Фосы по русскому языку. 6 кл.
Оценка 4.6

Фосы по русскому языку. 6 кл.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
02.06.2021
Фосы по русскому языку.  6 кл.
Фосы по русскому языку. 6 кл.
фос РЯ 6 кл).docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. ГРОЗНОГО

 

 

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО   «ГЦ»

Руководитель МО  «ГЦ»

Зам. директора по УВР

 И. о директора МБОУ«СОШ№6»

 г. Грозного

_______М.А.Баскаева

________П. М. Цакаева

  ________________З.А.Баталова

Протокол № 1 от «__»__ 2020 г.

«___»_________  2020 г.

«_____»_______________  2020 г.

 

 

  

 

 

 

 

Фонд оценочных средств

по русскому языку

6 класс

2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

Составила: Мадаева Хадишат Кюраевна,

                   учитель русского языка и литературы

 

 

                                                           

                                                                   

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

2020 год

Паспорт

фонда оценочных средств для проведения

текущей и промежуточной аттестации.

                                                     Русский язык. 6 класс.

По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

 

п/п

                        

Вид работы

Кол-во
часов

Дата  проведения

      План.

      Факт.

1

Повторение изученного в 5 классе.

Контрольная работа.

1

24.09

 

 

2

Сочинение по картине А.М. Герасимова 

"После дождя".

1

30.09

 

3

Р.Р. Сжатое изложение по тексту  М. Булатова  и  В. Порудоминского (упр.148)

1

7.10

 

4

Словари. Контрольный диктант по теме

«Лексика и фразеология».

1

16.10

 

 

5

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

1

23.10

 

 

6

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской "Утро".

1

11.11

 

 

7

Тест по теме  «Словообразование».

1

14.11

 

 

8

Контрольный диктант по теме  " Имя существительное"

1

9.12

 

9

Тест по теме " Имя существительное"

1

11.12

 

 

10

Р.Р. Выборочное изложение по упр.392

1

23.12

 

 

11

Контрольный диктант по теме  «Имя прилагательное»

1

23.01

 

12

Контрольный диктант по теме " Имя числительное".

1

15.02

 

 

13

Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой   "Первые зрители".

1

16.03.

 

 

15

Контрольный диктант по теме "Местоимение".

1

1903.

 

16

Изложение "Витькина гайка" (по упр. 590)

1

7.04

 

 

 

17

Контрольный тест по теме «Глагол»

1

26.04

 

18

Контрольный диктант по теме

«Повторение »

1

13.05

 

 

 

19

Итоговый контрольный тест тест.

1

18.05

 

 

 

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

 

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(96 слов)

(А.Волков.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант – спрыгнула;

2 вариант – расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

 

                                Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу.

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

1)                 Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

 

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Задания.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

 

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

      (По И. Соколову-Микитову.)

 

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

2)      Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

 

Т ЕС Т   «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»   6 класс

                                                           1 вариант

 

1.В каком слове выделенная согласная обозначает твёрдый согласный звук?

А) Рейд             Б) шимпанЗе            В) акаДемик               Г) Сессия

 

2.В каком слове ударение падает на первый слог?

А) добыча           Б) жалюзи              В) средства                 Г) плато 

 

3.Найдите строку, в которой все существительные разносклоняемые.

А) знамя, пламя, стремление                 Б) темя, месть, певец

В) стремя, вымя, путь                             Г) время, море, семя

 

4. Определите род несклоняемых существительных. Выпишите «третье лишнее».

А) эскимо, реле, мисс                              Б) алоэ, пенальти, метро

В) буржуа, какаду, шасси                        Г) кольраби, пони, леди         

 

5. Найдите строку, в которой все существительные в предложном падеже единственного числа имеют окончание –И.

А) дерево, здание, часть                           Б) окончание, лай, занятие

В) имение, путь, элегия                            Г) поле, гений, стремя

 

6.В каком ряду все существительные в дательном падеже единственного числа имеют окончание –Е?        

А) имя, порог, подруга                            Б) деревня, барышня, песня

В) ветер, племя, буря                               Г) армия, тетрадь, ветка

 

7.Укажите пример без речевой ошибки.

А) далёкая Лимпопо                               Б) позвонил капитан Синицына   

В) подпись Леонида Шмидт                  Г) справедливые жюри

 

8.Найдите строку, в которой все существительные пишутся с НЕ слитно.

А) (не)взгоды; (не)решительность; (не)брежность; (не)смех, а слёзы

Б) (не)приятель; (не)доумение; (не)лепость; (не)счастье

В) (не)организованность; (не)опрятность; (не)дуг; (не)приятель, а друг

Г) (не)видимка;  (не)приветливость; (не)вежливость, а грубость;  (не)верность

 

9.Найдите строку, в которой все слова имеют суффикс –ЩИК.

А) спор_ик,  перебеж_ик,  налад_ик       Б) руб_ик,  смаз_ик, полиров_ик

В) камен_ик,  паром_ик, свар_ик             Г)обход_ик,  рассказ_ик, экскаватор_ик

 

10.В каком ряду все слова имеют суффикс  -ИК?

