внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе  контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед  дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто  индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он  получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для  дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы  не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.  Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность.  Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов.  Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и  сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они  соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к  обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности. Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их  коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют  воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании  контактов с ребенком. Общение со сверстниками Выделяют   три   формы   общения   дошкольников   со   сверстниками:   эмоционально­ практическую, ситуативно­деловую и внеситуативно­деловую. Эмоционально­практическая форма общения  детей со сверстниками характерна в возрасте от двух до четырех лет. При такой форме общения ребенок прежде всего ждет от сверстника   соучастия   в   своих   играх   и   стремится   к   самовыражению.   Для   дошкольника достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его забавам и, действуя с ним, поддерживал и усиливал общее веселье. Любой участник такого эмоционально­практического общения стремится к привлечению внимания к себе и получению эмоционального отклика партнера. В   сверстнике   дети   воспринимают   только   отношение   к   себе,   а   действия,   желания, настроения партнера по общению чаще  всего не замечают. Эмоционально­практическое общение по содержанию и средствам является ситуативным: оно полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия и от практических действий сверстника. Появление привлекательного предмета в ситуации общения младших дошкольников может нарушить взаимодействие  детей:  они  переключают  свое  внимание  на  этот предмет,  могут начать драться   из­за   него.   Основными   средствами   такого   общения   являются   локомоции   или экспрессивно­мимические   движения.   После   трех   лет   в   общении   дети   все   больше пользуются речью, однако она остается очень ситуативной и может являться средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях. Ситуативно­деловая   форма   общения  складывается   примерно   к   четырем   годам   и остается   наиболее   типичной   до   старшего   дошкольного   возраста.   После   четырех   лет   у дошкольников (особенно тех, кто ходит в детский сад) привлекательность сверстника как партнера по общению начинает превосходить привлекательность взрослого и выполнять все большую роль в их жизни. Наряду с этим сюжетно­ролевая игра начинает приобретать коллективный характер – детям больше нравится играть вместе, а не по одному. Общение с другими  в  сюжетно­ролевой  игре  осуществляется  на  двух  уровнях:  на  уровне  игровых взаимоотношений   и   на   уровне   реальных   отношений,   которые   существуют   за   рамками игрового   сюжета   (дети   договариваются   о   распределении   игровых   ролей,   обсуждают условия   игры,   дают   оценку   и   осуществляют   контроль   за   действиями   других   и   пр.). Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой. Основным   содержанием   общения   детей   в   середине   дошкольного   возраста   является деловое   сотрудничество.   В   процессе   ситуативно­делового   общения   дети   заняты   общим делом, им необходимо согласовывать свои действия с другими партнерами и учитывать их активность   для   получения   общего   результата.   Такое   взаимодействие   можно   назвать сотрудничеством, потребность в котором становится очень значимой для общения детей. Помимо потребности в сотрудничестве также ярко проявляется потребность в признании и уважении сверстника. В общении дошкольников со сверстниками начинают проявляться элементы конкурентности и соревновательности. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства. В   конце   дошкольного   возраста   у   многих   (но   не   у   всех)   детей   складывается внеситуативно­деловая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных контактов. На этом этапе можно выделить "чистое общение", не связанное с конкретными предметами   и   действиями   с   ними.   Дошкольники   могут   на   протяжении   достаточно длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. Тем не менее, несмотря на усиливающуюся тенденцию к внеситуативности, общение детей в старшем дошкольном возрасте осуществляется на фоне совместной деятельности, т.е. общей игры, рисования, лепки и др. Конкурентность и соревновательность сохраняются во взаимоотношениях  детей.  Между  старшими  дошкольниками  возникает  умение  видеть  в партнере   по   общению   не   только   его   ситуативные   характеристики,   но   и   определенные внеситуативные, психологические аспекты его личности – желания, интересы, настроения. К концу дошкольного возраста формируются устойчивые избирательные привязанности между   детьми,   возникают   первые   предпосылки   дружеских   отношений.   Старшие дошкольники   объединяются   в   небольшие   группы   (по   два­три   человека)   и   выражают отчетливое предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста возрастает дифференциация   в   детском   коллективе:   одни   дошкольники   становятся   популярными, предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. На статус ребенка в группе сверстников влияет большое количество  факторов, наиболее значимым из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Таким   образом,   в   дошкольном   возрасте   происходят   значительные   изменения   в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все   факторы,   способствующие   общению   дошкольника   со   взрослыми   и   сверстниками   в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017