Формы работы со сказкой.

  • Иллюстрации
  • Карточки-задания
  • Культурные мероприятия
  • Лекции
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 09.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала картички для практикума.docx
Введение в сказочное занятие 1.«Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот, до кого она  дотронется, сразу же садится на пол и ждет начала сказки».  Включается тихая музыка, и фея мягко, нежно прикасается к  каждому ребенку. Введение в сказочное занятие 2. «Сейчас подует волшебный ветер, и каждый, кто искупается в его чудесных струях, перенесется в сказку». Включается вентилятор и  каждый ребенок проходит мимо, ощущая лицом и телом поток  воздуха, а затем садится на пол. «Вот мы и в сказке». Введение в сказочное занятие 3. «Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет  творить чудеса: если смотришь на него не отрываясь, то  переносишься, куда захочешь». Введение в сказочное занятие 4. «Вам необходимо надеть на правый мизинец волшебный перстень и пожелать очутиться в сказке». Затем дети поворачиваются вокруг  себя три раза и открывают глаза. «Вот вы и в сказке!»Введение в сказочное занятие Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки! К вам решилась я зайти И сказочку принести! Ведь зовусь я бабушкой­рассказчицей! В сказку вас я позову и дорогу покажу, Не видали здесь клубочка? Он волшебный у меня. Путь дороженьку покажет.  Только где ж он? Затерялся я однако, как я в сказку проведу? ­Сбегай, Сашенька, дружок, поищи­ка мой клубок. А теперь катни  клубочек в путь­дороженьку смелей, в сказку нас веди скорей! Введение в сказочное занятие Следы на полу. ­Кто же их оставил? ­Почему вы думаете так? ­А может котёнок? ­Давайте найдём, кто оставил следы у нас. Введение в сказочное занятие Свеча. Выключается свет. Звучит сказочная музыка,   воспитатель зажигает свечу, ­ куда же мы попали? ­ Садимся на ковёр и полетим! (Можно закрыть глаза, раскачиваясь из стороны в сторону, летим!)­Садитесь рядком, да поговорим ладком. Проблема: Разные взгляды и столкновение интересов у детей Жили­были два облачка (Познавательная сказка) Жили­были два облачка. Одно ­ белое, другое – чёрное. Когда они были  маленькими, они любили друг друга. Вместе гуляли по небу, играли в прятки.  А прятались они за большими облаками, их мамами.  Шло время, и облачка росли, становились всё больше и больше. А когда  выросли большими, стали очень часто спорить и часто ссориться друг с  другом. А знаете, почему они спорили? Вот почему.  Белое облачко очень любило солнышко, ясную хорошую погоду. А чёрное  облако любило, когда на небе гремел гром, сверкала молния, шёл дождь, и  было темно на улице. Нравилось чёрному облачку наблюдать с неба, как  птицы, животные прятались, а люди в дождливую погоду открывали свои  зонтики, либо убегали от дождя. Это веселило чёрное облачко. Белое облачко говорило, что самое прекрасное, что есть на белом свете –  солнце. А чёрное облачко противоречило, утверждая – гроза и дождь всех  прекрасней на свете.  И так происходило всегда, когда они встречались, то ругались и наконец,  совсем перестали дружить. Когда на небе появлялось чёрное облачко, то  белое облачко уступало ему место, заявляя: «Пусть приносит людям, зверям,  растениям свою дождливую радость». В ответ на эти действия белого  облачка, чёрное облачко освобождало небо для солнечной радости всего  живого на земле.  Так, уступая место друг другу, они стали жить в мире и согласии.Пословицы к сказкам Без труда не вынешь рыбки из пруда. Вместе тесно, а врозь скучно. Всяк кулик своё болото хвалит. Всякому овощу своё время. Любишь кататься – люби и саночки возить. Не в свои сани не садись. Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Где много слов, там мало дела. Делу – время, потехе – час. Друг познаётся в беде. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Как аукнется, так и откликнется. Когда в дружбе лад, не нужен и клад. Кто спит весною, плачет зимою. Лисонька­лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха. Лучше поздно, чем никогда. Поспешишь – людей насмешишь. Пусть метут метели, хорошо травке в постели. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Сытый голодного не поймёт. У сильного всегда бессильный виноват. У страха глаза велики. Ученье – свет, а не ученье – тьма. Хорошо трудиться – всегда пригодиться. Что посеешь, то и пожнёшь. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.1.Составление словаря по сказке. Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с  детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек  (сказка «Колобок») и т.д. В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются  уже сами объяснить их значение. 2.Изготовление книги по сказке. Цель. Обогащение речи детей эмоционально­окрашенной лексикой,  эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие  творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук.  Воспитание у детей интерес к созданию книги. 3. Назови героя. Цель. Учить детей объединять героев по заданному признаку, развитие  памяти, внимания, интереса к сказкам. Описание. Воспитатель называет какой­либо образ, а дети должны найти  конкретных героев из других сказок, например ­ Назовите мне героев­ мальчиков (Кай из «Снежной Королевы», Пьеро из «Золотого ключика»). 4. Действия героя. Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого­либо  сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных  сказок. Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям  назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатилсяи т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. 5.Поможем герою. Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке. Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как  бы вы поступили в такой ситуации? 6.Шаг за шагом. Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления. Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе  и на каждый шаг называет героя из этой сказки. 7.Помоги герою найти свою сказку. Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания. Описание. На столах сюжеты из 2­3 сказок. Воспитатель раздаёт детям  картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету  приносят своего сказочного героя. 8.Встреча с героем. Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления. Описание. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с  героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой? 9.Отправим смс­сообщение.Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке. Описание. Воспитатель предлагает детям «написать» в смс­сообщении  пожелание герою сказки. 10.Узнай сказку по песенке героев. Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок,воспитание интереса к русским народным сказкам. Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя,  например:  ∙ Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят"). 11.Сказочные слова. Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по  заданному признаку. Описание. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим­сим, открой дверь”, Сивка­бурка, вещая  каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка  (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.). 12.Покажи мимикой и жестами. Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя,  развивать воображение, наблюдательность. Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое  эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов. 13.Шкатулка. Цель. Развитие речи, памяти, мышления.Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё  качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. 14. Что было бы, если бы … Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи. Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить  предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы? 15.Верно ­ неверно. Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно  слушать друг друга. Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или  не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут,  вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое  ­ золотое. 16. Хорошо­плохо. Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные  стороны в любом объекте, ситуации. Описание. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо.  Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка  могла съесть мышку). 17. Реклама. Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.Описание. Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем  понравилась сказка или герой. 18. Собери цепочку. Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание  сказки, развивать внимание и память. Описание. Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они  будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем  все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет. 19. Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз. Цель. Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с  помощью различных анализаторов. Описание. Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением  органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую­либо сказку.  Пример: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф­Нафа, когда он  открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали,  (запах сажи, шерсти волка, кипящей воды). Далее в этот же сюжет  приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке),  Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей),  Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы  они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят. 20. Ложная альтернатива. Цель. Развитие внимания, связной речи.Описание. Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов "или­или", но ни один  из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс  золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк?  Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка? 21. Круги Луллия. Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст  сказки в зависимости от введения новых объектов. Развитие воображения,  творческого подхода к действиям, логического мышления, умения решать  возникающие проблемы. 1.Описание. 1­й круг – картинки с изображением мест действия из различных  сказок (болота, леса, комнаты, деревни, чудесного сада); 2 ­й круг – дети  самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев. ­  Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается  сюжет. (Баба Яга живёт в лесной избушке). ­ Раскрути круги и скажи, сюжет  из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место  действия. (Колобок живёт в деревне). 2. Описание. На 1 –м круге – картинки с изображением сказочных героев. На 2 –м круге ­ схематично обозначены черты характера героев.– Выбери героя и  объедини его с основной чертой характера. ( Лиса хитрая). – Раскрути круги и скажи, герой из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и  объедини его с новой чертой характера. (Баба Яга из сказки «Гуси – лебеди»  стала весёлой).22. Использование мнемотаблицы в работе со сказкой. 1. при пересказе сказок, например сказка «Репка». При пересказе с помощью мнемотаблицы  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на  воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно  предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице. 2. в различных играх: «Нарисуй сказку» Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при  рассказывании. Ход игры. Детям читают сказку и предлагают ее записать с помощью  рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию  последовательных картинок (мнемотаблицы), по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. «Где начало рассказа (сказки)?» Цель: учить передавать правильную временную и логическую  последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы. Ход игры. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ.  Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.«Какая карточка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры. Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной  последовательности, но одну карточку берут из другого набора мемотаблицы.  Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить  рассказ.