МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________О.И. Васильченко «____»___________________ 20__ г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ________________ В.В. Мануйленко «____»___________________ 20__ г. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП 05. Метрология и стандартизация |
|
||||
(индекс и наименование дисциплины) |
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
специальность подготовки |
26.02.05 Эксплуатация судовых |
|
|||
|
энергетических установок |
|
|||
|
(код и наименование специальности) |
||||
|
|
||||
|
|
|
|||
уровень среднего профессионального образования |
Специалист среднего звена |
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
квалификация |
Техник-судомеханик |
|
|||
|
(название) |
|
|||
|
|
|
|||
Год приема |
2019 |
|
|||
Севастополь 2019
Фонд оценочных средств разработан на основе рабочей программы и календарно-тематического плана дисциплины
_____ОП 05. Метрология и стандартизация_______________________________
(индекс и название дисциплины)
специальности среднего профессионального образования
___26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок ________________
(код и наименование специальности)
Разработчик:
___Минаев Н.А., преподаватель__________________________________________
Ф.И.О., должность
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК «_Судомеханических дисциплин_»
Протокол № от «___»______________20__ г.
____________/ В.В. Пронина /
Согласовано:
Методист _____________/ В.В. Павлушина /
«___»______________20___ г.
Содержание
1. Паспорт фонда оценочных средств
2. Результаты освоения учебной дисциплины
3. Текущий контроль освоения учебной дисциплины
4. Итоговый контроль результатов освоения учебной дисциплины
Список используемой литературы
Приложение 1 Перечень заданий для дифференцированного зачёта
Приложение 2 Справочное
В результате освоения учебной дисциплины ОП 05. «Метрология и стандартизация» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться средствами измерений физических величин;
соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты, учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и определения метрологии и стандартизации;
принципы государственного метрологического контроля и надзора;
принципы построения международных и отечественных технических регламентов, стандартов, область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии и стандартизации;
правила пользования техническими регламентами, стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией в области водного транспорта;
основные понятия и определения метрологии, виды погрешностей, погрешности определения навигационных параметров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном языке.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна.
ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.
ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов.
ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
ПК 3.1. Планировать работу структурного подразделения.
ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения.
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.
Уровень компетентности, определенный Конвенцией ПДНВ в соответствии с разделом Кодекса ПДНВ A-III/1:
Функция: Техническое обслуживание и ремонт на уровне эксплуатации
К 1.1. Надлежащее использование ручных инструментов, станков и измерительных инструментов для изготовления деталей и ремонта на судне;
К 1.2. Техническое обслуживание и ремонт судовых механизмов и оборудования.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.
Фонд оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.05 «Метрология и стандартизация».
Результаты (освоенные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
Компетенции ФГОС СПО: |
|||
ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления. |
- демонстрация умения использовать знания механических, физических, химических и технологических свойств материалов; |
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий. Устный опрос |
|
ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна. |
- демонстрация умения пользоваться технической документацией, справочной литературой с целью выполнения требований по эксплуатации судна; |
Текущий контроль в форме оценки результатов выполнения практических заданий. |
|
ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования. |
- демонстрация умения использовать знание механических, физических, химических и технологических свойств материалов, маркировки материалов по ГОСТу, методов дефектоскопии, механических испытаний, обработки металлов давлением, резанием, сваркой и резкой материалов, способов термической и химико- термической обработки; |
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий. Устный и письменный опросы. |
|
ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов. |
- демонстрация умения использовать знания методов дефектоскопии, механических испытаний, обработки металлов давлением, резанием, сваркой и резкой материалов; |
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий. |
|
ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды. |
- демонстрация умения использовать знание свойств материалов, неразрушающих методов дефектоскопии; |
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий. |
|
ПК 3.1. Планировать работу структурного подразделения. |
- демонстрация умения организовать работу по обслуживанию и ремонту судовых технических средств с использованием знаний материаловедения и технологии механической обработки; |
Устный и письменный опросы |
|
ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения. |
- демонстрация умения организовать работу по обслуживанию и ремонту судовых технических средств с использованием знаний материаловедения и технологии механической обработки; |
Устный и письменный опросы |
|
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения. |
- демонстрация умения организовать работу по обслуживанию и ремонту судовых технических средств с использованием знаний материаловедения и технологии механической обработки; |
Устный и письменный опросы |
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- демонстрация интереса к будущей профессии. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
- демонстрация навыков использования информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
Результаты (освоенные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
ОК. 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном языке |
- способность вести общение с членами экипажа по вопросам, касающимися выполнения обязанностей на судне и безопасности мореплавания |
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. |
|
Компетентность в соответствии с Кодексом ПДНВ: |
|||
К 1.1. Надлежащее использование ручных инструментов, станков и измерительных инструментов для изготовления деталей и ремонта на судне |
- демонстрация знаний проектных характеристик и выбора измерительных инструментов, используемых при изготовлении оборудования |
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий. |
|
К 1.2. Техническое обслуживание и ремонт судовых механизмов и оборудования |
- демонстрация знаний проектных характеристик и выбора материалов, используемых при изготовлении оборудования |
Текущий контроль в форме оценки результатов практических занятий. |
|
Раздел 1. Метрология
1) Вопросы для устного опроса по разделу:
Объекты и принципы метрологии.
