Педагогические
цели Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования пред-
ставлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании
и предложении
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Планируемые
результаты
(предметные) Знают признаки и роль окончания; умеют выполнять разбор слова по составу; различают формы одного и того же слова и однокоренные слова
Личностные
результаты Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения
русского языка
Универсальные учебные действия
(метапредметные) Познавательные: строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе
У р о к 44
ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ
Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования пред
ставлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании
и предложении
Постановка и решение учебных задач
Знают признаки и роль окончания; умеют выполнять разбор слова по составу; различают формы одного и того же
слова и однокоренные слова
Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебнопознавательного моментов изучения
русского языка
Познавательные: строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые
языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и
поисковое чтение, осознают цель чтения.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные
действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной
задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи,
ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе
Окончание слова, признаки и роль окончания, состав слова, формы одного и того же слова, однокоренные
слова, разбор слова по составу
Педагогические
цели
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Образовательные
Учебник, рабочая тетрадь
ресурсыО р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы урока
Формы,
методы
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые умения
Приемы
контроля
1
2
3
4
5
6
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
I.
Мотивирование
к учебной
деятельности
(организационн
ый момент)
II.
Чистописание
III. Проверка
домашнего
задания
Фронтальная,
индивидуальна
я. Практиче
ский. Письмо
Коллективная.
Словесный.
Чтение
Приветствует учащихся.
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что, когда звенит звонок,
Он зовет всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
– Проверим готовность к уроку
– Напишите фразеологизм
и объясните его смысл.
Н а д о с к е: черепашьим шагом
– К вершинам науки под
названием «Русский язык» мы
тоже движемся не очень быстро,
потому что эта наука довольно
сложная.
Прежде чем приступить к новой
теме, предлагаю вам проверить
домашнее задание.
Л – проявляют готовность
к работе на уроке
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей
на столе
Выполняют письмо по
образцу
Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк
Читают текст
домашнего
упражнения,
объясняют, какие
буквы и почему
вставили, находят
сложное слово,
выполняют его разбор
по составу.
П – строят несложные
рассуждения, делают
выводы, формулируют их.
Р – осуществляют
взаимопроверку,
контролируют работу
партнера; адекватно
воспринимают оценку свой
работы учителем,
Правильное
напи
сание
Правильное
выполнение
домашнего
упражнения
(выборочная
проверка
дляПродолжение табл.
6
индивидуаль
ного
контроля).
Устный
ответ
Беседа по
вопросам,
разбор слов
по составу
1
2
3
4
5
IV. Постановка
учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Организует взаимопроверку
домашнего задания
– Найдите в каждом ряду лишнее
слово:
• море, (в)море, моряк, моря;
• лес, лесник, (в)лесу, (о)лесе;
• ученик, ученики, ученица,
учениками.
– Выполните разбор слов каждого
ряда по составу (работа
выполняется по рядам).
– Чем отличается состав лишних
слов? (В них есть суффиксы.)
– Чем отличаются друг от друга
остальные слова в каждом ряду?
(Окончаниями.)
– Попробуйте предположить, что
станет сегодня предметом нашего
изучения?
(Часть работы может
быть выполнена
одним учеником
на обратной стороне
доски.)
Анализируют
предложенный
языковой
материал, находят
«четвертое лишнее»
в каждом ряду;
объясняют условия
выбора лишнего
слова.
Выполняют разбор
слов каждого ряда
по составу, делают
вывод: слова
«моряк», «лесник» и
«ученица» имеют
суффиксы, чем
отличаются от других
слов в ряду.
Сравнивая остальные
слова в ряду,
отмечают, что они
товарищами.
К – участвуют в диалоге,
общей беседе.
Л – проявляют этические
чувства
(доброжелательность,
отзывчивость)
П – анализируют изучаемые
языковые объекты
с выделением их сущест
венных и несущественных
признаков.
Р – принимают учебную
задачу, сформулированную
вместе с учителем;
выполняют учебные
действия
в материализованной,
громкоречевой и
умственной форме.
К – строят монологическое
высказывание с учетом
поставленной
коммуникативной задачи;
ориенти
руются на позицию парт
нера в общении и
взаимодействииотличаются оконча
ниями. Формулиру
ют цель урока1
2
3
4
5
Фронтальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо
V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
1. Наблюдение
над формами
одного и того же
слова
(учебник,
упр. 142, 143)
– Прочитайте текст из упр. 142,
выпишите выделенные слова,
выделите изменяемую часть слова.
Сделайте вывод: изменилось ли
лексическое значение слова?
А что изменилось? (Форма
слова.) Чем отличаются формы
одного
и того же слова от однокоренных
слов (например: осинник,
осиновый)?
– В упр. 143 найдите формы слова
«роса», выделите изменяемую
часть слова
Коллективная.
Словесный,
проблемный.
