«Формы самоуправления в системе общего образования»
Оценка 4.7

«Формы самоуправления в системе общего образования»

Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
16.04.2018
«Формы самоуправления в системе общего образования»
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики. Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям.РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»
Уткина_М.А._-_реферет.docx
1   РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно­общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования» на тему: «Формы самоуправления в системе общего образования» выполнила:    Уткина Марина Алексеевна                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                Беловская средняя общеобразовательная школа                Чесменского района Челябинской области                            директор школы 2 Содержание  Введение …………………………………………………………….…………..3 ГЛАВА I. Школьное самоуправление и его основные проблемы..................6 ГЛАВА II. Основы организации школьного самоуправления……………..9 2.1 Социально­педагогические принципы построения модели         школьного самоуправления……………………………………….9 2.2. Самоуправление педагогического и ученического коллектива;          участие родителей в школьном самоуправлении………………10 2.3. Школьное самоуправление на примере МОУ Беловская сош         Чесменского муниципального района Челябинской области….18 Заключение………….……….………………………………………………....27 Список используемой литературы……………………………………….…..31 Приложения……………………………………………………………………33 3 ВВЕДЕНИЕ Современная   школа   работает   в   условиях   глубоких   изменений   в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики.  Именно   участие   педагогов,   учеников   и   родителей   в   управлении образовательным   учреждением   способно   помочь   школе   измениться,   стать более   демократичной,   соответствующей   современным   реалиям.   По российскому   законодательству,   управление   образовательным   учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа   должна   выполнять   социальный   заказ,   формируемый   из   двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в   лице   участников   образовательного   процесса   –   учеников,   родителей   и педагогов. Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления. Прошлые   традиции   мешают   правильно   понять   суть   современного самоуправления.   Пора   перестать   путать   самоуправление   с   дежурствами, сборами   макулатуры,   построениями   и   праздничными   концертами.   Сегодня школьное самоуправление – это способ осуществления права на участие в управлении   образовательным   учреждением.   Самоуправление   не   может подчиняться   школьной   администрации,   наоборот,   оно,   в   определенной степени, влияет на её работу. Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты   решения,   и   от   выбора   которых   зависит   жизнь   учеников.   Нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления.   К   сожалению,   развитие   школьного   самоуправления 4 недостаточно обеспечено методически. В этом вопросе существует большая путаница.   Поэтому   школе,   прежде   чем   принимать   за   основу   ту   или   иную модель   самоуправления,   необходимо   хорошо   разобраться   в   деталях   этой темы. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из­за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем,   что   школа   сама   заинтересована   в   том,   чтобы   как   можно   скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека. Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет   более   востребованной   учениками   и   родителями.   В   условиях конкуренции   на   рынке   образования,   родители   и   дети   будут   отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только   в   том   случае,   если   она   будет   отвечать   потребностям   детей   и родителей.   Права   человека   и   самоуправление   –   необходимые   слагаемые успеха школы на этом пути. Актуальность темы  связана с начавшимися в середине 80­х годов и продолжающимися   сегодня   глубокими   экономическими   и   социально­ политическими преобразованиями в государстве и обществе, которые привели к   значительным   изменениям   внешних   и   внутренних   условий функционирования   всей   сферы   образования.   В   новых   условиях   перед общеобразовательной   школой   возникло   много   социально­педагогических проблем и вопросов: какова ее роль в развитии демократического и правового государства,  гражданского  общества;  с помощью  каких  механизмов  можно обеспечить управляемое развитие школы; что представляют собой научные основания оптимального сочетания единоначалия и самоуправления в школе; в   какой   мере   целесообразно   использование   в   современных   условиях рекомендаций педагогической науки в области внутришкольного управления, подготовленные в предыдущий период [Рожков, с. 18] 5 Чтобы как можно точнее понять сущность самоуправления, в том числе и   самоуправления   в   школе,   можно   заглянуть   в   словарь   Даля:   «Сам   – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. Организация   –  от   латинского   слова   «орган»  –  орудие,  снаряд,  средство   – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. Со – как   приставка   обозначает   совокупность.   Управлять   –   давать   ход, направление,   распоряжаться,   одолевать   препоны,   трудности,   своеволия, приводить   в   порядок.   Самоуправление   –   управа   самим   собою,   знание   и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства» [Толковый словарь русского языка]. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и   римским   папам.   Самоуправление   в   школе   гораздо   моложе.   Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско­взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно.   Последнее   слово,   –   каким   раз   и   навсегда   быть   школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, верно, что, сколько школ, столько и самоуправлений [Рожков, с. 20]. 6 ГЛАВА I.  Школьное самоуправление и его основные проблемы Чтобы как можно точнее понять сущность самоуправления, в том числе и   самоуправления   в   школе,   можно   заглянуть   в   словарь   Даля:   «Сам   – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. Организация   –  от   латинского   слова   «орган»  –  орудие,  снаряд,  средство   – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. Со – как   приставка   обозначает   совокупность.   Управлять   –   давать   ход, направление,   распоряжаться,   одолевать   препоны,   трудности,   своеволия, приводить   в   порядок.   Самоуправление   –   управа   самим   собою,   знание   и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания. Первое   упоминание   о   школьном   самоуправлении   и   его   организации относятся   к   ХVI   столетию.   В   1531–1556 гг.   