ФОС по литературе 6 класс
Оценка 4.6

ФОС по литературе 6 класс

Оценка 4.6
docx
02.06.2021
ФОС по литературе 6 класс
фос лит.6 кл. ).docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. ГРОЗНОГО

 

 

 

 

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО   «ГЦ»

Руководитель МО  «ГЦ»

Зам. директора по УВР

 И. о директора МБОУ«СОШ№6»

 г. Грозного

_______М.А.Баскаева

________П. М. Цакаева

  ________________З.А.Баталова

Протокол № 1 от «__»__ 2020 г.

«___»_________  2020 г.

«_____»_______________  2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

Фонд оценочных средств

по  литературе

7 класс

2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

Составила: Мадаева Хадишат Кюраевна,

                   учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                2020

 

Паспорт

фонда оценочных средств

 по дисциплине «Литература»  6 класс

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Наименование

оценочного средства

Дата

Прим.

Факт.

1                   

Из русской литературы XIX века

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

 

Контрольная работа по литературе XIX века

 

Контрольная работа по творчеству  поэтов  и писателей 19 века

 

Контрольная работа по произведениям М. Пришвина, А. Платонова, А. Грина

15.10

 

25.11

 

 

20.01

 

10.02

 

2                   

Из литературы XX века

Домашнее сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева, В. Распутина

 

 

Итоговое годовое тестирование по русской литературе

 02.03

 

 

 

 

11.05

 

 


 

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Вариант 1

1.       Годы жизни А.С. Пушкина:

А) 1814-1841              Б) 1899-1937               В) 1799-1837         Г) 1760-1837

2.       Пушкин обучался в ..

А) Московском лицее         Б) Царскосельском лицее     В) Болдинском лицее

3.       Когда состоялось открытие лицея?

А) 17 октября 1811 г.      Б) 19 октября 1811 г.   В) 19 октября 1830 г.   Г) 17 октября 1800 г.

4.       Кто из этих людей в лицее имел прозвище «Сверчок»?

А) Малиновский            Б) Пушкин        В) Кюхельбекер     Г) Пущин

5.       Какой известный поэт присутствовал на выпускном экзамене Пушкина в лицее?

А) Г.Р. Державин        Б) И.А. Крылов        В) М.В. Ломоносов        Г) И.И. Дмитриев

6.       Где находился в ссылке Пушкин, когда написал стихотворение «Пущину»?

А) в Михайловском         Б) в Болдино          В) в Кишинёве          Г) в Москве

7.       Определите художественные приёмы в строфе:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..

А) Анафора         Б) Эпифора         В) Олицетворение         Г) Сравнение

8.       Как называется стихотворение, начинающееся: «Мороз и солнце; день чудесный!»

А) «Зимний вечер»         Б) «Няне»            В) «Зимнее утро»     Г) «И.И. Пущину»

9.       Антитеза – это …

А) сравнение          Б) сопоставление       В) описание       Г) эпитет

10.   Богиня утренней зари, упоминаемая в стихотворении Пушкина - ..

А) Аврора            Б) Афродита          В) Афина         Г) Артемида

11.   Определите художественный приём:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

А) Сравнение       Б) Олицетворение        В) Эпитеты         Г) Ассонанс    

12.   Размер стихотворения «Зимнее утро» - ..

А) Двустопный хорей   Б) Четырёхстопный хорей   В) Двустопный ямб 

 Г) Четырёхстопный ямб

13.   Как первоначально назывался роман Пушкина «Дубровский»?

А) «Отцы и дети»    Б) «Островский»    В) «Троекуров»    Г) «Владимир»

14.   Село Троекурова - …

А) Покровское    Б) Кистенёвка    В) Болдино       Г) Пафнутьево

15.   Холоп – это …

А) Слуга        Б) Барин          В) Господин        Г) Гость

16.   Отметьте качества, присущие Андрею Гавриловичу Дубровскому:

А) Гордость      Б) Хвастовство       В) Великодушие      Г) Злоба

17.   Село Дубровского - …

А) Покровское    Б) Кистенёвка    В) Болдино       Г) Пафнутьево

18.   Как Владимир Дубровский относился к своему отцу?

