ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогические цели Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования пред- ставлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании и предложении Тип урока Постановка и решение учебных задач Планируемые результаты (предметные) Знают признаки и роль окончания; умеют выполнять разбор слова по составу; различают формы одного и того же слова и однокоренные слова Личностные результаты Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения русского языка Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе
Иконка файла материала Урок 44. Формы слова. Окончание.docx
У р о к   44 ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования пред­ ставлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании  и предложении Постановка и решение учебных задач Знают признаки и роль окончания; умеют выполнять разбор слова по составу; различают формы одного и того же слова и однокоренные слова Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно­познавательного моментов изучения русского языка Познавательные: строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые  языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и  поисковое чтение, осознают цель чтения. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные  действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной  задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи,  ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе Окончание слова, признаки и роль окончания, состав слова, формы одного и того же слова, однокоренные  слова, разбор слова по составу Педагогические цели Тип урока Планируемые результаты  (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные действия (метапредметные) Основное содержание темы, понятия и термины Образовательные Учебник, рабочая тетрадь ресурсыО р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы урока Формы, методы методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые действия формируемые умения Приемы контроля 1 2 3 4 5 6 Фронтальная.  Словесный.  Слово учителя I.  Мотивирование к учебной  деятельности  (организационн ый момент) II.  Чистописание III. Проверка  домашнего  задания Фронтальная,  индивидуальна я. Практиче­ ский. Письмо Коллективная.  Словесный.  Чтение Приветствует учащихся. Перемена, перемена, Можно бегать и играть, Но нельзя и забывать, Что, когда звенит звонок, Он зовет всех на урок. Нам опаздывать нельзя, Побыстрее в класс, друзья! – Проверим готовность к уроку – Напишите фразеологизм  и объясните его смысл.  Н а   д о с к е: черепашьим шагом – К вершинам науки под  названием «Русский язык» мы  тоже движемся не очень быстро,  потому что эта наука довольно  сложная.  Прежде чем приступить к новой  теме, предлагаю вам проверить домашнее задание. Л –  проявляют готовность  к работе на уроке Приветствуют  учителя. Организуют  свое рабочее место,  проверяют наличие  индивидуальных  учебных  принадлежностей  на столе Выполняют письмо по образцу Пр. – вырабатывают  каллиграфический почерк Читают текст  домашнего  упражнения,  объясняют, какие  буквы и почему  вставили, находят  сложное слово,  выполняют его разбор по составу. П – строят несложные  рассуждения, делают  выводы, формулируют их. Р – осуществляют  взаимопроверку,  контролируют работу  партнера; адекватно  воспринимают оценку свой  работы учителем,  Правильное  напи­ сание Правильное  выполнение  домашнего  упражнения  (выборочная про­верка  дляПродолжение табл. 6 индивидуаль ного  контроля).  Устный  ответ Беседа по  вопросам,  разбор слов  по составу 1 2 3 4 5 IV. Постановка  учебной задачи Фронтальная.  Словесный.  Беседа Организует взаимопроверку  домашнего задания – Найдите в каждом ряду лишнее  слово: •  море, (в)море, моряк, моря; •  лес, лесник, (в)лесу, (о)лесе; •  ученик, ученики, ученица,  учениками. – Выполните разбор слов каждого  ряда по составу (работа  выполняется по рядам). – Чем отличается состав лишних  слов? (В них есть суффиксы.) – Чем отличаются друг от друга  остальные слова в каждом ряду?  (Окончаниями.) – Попробуйте предположить, что  станет сегодня предметом нашего  изучения? (Часть работы может  быть выполнена  одним учеником  на обратной стороне  доски.) Анализируют  предложенный  языковой  материал, находят  «четвертое лишнее»  в каждом ряду;  объясняют условия  выбора лишнего  слова. Выполняют разбор  слов каждого ряда  по составу, делают  вывод: слова  «моряк», «лесник» и  «ученица» имеют  суффиксы, чем  отличаются от других слов в ряду. Сравнивая остальные  слова в ряду,  отмечают, что они  товарищами. К – участвуют в диалоге,  общей беседе. Л – проявляют этические  чувства  (доброжелательность,  отзывчивость) П – анализируют изучаемые языковые объекты  с выделением их сущест­ венных и несущественных  признаков. Р – принимают учебную  задачу, сформулированную  вместе с учителем;  выполняют учебные  действия  в материализованной,  громкоречевой и  умственной форме. К – строят монологическое  высказывание с учетом  поставленной  коммуникативной задачи;  ориенти­ руются на позицию парт­ нера в общении и  взаимодействииотличаются оконча­ ниями. Формулиру­ ют цель урока1 2 3 4 5 Фронтальная.  Словесный,  практический.  