в   г. Гольдберге   (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был   первым   педагогом,   использовавшим   в  целях   гражданского   воспитания специально   организованное   им   школьное   самоуправление.   В   школе ежемесячно   избирался   сенат   из   15   учеников,   который   рассматривал   и разрешал   возникавшие   конфликты.   Ученики   привлекались   к   выполнению различных общественных обязанностей [Опалихин, с. 9]. Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный   им   в   1758 г.   «Регламент   московских   гимназий»,   согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами. 7 Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления с. Шацкий,   который   в   1906   году   создал   в   Москве   своеобразное   общество культурных людей. В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития.   Решения,   принятые   на   собраниях   клубов   и   на   общем   собрании, считались обязательными. После   октябрьской   революции   принимается   ряд   нормативных документов   в   области   образования   способствующих   развитию   школьного самоуправления. В соответствии с этими документами в школах действовали как   раздельные   органы   самоуправления   педагогов   (педагогические   советы, учебно­методические объединения, учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей,   их   комитеты),   так   и   их   совместные   органы   самоуправления (школьные собрания, конференции). Неоценимый   вклад   в   становление   теории   самоуправления,  а  также   в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл   основные   элементы   системы   управления   жизнедеятельностью школьного   коллектива:   целеполагание,   планирование,   организацию   и самоуправление [Опалихин, с. 10]. Основные проблемы школьного самоуправления В   наши   дни   в   процессе   коренного   преобразования   работы образовательного   учреждения   ученическое   самоуправление   выходит   на качественно   новый   этап   своего   развития.   Ключевая   проблема   –   сделать ребенка   активным   участником,   субъектом   образовательного   процесса   в школе.   Участвуя   в   деятельности   органов   детского   самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение   со   взрослыми   на   равноправной   основе,   вовлекаются   в   практику гражданского   поведения   и   социальной   деятельности.   В   рамках   школьного самоуправления   дети   получают   возможность   влиять   на   содержание 8 образования,   на   процесс   разработки,   принятие   и   реализации   локальных нормативно­правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность   актуальные   потребности   в   самовыражении, самоутверждении   и   самореализации.   Для   достижения   самоуправления   в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких   как   –   формальное   функционирование   органов   самоуправления,   без учета   мнения   и   желания   самих   учащихся.   Принцип   самодеятельности   и инициативы в работе с учащимися нередко игнорируется. Педагоги оказывают прямое   давление   на   общественное   мнение   школьников,   самоуправление организуется   по   форме,   но   не   по   своей   сути.   Самоуправление   остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что оно не только   средство,   но   и   результат   воспитания,   он   предполагает   широкую вариативность [Коротков, с. 98]. На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт и идеи опыт и идеи С. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Внедрялись на практике производные   от   стройных   моделей   самоуправления,   разработанных   этими педагогами. Перед организаторами  воспитательного процесса современного образовательного   учреждения   встает   вопрос   –   какая   модель   школьного самоуправления   наиболее   приемлема,   какие   классические   принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу [Бочкарев, с. 161]. 9 ГЛАВА II. Основы организации школьного самоуправления 2.1 Социально­педагогические принципы построения модели школьного самоуправления Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических   исследованиях   можно   выделить   основные   принципы построения модели школьного ученического самоуправления. 1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления.   Данный   принцип   используется   при   позиционной, организационной, управленческой модели. 2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у   школьного   самоуправления   значительного   числа   взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия   между   ними.   Модульный   принцип   построения   модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления. 3. Принцип   структурности   в   построении   модели   школьного самоуправления.   Позиционная,   организационная,   нормативно­правовая, управленческая   модели.   Структура   должна   выражать   то,   что   остается 10 неизменным   при   любых   внешних   и   внутренних   изменениях   условий протекания деятельности. 4. Принцип   гуманизации   в   построении   модели   школьного ученического самоуправления. 5. Принцип междисциплинарности в построении модели ученического   Указанный   принцип   предполагает   использование самоуправления. содержания и методов различных научных и учебных дисциплин. 6. Принцип   самоуправления   в   построении   модели   ученического самоуправления.   Реализация   данного   принципа   создает   возможности конструирования   своего   собственного   образа,   проектирования   жизненной траектории. Выделенные   принципы   построения   модели   ученического самоуправления   должны   определить   общий   путь   ее   создания.   Необходимо учитывать   то,   что   все   составляющие   элементы,   знаковые   образования отражали   в   максимальной   полноте   реальную   деятельность   школьного, ученического   самоуправления,   то   есть   разрабатываемая   модель   должна отвечать   всем   требованиям   надежности,   применяемым   ко   всем   методам научного познания. Изучение   массовой   практики   показывает,   что   большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель «Школьный совет». В   данной   модели   самоуправления   основано   на   точном   исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного   процесса,   школьный   совет,   общешкольное   собрание учащихся,   педагогический   совет,   собрание   родителей   школы   –   все   это административные   структуры,   которые   могут   и   выполнять   определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений  участников образовательного 11 процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том   числе   и   школьники,   реализуют   свои   гражданские   права   на   участие   в управлении   делами   общеобразовательного   учреждения   и   местного сообщества. Данная классическая модель имеет как сильные, так и слабые стороны.   В   данной   модели   практически   не   используются   такие   атрибуты современной   педагогики   и   воспитания   как   игровые   технологии. Прослеживается формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического [Рожков, с. 116]. 