А) петушоч_к, молоточ_к, стол_к            Б) носоч_к, винт_к, бант_к

В) кирпич_к, карандаш_к, нос_к              Г) ларч_к, дружоч_к, листоч_к

 

11.Найдите группу слов, имеющих после шипящего букву О.

А) ш_в,  порош_к,  еж_нок, испеч_т              Б) старич_к, овраж_к, пч_лы, ш_фёр

В) пирож_к, больш_го, реч_нка, ш_рох        Г) пуш_к, горош_к. ш_пот, чуж_го.

 

 

  И Т О Г О В Ы Й      Т ЕС Т  «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»   

                                                                 2 вариант

1.В каком слове выделенная согласная обозначает твёрдый согласный звук?

А) инТерьер             Б) Резерв            В) коФе              Г) агРессия

 

2.В каком слове ударение падает на второй слог?

А) диалог           Б) алфавит              В) документ               Г) ворота

 

3.Найдите строку, в которой все существительные разносклоняемые.

А) путь, стремя, ружьё                           Б) племя, знамя, имя

В) время, бремя, гостья                          Г) ночь, семя, темя

 

4. Определите род несклоняемых существительных. Выпишите «третье лишнее».

А) пенсне, кашне, кенгуру                     Б) ателье, кофе, жюри

В) конферансье, рагу, шимпанзе           Г) мадам, тире, кольраби        

 

5. Найдите строку, в которой все существительные в предложном падеже единственного числа имеют окончание –И.

А) солнце, собрание, осень                      Б) случай, полянка, колыбель

В) армия, иней, аллея                                Г) знамя, мелочь, лезвие

 

6.В каком ряду все существительные в дательном падеже единственного числа имеют окончание –И?        

А) выгода, находка, племя                      Б) семя, путь, ночь

В) имя, львица, мать                                Г) акация, площадь, гора

 

 

7.Укажите пример без речевой ошибки.

А) отдыхали в Сочах                              Б) принял смену диспетчер Петрова   

В) повесть Сельмы Лагерлёф                Г) нет время

 

8.Найдите строку, в которой все существительные пишутся с НЕ слитно.

А) (не)вежда; (не)приятность; (не)здоровье, а болезнь; (не)былицы

Б) (не)доброта, а грубость;  (не)приятель; (не)ряха; (не)внимательность

В) (не)решительность; (не)вольник; (не)правда; (не)годование

Г) (не)туман;  (не) друг, а враг; (не)брежность;  (не)осторожность

 

9.Найдите строку, в которой все слова имеют суффикс –ЧИК.

А) спор_ик,  перевоз_ик, пулемёт_ик        Б) бетон_ик,  стеколь_ик,  груз_ик

В) объезд_ик,  паром_ик,  арматур_ик       Г) рассказ_ик,  вертолёт_ик, смаз_ик

 

10.В каком ряду все слова имеют суффикс  -ЕК?

А) кулёч_к, носоч_к, дом_к                         Б) подароч_к, звоноч_к, дружоч_к

В) коробоч_к, порошоч_к,  куст_к              Г) слон_к, бараш_к, комар_к

 

11.Найдите группу слов, имеющих после шипящего букву О.

А) крыж_вник, ш_рох, девч_нка, печ_т              Б) друж_к, уж_нок, камыш_м, ж_кей

В) пастуш_к, скрипуч_го, крыльц_м, туч_й       Г) ореш_к, шапч_нка, ш_лк, теч_т

 

Ответы к тесту.

1 вариант.

1—Б  2—В  3---В

4—А) мисс        Б) пенальти

      В)  шасси     Г) пони

5—В   6--  Б

7---В   8—Б

9—В  10—В  11--  В

 

2 вариант.

1—А  2--  Г   3—Б

4—А) кенгуру           Б) кофе

      В) рагу                  Г) тире

5—Г   6—Б

7—В  8—В

9—Г  10—Б   11—Б

 

Р.Р. Выборочное изложение по упр.392

Подготовка к выборочному изложению.

Чтение фрагмента текста.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Беседа по тексту.

- Назовите непонятные слова (кровля, между коими шла дорога, опутанная лошадь, косматые хвосты, изъявления радости, дворня, ветхое крыльцо, из людских изоб).

- О чём говориться в тексте? Как его можно озаглавить?

- Что чувствует Владимир, возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия?

- Какие изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?

- Как встретили Владимира дворня?

- Кем герою приходится Егоровна?

- Вспомните типы текстов. К какому типу можно отнести данный текст.

Составление плана.

I. «Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».

II. «Через десять минут въехал он на барский двор».

1. «Березки выросли и стали теперь высокими …»

2. «Двор обращен был в некошеный луг...»

3. «Дворня высыпала и окружила молодого барина.»

Словарная работа.