Основные понятия и термины.
Средства измерений. Цена деления, диапазон и точность измерений.
Допуск размера в системе ОСТ и ЕСДП. Поле допуска.
Служба Государственного метрологического контроля и надзора.
Проверка штурманских приборов и устройств.
2) Лабораторные и практические занятия:
Лабораторная работа № 1 Измерение линейных и угловых размеров
Лабораторная работа № 2 Определение погрешности средств измерений
Практическая работа № 1 Определение допусков и посадок гладких цилиндрических соединений
3) Самостоятельная работа обучающихся:
Правовые основы, цели и задачи, принципы, объекты и средства метрологии
Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений. Физические измерения и эталоны
Государственный метрологический контроль и надзор
Раздел 2. Стандартизация
1) Вопросы для устного опроса по разделу:
Цели стандартизации.
Задачи стандартизации.
Цели и задачи стандартизации на водном транспорте.
Международные организации по стандартизации.
Органы и службы стандартизации.
Основные задачи Госстандарта России.
Система сертификации. Правила сертификации.
Схемы сертификации. Аккредитация органов сертификации.
Система сертификации на водном транспорте.
Стандарты в области водного транспорта.
2) Лабораторные и практические занятия:
Практическая работа №2 Изучение семейств международных стандартов
3) Самостоятельная работа обучающихся:
Правовые основы, цели и задачи стандартизации
Международная стандартизация
Государственная Система Стандартизации РФ
Качество продукции
Правила пользования техническими регламентами, стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией в области водного транспорта
Критерии оценивания
«отлично» |
Обучающийся правильно ответил на теоретические и практические вопросы. Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на все дополнительные вопросы |
«хорошо» |
Обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические вопросы, показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими неточностями практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на большинство дополнительных вопросов |
«удовлетворительно» |
Обучающийся с существенными неточностями ответил на теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного материала. С существенными неточностями выполнил практические задания. Показал удовлетворительные умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Допустил много неточностей при ответе на дополнительные вопросы |
«неудовлетворительно |
Обучающийся при ответе на теоретические вопросы и при выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень знаний и умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов |
Перечень заданий для дифференцированного зачета приведён в приложении 1.
Условия выполнения дифференцированного зачёта
1. Место выполнения задания: учебный кабинет.
2. Время выполнения задания: теоретической части - 1 ч., практической –30 мин.
3. Оборудование: модель вала – 2 шт., микрометры МК 25, МК 50, штангенциркуль ШЦ-1
4. Справочные материалы (Приложение 2): «Условия выполнения линейных и угловых измерений», «Основные характеристики термоэлектрических термометров», «Допуски формы и расположения поверхностей», «Предпочтительные поля допусков отверстий». «Предпочтительные поля допусков валов», «Рекомендованные посадки», «Рекомендуемые межповерочные сроки судовых КИП».
5. На диф.зачёте учебная группа делится на две подгруппы, которые по очерёди выполняют теоретическую и практическую части. Обучающиеся, сидящие за одной партой выполняют разные варианты.
6. Ключ к тестовым заданиям
Часть 1
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
№ ответа |
1 вариант |
|||||||||||||||||||
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
|
№ ответа |
2 вариант |
|||||||||||||||||||
4 |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
7. Критерии оценивания
Часть 1.
Правильный ответ на один вопрос – 1 балл. Максимально – 20 баллов.