2.2. Самоуправление педагогического и ученического коллектива; участие родителей в школьном самоуправлении Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы: 1.   К   ученическому   самоуправлению  относятся   органы   школьного самоуправления,   созданные   учениками.   Это   означает,   что   такие   органы формируют   ученики   из   числа   учеников.   Соответственно,   ученическое самоуправление   выражает   интересы   учеников.   Формами   ученического самоуправления   могут   быть   ученическая   конференция,   ученический   совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие. 2.   К   родительскому   самоуправлению   относятся   органы   школьного самоуправления,   созданные   родителями.   Наиболее   распространены   такие формы   родительского   самоуправления,   как   родительские   комитеты.   Но   в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления. 3.   К   педагогическому   самоуправлению   относятся   органы   школьного самоуправления,   наиболее распространённым   органом   педагогического   самоуправления   является   созданные   педагогами.   Как   правило, педсовет. 4.   К   общешкольному   самоуправлению   относятся   органы   школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников 12 школьной   жизни   и   поэтому,   как   правило,   имеют   полномочия   принимать решения, имеющие общешкольное значение.  Наиболее   распространённой   формой   общешкольного   самоуправления является   Совет   школы.   Также   в   школе   могут   существовать   формы самоуправления,   созданные   совместно   не   тремя,   а   двумя   сторонами: например, учениками и родителями. В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами.  Самоуправление – это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления   –   свои   полномочия.   В   структуре   самоуправления   нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет – главнее ученического   совета.   У   каждого   из   этих   органов   должны   быть   свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга. Вместе   с   тем,   органы   школьного   самоуправления   могут взаимодействовать.  Так,  на  наш  взгляд,  при  формировании   Совета   школы, представителей учеников, родителей и педагогов должны направлять органы ученического,   родительского   и   педагогического   самоуправления.   Это позволит педагогам, ученикам и родителям вносить на рассмотрение Совета школы вопросы, в решении которых они заинтересованы, а представители в Совете   школы   будут   более   эффективно   отстаивать   интересы   своих избирателей. Органы   самоуправления   можно   разделить   на   представительные   и исполнительные Представительные органы самоуправления – это органы, которые имеют полномочия представлять интересы тех, кто их избрал (учеников, педагогов, родителей). Эти органы могут быть только выборными. Они имеют право от имени   своих   избирателей   влиять   на   принятие   тех   или   иных   школьных решений. 13 Исполнительные органы самоуправления не имеют права представлять интересы   участников   школьной   жизни.   Они,   следовательно,   могут   не избираться,   а   комплектоваться   по   добровольческому   принципу.   В   них приходят   люди,   заинтересованные   в   решении   той   или   иной   школьной проблемы.   Эти   органы   самоуправления   не   могут   участвовать   в   принятии решений. Но они могут оказывать существенное влияние на школьную жизнь: управлять  школьными  процессами  не  за счет  полномочий, а  за счет  своих возможностей.  Самоуправление педагогического коллектива: Говоря   о   базовой   модели   необходимо   рассмотреть   теоретическую концепцию   школьного   средняя общеобразовательная   школа   –   сложное   социально­педагогическое   Современная   самоуправления. учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, – различные объединения и организации взрослых и детей. Родители   учащихся   юридически   не   входят   в   школьный   коллектив   и вообще   коллектива   не   образуют,   но   они   не   менее   педагогов   или   детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы,  родители   должны  иметь   возможность   влиять  на   ее  деятельность   и участвовать в школьной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы. В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение   своих   вопросов,   удовлетворение   потребностей   и   интересов   в образовательном   процессе.   Этому   могут   служить   их   раздельные   органы самоуправления:   педагогического   коллектива   –   педагогический   совет (высший   орган   самоуправления   педагогов   в   школе),   методический   совет, методические   объединения   учителей,   классных   руководителей,   малые педсоветы, психолого­педагогические консилиумы, правовая, аттестационная и   другие   комиссии   педагогов;   самоуправление   ученического   коллектива   – школьная   ученическая   конференция,   являющаяся   высшим   органом 14 ученического   самоуправления   в   школе;   избранный   школьным   ученическим собранием или конференцией совет учащихся, его комиссии, штабы и другие рабочие   органы   самоуправления;   классные   собрания   учащихся,   классные ученические   советы   и   их   рабочие   органы;   ассоциации   родителей   школы   – школьное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); избранный школьным родительским собранием родительский комитет школы, его секции, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы [Бочкарев, 56]. При   организации   деятельности   органов   самоуправления   педагогов, учащихся   и   их   родителей   целесообразно   руководствоваться   следующими позициями: 1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что   принимаемые   ими   решения   и   осуществляемые   действия   не   будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни. 2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями. 3. Ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны   взаимодействовать   на   основе   принципов   совета,   согласия, сотрудничества и соуправления. 4. Приоритетом   пользуются   непосредственной   демократии:   самоуправления   общее   собрания   перед   органами органы представительной демократии (конференции, советы, комитеты и др.). 5. В каждой школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная   система   разрешения   конфликтов   и   противоречий   между органами самоуправления. 6. Школьные   работники,   учащиеся   и   их   родители,   их   органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не 15 обеспечивая   координацию   деятельности   и   взаимодействия   по   актуальным школьным проблемам. 