Влево, с красной кровлей, Кистенёвка, тщательно, некошеный луг, обращён, из людских изб, опутанная лошадь, изъявления радости, насилу, сквозь, в сенях, воспитанник.

3. Написание изложения.

 

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

 

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

 

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

 

      Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.                                                                                                       Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

 

Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой   "Первые зрители".

Картина  Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена  творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

- Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

- Что будем писать в первом пункте плана?

( I. Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.

или: Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

- Сначала я хочу, чтобы вы объяснили лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.

- Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?

(Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)

- Сейчас мы будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители» и попутно объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях. Вы можете пользоваться «Рабочим словариком».

1.     Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

 (Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

- Что такое мольберт?

(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

- Что такое палитра?

(Палитра – небольшая  тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

- Как вы понимаете значение слова подрамник?

(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника. 

 (В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

- Что такое этюдник?

(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

- Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

 (Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

д) - Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.

- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

- Что запишем во второй части?

( II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.)

е) - Попытайтесь передать общее настроение картины.

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

- Что мы должны  отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

- Как называется третий пункт плана?

(Заключение).

- Как мы его назовём?

( III. Общее настроение картины и её идея.)

- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.

Во-первых, картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков.

- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:

1-я ряд – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я ряд – от лица художника,

3-я ряд – от лица мальчиков.

Образец: Художница Сыромятникова Екатерина Васильевна в своей картине «Первые зрители» объединила несколько жанров живописи. Это и пейзаж, который виден за окном, и портрет двух мальчиков, и натюрморт из полевых ромашек.

На полотне мы видим двух любопытных мальчишек, заглядывающих в окно. На их лицах читается удивление и восхищение. Они, наверное, гуляли на улице и заметили, что в доме художника открыто окно, а самого хозяина нет. Здесь запечатлен тот момент, когда один мальчик разглядывает заинтересовавшую его картину, которая недавно была закончена, а второй паренек уже рассмотрел ее и заглядывает в угол комнаты. Там что-то привлекло его внимание. Для ребят это непривычная обстановка, поэтому они с интересом разглядывают мастерскую живописца. Нам видна часть комнаты, и мы можем только гадать, что же так привлекло их внимание. Может мастер изобразил находящийся здесь букет ромашек или березки, растущие во дворе. Об этом нам рассказывают и краски на палитре, где больше всего использовался зеленый цвет. В помещении, скорее всего, есть и другие работы художника. Возможно, это они заинтересовали мальчика в красной рубашке.

Просторная комната залита солнечным светом. На переднем плане мы видим мольберт, палитру с набором различных кистей, стоящий в вазе букет ромашек и обратную сторону холста, который и привлек внимание зрителей. На полу стоят, прислонившись к стене, еще какие-то работы живописца, но они тоже повернуты к нам обратной стороной. Рядом старинное кресло, в котором мастер отдыхает или делает наброски для будущих полотен. На окне висит светлая занавеска. Сейчас она сдвинута в сторону и нам открывается вид на деревья, растущие во дворе.

В распахнутом настежь окне мы можем увидеть яркий солнечный день, поляну с зеленой травой, березовую рощу, а вдали - густой темный лес.

Картина «Первые зрители» вызывает неподдельный интерес и у нас, нам тоже хочется оказаться на месте этих ребят и полюбоваться творениями мастера. Это полотно поднимает настроение и вызывает только светлые и добрые чувства

 

диктант по теме "Местоимение"

 

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это(указ.)мать-и-мачеха. Ни с чем(опред.) не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они(личн.) вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их(прит.).

(118 слов)

 

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – пре-спокой-н-о;

2 вариант – без-ветр-енн ый.

3)      Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

4)       

Диктант по теме "Глагол"

 

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

 

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

 

Итоговый диктант за курс 6 класса

 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

 

Контрольный диктант по теме  «Повторение»

 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

 

 

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Фамилия, имя уч-ся____________________________________________

1. Вставьте пропущенные буквы:

Пр…забавный малыш, непр…ступный город, пр…близиться к дереву, пр…строить крыльцо, пр…дорожное кафе, пр…крыть глаза, пр…лететь вечером, пр...спокойно спать, пр…чудливый рисунок, наша пр…рода.

2. Вставьте пропущенные буквы:

К…саться, , зап…рались,  пол…гать, выт…рать, изл…жение, р…сток, заг…р, р…сту, выд…ру, прил…гать, забл…стели, сл…гаемое,

прик…саться, выр…щенный, сл…жить, пост…лить, соб...рать, зам...реть, л…жилась, к…снись, пост..лить,  приг…реть, прик…сновение.

3. Вставьте пропущенные буквы:

Лед…кол, раз…скивать, везд…ход, сверх…дейный, без…скусный, птиц…лов, земл…коп, верт…лёт, стал…вар, сам…кат, раз…грать, ча…питие, пеш…ход, пред…стория, труд…любие, одн…фамильцы.

4. Разберите слова по составу:

Разделился, сухофрукты, железнодорожный, приморский, волчица.

