Методы работы со
сказкой, формами
малого фольклора
Сказкотерапия
самый детский
метод психологии
Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно
очень многим помочь ребёнку.
Сказкотерапия
«лечение сказкой»
Сказку используют и врачи, и психологи, и
педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот
ресурс, который помогает ему решать его
профессиональные задачи.
Вачков И. В
Вовремя рассказанная сказка для ребенка
для взрослого.
значит столько же,
сколько психологическая консультация
!Отличие!
от ребенка не требуют вслух делать выводы и
анализировать, что с ним происходит: работа идет на
внутреннем, подсознательном уровне.
Жанры:
былины
притчи
мифы
саги
сказки
басни
легенды
Главное средство воздействия
метафора, как ядро
любой сказки.
Именно глубина и точность метафоры определяют
эффективность сказкотерапевтических приемов в
работе с детьми.
Функции сказок
Тексты сказок вызывают эмоциональный
резонанс как у детей, так и у взрослых.
Образы сказок обращаются одновременно к
двум психическим уровням: к уровню
сознания и к уровню подсознания.
Концепция сказкотерапии основана на
идее ценности метафоры как
носителя информации:
о жизненно важных явлениях;
о жизненных ценностях;
о внутреннем мире автора (в случае
авторской сказки).
В сказке в символической форме содержится информация
о том:
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходят мужчины и
женщины;
какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и
как с ними справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как прощать.
Типы сказок
художественные,
народные,
Дидактические,
психотерапевтические.
Псиокррекционные сказки
Для того, чтобы сказка или история обрела силу и
оказала помощь, необходимо придерживаться
определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чемто идентичной
проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с
ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт,
используя который ребенок может сделать
новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен
разворачиваться в
определенной последовательности:
Жили – были….
И вдруг однажды…
Изза этого…
Кульминация.
Развязка.
Мораль сказки…
Моделирование
Исследования Л.А. Венгера, С.А.
Алиевой, Т. Ткаченко и других
учёных показали, что понять
сказку, запомнить её,
пересказать и даже придумать
могут дети с 34х лет.
Кубизм – формалистическое течение в
Европейском изобразительном
искусстве начала 20 века.
Представители кубизма, стремясь
выявить геометрическую структуру
объёма, разлагали предмет на
плоские грани или уподобляли его
простейшим телам – шару, конусу,
кубу.
Обязательное использование
антропоморфизма
(одушевление природы).
Сказка «Два облачка»
Проблема: Разные
взгляды и столкновение
интересов у детей
Литература
1. Киселева М. В. «Арттерапия в работе с детьми:
Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и
специалистов, работающих с детьми». – СПб.: Речь, 2006;
2. «Сказки от капризов». – СПб.: Речь, 2012;
3. Кутовая М. С. «Сказки от слез». – СПб.: Речь, 2012;
4. Кутовая М. С. «Сказки о желаниях хороших и ужж
жасных». – СПб.: Речь, 2012.
5. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое
пособие. – СПб:ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2012.
– 160 с./Л.В. Рыжова. – АнжероСудженск: ДЭБЦ, 2010. –
180 с.