А) Ненавидел его         Б) Любил его       В) Не знал его

19.   После прочтения писем матери к отцу Дубровский решил ..

А) Уехать из села       Б) Сжечь имение       В) Поругаться с Троекуровым

20.   Узнайте героя по описанию: «Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать».

А) Троекуров         Б) В. Дубровский       В) А. Дубровский    Г) Верейский

21.   Что Дубровский оставил Маше в качестве символа их чувств?

А) Браслет       Б) Платок       В) Кольцо      Г) Ожерелье

22.   Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов - …

А) Роман       Б) Композиция      В) Сюжет       Г) Анафора

23.   «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были написаны …

А) в Москве          Б) в Петербурге     В) за границей         Г) в Болдино

24.   Последняя повесть из цикла «Повестей Белкина» - ..

А) «Барышня-крестьянка»    Б) «Выстрел»    В) «Метель»    Г) «Гробовщик»

25.   Сколько всего повестей входит в цикл «Повести Белкина»?

А) 4        Б) 8          В)  5         Г) 10

 

Вариант 2

1.       Годы жизни А.С. Пушкина:

А) 1814-1841              Б) 1899-1937               В) 1799-1837         Г) 1760-1837

2.       В каком году Пушкин поступил в лицей?

А) 1811         Б) 1830           В) 1800         Г) 1815

3.       В каком городе находился лицей?

А) в Москве      Б) в Петербурге   В) В Пскове   Г) в Новгороде

4.       Кто из этих людей в лицее имел прозвище «Жано»?

А) Малиновский            Б) Пушкин        В) Кюхельбекер     Г) Пущин

5.       Чьей лирике следовал Пушкин в ранних произведениях?

А) М.Ю. Лермонтова  Б) И.А. Крылова   В) М.В. Ломоносова  Г) В.А. Жуковского

6.       Где находился Пущин, когда получил стихотворение «Пущину» от Пушкина?

А) дома       Б) в ссылке         В) в Петербурге      Г) в Москве

7.       Из какого стихотворения взяты строки:

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!»

А) И.И. Пущину    Б) «Няне»     В) «Зимнее утро»       Г) «Узник»

8.       Как называется стихотворение, начинающееся: «Мороз и солнце; день чудесный!»

А) «Зимний вечер»         Б) «Няне»            В) «Зимнее утро»     Г) «И.И. Пущину»

9.       Анафора – это …

А) сравнение          Б) сопоставление       В) единый конец   Г) единое начало

10.   Богиня утренней зари, упоминаемая в стихотворении Пушкина - ..

А) Аврора            Б) Афродита          В) Афина         Г) Артемида

11.   Определите художественный приём:

Луна, как бледное пятно…

А) Сравнение       Б) Олицетворение        В) Эпитет         Г) Ассонанс    

12.   Размер стихотворения «И.И. Пущину» - ..

А) Двустопный хорей   Б) Четырёхстопный хорей   В) Двустопный ямб 

 Г) Четырёхстопный ямб

13.   Кто рассказал историю, положенную в основу романа «Дубровский»?

А) Островский    Б) Нащокин    В) Троекуров    Г) Пущин

14.   Имя Троекурова - …

А) Кирила Петрович  Б) Андрей Гаврилович   В) Владимир Андреевич

15.   Отъезжее поле – это …

А) Дальнее поле для охоты   Б) Поле, от которого отъехали    В) Поле, принадлежавшее другому барину    Г) Поле, которое подарили барину

16.   Отметьте качества, присущие Троекурову:

А) Доброта  Б) Хвастовство       В) Великодушие      Г) Зазнайство

17.   Село Дубровского - …

А) Покровское    Б) Кистенёвка    В) Болдино       Г) Пафнутьево

18.   Как Владимир Дубровский относился к Троекурову?

А) Ненавидел его         Б) Любил его       В) Не знал его

19.   Кто решил убить подьячих?

А) Дубровский       Б) Троекуров       В) Кузнец Архип   Г) Маша

20.   Узнайте героя по описанию: «…будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

А) Троекуров         Б) В. Дубровский       В) А. Дубровский    Г) Верейский

21.   Что Дубровский оставил Маше в качестве символа их чувств?