7. Органами школьного самоуправления руководствуются социально­ педагогическими   принципами   равноправия,   выборности,   обновленности   и преемственности,   открытости   и   гласности,   демократии,   законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение [Рожков, 145]. Общей   целью   как   раздельных,   так   и   совместных   органов самоуправления   учащихся,   их   родителей   и   педагогов   в   школе   является реализация их потребностей и интересов. Работа любого органа самоуправления в школе начинается с выявления актуальных потребностей и интересов своих избирателей, на основе которых затем определяются содержание и основные направления его деятельности, что в свою очередь, не определяет его организационную структуру. Базовая модель   школьного   самоуправления   включает   в   себя   четыре   подсистемы: ученическую,   педагогическую,   родительскую   и   систему   соуправления педагогов, учащихся и родителей, являющуюся системы самоуправления всей школы. Наряду с органами самоуправления общешкольного уровня могут и должны действовать органы соуправления на базе первичных коллективов и их ассоциаций [Селиванова, www.library.elibra.ru]. Высшим   органом   самоуправления   в   педагогическом   коллективе является   педагогический   совет   школы,   который   обсуждает   и   утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе с учащимися, социально­правовые и психолого­педагогические основы, взаимоотношений с ними   и   их   родителями;   определяет   организационную   структуру педколлектива   в   соответствии   с   нормативными   документами   школы, утверждает распределение должностных обязанностей; выражает и отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школе и за ее пределами и т.д. 16 Методический   совет   организует   работу   по   повышению   научно­ теоретического уровня и методического мастерства педагогов, координирует деятельность   учителей   в   методических   объединениях,   оказывает   им практическую помощь, занимается распространением педагогического опыта, организует   педагогические   чтения,   научно­практические   конференции, конкурсы,   работы   школ   передового   опыта,   развивает   и   укрепляет методическую базу учебно­воспитательного процесса. Методическое   объединение   педагогов   организует   самообразование, наставничество   педагогов   работу   над   методической   темой,   обмен   опытом работы   учителей;   занимается   изучением   и   реализацией   нормативных   и методических документов и материалов, передового опыта работы учителей; осуществляет   в   своей   сфере   экспертную   оценку   педагогических   и методических   проектов,   учебно­воспитательных   результатов   деятельности педагогов;   высказывает   рекомендации   о   присвоении   педагогам соответствующей   квалификационной   категории;   выступает   с   ходатайством перед   педсоветом,   директором   школы   о   предоставлении   своим   членам работать   в   режиме   доверия   и   самоконтроля,   о   проведении   внеочередной аттестации,   награждении   учителей   ведомственными   наградами   и   т.д. [Рогаткин, www   .  pedlib    .  ru]. Самоуправление ученического коллектива: Высшим   органом   ученического   самоуправления   является   общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости не реже 2 раз в год. Функции школьного ученического собрания: 1. рассматривает   и   утверждает   перспективный   план,   основные направления   деятельности   органов   ученического   самоуправления   на предстоящий   период,   ориентированные   на   реализацию   потребностей учащихся; 17 2. решает   вопросы,   связанные   с   участием   учащихся   в   управлении школой;   обсуждает   и   принимает   планы   совместной   работы   органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы; 3. формирует органы самоуправления в школе; 4. вырабатывает   и   формулирует   предложения   ученического коллектива   по   совершенствованию   учебно­воспитательного   процесса; выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления; 5. рассматривает   и   утверждает   положения,   правила,   памятки   и инструкции,   регулирующие   внутреннюю   деятельность   учащихся   в   своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц; 6. заслушивает   отчеты   и   информации,   оценивает   результаты деятельности органов самоуправления. [Рогаткин, www.pedlib.ru]. Высшим   органом   ученического   самоуправления   школы   между школьными ученическими собраниями является школьный ученический совет, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть. Школьный ученический совет: 1. координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу; 2. организует   самообслуживание   учащихся,   их   дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; 3. 4. 5. устанавливает шефство; готовит и проводит собрания или конференции учащихся школы; организует выпуск своих газет, радиопередач; 6. на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения   важнейших   школьных   ученических   мероприятий,   заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.) органов   самоуправления   первичных   коллективов   и   принимает   по   ним 18 необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания; 7. решает   вопросы   поощрения   и   наказания,   принимает   решения   об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; Высшим   органом   самоуправления   класса   и   других   первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц. Высшим   органом   самоуправления   в   классе   в   период   между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц [Бочкарев, с. 164]. Участие родителей в школьном самоуправлении: Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, не реже 2 раза в учебный год. В школах, в которых нет условий для работы родительского собрания, его   функции   выполняет   школьная   родительская   конференция,   на   которую избираются делегаты в равном количестве от родительской учащихся каждого класса. Между школьными родительскими собраниями действует школьный родительский   комитет,   в   классах   –   классные   родительские   собрания [Бочкарев, с. 170]. 2.3 Школьное самоуправление на примере МБОУ Беловская сош Чесменского муниципального района Челябинской области Школьное   самоуправление   учащихся   в   МБОУ   Беловская   сош направлено на вовлечение каждого школьника в общие дела, общий поиск и творчество. 19 В начале пути организации самоуправления учащихся самоуправление рассматривалось   как   организация   досуга,   отдыха,   развлечений.   По   мере развития   самоуправления   все   больше   места   отводилось   содержанию   его деятельности:   общественно­полезным   делам,   направленным   на   организацию жизни, учебы, труда учащихся, участие в управлении школой, на защиту своих прав   и   интересов.   Педагогический   коллектив   обрел   дополнительных помощников и единомышленников из числа учащихся. Цель:  воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного   к   социальному   творчеству,   умеющего   действовать   в   интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.  