5. Определите способ образования слов:

Непоследовательный                                                    (                              )

Велосипедистка                                                             (                              )

Землетрясение                                                                (                              )

6. Определите, как образованы следующие слова:

Лётчик                                   А-

1. Приставочный

Электровоз                            Б-

2. Суффиксальный

Тишь                                      В-

3. Прист.-суффиксальный

Сотрудничество                    Г-

4. Бессуффиксный

ДПС                                       Д-

5. Сложение (основ или слов)

Учительская                          Е-

6. Сложение (букв)

ТЮЗ                                       Ж-

7. Сложение (звуков)

Пренеприятный                    З-

Кресло-кровать                    И-

Сверхсекретный                   К-

 

 

Фамилия, имя уч-ся____________________________________________

1. Вставьте пропущенные буквы:

Пр…забавный малыш, непр…ступный город, пр…близиться к дереву, пр…строить крыльцо, пр…дорожное кафе, пр…крыть глаза, пр…лететь вечером, пр...спокойно спать, пр…чудливый рисунок, наша пр…рода.

2. Вставьте пропущенные буквы:

К…саться, , зап…рались,  пол…гать, выт…рать, изл…жение, р…сток, заг…р, р…сту, выд…ру, прил…гать, забл…стели, сл…гаемое,

прик…саться, выр…щенный, сл…жить, пост…лить, соб...рать, зам...реть, л…жилась, к…снись, пост..лить,  приг…реть, прик…сновение.

3. Вставьте пропущенные буквы:

Лед…кол, раз…скивать, везд…ход, сверх…дейный, без…скусный, птиц…лов, земл…коп, верт…лёт, стал…вар, сам…кат, раз…грать, ча…питие, пеш…ход, пред…стория, труд…любие, одн…фамильцы.

4. Разберите слова по составу:

Разделился, сухофрукты, железнодорожный, приморский, волчица.

5. Определите способ образования слов:

Непоследовательный                                                    (                              )

Велосипедистка                                                             (                              )

Землетрясение                                                                (                              )

6. Определите, как образованы следующие слова:

Лётчик                                   А-

1. Приставочный

Электровоз                            Б-

2. Суффиксальный

Тишь                                      В-

3. Прист.-суффиксальный

Сотрудничество                    Г-

4. Бессуффиксный

ДПС                                       Д-

5. Сложение (основ или слов)

Учительская                          Е-

6. Сложение (букв)

ТЮЗ                                       Ж-

7. Сложение (звуков)

Пренеприятный                    З-

Кресло-кровать                    И-

Сверхсекретный                   К-

 

 

Фамилия, имя уч-ся____________________________________________

1. Вставьте пропущенные буквы:

Пр…забавный малыш, непр…ступный город, пр…близиться к дереву, пр…строить крыльцо, пр…дорожное кафе, пр…крыть глаза, пр…лететь вечером, пр...спокойно спать, пр…чудливый рисунок, наша пр…рода.

2. Вставьте пропущенные буквы:

К…саться, , зап…рались,  пол…гать, выт…рать, изл…жение, р…сток, заг…р, р…сту, выд…ру, прил…гать, забл…стели, сл…гаемое,

прик…саться, выр…щенный, сл…жить, пост…лить, соб...рать, зам...реть, л…жилась, к…снись, пост..лить,  приг…реть, прик…сновение.

3. Вставьте пропущенные буквы:

Лед…кол, раз…скивать, везд…ход, сверх…дейный, без…скусный, птиц…лов, земл…коп, верт…лёт, стал…вар, сам…кат, раз…грать, ча…питие, пеш…ход, пред…стория, труд…любие, одн…фамильцы.

4. Разберите слова по составу:

Разделился, сухофрукты, железнодорожный, приморский, волчица.

5. Определите способ образования слов:

Непоследовательный                                                    (                              )

Велосипедистка                                                             (                              )

Землетрясение                                                                (                              )

6. Определите, как образованы следующие слова:

Лётчик                                   А-

1. Приставочный

Электровоз                            Б-

2. Суффиксальный

Тишь                                      В-

3. Прист.-суффиксальный

Сотрудничество                    Г-

4. Бессуффиксный

ДПС                                       Д-

5. Сложение (основ или слов)

Учительская                          Е-

6. Сложение (букв)

ТЮЗ                                       Ж-

7. Сложение (звуков)

Пренеприятный                    З-

Кресло-кровать                    И-

Сверхсекретный                   К-

 

 

 

Сочинение по картине А.М. Герасимова  "После дождя".

Ссылки:

1.     http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/21/urok-razvitiya-rechi-v-6-klasse-podgotovka-k-sochineniyu-po

 

2.     https://mega-talant.com/dashboard

 

Р.Р. Сжатое изложение по тексту  М. Булатова  и  В. Порудоминского (упр.148)

. Прочитайте и озаглавые текст. Сформулируйте его основную мысль. Какое диалектное слово заинтересовало мичмана? Выделите в каждой части основные факты и действия. Сжато (в 4—5 предложениях) изложите текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава.  Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

— Замолаживает…

— То есть как «замолаживает»? — мичман* смотрит недоуменно.

— Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик. — К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать» — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку.4 Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. 

(По М. Булатову и В. Порудоминскому)

Комментариий. В сжатом изложении должно остаться самое важное, то главное, без чего текст потеряет смысл. Для сжатия текста мы можем обобщить, например, ряд одно­родных членов, заменив его обобщающим словом, обобщить при­даточные предложения, заменить сложное предложение простым. Можем исключить подробности, повторы, синонимы, некото­рые предложения, оставив, разумеется, ключевые слова. Можем упростить, к примеру, предложения с прямой речью или диалог, заменив предложением с косвенной речью. Можем объединить несколько предложений в одно. Таким образом, мы используем синтаксическую синонимию, позволяющую нам изложить те же мысли, но по-другому, напри­мер более кратко, лаконично. С помощью замены, исключения, слияния, опираясь на ключевые слова, мы можем сократить текст до необходимых размеров. При сжатии текста мы, однако, дол­жны сохранить основную мысль как текста в целом, так и каждого абзаца (микротемы), если у нас нет цели выборочного изложения.

Основная мысль текста — случай может перевернуть судьбу, надо только уметь вглядываться, вслушиваться в жизнь. 

Варианты заглавия текста: «Главный день в жизни», «Реше­ние, перевернувшее жизнь», «Как начинался толковый словарь».

В тексте можно выделить четыре основные части: первый абзац, второй абзац вместе с диалогом, следующие два абзаца, последний абзац.

«Замолаживать» — диалектное слово, которое заинтересовало мичмана.

Основные факты и действия:

первая часть — молодой мичман едет по снежной дороге;

вторая часть — ямщик произносит незнакомое мичману слово, объясняет его значение;

третья часть — мичман записывает заинтересовавшее его слово;

четвёртая часть — это событие послужило началом работы В.И. Даля по составлению «Толкового словаря живого ве­ликорусского языка».

 

Сжатое изложение:

По серому насту в санях едет молодой мичман, замерзая от холода.

Ямщик тычет в небо, щурит глаз, басит, утешая: «Замолаживает, то есть пасмурнеет».

Мичман записывает в блокнот заинтересовавшее его слово.

Это событие стало главным в жизни мичмана и послужило началом работы В. И. Даля по составлению «Толкового словаря живого ве­ликорусского языка».

Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава.

5 (повеств., невоскл., в конце ставится точка, осложнено однородными сказуемыми, которые разделены запятыми)

 

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

.Работа над картиной

- Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний  план картины, задний план картины». (слайд 6 – картина)

В процессе работы давайте заполним таблицу, которая у вас на столе. Записываем кратко: слова, словосочетания.

- Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света)

-Пожалуйста, опишите девочку. (У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.)                                                                                     

-Итак, на переднем плане картины  - счастливая девочка. Как вы думаете, она счастлива?  А как вы это поняли?  (По окружающей ее обстановке. Всё в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу.)

-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.  Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода?  (Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках  постели.)

- А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой.   (Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.)

- А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины. Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в   доме.

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают желтый и  коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. )

- Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, синий и голубой, немного красного.)

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.)

- Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких  значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна  - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы. (какая тема картины?)

- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины?  (Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас,  радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.) (какая главная мысль картины?)

6. Физкультминутка. Давайте встанем, представим, что мы находимся в этой солнечной комнате. Потянемся вверх, к солнцу. У кого сохранилось хорошее настроение, хлопните в ладоши над головой. У кого еще есть силы работать – вытяните руки и хлопните в ладоши перед собой. У кого никаких сил уже не осталось от интенсивной работы в течение недели – топните ногами)

 

7. Чтобы написать хорошее сочинение: нужен план. Какие виды планов мы знаем?

(простой и сложный.) Чем они отличаются друг от друга?

 

Я написала для вас план, но компьютер перепутал последовательность. Попробуйте расставить пункты плана в нужной последовательности. В какой части сочинения возможна перестановка пунктов? (основная часть) 

План

I. Т.Н.Яблонская – известная художница.

II. Картина «Утро» - одна из ее замечательных работ.

1.Утро в городской квартире

а) чудесная погода за окном

б) уютная комната

в) жизнерадостная, счастливая девочка

2.Почему картина имеет такое название?

3.Какие краски преобладают на полотне?

III. Радостно на сердце!

Слайд 7 - план

 

Если вы верно расставили пункты плана, поставьте себе 9 баллов. 8. Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.

1)Работа с синонимами. 4 часть – таблица, попробуйте подобрать синонимы к данным словам, чтобы не повторяться в своих сочинениях. (по 2 – 3 синонима) – за каждый синоним – балл (максимум 9 баллов)

 

Яблонская Т.Н.