А) Браслет       Б) Платок       В) Кольцо      Г) Ожерелье

22.   Последовательность и связь событий в художественном произведении - …

А) Роман       Б) Композиция      В) Сюжет       Г) Анафора

23.   «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были написаны …

А) в 1800 г.    Б) в 1830 г.     В) в 1817 г.         Г) в 1840 г.

24.   Первая повесть из цикла «Повестей Белкина» - ..

А) «Барышня-крестьянка»    Б) «Выстрел»    В) «Метель»    Г) «Гробовщик»

25.   Сколько всего повестей входит в цикл «Повести Белкина»?

А) 4        Б) 8          В)  5         Г) 10

 

Контрольная работа  по литературе XIX века

1.       Назовите автора следующих стихотворений: «Узник», «Зимнее утро», «И.И. Пущину».

2.       Назовите  автора произведения, произведение, жанр произведения, из которого приведены следующие строки:

«Несколько лет  тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение».

3.       Соотнесите определение литературоведческого термина и его определение:

А) большое повествовательное произведение со  множеством действующих лиц и развитым сюжетом

Б) последовательность и связь событий в художественном произведении

В) построение художественного  произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов

Г) противопоставление образов, эпизодов, картин, слов, помогающее передать мысль и чувство, усилить эмоциональность речи.

1) роман

2) композиция

3) сюжет

4)антитеза

 

4.Факты биографии какого поэта представлены?

Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. После домашнего образования началась учёба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения. Затем проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение «Смерть поэта» был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано стихотворение «Бородино» к годовщине сражения.

5.Определите, каким размером написаны следующие стихотворения:

А) Мороз и солнце; день чудесный! (А.С. Пушкин «Зимнее утро» )

Б) В песчаных степях аравийской земли (М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»)

 

6. Найдите соответствие между авторами и произведениями:

А) Ф.И. Тютчев        1) «Листья», «Неохотно и несмело»

Б) А. А. Фет 2) «Вечер» , «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Учись у них-

у дуба, у берёзы», «Ещё майская ночь», «Это утро,   

                                                        радость эта».

 

7. Назовите автора стихотворения «Железная дорога», поэмы «Дедушка».

8. Назовите автора,  жанр произведения, произведение, из которого  приведён отрывок:

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

 

9. Назовите произведение и жанр произведения  И.С. Тургенева, которое открыло русским читателям 19 века и открывает нам сейчас поэзию детства (Герои произведения:Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня – крестьянские мальчишки).

Ответы:

1.       А.С. Пушкин.

2.       А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

3.       А- 1            Б-3         В-2       Г- 4

4.       М. Ю. Лермонтов.

5.   а)хорей    б)амфибрахий

6. А – 1; Б- 2.

7.  Н.А. Некрасов.

8.Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

9.  Рассказ «Бежин луг».

 

 

Контрольная работа по творчеству  поэтов  и писателей 19 века

 

1. Назовите автора сказа о тульском косом левше и о стальной блохе, в котором показан талант и трудолюбие человека из народа.

 

2. В каком из перечисленных рассказов А.П. Чехова  разоблачается лицемерие?

А) «Толстый и тонкий»

Б) «Пересолил»

В) «Лошадиная фамилия»

 

3. Найдите соответствие между автором и названиями  произведения.

А) Я.П. Полонский             1) «Край ты мой, родимый край», «Где гнутся над

                                                                         омутом лозы»

 

 

Б)Е.А. Баратынский            2)«Весна, весна! как воздух чист!», «Чудный град порой    

                                                       сольётся»

 

 

В) А.К. Толстой                    3) «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая

                                                     мгла»

 

4) Назовите настоящую фамилию писателя, один из псевдонимов которого – Антоша Чехонте.

 

5) Найдите соответствия между именами писателей и поэтов и названиями литературных мест.

 

1) А.С. Пушкин                     А) Овстуг

2) Н.А. Некрасов                    Б) Карабиха

 3)  Ф.И. Тютчев                      В) Царское Село

 

6. Укажите стихотворение Ф.И. Тютчева

а) »Ель рукавом мне тропинку завесила…»    б) «Учись у них- у дуба, у   березы…»

в) «Неохотно и несмело…»                                г)  «Еще майская ночь»

7. О чувствах лирического героя, который оказался один в лесу, рассказывается в стихотворении:

а) «Еще майская ночь»         б) « С поляны коршун поднялся…»

в) «Листья»                            г) «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

8. Какой художественный прием использован в строках?

