Логопедическое пособие на автоматизацию звуков [ж],[ш],[щ],[ц],[с],[с’],[л],[л‘],[р],[р‘],[з],[з‘]
для детей 4-7 лет
Автор пособия:
Козлова Наталья Александровна
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №61»
г. Сыктывкар
Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач педагога на конкретном занятии. В работе используется наглядность в виде фотоаппарата и ярких, интересных ламинированных картинок в количестве 32 «фотоплёнок» на автоматизацию звуков [ж],[ш],[щ],[ц],[с],[с’],[л],[л‘],[р],[р‘],[з],[з‘]
–позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.
Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 4 и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно.
При помощи наглядных средств можно повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Часто педагоги остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда педагогу приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.
Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.
Цель: автоматизация звуков [ж],[ш],[щ],[ч],[ц],[с],[с’],[р],[р‘],[л],[л’],[з],[з’] в словах.
Задачи:
Расширять и активизировать словарный запас детей;
Развивать умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными;
Развивать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе;
Упражнять в образовании относительных прилагательных;
Упражнять в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Упражнять в употреблении существительных с числительными. Закреплять род существительных. В данной игре числа 1 и 5;
Упражнять в составлении различных фраз с использованием картинок;
Расширять глагольный словарь: глаголы движения, звукоподражания;
Упражнять в делении слов на слоги (части);
Упражнять в определении места звука в слове;
11. Упражнять в нахождении предметов по сходству(по разным качествам: по цвету, форме, величине и т.д., по количеству слогов, по месту звука в слове…);
12. Упражнять в образовании существительных в форме винительного падежа единственного числа.
13. Развивать грамматический строй речи;
14. Развивать мелкую моторику.
1. Игра «Скажи какой? какая? какое?» (цвет, форма, величина, вкус, наощупь и др.качества)
Ребёнок переключает кадр на фотоаппарате и произносит: «Зелёный огурец, овальный огурец, маленький, твердый, вкусный….»
2. Игра : «Подбери словечко» (до 5 прилагательных к предмету): «Дверь деревянная, красивая, высокая, коричневая, прямоугольная»
3. Игра «Скажи по-другому»
Ребёнок переключает кадр на фотоаппарате и произносит: «Деревянная лодка, железная пила…» (по возможности).
4. Игра «Скажи ласково»
Ребёнок переключает кадр на фотоаппарате и произносит слово в уменьшительно-ласкательной форме: «Цветок-цветочек, орех-орешек….»
5. Игра «Сосчитай-ка от 1 до 5»
Ребёнок переключает кадр на фотоаппарате и произносит: «Одна шишка, две шишки, 3, 4, пять шишек»
6. Игра «Придумай фразу»
Ребёнок переключает кадр на фотоаппарате и произносит: «Это лиса… Это рыжая лиса… Я вижу лису…и т.д.»
7. Игра «Кто что делает?» (с изображениями животных, птиц составлять предложения)
Варианты игр:
Ребёнок переключает кадр на фотоаппарате и произносит: «Оса летит. Собака гавкает. Жук ползет. Рыба плывёт и т.д.»
8. Игра «Раздели слова на части»
Ребёнок переключает кадр на фотоаппарате и произносит слово разделяя его по слогам: «Со-ба-ка, ба-боч-ка…и т.д.»
9. Игра «Найди по описанию»
Перед ребёнком фотопленка с картинками. Воспитатель произносит: «Найди круглое, оранжевое и т.д…», ребёнок находит подходящую картинку и называет ее : «Апельсин»
10. Игра «Где звук»
Перед ребёнком фотопленка с картинками. Воспитатель произносит: «Посмотри и определи, где спрятался звук [ж],[ш],[щ],[ч],[ц],[с],[с’],[р],[р‘],[л],[л’],[з],[з’] в начале, в середине или в конце слова». Ребенок должен назвать: «Звук [щ] в слове щавель стоит в начале слова, овощи-в середине слова, в слове клещ в конце слова…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.