18-20 баллов – «отлично»,
14-17 баллов – «хорошо»,
10-13 баллов – «удовлетворительно»,
Менее 10 баллов – «неудовлетворительно».
Часть 2.
«отлично» - задание выполнено верно в полном объёме самостоятельно;
- задание выполнено в полном объёме самостоятельно, допущено не более 1 ошибки,
исправленной самостоятельно.
«хорошо» - задание выполнено верно в полном объёме с помощью преподавателя;
- задание выполнено в полном объёме самостоятельно, допущено не более 2 ошибок,
исправленных самостоятельно.
- задание выполнено в полном объёме самостоятельно, допущено не более 1 ошибки
исправленной с помощью преподавателя.
«удовлетворительно» - задание выполнено в полном объёме с помощью преподавателя,
допущено не более 2 ошибок, исправленных самостоятельно.
- задание выполнено в полном объёме самостоятельно, допущено не более 2
ошибок, исправленных с помощью преподавателя.
«неудовлетворительно» - задание не выполнено в полном объёме.
- задание выполнено в полном объёме, допущено 3 и более ошибок.
Итоговая оценка за дифференцированный зачёт является среднеарифметической по результатам части 1 и 2.
1. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. — 415 с. — (Профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/560216
2. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьев, Д.П. Кононов]. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.
3. Маргелашвили Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: лабораторно-практические работы: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.В. Маргелашвили. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
4. Атрошенко, Ю. К. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных и практических работ: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. К. Атрошенко, Е. В. Кравченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07981-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442309
5. Третьяк, Л. Н. Метрология, стандартизация и сертификация: взаимозаменяемость: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Третьяк, А. С. Вольнов; под общей редакцией Л. Н. Третьяк. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10811-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431563
6. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 415 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941918
6.
Перечень заданий для дифференцированного зачёта
Часть 1
Вариант 1
Выберите один вариант ответа
1. Стандартизация - это:
1. документ, принятый органами власти;
2. совокупность взаимосвязанных стандартов;
3. деятельность по установлению норм, требований, характеристик;
4. документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
2. Объектами стандартизации могут быть:
1. производственная услуга;
2. нормативные документы;
3. природные явления;
4. изготовитель.
3. Регламент- это:
1. совокупность взаимосвязанных стандартов;
2. документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
2. деятельность по установлению норм, требований, характеристик;
3. документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
4. Вид измерения, при котором результат определяется на основании прямых измерений величин, связанных с измеряемой величиной известной зависимостью.
1. прямое; 3. совместное;
2. косвенное; 4. совокупное.
5. Средства измерения, воспроизводящие или хранящие физическую величину.
1. меры; 3. измерительные преобразователи;
2. измерительные инструменты; 4. измерительные системы.
6. Погрешность результата измерения, остающаяся постоянной или закономерно изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же физической величины.
1. случайная погрешность; 3. промах;
2. систематическая погрешность; 4. ошибка.
7. Обозначение стандартов общества.
1. СТО 3. ТР
2. ТУ 4. ОСТ
8. Выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
1. безопасность; 3. взаимозаменяемость;
2. совместимость; 4. унификация.
9. Свойство одних и тех же деталей, узлов или агрегатов машин, позволяющее устанавливать детали (узлы, агрегаты) в процессе сборки или заменять их без предварительной подгонки при сохранении всех требований, предъявляемых к работе узла, агрегата и конструкции в целом, является взаимозаменяемостью ….
1. внешней; 2. полной; 3. внутренней.
10. Вероятность того, что изделие конкурентоспособное и будет реализовано на рынке.
1. работоспособность; 3. эффект;
2. отказ; 4. квалиметрия.
11. Точность, зависящая от правильности использования изделия.
1. конструкторская; 2. технологическая; 3. эксплуатационная.
12. Метод стандартизации, который заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время.
1. симплификация; 3. классификация;
2. систематизация; 4. параметрическая стандартизация.
13. Размер, полученный измерением детали с допустимой погрешностью, называется ….
1. номинальный; 2. действительный; 3. предельный.
14. Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами, которая характеризует точность размера детали.
1. отклонение; 3. посадка;
2. допуск; 4. погрешность.
15. Посадка, при графическом изображении которой поле допуска отверстия пересекается с полем допуска вала
1. посадка с натягом; 2. посадка переходная; 3. посадка с зазором.
16. К допуску формы относится…
1. допуск круглости; 2. допуск соосности; 3. допуск торцевого биения.
