Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Оценка 5

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
администрации
Детсад
22.01.2018
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
В материале отражены формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО, такие как: образовательная ситуация, игровая обучающая ситуация, ситуация общения, связная речь, проектная деятельность. При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: - во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, - во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.doc
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Согласно   Федеральному   государственному   образовательному   стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие   связной,   грамматически   правильной   диалогической   и монологической   речи;   развитие   речевого   творчества;   развитие   звуковой   и интонационной   культуры   речи,   фонематического   слуха;   знакомство   с книжной   культурой,   детской   литературой,   понимание   на   слух   текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико­ синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Коммуникативная   компетентность   дошкольника   проявляется   в возможности   посредством   речи   решать   задачи   в   условиях   разных   видов деятельности:   бытовой,   познавательной,   игровой,   учебной,   трудовой   и   т.д. При   этом   ребенок   ориентируется   на   особые   условия   ситуации,   в   которой протекает деятельность. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает   ее   становлению   посредством   решения   задач   по   развитию   разных сторон   речи   ребенка   во   всех   возрастных   группах:   развитие   связной   речи, развитие   словаря,   освоение   грамматически   правильной   речи,   освоение звуковой   культуры   речи,   подготовка   к   обучению   грамоте.   Построение образовательного   процесса   должно   основываться   на   адекватных   возрасту формах   работы   с   детьми.   Выбор   форм   работы   осуществляется   педагогом самостоятельно   и   зависит   от   контингента   воспитанников,   оснащенности дошкольного   учреждения,   культурных   и   региональных   особенностей, специфики   дошкольного   учреждения,   от   опыта   и   творческого   подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.   Образовательная   ситуация   предполагает   участие   небольшой подгруппы   детей:   от   трех   до   восьми   в   зависимости   от   желания   детей   и особенностей   содержания   ситуации.   В   образовательном   процессе   есть возможность   организации   нескольких   образовательных   ситуаций   с   одним дидактическим   средством   (сюжетной   картиной,   игрушкой,   книгой, природным   материалом),   но   с   целью   решения   постепенно   усложняющихся задач   познавательно­речевого   характера.   Воспитателем   может   быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно   усложняющихся   задач:   научить   способам   доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической   последовательности,   учить   обобщать   полученные   сведения   в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия»   (цель:   познакомить   детей   с   разнообразными   формами приветствия:   «Как   я   рада   тебя   видеть»,   «Как   я   по   тебе   соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.); Для   развития   игрового   общения   используется  игровая   обучающая ситуация  (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное   конкретное   содержание,   которое   специально   вносится   педагогом. Видами   игровых   обучающих   ситуаций   могут   быть:   ситуация­иллюстрация, ситуация­оценка и др. Форма речевого развития детей ­ сценарии активизирующего общения ­ обучение   игровому   (диалогическому)   общению.   Такая   форма   включает разговоры   с   детьми,   дидактические,   подвижные,   народные   игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др. Ситуация   общения  ­   это   специально   проектируемая   педагогом   или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими,   вербально   оценочными,   прогностическими,   коллизийными, описательными   в   зависимости   от   поставленной   речевой   задачи.   При   их организации   чаще   всего   педагог   «идет   от   детей»,   то   есть   находит   эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами   ситуации   общения   на   развитие   коммуникативных   умений может   быть:   «Что   не   так?»   (цель:   упражнять   детей   в   умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие   уместно   в   той   или   иной   ситуации:   утром   не   скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или   мало   знаком);   «Улыбка»   (цель:   упражнять   в   использовании   при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и   улыбнуться,   чтобы   он   понял:   ему   рады,   приветствуют   именно   его); «Рукопожатие»   (цель:  упражнять   детей   в   использовании   форм   жестового приветствия). Связная речь ­ особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С  целью развития связной речи  дошкольников  используются  наглядные (наблюдения   во   время   прогулок,   экскурсий,   рассматривание   объектов, картин,   фотографий)   и   словесные   (заучивание   наизусть,   пересказ,   беседа, составление рассказов) методы. Именно   в   таких   видах   детской   деятельности   речь   выступает   во   всех   своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и   познавательных   задач.   Примерами   специально   планируемых   ситуаций общения   могут   быть   игры­викторины:  «Придумай   загадку»   (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои   город»   (упражнение   в   восприятии   и   составлении   описательных рассказов   о   местах   и   памятниках   города),   «Из   какой   сказки   вещи» (упражнение   в   развитии   объяснительной   речи),   «Магазин   волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности). Ряд   авторов   рассматривают  проектную   деятельность  как   вариант интегрированного   метода   обучения   дошкольников,  как   способ   организации педагогического   процесса,   основанный   на   взаимодействии   педагога   и воспитанника,   поэтапная   практическая   деятельность   по   достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО:  «Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок); «Лучше сам или все вместе?» (цель: развитие регуляционно­коммуникативных умений (совместно   решать   бытовые   и   учебные   задачи,   доверять,   поддерживать партнеров   по   деятельности);   «Спор   хороший   и   плохой»   (цель:   освоение этикета убеждения и спора). При   организации   любой   образовательной   ситуации,   любого   занятия   в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: ­ во­первых, продумывать организацию разных способов взросло­детской и детской совместности, ­   во­вторых,   видеть   ресурсы   разных   этапов   занятия   для   развития коммуникативной компетентности детей». Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: ­ дети совместно решают интересную и значимую для них учебно­игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому­то, ­ обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, ­   педагог   выступает   не   жёстким   руководителем,   а   организатором совместной   образовательной   деятельности,   который   не   афиширует   своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором. Литература  1. Ельцова   О.М.,.,   Организация   полноценной   речевой   деятельности   в детском   саду/   О.М.Ельцова,   Н.Н.   Горбаческая,   А.Н..   Терехова   –   СПб: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2005.­192с 2. Кузеванова  О.В.,  Формы  организации   коммуникативной  деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6. 3. Проектный   метод   в   деятельности   дошкольного   учреждения:   Пос. дляруководителей   и   практических   работников   ДОУ   /   Авт.­сост.:   Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005. 4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие   формирования   коммуникативной   компетентности   детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. ­ 2013. ­ № 3. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk­standart­dok.html

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018