Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности.
Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребенка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. В связи с этим семьи делятся на 5 типов.Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей .pptx
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов
и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с
ре бенком, понять стиль жизни семьи, его уклад,
взаимоотношения между домочадцами, их духовные
ценности.
• Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-пер
вых, необходимо исходить из принципа разумной
достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в
том случае, если получен результат на предыдущем.
Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются
нарушения в поведении ребенка, причинами которых могут
быть искаженные родительские отношения, педагогическая
неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка.
• Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной
сгруппированности семей по принципу возможности
использова ния их нравственного потенциала для воспитания
своего ребенка, детей класса. В связи с этим семьи делятся
на 5 типов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• 1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В
них здоровая моральная атмосфера, дети получают
возможность для развития своих способностей. Частое
вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные
советы и предостережения, связанные с особенностями
воспитания в определенном возрасте, не исклю чаются.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• 2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между
родителями, но при этом не обеспечивающие положительную
направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «осо
бых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоис
тические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• 3. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей,
они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком
разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно
активное педагогическое воздействие, чтобы изменить
микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• 4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает безду ховность,
отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоци ональная связь
поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают
семейную психологию внешнего благополучия, поэтому
воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• 5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость,
скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют
постоян ного внимания педагога, общественности, а иногда и
активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Принципы педагогического взаимодействия педагогов
и родителей:
• · доверительность отношений между педагогом и
родителями;
нельзя заставить
• · личностная заинтересованность, т.е. «никого ничему
• · научиться, человек должен сам захотеть и научиться»;
• · подход к родителям не как объектам воспитания, а
как активным субъектам процесса взаимодействия;
• · утверждение их самоценности, т.е. проявление
уважения к каждому родителю;
• · эмансипация родителей, т.е. пробуждение их желания
познать самих себя.
• Перечислим наиболее распространённые коллективные
формы взаимодействия педагогов и родителей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении
родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:
• 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а
не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
• 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности
детей.
• 3. Собрание должно носить как теоретический, так и
практический характер: разбор ситуаций, тренинги,
дискуссии и т.д.
• 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и
осуждением личностей учащихся [Черноусова Ф.П., 2004].
• Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских
собраний:
• - собрания-беседы на воспитательные темы
• - собрания по обмену опытом воспитания детей в семье
• - собрания-консультации
• - собрания в форме круглого стола
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• Доверие – главная цель в
педагогическом общении с
родителями.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• Университет педагогических знаний — это форма психолого-
пе дагогического просвещения родителей. Он вооружает их
необхо димыми знаниями, основами педагогической культуры,
знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом
возраста и запро сов родителей, способствует установлению
контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а
также взаимодействию ро дителей и учителей в воспитательной
работе.
• Практикум — это форма выработки у родителей педагогичес
ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни
кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка
педа гогического мышления родителей-воспитателей.
• Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения,
раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы,
проблемы и заботы родителей.
• Конференция — форма педагогического просвещения,
предусмат ривающая расширение, углубление и закрепление
знаний о вос питании детей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• Открытые уроки обычно организуются с целью
ознакомления родителей с новыми программами по
предмету, методикой препо давания, требованиями учителя.
• Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее
интерес ных форм повышения педагогической культуры.
• Ролевые игры — форма коллективной творческой
деятельности по изучению уровня сформированности
педагогических умений участников.
• Индивидуальные тематические консультации. Часто в
решении той или иной сложной проблемы педагог может
получить помощь непосредственно от родителей учеников, и
этим не следует пре небрегать.
• Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной
рабо ты педагога с родителями. При посещении семьи
происходит зна комство с условиями жизни ученика.
• Переписка с родителями — письменная форма
информирова ния родителей об успехах их детей.
• Родительское собрание — форма анализа, осмысления на
осно ве данных педагогической науки опыта воспитания.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
• Работа педагога с родителями невозможна без
сотрудничества, активного вовлечения родителей в
учебно-воспитательный про цесс, что предполагает
организацию различных кружков, спор тивных секций,
участие в заседаниях клубов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.