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы

а) метафора          б) олицетворение        в) антитеза        г) сравнение

9. В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое?

а) метель         б) рассвет           в) гроза          г)снегопад

10. В строках: Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей, —речь идет о:

а)  царе         б)нужде           в)  голоде       г) генерале

Задание на соотнесение

 Соотнесите средство выразительности со строками из стихотворений

1.       Анафора

а) Ель рукавом мне тропинку завесила

2.       Метафора

б) Берёзы ждут. Они дрожат

3.       Сравнение

в) Человек и птица в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

4.       Эпитет

г) Вынес достаточно русский народ,

    Вынес и эту дорогу железную

5.       Олицетворение

д)  Благодарю, родной полночный край

6.       Антитеза

е)  Около леса, как в мягкой постели

1____2____3____4____5____6___

Задания с кратким ответом

1.       Определите стихотворный размер.

Какая ночь! На всем такая нега!

                                       Благодарю, родной полночный край! __________________

2.       Назовите поэта, настоящая фамилия которого Шеншин?

_____________________________________

3.       Определите размер данного стихотворения:

Ветра теплого порывы,

Дальний громи и дождь порой

Зеленеющие нивы

                                             Зеленее под грозой            _________________

4.       Назовите качества русского народа, которыми восхищается Н.А. Некрасов

____________________________________________________

 

5.       Назовите основную мысль произведения Тургенева «Бежин луг»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание с развернутым ответом

Какое из изученных произведений  Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова понравилось вам больше всего и почему?


 

Контрольная работа  по произведениям М. Пришвина, А. Платонова, А. Грина

 

1.       Он писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». О ком идет речь?

2.       Назовите произведение из которого взяты строки, а также о ком так говорили: «В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы…»

3.       «Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки…» О каком событии говорится?

4.       Назовите произведение и автора строк: «Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь…»

5.       Дайте определение. Феерия – это ….

6.       Перечислите главных героев феерии «Алые паруса»

7.       Кто такой Эгль?

8.       Что Эгль предсказал Ассоль?

9.       Сколько лет было Ассоль, когда ее впервые увидел отец?

В1. Соотнесите годы жизни писателей.

А) Чехов 1) 1831-1895

Б) Платонов 2) 1860-1904

В) Грин 3) 1873-1954

Г) Лесков 4) 1880-1932

Д) Пришвин 5) 1899-1951

В2. Настоящая фамилия Грина - _______________________________________.

В3. Собаку Антипыча звали - ________________________________________.

В4. Отца Ассоль звали - ______________________________________________.

В5. Жанр произведения «Алые паруса» - ________________________________.

В6. Соотнесите писателей и произведения:

А) Платонов 1) «Толстый и тонкий»

Б) Лесков 2) «Неизвестный цветок»

В) Пришвин 3) «Алые паруса»

Г) Чехов 4) «Левша»

Д) Грин 5) «Кладовая солнца»

 

С1. Напишите мини-сочинение (6-7 предложений) на одну из предложенных тем.

1.       В чем заключается основная мысль произведения «Кладовая солнца»?

2.       В чем заключается основная мысль произведения «Алые паруса»?

3.       В чем заключается основная мысль произведения «Неизвестный цветок»?


Домашнее сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева, В. Распутина

Приложение № 1

Вариант № 1

Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы — если не окажется орла — собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

— Не в склад! — объявил Вадик.

Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, — иначе он не стал бы ее закрывать.

— Ты перевернул ее, — сказал я. — Она была на орле, я видел.

Он сунул мне под нос кулак.

— А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. «Хлюзда на правду наведет, — решил я. — Все равно я их сейчас все заберу». Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.

За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я oпeшил:

— Чего-о ты?!

— Кто тебе сказал, что это я? — отперся он. — Приснилось, что ли?

— Давай сюда! — Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?

— Давай сюда! — потребовал Вадик.

— Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел.