17. Допуск параллельности имеет условный знак, изображенный на рисунке …
![]() |
18. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
1. декларация соответствия; 2. сертификат соответствия; 3. знак соответствия.
19. Показатель безопасности машин.
1. производительность
2. время срабатывания защитных устройств
3. срок службы до капитального ремонта
20. Ньютон, Джоуль, Ватт являются единицами.
1. основными; 2. кратными; 3. производными.
Вариант 2
Выберите один вариант ответа
1. В работах по международной стандартизации не участвует организация.
1. ИСО; 3. Европейская экономическая комиссия ООН;
2. МЭК; 4. Европейский комитет по стандартизации (СЕН).
2. Обозначение стандартов общества
1. СТО 3. ТР
2. ТУ 4. ОСТ
3. Нормативный документ, который утверждается региональной организацией по стандартизации …
1. международный стандарт; 3. межгосударственный стандарт;
2. национальный стандарт; 4. региональный стандарт.
4. Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию, и подлежащий согласованию с заказчиком (потребителем).
1. национальный стандарт; 3. стандарт организаций;
2. технический регламент; 4. технические условия.
5. Регламент- это:
1. совокупность взаимосвязанных стандартов;
2. документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
3. деятельность по установлению норм, требований, характеристик;
4. документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
6. Средства измерения, предназначенные для переработки сигнала измерительной информации в доступные для наблюдателя формы
1. меры; 3. измерительные преобразователи;
2. измерительные инструменты; 4. измерительные системы.
7. Объектами стандартизации могут быть:
1. продукция; 2. производитель; 3. нормативные документы.
8. Вид измерения, при котором результат определяется на основании прямых измерений величин, связанных с измеряемой величиной известной зависимостью.
1. прямое; 3. совместное;
2. косвенное; 4. совокупное.
9. Метод стандартизации, который заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время.
1. симплификация; 3. классификация;
2. систематизация; 4. параметрическая стандартизация.
10. Погрешность результата отдельного измерения при многократном измерении, которое резко отличается от остальных.
1. ошибка; 3. случайная погрешность;
2. промах; 4. систематическая погрешность.
11. Свойство одних и тех же деталей, узлов или агрегатов машин, позволяющее устанавливать детали (узлы, агрегаты) в процессе сборки или заменять их без предварительной подгонки при сохранении всех требований, предъявляемых к работе узла, агрегата и конструкции в целом, является взаимозаменяемостью ….
2. внешней; 2. полной; 3. внутренней.
12. Метод стандартизации, заключающийся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время
1. типизация; 3. опережающая стандартизация;
2. агрегатирование; 4. комплексная стандартизация.
13. Размер, полученный исходя из функционального назначения детали служащий началом отсчёта отклонений.
1. номинальный; 2. действительный размер; 3. предельный размер.
14. Характер соединения двух деталей, определяемый величиной получающихся в них зазоров или натягов.
1. отклонение; 2. допуск; 3. посадка; 4. погрешность.
15. Посадка, при графическом изображении которой всегда поле допуска отверстия
расположено выше поля допуска вала, называется посадкой…..
1. с натягом; 2. переходной; 3. с зазором.
16. К допуску расположения относится допуск
1. круглости; 3. профиля продольного сечения цилиндрической поверхности
2. соосности; 4. цилиндричности.
17. Допуск отклонения профиля продольного сечения имеет условный знак, изображенный на рисунке …
![]() |
18. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил и условиям договора.
1. сертификат соответствия; 2. декларация соответствия; 3. знак соответствия.
19. Показатель надёжности машин.
1. производительность;
2. время срабатывания защитных устройств;
3. срок службы до капитального ремонта.
20. Килограмм, миллиметр являются единицами…
1. основными; 2. кратными; 3. производными.
Часть 2
Задание 1. Определить величину и вид отклонения профиля продольного сечения вала от цилиндричности. (оснащение: модель вала, микрометр МК 50). Используя справочные материалы определить степень точности.
Задание 2. Определить величину отклонения сечения вала от круглости (оснащение: модель вала, микрометр МК 25). Используя справочные материалы определить степень точности.
Задание 3. Используя справочные материалы выбрать посадку для зубчатого колеса и вала с низкой нагрузкой. Определить максимальный зазор и натяг.
Задание 4. Используя справочные материалы выбрать посадку для зубчатого колеса и вала с высокой нагрузкой. Определить максимальный зазор и натяг.