Дата образования детской организации школьников – 2003г. Состав детской организации школьников –  1­11 классы. Лидер   детской   организации   школьников   ­       учащийся   9­11   класса, выбираемый на общешкольной конференции учащихся.  Название детской организации школьников ­  «КОСТЕР»  Девиз детской организации школьников:  Кто куда, а мы лишь прямо:  через мрак на свет костра!    Рис 1. Эмблема детской организации   Песня детской организации школьников: 1.Набрали мы сосновых  веток,  Зажгли в лесу костер. О том, как славно жили летом Заводим разговор. Горит костер и дым пылает, А мы сидим кружком. Глядим, как наш костер пылает. Вздыхаем и поем. Припев:     Гори костер по­ ярче.  Гори не догорай. А завтра школе  скажем: Прощай! Прощай! прощай! 2. Как не легка дорога. Чтоб нам ее пройти, Терпенье, труд, уменье ладить Ты в путь с собой возьми. Учись, дерзай, твори добро. И будет жизнь проста. И дружба школьная всех нас 20 Пусть свяжет на века! Припев:      3.Нам   много   в   жизни   предстоит дорог  пройти. Но   дружбу   школьную   всегда ты в  сердце  береги. Отважен   будь   и   честен   будь, смотри  всегда если трудность на   пути   –   на   помощь   друг придет! Припев: Структура детской организации школьников: Объединение  «ИСКОРКА» включает  учащихся 1­4 классов Девиз объединения:  Искренность,  дружба, задор,  у каждого искорка  – вместе  костёр!  Рис. 2. Эмблема объединения  учащихся начальных классов. Объединение  учащихся среднего звена  (5­8 классы)  «ЛУЧИКИ» Девиз объединения: Лучше ярче блеснуть  и  мгновенно сгореть,  чем всю жизнь бесконечно  и медленно тлеть!                                                                                                                            Рис.3. Эмблема объединения                                                                        учащихся среднего звена Объединение  «ПЛАМЯ»  ­ объединяет  старших школьников –  9­11 классы. Девиз объединения:  Праздникам жизни  не будет конца,  к правде и свету 21 стремятся сердца!   Рис.3. Эмблема объединения старшеклассников График работы органов самоуправления:          «Созвездие»    ­   первый понедельник месяца ­ куратор   зам директора по УР.                    «Дисциплина и порядок»  ­ последняя среда месяца – куратор директор школы.           «Край  мой – моё начало» ­ (эколого – патриотическое направление) –  первый четверг месяца ­ куратор   учитель ОБЖ. «Труд  ­ дело чести» ­   первая среда месяца ­ куратор учитель трудового обучения. «В здоровом теле  ­ здоровый  дух» ­ последний  вторник месяца ­  куратор  учитель физической культуры. «Мир спасёт красота» ­  (художественно–оформительское направление)­     первый вторник месяца ­ куратор  зам директора по ВР. «Что написано пером ­ не вырубишь топором» ­ (общешкольный   орган печати) – последний четверг месяца ­ куратор учитель русского языка и литературы. Совет лидеров – последний понедельник месяца – куратор детской организации зам директора по ВР.                                              Формы   организации   работы школы   и  органов  самоуправления: 1.Совет школы – 4 раза в год. 2.Педагогический совет – 1 раз в  четверть. 3. Совет координаторов – 1 раз в месяц 4. Совет лидеров – 1 раз           в месяц.                                                     5. Ученическая конференция – 2 раза в Рис. 4. Символ детской организации Школьников МОУ Беловская сош  «Костёр»                                                год. 22 В основе деятельности ученического самоуправления лежит: ­ изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению. Как правило, своими силами. ­ сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы. Создание   такой   системы   ученического   самоуправления   позволяет обеспечивать   позитивную   социализацию   учащихся,   выявлять   и   развивать творческий   потенциал   личности,   предоставлять   ученикам   гимназии   реальную возможность   вместе   с   педагогами   участвовать   в   управлении   гимназией (прогнозировать,   организовывать,   исполнять   и   анализировать   учебно­ воспитательный   процесс).   Ученическое     самоуправление   развивает   навыки лидерского поведения. Главный орган ученического самоуправления в школе – Совет лидеров. В состав совета входят лидеры каждого класса. Совет осуществляет контроль над деятельностью   работы всех классов, принимает важные решения, касающиеся деятельности детского органа самоуправления.    В совет объединений по направлениям  входят ученики, возглавляющие классные   объединения   по   направлениям.     Задачами   объединения   лидеров   по направлениям   являются   координирование   работы   комитетов,   осуществление взаимопомощи и взаимосвязи между комиссиями. «Созвездие»  ­  работа направлена на создание условий для мотивации к обучению, куратор объединения и лидеры классов организуют проверку учебных принадлежностей,   дневников   учащихся,   взаимопомощь   сильных   и   слабых, привлекают к участию в предметных олимпиадах, неделях, конкурсах. 23 «Дисциплина и порядок»  ­  для создания комфортных условий во время образовательного   процесса   и  внеурочной   деятельности     лидеры   классов,  под руководством куратора,  отвечают за порядок  в школе, за организацию перемен, за пропуски и опоздания учащихся.   «Труд – дело чести» ­ воспитание у учащихся потребности в труде на благо другого, самообслуживания, бережного отношения к окружающей среде. Направление   организует       трудовые   дела     классов,   Дни   Земли,   отвечает   за сохранность мебели и санитарное состояние в школе. «Край   мой   –   моё   начало»   ­   призвано   формировать     среди   учащихся гармонические отношения к окружающему миру,   становление самосознания и активной   жизненной   позиции,   воспитывать   уважение   к   закону,   нормам коллективной жизни, развивать гражданскую и социальную ответственность. Это имеет   отражение   в   материалах   краеведения,   традиционных   мероприятиях школы, изучении истории поселка и школы, работе школьного музея. «В   здоровом   теле   –   здоровый   дух»   ­   деятельность   направления заключается   в   формировании   стремления   к   здоровому   образу   жизни   среди учителей и учащихся школы, развитии навыков гигиены и соблюдения режима дня, воспитание потребности заниматься физкультурой и спортом. Куратор и лидеры отвечает за организацию и проведение спортивно – массовой работы в школе. «Мир   спасёт   красота»  ­  развивая   творческие   способности   учащихся, воспитывая видение прекрасного, предоставляя возможности реализоваться   в соответствии   со   своими   склонностями   и   интересами,   куратор   и   лидеры направления  несут ответственность  за все культурно – массовые мероприятия в школе,   организует   проведение     общешкольных   творческих   дел,   отвечает   за оформление   мероприятий,   проводимых   в   школе,   привлекая   одаренных учащихся. 