Девочка

Изобразила

Татьяна Ниловна

она

показала

Художник

хозяйка комнаты

передала

мастер кисти

школьница

нарисовала

автор картины

пионерка

запечатлела

живописец

 

создала

 

 

написала

Написание сочинения

 

Итоговый контрольный тест

Вариант 1

Часть 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Августовский          2) газопрОвод                 3) копировАть          4) нАчала


А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый лучший

2) трое дочерей

3) скучает во вас

4) тремястами рублями

А3. В каком предложении употреблен архаизм?

1)      В Вологодской губернии пчелу называли «медуница», кнут- «витель», зеркальце- «глядильце».

2)      Добрый швец с запасом шьет.

3)      Приказчик стоял на краю дороги и , глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал.

4)      В новом доме был и  подземный паркинг, и  централизованная охрана.


Прочитайте текст и выполните задания А4—А8.

(1) ... (2) Он весь красно-бурый, покрыт серым налетом.(3) По бокам брюшка- яркие треугольные пятна. (4)Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик.

(5)Майский жук обгрызает листья деревьев. (6)Но еще опаснее личинка майского жука. (7)Она очень прожорлива. (8)…люди уничтожают майских жуков.

А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В саду мы увидели майских жуков.

2) Среди многочисленных насекомых есть особенно вредные.

3) Впервые майского жука мне показал мой брат.

4) Майский жук- опасный вредитель.


А5. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Зато

2) Поэтому

3) Даже

4) Наоборот


А6. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из  предложений (части предложения) текста?
1) личинка опаснее

2) обгрызает листья

3) конец вытянут

4) напоминает хвостик

А7. Укажите верную морфологическую характеристику слова весь (предложение 2).
1) числительное

2) наречие

3) местоимение       4) союз

А8. Укажите значение слова налет (предложение 2).
1) Внезапное появление

2) Стремительное нападение

3) Нападение с целью грабежа

4) Тонкий слой чего-нибудь на поверхности

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В этот безветре(1)ый день осе(1)ий холод ласково и кротко крадется лисой к овся(3)ому двору.

1) 1, 2                  2) 1, 3                    3) 1, 2, 3                     4) 2, 3

А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р_птать,тв_рдеть, к_лорит

2) угн_тение, щ_дить, хл_потливый

3) в_рсистый, _птека, зам_рать

4) пр_дильный, скр_пление, вн_мание

А11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_орзерный, пр_ломление, пр_шелец

2) над_язычный, четырех_ярусный, зав_южить

3) бе_вкусица, и_бежать, во_вестить

4) по_пись, о_правка, на_кусить


А12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) крикн_те еще раз, вы перепиш_те

2) клевещ_т враги, дыш_т свободно

3) кача_шь ногой, реж_т заготовку

4) обид_л нечаянно, гон_т прочь

А13. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1)      (Не)дисциплинированность Павлова мешала всем.

2)      За прямоту соседки (не)долюбливали мою бабушку.

3)      Заспанное лицо его было (не)злое, а скорее доброе.

4)      (Не)настная погода всем уже порядком надоела.

 

А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. Стриж_шь          Б.  Алыч_вый                      В. Ключ_м            Г. Деш_вый  
1) А, Б, Г                        2) А, Б                   3) А, В, Г                   4) А, Г

А15.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

 Брат  н(1)кому н(2) в чем н(3) мог отказать, и н(4)которые люди злоупотребляли этим.

1) 1,2,3                  2 )1,2,3,4                       3)  1,3                   4)  1,2

А16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Я стал читать ( )и во мне пробудилась охота к литературе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

 

А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Доброе начало- половина дела

1)После обобщающего слова перед однородными членами предложения.

2)Между однородными членами предложения

3) Между подлежащим и сказуемым

4) Между частями  сложного предложения


А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1(Кое)как я добрался  до железно(дорожного) вокзала.

2)Красновато(коричневые) листья падали на меня (с)верху

3) Когда(нибудь) и у меня будет такое бело(снежное) платье

4) (В)низу, у болота, иногда видны были длинно(ногие) журавли

А19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)Комната была небольшой но уютной и хорошо обставленной

2)Не случилось бы вьюги назавтра или ночью

3) Ни шуток ни смеха ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми.

4) Я листья считал на дереве  и ночью в глухом пруду пытался поймать звезду.


А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ты (1) поведай мне (2) добрый молодец  (3) ты (4) какого роду-племени (5) каким именем прозываешься?

1) 1, 2, 3                      2) 1, 3                        3) 2, 3, 5                          4) 3, 5

Прочитайте текст и выполните задания А20—А22; В1—В5; С1.

Зимний лес

    (1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

      (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.

     (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок.

    (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!

 (По Д.Зуеву)

А21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1)  Зимний лес очень красив

2) Зимой жизнь в лесу замирает.

3) По снегу можно узнать о событиях зимнего леса

4) Снег украшает деревья в лесу.

А22. Какой тип речи представлен в тексте?

1)      Повествование

2)      Описание

3)      Рассуждение.