— Ну-ка, повтори, — надвигаясь на меня, попросил он.

— Ты перевернул ее, — уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.

Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:

— Перевернул! Перевернул! Перевернул!

Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.

— Иди отсюда, пока живой! — скомандовал Вадик. — Быстро!

Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.

— Только вякни кому — убьем! — пообещал мне вслед Вадик.

Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:

— Переверну-у-ул!

 

Вариант № 2

Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего, и если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя: сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле.

Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. И знаки на моем лице она, конечно, увидела сразу, хоть я, как мог, и прятал их; я понял это потому, что на меня стали оборачиваться ребята.

— Ну вот, — сказала Лидия Михайловна, открывая журнал. — Сегодня среди нас есть раненые.

Класс засмеялся, а Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят.

— И что случилось? — спросила она.

— Упал, — брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.

— Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

— Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

— Хи, упал! — выкрикнул Тишкин, захлебываясь от радости. — Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.

Я остолбенел от такого предательства. Он что — совсем ничего не понимает или это он нарочно? За игру на деньги нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и з гудело: пропал, теперь пропал. Ну, Тишкин. Вот Тишкин так Тишкин. Обрадовал. Внес ясность — нечего сказать.

— Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое, — не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия Михайловна. — Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. Она подождала, пока растерявшийся, ставший сразу несчастиым Тишкин выйдет к доске, и коротко сказала мне: — После уроков останешься.

Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, — настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. Я вздохнул свободней.

 

Вариант № 3

Старшой брал, брал ягоды да и задумался: он для дома старается, а те вон, дармоеды, жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку еще раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

После драки и у старшого опустились руки. Принялся он собирать просыпанные, давленые ягоды — и в рот их, в рот.

— Значит, вам можно, а мне, значит, нельзя! Вам можно, а мне, значит, нельзя? — зловеще спрашивал он, пока не съел все, что удалось собрать.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.

Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

— Бабушки Петровны испугался! Эх ты! — закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:

— Зато мне бабушка пряник конем купит!

— Может, кобылой? — усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный!

— Я?

— Ты!

— Жадный?

— Жадный!

— А хочешь, все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.

— Слабо! — сказал он.

— Мне слабо! — хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо?! — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной!

Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой — теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:

— Я еще у бабушки калач украду!

Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог — ничего лишнее не будет.

— Ладно!

 

Вариант № 4

В тот день я не решил задачу, заданную на дом.  У меня решение никак не сходилось с ответом.

     Поэтому на следующий день я пришел в школу за час до занятий. Мы учились во вторую смену. Самые заядлые футболисты были уже на месте. Я спросил у одного из них насчет задачи, оказалось, что и он ее не решил. Совесть моя окончательно успокоилась. Мы разделились на две команды и играли до самого звонка. 
     И вот входим в класс. Еле отдышавшись, на всякий случай спрашиваю у отличника Сахарова: 
     - Ну, как задача? 
     - Ничего, - говорит он, - решил. При этом он коротко и значительно кивнул головой в том смысле, что трудности были, но мы их одолели. 

     Между тем Харлампий Диогенович поздоровался с классом и уселся на стул. Он слегка вздернул рукава пиджака, медленно протер нос и рот носовым платком, почему-то посмотрел после этого в платок и сунул его в карман. Потом он снял часы и начал листать журнал. Казалось, приготовления палача пошли быстрей. 
     Но вот он отметил отсутствующих и стал оглядывать класс, выбирая жертву. Я затаил дыхание. 
     Класс замер. Но в это мгновение раскрылась дверь и в дверях появились доктор с медсестрой. 
     - Извините, это пятый "А"? - спросила доктор. 
     - Нет, - сказал Харлампий Диогенович с вежливой враждебностью, чувствуя, что какое-то санитарное мероприятие может сорвать ему урок. Хотя наш класс был почти пятый "А", потому что он был пятый "Б", он так решительно сказал "нет", как будто между нами ничего общего не было и не могло быть. 
     - Извините,- сказала доктор еще раз и, почему-то нерешительно помешкав, закрыла дверь. 

