Фосфор и его свойства
Оценка 4.7

Фосфор и его свойства

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
11.10.2020
Фосфор и его свойства
Фосфор и его свойства.docx

Урок химии в 9 классе.

Тема урока: «Фосфор»

ГОУ ЛНР « Новодарьевская школа им.В.Д.Луганского»

Учитель химии Дейнега В.А.

 

Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, возможные степени окисления фосфора на основании строения его атома, физические и химические свойства, области применения фосфора.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора.
  2. Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения.
  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
  4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

Развивающие:

  1. Развивать память и внимание учащихся.
  2. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
  3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  1. Показать значимость химических знаний для современного человека.
  2. Умение работать в группе.

Оборудование:

ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор.

 

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;
  • фронтальная;
  • сообщения учащихся (индивидуальная);
  • работа в группах.

 

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (коллекция, презентация)

на основе познавательной деятельности

  • частично-поисковый;

 

Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
  • учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
  • учебно-интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

Учитель приветствует учащихся. Проверка усвоения предыдущего материала и домашнего задания

Тест

1. Вещества, в которых азот имеет степени окисления -3,+2,+5, расположены в ряду:

1) N2O3, NO2, N2O5   2) HNO2, NO, HNO3  3) NH3, NO, KNO3  4) NCl3, NO, KNO2

 

2. Все соли аммония вступают в реакции:

1) разложения и горения  3) горения и обмена с щелочами

2) разложения и обмена с щелочами  4) разложения и замещения металлами

 

3. При взаимодействии азотной кислоты с металлами не образуется:

1) соль  2) вода  3) водород  4) оксид азота

 

4. Бурый газ, дающий при растворении в воде кислую среду, это:

1) NO  2) NH3  3) NO2  4) N2O5

 

5. Азотная кислота может взаимодействовать с каждым веществом из группы:

1) CaO, CO2, NaOH, Zn  3) H2SO4, K2CO3, KOH, Fe

2) MgO, Fe(OH)3, Cu, Na2CO3  4) NaNO3, CaCO3, Ca, CaO

 

6. С раствором нитрата меди(II) может взаимодействовать:

1) цинк  2) гидроксид железа (III)  3) оксид кремния (IV)  4) углерод

 

7. Азот в природе встречается преимущественно в виде соединения:

1) Mg3N2  2) KNO3  3) NH3  4) KNO2

 

8. Свободный металл образуется при термическом разложении:

1) KNO3  2) Md(NO3)2  3) Pb(NO3)2  4) AgNO3

 

9. . Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию газа:

1) NO2  2) NO  3) N2O  4) NH3

 

10 Азотную кислоту хранят в склянках из темного стекла, поскольку при действии солнечного света , она разлагается с образованием:

1) NH3 и O2  2) NO и NO2  3) NO2 и О2  4) NO2 и N2O

 

11. Сокращенный ионный вид NH4+ + OHЇ = NH3 + H2O соответствует уравнению реакции 1) NH4Cl + AgNO3 =  3) NH3 + HCl=

2) NH4OH + HCl =  4) NH4Cl + NaOH =

 

12. Превращения NH4Cl → NH3 → NO → NO2 можно осуществить, последовательно используя вещества:

1) H2O, O2, H2O  2) NaOH, O2, O2  3) AgNO3, H2O, O2 4) Ca(OH)2, HNO3, O2

Проверка по шаблону

  1. Актуализация знаний (слайд 2.)

«Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, - сказал я».

Артур Конан Дойл. "Собака Баскервилей"

Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент №15. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Попробуем её назвать, после знакомства с этим элементом и веществами, которые он образует.

Итак, тема урока - «Фосфор» (слайд 3)

Цель и задачи урока (слайд 3)

III. Изучение нового материала.

1. Положение фосфора в периодической системе химических элементов (слайд 5, 6)

Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементам фосфора и азота.

Группа 1 – положение в ПСХЭ и строение атома азота.

Группа 2 – положение в ПСХЭ и строение атома фосфора.

Найдите черты сходства, различия между строением атома азота и фосфора (слайд 7).

Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе V группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 5 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -3 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +5 в кислородсодержащих соединениях.

2. Возможные степени окисления атома фосфора– объяснение учителя.

Определите степени окисления в предложенных соединениях фосфора, назовите их (слайд 8).

 

3. Нахождение в природе (слайд 9) Запишите названия и формулы предложенных минералов в тетрадь.

Лабораторный опыт № 1.

  • Рассмотрите образцы минералов, содержащих фосфор.

4. Получение фосфора (слайд 10).

Задание классу:

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель, восстановитель.

5. Физические свойства.

Аллотропные модификации фосфора сообщения обучающихся.

А) белый фосфор (слайд 11);

Б) красный фосфор

В) черный фосфор.