Чтение, беседа
2. Ознакомление
с признаками
окончания
(учебник:
теоретический
материал, с. 80,
упр. 144)
– Попробуйте сформулировать
ответы на вопросы:
• Что называется окончанием?
• Что образуется при изменении
слова?
– Сравните вашу формулировку
с тем, что предложено в учебнике
(с. 80).
– Выполните упр. 144 учебника
Читают текст,
выписывают слова и
выделяют
окончания. Делают
вывод о том, что
лексическое значение
слов не изменилось,
изменилась лишь
форма слова.
Отмечают, что в
однокоренных словах
есть части, служащие
для образования
новых слов
(например,
суффиксы).
Выполняют упр. 143
Формулируют ответы
на вопросы.
Зачитывают форму
лировку, данную
в учебнике.
Выполняют упраж
нение
Продолжение табл.
6
Развернутые
монологиче
ские ответы,
разбор слов
по составу
Пр. – знают части слова,
умеют выполнять разбор
слова по составу.
П – анализируют изучаемые
языковые объекты
с выделением их сущест
венных и несущественных
признаков.
К – участвуют в диалоге,
общей беседе; строят
монологическое
высказывание
Устные
ответы на
вопросы.
Письменное
выполнение
упражне
ния
Пр. – знают признаки
окончания, умеют
выполнять разбор слова по
составу.
П – используют
ознакомительное и
поисковое чтение; осознают
цель чтения.
Р – принимают и сохра
няют цель и учебную
задачу.К – высказывают свое
собственное мнение,
аргументируют егоПродолжение табл.
1
2
3
4
5
Ф и з к у л ь т м и
н у т к а
Коллективная.
Практический
3. Определение
значимости
окончания для
связи слов в
словосочетании
и предложении
(учебник,
упр. 144, 145)
Парная,
индивидуальна
я. Словесный,
наглядный,
практический.
Чтение, беседа,
комментирован
ное письмо
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Раз, два, три.
Головою три кивка,
Раз, два, три.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
– Выполните упр. 144 и 145 учеб
ника.
Контролирует выполнение
задания.
– Попробуйте сделать вывод:
какова роль окончания?
Выполняют движения
по тексту под
руководством
учителя
Л – осуществляют
профилактику утомления,
ориентируются на здоровый
образ жизни,
придерживаются здорового
режима дня
Выполняют
упражнения (144 –
комментированное
письмо; 145 – работа
в парах).
Делают вывод о том,
для чего служит
окончание
П – анализируют языковые
объекты с точки зрения
существенных и
несущественных признаков.
Р – овладевают способами
решения учебной задачи;
выполняют учебные
действия в
материализованной,
громкоречевой форме
4. Работа
с определением
окончания
Коллективная.
Словесный.
Беседа
– Все, что необходимо знать
об окончании, вы знаете. Осталось
только соединить все эти
Читают определение
окончания,
повторяют его вслух.
П – осуществляют синтез
как составление целого
из частей; воспринимают
6
Правильное
выполнение
движений
Устное ком
ментирован
ие
выполняемы
х действий,
письменное
выполнение
упраж
нения,
устный
монологиче
ский ответ
Устное
произнесени
е определе1
2
3
знания в одно правило. Прочи
тайте его.
– Повторите определение окон
чания.
– Какая часть речи, так же, как
и окончание, служит для связи
слов в словосочетании и
предложении? (Предлог.)
Объясняет задание.
Контролирует выполнение
Фронтальная.
Словесный.
Практический.
Письмо
(учебник, с. 80)
VI. Закрепление
знаний
и способов
действий.
Выполнение
упражнений
в рабочей
тетради (упр.
104)
VII. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог)
Домашнее
задание
(рабочая
тетрадь,
4
На основе
выполненных
упражнений делают
вывод о том, что для
связи слов
в словосочетании
и предложении
служит еще и предлог
Выполняют
упражнение в рабочей
тетради.
Представляют
выполненную работу
5
смысл читаемых текстов,
выделяют существенную
информацию.
Р – контролируют процесс
и результаты своей
деятельности с учебным
материалом, вносят
необходимые коррективы
П – осознают
познавательную задачу,
решают ее самостоятельно.
Р – оценивают свои
достижения, определяют
трудности
Окончание табл.
6
ния окон
чания
Выполнение
упражнения
в рабочей
тетради
Беседа
по
вопросам.
Само
регуляция
Правильная
запись
домашнего
задания
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Что же такое окончание?
– Закончите предложения:
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
Фронтальная.
Словесный.
Чтение
Комментирует задание,
проверяет понимание его
выполнения
Заканчивают
предложения в
зависимости от
своего состояния,
впечатления
от урока
Слушают учителя,
делают записи
Р – открыто осмысливают и
оценивают свою
деятельность на уроке
Р – принимают цель,
содержание и способы
выполнения заданияупр. 105)