Задание 5. Определить тип посадки 40.
Задание 6. Определить тип посадки 60.
Задание 7. Округлить результаты измерений, если погрешность средства измерения ∆= ± 0,25: 42,42431; 42,42637; 42,425; 42,42513.
Задание 8. По результатам измерений, приведённым в таблице, определить: действительное значение, абсолютную и относительную погрешность 1 и 2 измерения.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Х |
20,52 |
20,48 |
20,54 |
20,45 |
23,2 |
20,4 |
20,45 |
20,58 |
20,58 |
20,45 |
∆ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 9. Используя справочные материалы определить межповерочные сроки судовых КИП, если все они прошли поверку в 2014 г: манометр деформационный, индикатор мощности, стеклянные термометры, тахометры механические.
Задание 10. Перевести кратные и дольные единицы к нормальному виду числа:
расстояние 60 км, ёмкость конденсатора 8 пФ, длина радиоволны 12 нм, допуск размера 10 мкм, вес 23 млгр.
Справочное
Условия выполнения линейных и угловых измерений
ГОСТ 8.050-73
Допуски
формы и расположения поверхностей
ГОСТ 24643-81
Интервалы номинальных размеров, мм |
Степень точности |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Допуски цилиндричности, круглости, профиля продольного сечения |
||||||||||
до 3 |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
1,2 |
2,0 |
3 |
5 |
8 |
12 |
20 |
от 3 до 10 |
0,4 |
0,6 |
1,0 |
1,6 |
2,5 |
4 |
6 |
10 |
16 |
25 |
10-18 |
0,5 |
0,8 |
1,2 |
2,0 |
3,0 |
5 |
8 |
12 |
20 |
30 |
18-30 |
0,6 |
1,0 |
1,6 |
2,5 |
4,0 |
6 |
10 |
16 |
25 |
40 |
30 -50 |
0,8 |
1,2 |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
8 |
12 |
20 |
30 |
50 |
50-120 |
1,0 |
1,6 |
2,5 |
4,0 |
6,0 |
10 |
16 |
25 |
40 |
40 |
120-250 |
1,2 |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
8,0 |
12 |
20 |
30 |
50 |
80 |
Рекомендованные посадки
Посадки с зазором. В посадках H/h наименьший зазор равен нулю. Они установлены во всем диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4—12-й квалитеты). В точных квалитетах они применяются как центрирующие посадки, т.е. обеспечивают высокую степень совпадения центра вала с центром сопрягаемого с ним отверстия. Допускают медленное вращение и продольное перемещение, чаще всего используемое при настройках и регулировках.
Посадки H7/h6 применяются в неподвижных соединениях при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых деталей: сменных зубчатых колесах на валах, фрезах на оправках, центрирующих корпусах под подшипники качения, сменных кондукторных втулках и т.д. Примером применения этой посадки для подвижных соединений может служить посадка шпинделя в корпусе сверлильного станка.
Посадки H8/h7, H8/h8 имеют примерно то же назначение, что и посадка H7/h6, но характеризуются более широкими допусками, облегчающими изготовление детали.
Посадки H/h в более грубых квалитетах (с 9-го по 12-й) предназначены для неподвижных и подвижных соединений малой точности. Они применяются для посадки муфт, звездочек, шкивов на валы, для неответственных шарниров, роликов и т.п.
Посадки H/g, G/h обладают минимальным по сравнению с другими посадками зазором; установлены только в точных квалитетах (с 4-го по 7-й). Они применяются для плавных, чаще всего возвратно-поступательных, перемещений, допускают медленное вращение при малых нагрузках.
Посадки Н6/д5, Н7/д6 применяются в плунжерных и золотниковых парах, в шпинделе делительной головки и т.п.
Посадки H/f, F/h характеризуются умеренным зазором. Они применяются для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения общего назначения при легких и средних режимах работы со скоростями не более 150 рад/с и в опорах поступательного перемещения.
Посадки H7/f7, H8/f8 применяются в подшипниках скольжения коробок передач различных станков, в сопряжениях поршня с цилиндром в компрессорах, в гидравлических прессах и т.п.
Посадки Н/е, E/h обладают значительным зазором, вдвое большим, чем у предыдущих. Они применяются для свободного вращательного движения при повышенных режимах работы со скоростями более 150 рад/с, а также для компенсации погрешностей монтажа и деформаций, возникающих во время работы.