Задание классу: прослушать сообщения учащихся, записать сведения об аллотропных видоизменениях фосфора в таблицу (слайд 12).

Сравниваемые признаки

Белый фосфор

Красный фосфор

Черный фосфор

Молекулярная формула

Вид химической связи

Тип кристаллической решетки

Физические свойства

Применение

 

Вывод: Три аллотропные модификации – белый, красный, черный.

Задание классу: Почему один и тот же элемент может образовывать столько различных по физическим свойствам простых веществ?

Взаимопревращения фосфора

6. Химические свойства фосфора

1) Окислительные свойства фосфора (группа 1):

а) с металлами, образуя фосфиды.

б) с водородом, образуя водородное соединение фосфора – фосфин (непосредственно не реагирует, можно получить косвенно, например из фосфидов – Ca3H2 + 6HCl = 3CaCl2 + PH3)

Задание: Запишите уравнение реакции, покажите переход электронов, укажите окислитель, восстановитель.

Сообщение о фосфине.

Б) Восстановительные свойства фосфора (группа 2):

Взаимодействие фосфора и кислорода.

Задание: Запишите уравнения реакции, покажите переход электронов, укажите окислитель, восстановитель

7. Применение фосфора (слайд 13).

 

  1. Закрепление изученного материала (тест):

(слайд 14)

1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….

а) молекулярный б) атомный в) ионный

2. У фосфора….. аллотропных модификаций

а) две б) три в) четыре г) пять

3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…

а) три б) четыре в) пять

4. В реакции…. фосфор проявляет восстановительные свойства

а)4Р+5О2=2Р2О5 б)2Р+3Mg=Mg3P2 в)2Р+3Н2=2РН3

(слайд 20, 22 )

5. Причина свечения белого фосфора….

а)изменение агрегатного состояния вещества

б) химическое явление в) физическое явление

6.Как называются соединения фосфора с металлами

а) сульфаты б)фосфаты в) фосфиды

7.Какой тип связи в молекуле фосфина РН3

а) ковалентная неполярная б) ковалентная полярная в) ионная

8) Красный или белый фосфор ядовит?

а) красный б) белый

9) Очень ядовит, с неприятным запахом, легко воспламеняется на воздухе, образует болотные блуждающие огни. О каком газе идет речь?

Взаимопроверка.

Вопросы:

1. Реальна ли ситуация с собакой, намазанной фосфором и светящейся в темноте?

Ответ: эта история неправдоподобна. Дело в том, что шерсть собаки могла бы светиться при наличии на ней частиц фосфора. Но фосфор – твёрдое вещество, и чтобы распылить его на шерсти или каком-либо ином материале, существует только один способ: смазывание летучей жидкостью, содержащей в себе фосфор в растворённом виде. При испарении такой жидкости (хлороформ, сероуглерод) фосфор выделится в виде тончайшего порошка. Однако мелко распылённый фосфор на воздухе энергично окисляется и выделяющееся тепло воспламеняет его. Кроме того, белый фосфор – очень ядовитое вещество. Из его свойств следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» не только собаку снаружи, но и её пасть, то она бы быстро погибла от отравления, а её труп превратился в костёр.

2. Почему фосфор часто называют многоликим элементом?

Ответ: Его называют многоликим элементом, так как он способен находиться в нескольких аллотропных модификациях.

3. «Фосфор» в переводе с греческого означает «светоносный, светящийся». Почему он получил такое название?

4. Из воспоминаний советского академика С.И. Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице…В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитывала мою одежду и даже ботинки, что, когда ночью я шёл из университета по тёмным, неосвещённым улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении о тротуар) высекались искры…Вскоре среди жителей    Москвы из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о «светящемся монахе». 

 Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением?

Ответ: это физико-химическое явление, так как сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения.

5. Почему модницы в 70-80  гг.; 20 века быстро отказались от фосфорных бус?

Ответ: ношение таких бус вредит здоровью, так как фосфор - ядовитое вещество.

 

Домашнее задание (слайд ) Задача. Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет около 1% от массы тела.

  1. Рефлексия (слайд )
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Какой момент урока вам понравился?
  3. Какое впечатление у вас осталось от урока?

 

VI. Подведение итогов и выводы урока.


 

Урок химии в 9 классе. Тема урока: «Фосфор»

Урок химии в 9 классе. Тема урока: «Фосфор»

Психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку

Психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку

Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль

Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль

Тип кристаллической решетки

Тип кристаллической решетки

При испарении такой жидкости (хлороформ, сероуглерод) фосфор выделится в виде тончайшего порошка

При испарении такой жидкости (хлороформ, сероуглерод) фосфор выделится в виде тончайшего порошка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2020