Урок химии в 9 классе.
Тема урока: «Фосфор»
ГОУ ЛНР « Новодарьевская школа им.В.Д.Луганского»
Учитель химии Дейнега В.А.
Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, возможные степени окисления фосфора на основании строения его атома, физические и химические свойства, области применения фосфора.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор.
Формы организации учебной деятельности:
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:
на основе познавательной деятельности
Педагогические приемы:
Ход урока.
Психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся. Проверка усвоения предыдущего материала и домашнего задания
Тест
1. Вещества, в которых азот имеет степени окисления -3,+2,+5, расположены в ряду:
1) N2O3, NO2, N2O5 2) HNO2, NO, HNO3 3) NH3, NO, KNO3 4) NCl3, NO, KNO2
2. Все соли аммония вступают в реакции:
1) разложения и горения 3) горения и обмена с щелочами
2) разложения и обмена с щелочами 4) разложения и замещения металлами
3. При взаимодействии азотной кислоты с металлами не образуется:
1) соль 2) вода 3) водород 4) оксид азота
4. Бурый газ, дающий при растворении в воде кислую среду, это:
1) NO 2) NH3 3) NO2 4) N2O5
5. Азотная кислота может взаимодействовать с каждым веществом из группы:
1) CaO, CO2, NaOH, Zn 3) H2SO4, K2CO3, KOH, Fe
2) MgO, Fe(OH)3, Cu, Na2CO3 4) NaNO3, CaCO3, Ca, CaO
6. С раствором нитрата меди(II) может взаимодействовать:
1) цинк 2) гидроксид железа (III) 3) оксид кремния (IV) 4) углерод
7. Азот в природе встречается преимущественно в виде соединения:
1) Mg3N2 2) KNO3 3) NH3 4) KNO2
8. Свободный металл образуется при термическом разложении:
1) KNO3 2) Md(NO3)2 3) Pb(NO3)2 4) AgNO3
9. . Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию газа:
1) NO2 2) NO 3) N2O 4) NH3
10 Азотную кислоту хранят в склянках из темного стекла, поскольку при действии солнечного света , она разлагается с образованием:
1) NH3 и O2 2) NO и NO2 3) NO2 и О2 4) NO2 и N2O
11. Сокращенный ионный вид NH4+ + OHЇ = NH3 + H2O соответствует уравнению реакции 1) NH4Cl + AgNO3 = 3) NH3 + HCl=
2) NH4OH + HCl = 4) NH4Cl + NaOH =
12. Превращения NH4Cl → NH3 → NO → NO2 можно осуществить, последовательно используя вещества:
1) H2O, O2, H2O 2) NaOH, O2, O2 3) AgNO3, H2O, O2 4) Ca(OH)2, HNO3, O2
Проверка по шаблону
|
«Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, - сказал я». Артур Конан Дойл. "Собака Баскервилей" |
Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент №15. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Попробуем её назвать, после знакомства с этим элементом и веществами, которые он образует.
Итак, тема урока - «Фосфор» (слайд 3)
Цель и задачи урока (слайд 3)
III. Изучение нового материала.
1. Положение фосфора в периодической системе химических элементов (слайд 5, 6)
Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементам фосфора и азота.
Группа 1 – положение в ПСХЭ и строение атома азота.
Группа 2 – положение в ПСХЭ и строение атома фосфора.
Найдите черты сходства, различия между строением атома азота и фосфора (слайд 7).
Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе V группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 5 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -3 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +5 в кислородсодержащих соединениях.
2. Возможные степени окисления атома фосфора– объяснение учителя.
Определите степени окисления в предложенных соединениях фосфора, назовите их (слайд 8).
3. Нахождение в природе (слайд 9) – Запишите названия и формулы предложенных минералов в тетрадь.
Лабораторный опыт № 1.
4. Получение фосфора (слайд 10).
Задание классу:
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель, восстановитель.
5. Физические свойства.
Аллотропные модификации фосфора – сообщения обучающихся.
А) белый фосфор (слайд 11);
Б) красный фосфор
В) черный фосфор.