24 «Что   написано   пером   –   не   вырубишь   топором»   ­   освещение   школьной жизни   в   общешкольной   газете   «Аргументы   и   факты»,   лидеры   объединения собирают   и обрабатывают информацию для выкладки в сети Интернет (блог, сайт   школы), объединение   отвечает   за   распространение   информации   среди учащихся. Высшим   органом   школьного   самоуправления   учащихся   является конференция,   которая   проводится   два   раза   в   учебном   году   (стартовая (установочная)   и   итоговая).   В   работе   конференции   принимают   участие   все учащиеся школы с 1 по 11 класс (на первой ученики 1 класса принимаются в ряды детской организации). Школьная конференция предлагает и утверждает перспективный план работы ученического коллектива на учебный год, решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой, вырабатывает предложения   учащихся   по   совершенствованию   учебно­воспитательной деятельности,   предлагает   и   утверждает   правила,   обязанности,   которые регулируют работу учащихся в коллективе. В том числе оценивает результаты деятельности органов ученического самоуправления, подводит итоги текущего года (общешкольные конкурсы «Класс года» и «Ученик года»). Все решения школьной конференции принимаются большинством голосов. Решения школьной   Между конференции   могут   быть   отменены   самой   конференцией. конференциями   высшим   органом   самоуправления   является   Совет   лидеров, который избирается сроком на учебный год. Совет лидеров – выборный орган ученического самоуправления, который создается   с   целью   активных   членов   общества,   умелых   организаторов; привлечения учащихся к организации жизни своего коллектива; демократизации жизни школы и самоуправления. Основными задачами Совета являются: 1. 2. организация досуговой деятельности учащихся; вовлечение школьников в сознательное и ответственное управление делами своего коллектива; 25 3. создание сплочённого  коллектива со своими традициями. Основными направлениями работы совета лидеров является планирование досуговой   деятельности   совместно   с   классным   руководителями,   разработка сценариев   конкурсов,   праздников   и   других   мероприятий,   осуществление помощи   заместителю   директора   по   воспитательной   работе   в   школе   в организации   и   проведении   традиционных   мероприятий,   организация   выпуска школьной газеты, организация дежурства по школе и столовой, оказание помощи объединению   по   физвоспитанию   в   проведения   спортивных   праздников, соревнований, дней здоровья, организационная работа в классных коллективах по развитию самоуправления и пропаганде знаний. Каждый   класс   имеет   представительство   в   Совете   лидеров,   которые выбираются на классных собраниях.  Совет проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. Высшим органом самоуправления класса является классное собрание. Оно проводится   по   мере   необходимости,   но   не   реже   одного   раза   в   месяц.   На классном ученическом собрании обсуждают вопросы жизни класса, предлагают и   принимают   план   мероприятий,   касающихся   внеклассной   работы,   вносят предложения по улучшению учебного и воспитательного процесса в классе и в школе. Лидеры классов обязаны выполнять решения классного собрания и   организовывать   дежурство   по   классу, школьной   конференции, самообслуживание,   питание,   организовывать   внеклассные   мероприятия, оказывать помощь неуспевающим и отстающим. Школьное самоуправление в школе направлено на достижение следующих задач: 1. Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать   в   прогнозировании,   организации,   исполнении   и   анализе   учебно­ воспитательного процесса.  26 2. Формировать   у   учащихся   потребности   и   готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и   интересов   членов   ученического   коллектива,   обогащать   духовный   мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание. 3. Воспитать   положительное   отношение   к   общечеловеческим ценностям,   нормам   коллективной   жизни,   законам   государства,   развить гражданскую   и   социальную   ответственность   за   самого   себя,   свою   семью, окружающих людей, общество и государство. 4. Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им   найти   себя,   преодолевать   трудности,   приносить   пользу   людям,   стать защитником правды, добра и справедливости. 5. Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу. 27 Заключение В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут   широкомасштабные   социально­экономические   реформы. составляющих этих реформ являются реформы в системе образования.   Важной Сложившаяся   в   этом   тысячелетие   система   школьного   образования переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе является   поиск   правильного   ответа   на   вопрос,   какой   должна   быть   система школьного   образования   сегодня,   чтобы   наилучшим   образом   способствовать демократии,   формирующемуся   гражданскому   обществу,   новому   качеству национальной   культуры   и   новому   пониманию   явления   глобализации образования. Предпринятый   анализ   позволяет   сделать   заключение,   что   политика образовательных   реформ   достаточно   взвешена.   Она   направлена   на демократизацию   школьного   образования,   создание   условий   для   свободного выбора   и   свободного   развития   личности,   обеспечение   разнообразия   видов школьного   образования,   на   разрушение   чрезмерного   централизма   и государственных монополий в отношении педагогических процессов, учебных программ, учебников,  подбора и  расстановки педагогических  и руководящих кадров и др. 28 Процесс   внедрения   данной   образовательной   политики   реализуется достаточно   успешно.   За   весьма   короткое   время   национальной   системе школьного   образования   удалось:   создать   новую   законодательную   базу; определить основные подходы и принципы к современным целям образования и их реализации через: государственные образовательные стандарты; установить многообразие   образовательных   программ   на   всех   уровнях   образования предложить   альтернативные   формы   и   новые   технологии   обучения;   добиться многоканальности финансирования; обеспечить равный доступ к образованию всех слоев населения; начать процесс децентрализации управления школьным образованием; сохранить стабильность функционирования системы.  Однако в реализации политики реформ существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие: несовершенство законодательных актов, регулирующих   систему   образования   по   отдельным   позициям,   особенно   по   управлении   и вопросам   доступности   и   равенства   в   образовании, финансировании;   низкое   качество   школьного   образования;   несоответствие профессионального уровня педагогических кадров требованиям сегодняшнего дня; низкий уровень финансирования сектора школьного образования; старение материально­технический   базы;   нерациональность   распределения   полномочий между   центральным,   областными,   районными   и   школьными   органами управления. В   ближайшее   время   системе   школьного   образования   России   придется существенным образом поработать над разрешением данных проблем. В   российской   школе   продолжают   жить   традиции   авторитарного воспитания.   