Чтение, беседа, письмо V. Усвоение  новых знаний  и способов  действий. 1. Наблюдение  над формами  одного и того же слова  (учебник,  упр. 142, 143) – Прочитайте текст из упр. 142,  выпишите выделенные слова,  выделите изменяемую часть слова. Сделайте вывод: изменилось ли  лексическое значение слова?  А что изменилось? (Форма  слова.) Чем отличаются формы  одного  и того же слова от однокоренных  слов (например: осинник,  осиновый)?  – В упр. 143 найдите формы слова  «роса», выделите изменяемую  часть слова Коллективная.  Словесный,  проблемный.  Чтение, беседа  2. Ознакомление  с признаками  окончания  (учебник:  теоретический  мате­риал, с. 80,  упр. 144) – Попробуйте сформулировать  ответы на вопросы: •  Что называется окончанием? •  Что образуется при изменении  слова? – Сравните вашу формулировку  с тем, что предложено в учебнике  (с. 80). – Выполните упр. 144 учебника Читают текст,  выписывают слова и  вы­деляют  окончания. Делают  вывод о том, что  лексическое значение слов не изме­нилось,  изменилась лишь  форма слова.  Отмечают, что в  однокоренных словах есть части, служащие  для образования  новых слов  (например,  суффиксы).  Выполняют упр. 143 Формулируют ответы на вопросы.  Зачитывают форму­ лировку, данную  в учебнике.  Выполняют упраж­ нение Продолжение табл. 6 Развернутые монологиче ские ответы, разбор слов  по составу Пр. – знают части слова,  умеют выполнять разбор  слова по составу. П – анализируют изучаемые языковые объекты  с выделением их сущест­ венных и несущественных  признаков. К – участвуют в диалоге,  общей беседе; строят  монологическое  высказывание Устные  ответы на  вопросы.  Письменное  выполнение  упражне­ ния Пр. – знают признаки  окончания, умеют  выполнять разбор слова по  составу. П –  используют  ознакомительное и  поисковое чтение; осознают цель чтения. Р – принимают и сохра­ няют цель и учебную  задачу.К – высказывают свое  собственное мнение, аргументируют егоПродолжение табл. 1 2 3 4 5 Ф и з к у л ь т м и н у т к а Коллективная.  Практический 3. Определение  значимости  окончания для  связи слов в  словосочетании  и предложении  (учебник,  упр. 144, 145) Парная,  индивидуальна я. Словесный,  наглядный,  практический.  Чтение, беседа, комментирован ное письмо Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Раз, два, три. Головою три кивка, Раз, два, три. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим – Выполните упр. 144 и 145 учеб­ ника.  Контролирует выполнение  задания. – Попробуйте сделать вывод:  какова роль окончания? Выполняют движения по тексту под  руководством  учителя Л – осуществляют  профилактику утомления,  ориентируются на здоровый образ жизни,  придерживаются здорового  режима дня Выполняют  упражнения (144 –  комментированное  письмо; 145 – работа  в парах). Делают вывод о том,  для чего служит  окончание П – анализируют языковые  объекты с точки зрения  существенных и  несущественных признаков. Р – овладевают способами  решения учебной задачи;  выполняют учебные  действия в  материализованной,  громкоречевой форме 4. Работа  с определением  окончания Коллективная.  Словесный.  Беседа – Все, что необходимо знать  об окончании, вы знаете. Осталось только соединить все эти Читают определение  окончания,  повторяют его вслух.  П – осуществляют синтез  как составление целого  из частей; воспринимают  6 Правильное  выполнение  движений Устное ком­ ментирован ие  выполняемы х действий,  письменное  выполнение  упраж­ нения,  устный  монологиче­ ский ответ Устное  произнесени е определе­1 2 3  знания в одно правило. Прочи­ тайте его. – Повторите определение окон­ чания. – Какая часть речи, так же, как  и окончание, служит для связи  слов в словосочетании и  предложении? (Предлог.) Объясняет задание.  Контролирует выполнение Фронтальная.  Словесный.  Практический.  Письмо (учебник, с. 80) VI. Закрепление знаний  и способов  действий. Выполнение  упражнений  в рабочей  тетради (упр.  104) VII. Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке (итог) Домашнее  задание  (рабочая  тетрадь,  4 На основе  выполненных  упражнений делают  вывод о том, что для  связи слов  в словосочетании  и предложении  служит еще и предлог Выполняют  упражнение в рабочей тетради.  Представляют  выполненную работу 5 смысл читаемых текстов,  выделяют существенную  информацию. Р – контролируют процесс  и результаты своей  деятельности с учебным  материалом, вносят  необходимые коррективы П – осознают  познавательную задачу,  решают ее самостоятельно. Р – оценивают свои  достижения, определяют  труд­ности Окончание табл. 6 ния окон­ чания Выполнение  упражнения  в рабочей  тетради Беседа  по  вопросам.  Само­ регуляция Правильная  запись  домашнего  задания Фронтальная. Словесный. Беседа – Что же такое окончание? – Закончите предложения:  •  Урок помог мне… •  Для меня было сложным… •  Мне понравилось… Фронтальная.  Словесный.  Чтение Комментирует задание,  проверяет понимание его  выполнения Заканчивают  предложения в  зависимости от  своего состояния,  впечатления  от урока Слушают учителя,  делают записи Р – открыто осмысливают и оценивают свою  деятельность на уроке Р – принимают цель,  содержание и способы  выполнения заданияупр. 105)

Посмотрите также