Задание классу: прослушать сообщения учащихся, записать сведения об аллотропных видоизменениях фосфора в таблицу (слайд 12).
|
Сравниваемые признаки |
Белый фосфор |
Красный фосфор |
Черный фосфор |
|
Молекулярная формула |
|||
|
Вид химической связи |
|||
|
Тип кристаллической решетки |
|||
|
Физические свойства |
|||
|
Применение |
Вывод: Три аллотропные модификации – белый, красный, черный.
Задание классу: Почему один и тот же элемент может образовывать столько различных по физическим свойствам простых веществ?
Взаимопревращения фосфора
6. Химические свойства фосфора
1) Окислительные свойства фосфора (группа 1):
а) с металлами, образуя фосфиды.
б) с водородом, образуя водородное соединение фосфора – фосфин (непосредственно не реагирует, можно получить косвенно, например из фосфидов – Ca3H2 + 6HCl = 3CaCl2 + PH3)
Задание: Запишите уравнение реакции, покажите переход электронов, укажите окислитель, восстановитель.
Сообщение о фосфине.
Б) Восстановительные свойства фосфора (группа 2):
Взаимодействие фосфора и кислорода.
Задание: Запишите уравнения реакции, покажите переход электронов, укажите окислитель, восстановитель
7. Применение фосфора (слайд 13).
(слайд 14)
1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….
а) молекулярный б) атомный в) ионный
2. У фосфора….. аллотропных модификаций
а) две б) три в) четыре г) пять
3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…
а) три б) четыре в) пять
4. В реакции…. фосфор проявляет восстановительные свойства
а)4Р+5О2=2Р2О5 б)2Р+3Mg=Mg3P2 в)2Р+3Н2=2РН3
(слайд 20, 22 )
5. Причина свечения белого фосфора….
а)изменение агрегатного состояния вещества
б) химическое явление в) физическое явление
6.Как называются соединения фосфора с металлами
а) сульфаты б)фосфаты в) фосфиды
7.Какой тип связи в молекуле фосфина РН3
а) ковалентная неполярная б) ковалентная полярная в) ионная
8) Красный или белый фосфор ядовит?
а) красный б) белый
9) Очень ядовит, с неприятным запахом, легко воспламеняется на воздухе, образует болотные блуждающие огни. О каком газе идет речь?
Взаимопроверка.
Вопросы:
1. Реальна ли ситуация с собакой, намазанной фосфором и светящейся в темноте?
Ответ: эта история неправдоподобна. Дело в том, что шерсть собаки могла бы светиться при наличии на ней частиц фосфора. Но фосфор – твёрдое вещество, и чтобы распылить его на шерсти или каком-либо ином материале, существует только один способ: смазывание летучей жидкостью, содержащей в себе фосфор в растворённом виде. При испарении такой жидкости (хлороформ, сероуглерод) фосфор выделится в виде тончайшего порошка. Однако мелко распылённый фосфор на воздухе энергично окисляется и выделяющееся тепло воспламеняет его. Кроме того, белый фосфор – очень ядовитое вещество. Из его свойств следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» не только собаку снаружи, но и её пасть, то она бы быстро погибла от отравления, а её труп превратился в костёр.
2. Почему фосфор часто называют многоликим элементом?
Ответ: Его называют многоликим элементом, так как он способен находиться в нескольких аллотропных модификациях.
3. «Фосфор» в переводе с греческого означает «светоносный, светящийся». Почему он получил такое название?
4. Из воспоминаний советского академика С.И. Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице…В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитывала мою одежду и даже ботинки, что, когда ночью я шёл из университета по тёмным, неосвещённым улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении о тротуар) высекались искры…Вскоре среди жителей Москвы из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о «светящемся монахе».
Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением?
Ответ: это физико-химическое явление, так как сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения.
5. Почему модницы в 70-80 гг.; 20 века быстро отказались от фосфорных бус?
Ответ: ношение таких бус вредит здоровью, так как фосфор - ядовитое вещество.
Домашнее задание (слайд ) Задача. Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет около 1% от массы тела.
VI. Подведение итогов и выводы урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.