4)      Все типы речи


А23. Укажите предложение, в котором используются антонимы

1) 2         2) 3                      3) 5                              4) 12

Часть 2
В1. Укажите способ образования слова ХИЩНИЦА (предложение 11).
В2. Из предложений 3-6 выпишите качественные  прилагательные
В3. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В4. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

   Зимний лес красив и полон жизни, и поэтому автор многое здесь наделяет человеческими  качествами, используя ___________(предложения 1-3). Показывая красоту снега, Зуев употребляет ________( предложение 12). Подытоживая описание зимнего леса, автор не может удержаться от восхищения и выражает его с помощью __________(предложение 13).
Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) олицетворение
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) эпитет

Часть 3

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Осенний лес» («Весенний лес», «Летом в лесу»)

Итоговый тест за 6 класс в формате ЕГЭ

Вариант 2

Часть 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красИвее           2) средствА                  3) плАто              4) прИбыла


А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый умнейший

2) тремястами пятьюдесятью рублями

3) пятеро щенков

4) лягте на диван

А3. В каком предложении употреблен историзм?

1)      По-архангельски «хрушкий» значило крупный, «диковать»- дурачиться, «выступки»- башмаки.

2)      Счастья алтыном не купишь

3)      Нос с локоть, да ума с перст.

4)      Мы посмотрели сегодня ремейк известной сказки «Приключения Буратино»


Прочитайте текст и выполните задания А4—А8.

(1) ... (2)Среди лесных болот она выбрала самое сухое место, заросшее елками, березняком и мелким орешником. (3)Берлога под сосновой корягой была подготовлена загодя.(4) Повалил снег. (5)Белое одеяло скрыло все следы. (6)В январе в берлоге появились два крошечных, с кулак, медвежонка. (7)Медведица худела. (8)..два ее сына быстро превратились в сытые пушистые шарики. На пятой неделе у одного из них прорезались глаза.

.
А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Медведи живут в лесу.

2) Медведица была хитрая.

3) Медведица устроила удобную берлогу в лесу.

4) Каждое животное устраивает себе осенью удобное место для зимней спячки.


А5. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Зато

2) Поэтому

3) Именно

4) Даже


А6. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из  предложений (частей предложения) текста?
1) выбрала место

2) берлога подготовлена

3) появились  два медвежонка

4) скрыло следы
А7. Укажите верную морфологическую характеристику слова самое  (предложение 2).
1) числительное

2) наречие

3) союз

4) местоимение

А8. Укажите значение слова загодя (предложение 3).
1) Хорошо

2) Удобно

3) Заранее

4) За год

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Весен(1)ее настроение чувствуется и в аквамарин(2)овом небе, и в румян(3)ых стволах яблонь, ждущих

тепла.

1) 1, 2                2) 2             3) 1, 2, 3                   4) 1

А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) загр_ждение, настр_чить, обр_тение

2) зав_нтить, пол_жить, фр_гмент

3) оскв_рнить, прор_стет, ст_клоблок

4) соб_рать, см_ркаться, нач_сто
А11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить

2) мурав_ед, ад_ютант, б_ьют

3) ра_пад, бе_душный, ра_жать

4) п_играть, д_тронуться, н_илучший


А12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) пил_те дрова, сдвин_шь плечом

2) вян_т букет, стел_тся туман

3) ненавид_л его, воз_т саночки

4) опрокин_шь ведро, выйд_те быстро  на улицу

А13. В каком предложении не со словом пишется слитно?

1)      У нас (не) было воды, хотелось пить.

2)      День был очень (не)веселый.

3)      (Не)счастье, а беда меня подстерегала в этом городе.

4)      Моя подруга далеко (не)красавица, но для меня это не главное.

 

А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. Девч_нка          Б .Холщ_вый                     В. Печ_м          Г. Подч_ркнутый 

1) А, Б                2)  Б, В                   3)  В, Г                 4) А, В

А15.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать.

1) 1,2,3, 4                   2 )1,4                   3)  1, 2, 3                 4)  1,2, 4

А16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Уже смеркалось ( ) и в комнате стало темно.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ремесло- золотой кормилец

1)После обобщающего слова перед однородными членами предложения.

2)Между однородными членами предложения

3) Между подлежащим и сказуемым

4) Между частями  сложного предложения


А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Когда(то) давно я был влюблен в эту сине(глазую) девочку.

2)(В)переди меня сидел широко(плечий) юноша.

3) На северо(востоке) небо было голубовато(серым)

4) (Кое)с(кем) из товарищей я не общался, потому что был в ссоре с ними.

А19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)      Они вышли из комнат и по каким-то запутанным коридорам и лестницам прошли в огромный и гулкий зал ожидания.

2)      Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.

3)      В чаще леса сорвалась с шуршанием тяжелая шишка царапнула густые ветви и гулко ударилась о землю.

4)      Маяк то вспыхивал то то погасал беззвучно.


А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люблю тебя (1) моя (2) Россия (3) за твой характер боевой (4) за испытанья грозовые (5) за величавый облик твой.

1) 1, 2, 3              2)  1, 3, 4,5                   3) 1, 2, 3, 5                4) 4, 5

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.