По­прежнему   главной   фигурой   в   школе   остается   учитель,   а   не ученик. Во многом учебно­воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован.   Но   уже   развивается   и   иное   воспитание,   направленное   на поощрение   самостоятельности,   гуманности   подрастающего   поколения.   Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве. В   этих   условиях   ребенок   оказывается   полноправным   участником 29 непринужденные педагогического   процесса;   возникают   доверительные, отношения   между   детьми   и   взрослыми;   реализуются   коллективные педагогические   формы   и   приемы,   осуществляется   совместная   деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. К началу 1990­х гг. ученические комитеты имелись практически во всех школах. Однако   фактически   они   служили   для   манипуляции   детьми.   Поэтому продолжается   поиск   иных   форм   ученического   самоуправления.   В   средних учебных заведениях стали учреждаться школьные советы в составе учеников, преподавателей,   администрации,   родителей,   представителей   общественности. Помимо вопросов обучения они занимаются социальными проблемами учащихся и   преподавателей.   Но   следует   отметить,   что   пока   школьные   советы   есть   в немногих школах. Роль учеников в них крайне незначительна. Обычно реальная власть в школьном совете принадлежит директору. Существо   школьного   самоуправления   в   том,   что   в   работу   школы   оно вносит   начало   целостности   и   индивидуальности.   Задача   школьного самоуправления   состоит   в   том,   чтобы   распыленную   ученическую   среду претворить   в   целостный   расчлененный   организм,   внутри   которого   каждый школьник   приучался   бы   к   добросовестному   выполнению   определенной общественной   функции.   Но   нужно   помнить,   что   школьное   самоуправление вырождается тогда, когда, вместо цели организации ученического общества, оно себе   ставит   посторонние   задачи   (например,   практическое   обучение   формам демократического   государства   и   т.д.).   Школьное   самоуправление   может реализоваться   в  самых   различных   конкретных   формах,   жизненность   которых зависит   от   особенностей   окружающей   обстановки.   Но   всюду   предпосылкой школьного   самоуправления   является   широко   развитая   общественная   жизнь учащихся, осуществляемая в добровольных союзах, организациях, предприятиях школьной молодежи. Юность имеет свои собственные интересы, свои задачи, наличие   и   значение   которых   школа   должна   признать   и   использовать   в 30 образовательных целях. Содействовать этому «движению молодежи» составляет первую   и   прямую   задачу   школы,   гораздо   более   важную,   чем   введение радикального   демократического   «самоуправления».   Этим   также   намечается предел, который школьное самоуправление, каковы бы ни были его внешние формы,   не   должно   преступать.   Оно   должно   организовать   школьников, превратить   их  из  распыленной, разрозненной  массы  в  целостно­расчлененный организм. Поэтому проблемы, им разрешаемые, должны быть проблемами самой молодежи. Ибо только в разрешении ею выдвигаемых и доступных ей проблем может расти и развиваться к свободе личность отдельного юноши. Эти вопросы могут   быть   проще   или   сложнее,   но   так   как   жизнь,   которую   ему   надлежит оформлять, есть жизнь молодежи, то эти вопросы должны быть вопросы юности, ее «культуры». Но именно потому школьное самоуправление должно оставаться самоуправлением молодежи, а не превращаться в управление школой. Так как чтобы создать свою, «новую» культуру, надо усвоить культуру настоящего, и авторитет как носитель культурной преемственности, как хранитель наследия отцов   есть   неотъемлемый   в   школе   элемент.   Пронизанный   свободой,   ею оправдываемый и ее созидающий, авторитет должен оставаться самим собой, т.е. авторитетом.   Это   означает,   что   все   вопросы   школы,   связанные   с   усвоением наследия   отцов,   с   организацией   работы,   направленной   на   это   усвоение,   и   с обусловливаемой   ею   дисциплиной,   т.е.   с   тем,   что   обыкновенно   называется «управлением» школы, не являются предметом ученического самоуправления. В России проблему школьного самоуправления слишком часто сводили к вопросу о формах участия учеников в педагогическом совете школы. Но теперь ясно, что подлинная проблема ученического самоуправления этим даже не затрагивается. Даже в политике избирательное право имеет смысл не как голое формальное право,   могущее   быть   переданным   тому,   кто   больше   заплатит   деньгами   или обещаниями, но как орудие организации народа и воспитания его к свободе. Тем менее способно воспитать к свободе и самодеятельности присутствие учеников в коллегии, большинство членов которой превосходят их по своему опыту и 31 знаниям   и   которая   решает   вопросы,   в   обсуждении   коих   именно   наиболее добросовестные   ученики   будут   считать   себя   не   в   состоянии   и   не   вправе участвовать.   Заинтересованные   вначале,   быть   может,   новизной   положения, ученики   очень   скоро   начнут   тяготиться   своим   правом,   которое,   как   всякое неиспользуемое право, и умрет затем естественной смертью . 32 Список используемой литературы  1. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2001.  2. Бочкарев,   В.И.   Опыт   школьного   самоуправления   [Текст]   / В.И.Бочкарев // народное образование.­2000.­№ 8.­ С.99­102. 3. Вульфов, Б.З.   Организатор   внеклассной   и   внешкольной воспитательной   работы   [Текст]   /   Вульфов Б.З.,   Поташник М.М. –   М.: Просвещение, 1983.  4. Жуков, В.В. Ученическое самоуправление в школе: сегодня и завтра [Текст] ­ Киев: Радянська школа, 1989.  5. Иванов, В.Д.   Самодеятельность,   самостоятельность, самоуправление,   или   несколько   историй   из   жизни   школьников   с   вопросами, письмами, монологами и документами [Текст]: Кн. для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1991.  6. Куракин, П.Т.   Школьный   ученический   коллектив:   проблемы управления  [Текст]/ Куракин П.Т., Новикова Л.И.  – М.: Знание, 1982.  7. Коротаева,   Е.В.   Директор­учитель­ученик:   пути   взаимодействия [Текст]/Е.В. Коротаева – М.: Сентябрь, 2000.  8. Коротов, В.М. Самоуправление   школьников     [Текст]   –   М.: Просвещение, 1981.  9. Лизинский,   В.М.   Директор   школы   и   общественно­педагогическое управление   учебно­воспитательным   процессом   в   школе   [Текст]:   пособие   для директоров школ /В.М. Лизинский – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 10. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст]/ А.