Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
администрации
Детсад
22.01.2018
В материале отражены формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО, такие как: образовательная ситуация, игровая обучающая ситуация, ситуация общения, связная речь, проектная деятельность. При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.doc
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях
введения ФГОС ДО
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной,
грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в
возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов
деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.
При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой
протекает деятельность.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель
помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных
сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи,
развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение
звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение
образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом
самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности
дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей,
специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода
педагога.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная
ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой
подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и
особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть
возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним
дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой,
природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся
задач познавательноречевого характера. Воспитателем может быть
организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение
постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного
делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в
логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в
единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые
приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами
приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и
др.);
Для развития игрового общения используется игровая обучающая
ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или
иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуацияиллюстрация,
ситуацияоценка и др.
Форма речевого развития детей сценарии активизирующего общения
обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает
разговоры с детьми, дидактические,
подвижные, народные игры;
инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.
Ситуация общения это специально проектируемая педагогом или
возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в
использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут быть
лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными,
описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их
организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти
ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.
Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений
может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении
соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое
приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь
«добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту
или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при
приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза
и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);
«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового
приветствия).
Связная речь особая и сложная форма коммуникативной деятельности.
С целью развития связной речи дошкольников используются наглядные
(наблюдения во время прогулок, экскурсий, рассматривание объектов,
картин, фотографий) и словесные (заучивание наизусть, пересказ, беседа,
составление рассказов) методы.
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих
многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических
и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций
общения могут быть игрывикторины: «Придумай загадку» (упражнение
детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает
свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных
рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи»
(упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных
вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности). Ряд авторов рассматривают проектную деятельность как вариант
интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и
воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению
поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие»
возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического
проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в
ФГОС ДО: «Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества
детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок); «Лучше
сам или все вместе?» (цель: развитие регуляционнокоммуникативных умений
(совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать
партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» (цель: освоение
этикета убеждения и спора).
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в
дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
вопервых, продумывать организацию разных способов взрослодетской и
детской совместности,
вовторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития
коммуникативной компетентности детей».
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи
дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
дети совместно решают интересную и значимую для них учебноигровую
задачу, выступая помощникам по отношению к комуто,
обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя
речевые и практические задания,
педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором
совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё
коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать
активным коммуникатором. Литература
1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в
детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб:
ДЕТСТВОПРЕСС, 2005.192с
2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности
детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад:
теория и практика – 2012. – № 6.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос.
дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.сост.: Л.С.
Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как
условие формирования коммуникативной компетентности детей
/С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. 2013. № 3.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.