Осенняя картинка

     (1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

          (4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные!

       (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

 (По Д.Карагодову)

А21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Осенние листья, падающие в воду, напоминают  кораблики.

2) Люди пускают листья, как кораблики, в воду.

3) Еще много необлетевших листьев на деревьях.

4) Первым облетает клен.

А22. Какой тип речи представлен в тексте?

1)      Повествование

2)      Описание

3)      Рассуждение.

4)      Все типы речи


А23. Укажите предложение, в котором используются синонимы

1) 3
2) 5   
3) 9 
4) 12
Часть 2

В1. Укажите способ образования слова ЗАПАС (предложение 4).

В2. Из предложений 4-7 выпишите определительное местоимение

В3. Среди предложений 8- 12 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В4. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А20—А22, В1—В4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Д Карагодов представляет нам прекрасную картину осени. Рисуя картину листопада, автор называет листья корабликами, употребляя такое изобразительное средство, как ___(предложения 1-4,6). Восхищаясь их множеством и красотой, использует________(предложения 1,7). Желая показать, что листопад только начинается и еще много неопавших листьев на деревьях, автор употребляет ___--(предложение 4).

Список терминов:

1) эпитет

2) олицетворение

3) метафора

4) восклицательные предложения

5)  сравнение


Часть 3

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Весенняя картинка» («Зимняя картинка», «Летняя картинка»).


Ответы

Вариант1.

1.       1

2.       2

3.       3

4.       4

5.       2

6.       1

7.       3

8.       4

9.       1

10.   2

11.   3

12.   3

13.   3

14.   4

15.   4

16.   3

17.   3

18.   4

19.   1

20.   3

21.   2

22.   2

23.   4

Часть  2.

1-      Суффиксальный

2-      Глубок, круглые

3-      3

4-      8

5-      2,4,3

 

Вариант 2

1.       1

2.       1

3.       2

4.       2

5.       1

6.       3

7.       4

8.       3

9.       4

10.   1

11.   1

12.   2

13.   2

14.   3

15.   4

16.   4

17.   3

18.   2

19.   4

20.   2

21.   2

22.   2

23.   3

 

Часть 2.

1.       Бессуффиксный

2.       Самые

3.       9

4.       3

5.       3,4,5

 

Сочинение оценивается двойной оценкой (за содержание и грамотность, как на уроке).

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, задание В5- 3 баллами. Максимальное количество баллов- 40 (23А+7В+ 10С(5/5)

Критерии оценивания:

«3»- 18-25 баллов

«4»- 26- 35

«5»- 36-40

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Паспорт фонда оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации

Паспорт фонда оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет

Найдите строку, в которой все существительные в предложном падеже единственного числа имеют окончание –И

Найдите строку, в которой все существительные в предложном падеже единственного числа имеют окончание –И

А) выгода, находка, племя

А) выгода, находка, племя

Собаки было залаяли, но, узнав

Собаки было залаяли, но, узнав

Глубина озера Байкал – 1640 метров

Глубина озера Байкал – 1640 метров

Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца

Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца

Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей

Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей

Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их(прит

Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их(прит

Произведите фонетический анализ слов: 1 вариант – елей; 2 вариант – осинке

Произведите фонетический анализ слов: 1 вариант – елей; 2 вариант – осинке

Определите способ образования слов:

Определите способ образования слов:

Вставьте пропущенные буквы: К…саться, , зап…рались, пол…гать, выт…рать, изл…жение, р…сток, заг…р, р…сту, выд…ру, прил…гать, забл…стели, сл…гаемое, прик…саться, выр…щенный, сл…жить, пост…лить, соб

Вставьте пропущенные буквы: К…саться, , зап…рались, пол…гать, выт…рать, изл…жение, р…сток, заг…р, р…сту, выд…ру, прил…гать, забл…стели, сл…гаемое, прик…саться, выр…щенный, сл…жить, пост…лить, соб

Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик

Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик

Посмотрим внимательно на картину

Посмотрим внимательно на картину

Физкультминутка. Давайте встанем, представим, что мы находимся в этой солнечной комнате

Физкультминутка. Давайте встанем, представим, что мы находимся в этой солнечной комнате

А3. В каком предложении употреблен архаизм? 1)

А3. В каком предложении употреблен архаизм? 1)

Нападение с целью грабежа 4)

Нападение с целью грабежа 4)

Сложное предложение, перед союзом

Сложное предложение, перед союзом

По Д.Зуеву) А21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1)

По Д.Зуеву) А21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1)

Часть 1 А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) крас

Часть 1 А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) крас

А8. Укажите значение слова загодя (предложение 3)

А8. Укажите значение слова загодя (предложение 3)

Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать

Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать

Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд

Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд

Список терминов: 1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) восклицательные предложения 5) сравнение

Список терминов: 1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) восклицательные предложения 5) сравнение

Фосы по русскому языку. 6 кл.

Фосы по русскому языку.  6 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021