     И вот внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла. Я этого не мог так оставить. 
     - Можно, я им покажу, где пятый "А"? - сказал я, обнаглев от страха. 
     Два обстоятельства в какой-то мере оправдывали мою дерзость. Я сидел против двери, и меня часто посылали в учительскую за мелом или еще за чем-нибудь. А потом пятый "А" был в одном из флигелей при школьном дворе, и докторша в самом деле могла запутаться, потому что она у нас бывала редко, постоянно она работала в первой школе. 
     - Покажите, - сказал Харлампий Диогенович и слегка приподнял брови. 
     Стараясь сдерживаться и не выдавать своей радости, я выскочил из класса. 
     Я догнал докторшу и медсестру еще в коридоре нашего этажа и пошел с ними. 
     - Я покажу вам, где пятый "А", - сказал я. Докторша улыбнулась так, как будто она не уколы делала, а раздавала конфеты. 
     - А нам что, не будете делать? - спросил я. 
     - Вам на следующем уроке, - сказала докторша, все так же улыбаясь. 
     - А мы уходим в музей на следующий урок, - сказал я несколько неожиданно даже для себя. 
     - А мы вас не пустим,- сказала докторша шутливо. 
     - Что вы, - сказал я, начиная волноваться,- мы собираемся во дворе и организованно пойдем в музей. 
     - Значит, организованно? 
     - Да, организованно, - повторил я серьезно, боясь, что она не поверит в нашу способность организованно сходить в музей. 
     - А что, Галочка, пойдем в пятый "Б", а то и в самом деле уйдут, - сказала она и остановилась. Мне всегда нравились такие чистенькие докторши в беленьких чепчиках и в беленьких халатах. 
     - Но ведь нам сказали сначала в пятый "А",- заупрямилась эта Галочка и строго посмотрела на меня.    

- Какая разница, - сказала докторша и решительно повернулась. 

     Убедившись, что они не передумают, я побежал вперед, чтобы устранить связь между собой и их приходом. 
     Когда я вошел в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко, и, хотя решение задачи в трех действиях было написано на доске его красивым почерком, объяснить решение он не мог. Вот он и стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не мог припомнить ход своей мысли. 
     "Не бойся, Шурик, - думал я, - ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас". Хотелось быть ласковым и добрым. 

Итоговое годовое тестирование по русской литературе

 

ВАРИАНТ 1

1.       Пословица – это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

2.       Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?

 

3.       Назовите имя русского баснописца:

1-      М.В.Ломоносов

2-      В.А.Жуковский

3-      И.И.Дмитриев

4-      А.П.Платонов

 

4.       Произведение  А.С.Пушкина «Дубровский»:

1-      Это повесть

2-      Это рассказ

3-      Это роман

4-      Это новелла

5.       Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :

1.встреча одноклассников

2.неравноправие людей

3.приспособленчество

6.       Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:

1-      «Зимнее утро»

2-      «Узник»

3-      «И.И.Пущину»

4-      «Три пальмы.»

7.       От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

1-      От лица самого Тургенева

2-      От лица охотника

3-      От лица крестьян

4-      От лица помещиков.

8.       Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

1-      Автор, который повествует о событиях

2-      Крестьянские дети

3-      Взрослые крепостные крестьяне

4-      Помещики

9.       Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-      А.А.Фет

2-      Ф.И.Тютчев

3-      А.С.Пушкин

4-      М.Ю.Лермонтов.

10.   Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

1-      Дубровский и Маша

2-      Сильвио и графиня Б..

3-      Грей и Ассоль

4-      Ромео и Джульетта

 

11.       Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1)П. Мериме                          а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин                   б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин                     в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов                     г) «Маттео Фальконе»

 

12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»

 

13.       Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна          а) «Дубровский»

2) Грэй                                б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша          в) «Алые паруса»

4)  Лидия Михайловна      г) «Уроки французского»

 

14.       Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)

 

15. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

 

16.       Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-         «Уроки французского»

2-         «Кладовая солнца»

3-         «Тринадцатый подвиг Геракла»

4-         «Срезал.»

 

17        Кто автор «Илиады»:

1-         Гомер

2-         Софокл

3-         Еврипид

4-         Аристофан

 

18. Выберите определение, соответствующее понятию  «Аллегория»:

1)  построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

 

 

 

    

ВАРИАНТ 2

1. Поговорка- это

1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

             1.хорей   

2.  амфибрахий  

             3. Ямб

3. . Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

          1.Сказка,                   3. сказ

          2. притча, ,                4. рассказ.