Посадки Н7/е8, Н8/е8 применяются для подшипников жидкостного трения турбогенераторов, больших электромашин, коренных шеек коленчатых валов.
Посадки H/d, D/h характеризуются большим зазором, позволяющим компенсировать значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации и обеспечить свободное перемещение деталей или их регулировку и сборку.
Посадки H8/d9, H9/d9 применяются для соединений при невысоких требованиях к точности, для подшипников трансмиссионных валов, для поршней в цилиндрах компрессоров.
Посадка H11/d11 применяется для крышек подшипников и распорных втулок в корпусах, для шарниров и роликов на осях.
Переходные посадки. Посадки H/js, Js/h обеспечивают вероятность получения натяга P(N) ~ 0,5...5%, и, следовательно, в сопряжении образуются преимущественно зазоры. Они используются для обеспечения легкой собираемости.
Посадка H7/js6 применяется для сопряжения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.
Посадки H/k, K/h обеспечивают вероятность получения натяга P(N) ~ 24...68%, однако из-за влияния отклонений формы, особенно при большой длине соединения, зазоры в большинстве случаев не ощущаются. Они обеспечивают хорошее центрирование. Сборка и разборка производятся без значительных усилий, например при помощи ручных молотков.
Посадка Н7/к6 широко применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами.
Посадки H/m, M/h обеспечивают вероятность получения натяга P(N) ~ 60...99,98%. Они обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляются при значительных усилиях; разбираются, как правило, только при ремонте.
Посадка Н7/n6 применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами, для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу.
Посадки Н/n, N/h обеспечивают вероятность получения натяга Р(N) = 88... 100%. Они обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляются при значительных усилиях, для выполнения этих операций применяются прессы; разбираются, как правило, только при капитальном ремонте.
Посадка Н7/n6 применяется для сопряжения тяжелонагруженных зубчатых колес, муфт, кривошипов с валами, для установки постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов, и т.п.
Посадки с натягом. Посадки с натягом используются для передачи крутящих моментов и осевых сил без дополнительного крепления, а иногда для создания предварительно-напряженного состояния у сопрягаемых деталей.
Посадки предназначены для неподвижных или неразъемных соединений.
Относительная неподвижность деталей обеспечивается силами трения, возникающими на контактирующих поверхностях вследствие их упругой деформации, создаваемой натягом при сборке соединения.
Преимуществом таких посадок является отсутствие дополнительного крепления, что упрощает конфигурацию деталей и их сборку. Посадки обеспечивают высокую нагрузочную способность сопряжения, которая резко возрастает с увеличением диаметра сопряжения.
В то же время и качество сопряжения зависит от материала сопрягаемых деталей, шероховатостей их поверхностей, формы, способа сборки (сборка под прессом или способ термических деформаций) и т.п.
Посадки Н/р, P/h обеспечивают минимальный натяг, обладают высокой степенью центрирования. Применяются они, как правило, с дополнительным креплением.
Посадка Н7/р6 применяется для сопряжения тяжело нагруженных зубчатых колес, втулок, установочных колец с валами, для установки тонкостенных втулок и колец в корпуса.
Посадки Н/г, H/s, H/t и R/h, S/h, T/h обеспечивают умеренный натяг в пределах N= (0,0002...0,0006)D. Применяются они как с дополнительным креплением, так и без него. При сопряжении возникают, как правило, упругие деформации.
Посадки H7/r6, H7/s6 применяются для сопряжения зубчатых и червячных колес с валами в условиях тяжелых ударных нагрузок с дополнительным креплением (для стандартных втулок подшипников скольжения предусмотрена посадка Н7/г6).
Посадки H/u, Н/х, H/z и U/h обеспечивают большой натяг в пределах N= (0,001... 0,002)D. Они предназначены для соединений, на которые воздействуют большие, в том числе и динамические, нагрузки; применяются, как правило, без дополнительного крепления соединяемых деталей. В сопряжении возникают упругопластические деформации. Детали перед сборкой должны быть проверены на прочность.
Посадки H7/u7, Н8/u8 наиболее широко распространены среди сопряжений из числа тяжело нагруженных деталей. Примеры применения: вагонные колеса на осях, бронзовые венцы червячных колес на стальных ступицах, пальцы эксцентриков и кривошипов с дисками.
Рекомендуемые межповерочные сроки судовых КИП
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.