С.Макаренко.­ М.: Просвещение,1988 11. Новикова,   Л.И.   Самоуправление   в   школьном   коллективе   [Текст]/ Л.И. Новикова.­ М.: Просвещение, 1988. 33 12. Опалихин, В.М. Развитие   ученического   самоуправления   в   школе [Текст]: Актуальные проблемы  – М.: Знание, 1984.  13. Приходько,   Педагогические   основы   ученического самоуправления [Текст]: книга для учителя / Н.И.Приходько.­ М.: Просвещение,   Н.И. 1988. 14. Прутченков,   А.С.   Развитие   детского   самоуправления   через социально­значимую деятельность [Текст]: / А.С. Прутченков // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.­2006.­№9.­ С.27­ 28. 15. Рогаткин, Д.В. Школа   ученического   самоуправления   [Текст]   – www.pedlib.ru. 16. Рожков, М.И. Развитие   самоуправления   в   детских   коллективах [Текст]:  – М.: ВЛАДОС, 2002.    Л.А. 17. Чашников,   Современные   модели   информационно­ аналитического   обеспечения  школьного  управления  [Текст]/Чашников   Л.А. // Вопросы психологии. 1993.­№ 9. С.36­41. 18. Щуркова,   Н.Е.   Классное   руководство   [Текст]:   настольная   книга учителя/Н.Е. Щуркова – М.: Педагогическое общество России, 1999. 19. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание[Текст]/ Н.Е. Щуркова – М., 2000.  34 I Структура органов  самоуправления в школе Совет школы Приложения  Родительский  комитет Директор школы Педагогический  совет Зам дир­ра по АХЧ Зам дир­ра  по УЧ Зам дир­ра по ВР Совет кураторов по направлениям МО классных руководителей Общешкольная ученическая конференция II III IV Совет лидеров Лидеры направлений У Ч Е Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В 35 I уровень ­ стратегический II уровень ­ тактический III уровень ­ оперативный IV уровень – соуправление, самоуправление Структура третьего уровня ученического самоуправления. Общешкольное собрание учащихся  «Созвездие»  (учебная работа) «Дисциплина и  порядок» «Мир спасёт красота»  ­ худоственно­ оформительское  направление Совет  лидеров  Объединения лидеров по направлениям «В здоровом теле­ здоровый дух»  (физкультурно­ оздоровительная  деятельность) «Труд – дело  чести» (трудовые  дела) «Край мой – моё начало»  ( эколого­ патриотичес кая работа) «Что написано  пером – не  вырубишь топором» (общешкольный  орган печати) 36 Структура четвертого уровня ученического самоуправления Совет лидеров школы Лидер класса Совет класса в классе Лидеры объединений Классное ученическое собрание 37 Циклограмма деятельности  ученического актива № Мероприятие  Сроки Ответственны е Лидеры классов 1 2 3 4 5 6 7 Сбор активов в классах В   начале   каждой Сбор  лидеров с  целью корректировки деятельности на анализ четверть,     четверти Первая четверти   неделя Лидеры   классов, куратор. проделанной работы Подготовка проведение     и классных мероприятий,   последующий анализ В течение года Советы   лидеров, классные руководители Подготовка   и В течение года Лидеры   классов, проведение   общешкольных мероприятий,   последующий анализ Отчетные заседания по В   конце направлениям Организация каждой четверти В   течении дежурства по школе года Контроль санитарным     над состоянием года В   течение куратор. Лидеры   классов, куратор Лидеры направления «Труд   –   дело чести», куратор Дежурные классы,   лидеры 38 ее   территории, школы, наличие сменной обуви 8 9 Информационная В   течение деятельность года Обсуждение   и В   течение принятие планов совместной работы органов ученического года самоуправления педагогами, родителями   с 10 Участие   в   подготовке В   течение и проведении Дней здоровья года 11 12 Контроль   за В   течение заполняемостью   классных уголков, состояния   года учебников тетрадей Организация спортивных соревнований года В   течение направления «Дисциплина   и порядок», куратор Лидеры направления «Что   написано пером   –   не вырубишь топором», куратор Классные руководители, кураторы, ученическое самоуправление лидеры направления   «В здоровом   теле   – здоровый   дух», куратор лидеры направления «Созвездие», куратор лидеры направления   «В здоровом   теле   – здоровый   дух», куратор 39 13 14 15 16 № 1. 2. 3. 4. 5. Разработка   положений о   различных   конкурсах, года В   течение Лидеры   классов, куратор. смотрах, фестивалях Участие   в   районных В   течение мероприятиях года Подведение   итогов май работы в классе за год Подведение   итогов май работы школы за год Лидеры   классов, классные руководители Лидеры   классов, классные руководители Лидеры   классов, кураторы,   лидер школы Циклограмма  работы школьного коллектива мероприятия День знаний сроки сентябрь Общешкольное ответственные Выборы   в   классные сентябрь Классный руководитель мероприятие: 11 кл органы самоуправления День   учителя, октябрь праздничный концерт Общешкольное мероприятие: лидеры   11   кл, Стартовая 29 октября Общешкольное общешкольная конференция органов школьного самоуправления в Посвящение     мероприятие:   лидеры классов и направлений октябрь Общешкольное первоклассники мероприятие,   стартовая конференция 40 6. 7. 8. 9. 1 0. 1 1. 1 2. 1 3. 1 4. 1 5. 1 6. 1 7. Экскурсия, походы В течение Внутриклассные Тематические классные часы года месяц мероприятия 1   раз   в Классный Классные праздники В течение года Дискотеки  3­4 раза в год   лидер руководитель, класса Классный   руководитель, лидер класса Лидеры направления, куратор Дни и недели здоровья В течение года Лидеры Предметные недели В течение года Лидеры направления, куратор Участие   в   олимпиадах, В течение года Лидеры направления, куратор интеллектуальных марафонах Общешкольные линейки по итогам   и учебной   Декабрь, май общественной жизни Новогодние праздники декабрь   куратор, направления, классные рук­ли, учителя­ предметники Лидеры   куратор направления, Общешкольное мероприятие, 9кл, 4 кл Участие   в   месячнике и патриотической   спортивно   –   массовой работы Смотр строя и песни Февраль Лидеры направления, куратор февраль Лидеры 8   марта, концерт   праздничный март направления, куратор Общешкольное мероприятие, лидеры классов 41 1 8. 1 9. 2 0. 2 1. 2 2. 2 3. 2 4. 2 5. Классный класс Апрель Общешкольное мероприятие: лидеры   классов, направления, лидеры   кураторы,   классные   рук­ ли Ученик года Апрель Общешкольное Самый классный классный Апрель  Вахта памяти май мероприятие: лидеры   классов,   лидеры   кураторы, направления, классные рук­ли Общешкольное мероприятие: лидеры   классов,   лидеры   кураторы, направления, классные рук­ли Общешкольное мероприятие: лидеры классов   6   кл, Итоговая   общешкольная 19 мая Общешкольное   конференция органов школьного самоуправления Благотворительные акции май Дни Земли В течение года лидеры   мероприятие: классов и направлений Общешкольное мероприятие, классов Лидеры     лидеры направления, Последний звонок май Общешкольное куратор мероприятие: 11 кл 42

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»

«Формы самоуправления в системе общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018