4.Тема стихотворения « Железная дорога»

Н.А. Некрасова:

            1.любовь к Родине

            2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

            3.тяжелый труд крепостных

5.Назовите имя русского баснописца:

1-           И.И.Дмитриев

2-           В.А.Жуковский

3-           А.А.Блок

4-           В.М.Шукшин

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-         «Тринадцатый подвиг Геракла»

2-         «Маленький принц»

3-         «Уроки французского»

4-         «Срезал»

7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

           1. Митраши                           3.Насти

           2.геологов                             4.жителей деревни

8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1-  К романтическим произведениям

2-  К реалистическим произведениям

3-  К фантастическим произведениям

4-  К приключенческим произведениям.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов                           а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин                       б. « Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин                     в. « Бежин луг»

4. И.С.Тургенев                     г. « Срезал»

10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

 

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

 

11.       Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-         А.С.Пушкин

2-         А.А.Фет

3-         Ф.И.Тютчев

4-         М.Ю.Лермонтов.

12.       Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

1-         Дубровский и Маша

2-         Алексей и Лиза

3-         Ромео и Джульетта

4-         Грей и Ассоль

13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1)Платов                            а) «Левша»        

2) Ассоль                          б) «Конь  с розовой гривой»

3) Санька                           в)«Дубровский»                                                                                  

4)Троекуров                      г) «Алые паруса»

 14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

 

15. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

                                                       ( М.Ю. Лермонтов)

 

16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»

 

17        Кто автор «Одиссея»:

1-         Еврипид

2-         Софокл

3-         Гомер

4-         Аристофан

 

18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

 

1.       выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

2.       противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

3.       Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

 

Ключи к итоговой работа по литературе 6 класс

Вариант 1        

 

1.         1

2.         2

3.         3

4.         3

5.         3

6.         4

7.         2

8.         2

9.         1

10.       3

11.       1-г  , 2-б,     3-в,     4-а

12.       1- Митраша ( Пришвин « Кладовая солнца)

2. Левша ( Лесков « Левша»)

3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович)

( Пушкин « Дубровский»)

13.       1-а,    2  -в,    3- б,   4-г

14.       Олицетворение

15.       Сравнение

16.       3

17.       1

             18.       3

Вариант 2

 

1.       1

2.       2

3.       3

4.       3

5.       1

6.       1

7.       2

8.       1

9.       1-б, 2-а, 3-г, 4-в

10.       1.  Настя ( Пришвин « кладовая солнца»)

      2.  Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка»)

      3.  Владимир Дубровский  ( Пушкин « Дубровский»)

11.   2

12.   2

13.   1-а,  2-г,  3-б,  4-в.

14.   Эпитет

15.   Олицетворение

16.   3

17.   3

18.   2

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «

Контрольная работа по творчеству

Контрольная работа по творчеству

А) «Барышня-крестьянка» Б) «Выстрел»

А) «Барышня-крестьянка» Б) «Выстрел»

Сколько всего повестей входит в цикл «Повести

Сколько всего повестей входит в цикл «Повести

А.С. Пушкин. 2. А.С

А.С. Пушкин. 2. А.С

Анафора а) Ель рукавом мне тропинку завесила 2

Анафора а) Ель рукавом мне тропинку завесила 2

Контрольная работа по произведениям

Контрольная работа по произведениям

Домашнее сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в произведениях

Домашнее сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в произведениях

Только вякни кому — убьем! — пообещал мне вслед

Только вякни кому — убьем! — пообещал мне вслед

Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем

Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем

Совесть моя окончательно успокоилась

Совесть моя окончательно успокоилась

Вот он и стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не мог припомнить ход своей мысли

Вот он и стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не мог припомнить ход своей мысли

А.С.Пушкин 2- М.Ю.Лермонтов

А.С.Пушкин 2- М.Ю.Лермонтов

Поговорка- это 1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения 2

Поговорка- это 1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения 2

ФОС по литературе 6 класс

ФОС по литературе 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021